Население как источник трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:13, реферат

Описание

Население каждой страны характеризуется определенным половым, возрастным, национальным, образовательным и профессиональным составом, влияющим на различные факторы экономической жизни страны: размещение продуктивных сил, уровень и направленность экономики и т.д. Особенностью украинского населения является его многонациональность. Поэтому актуальным представляется налаживание действенного управления миграционными процессами, отказ от старого принципа «перемешивания народов», реализация которого уже привела к межэтническим конфликтам во многих районах.

Работа состоит из  1 файл

Население как источник трудовых ресурсов.doc

— 449.50 Кб (Скачать документ)

Наиболее оптимистично оценивает ожидаемую динамику рождаемости  в Украине Межгосударственный статистический комитет СНГ: суммарный коэффициент рождаемости после 2000 г., по его расчетам, ожидается на уровне 2,0 (оптимистический вариант) или 1,9 (средний вариант) [26, c.49-50]. В оптимистическом варианте прогноза ООН предполагается повышение показателя рождаемости к 2025 г. до 2, 3; в среднем до 1,8; в пессимистическом до 1,5 [3, p.331-332].

Среди стран, расположенных  на территории бывшего СССР, более  низкий, чем в Украине, общий коэффициент  рождаемости наблюдается сегодня  лишь в Латвии и Эстонии. Среди  экономически развитых стран ниже, чем в Украине, этот показатель лишь в Италии, Испании, Сан-Марино и Гонконге. Однако следует отметить, что падение рождаемости в этих странах сопровождается существенным снижением коэффициента смертности и повышением средней продолжительности жизни [34, c.4].

В Украине, наоборот, со второй половины 1960-х гг. наблюдается неуклонное увеличение смертности и снижение продолжительности жизни. Разрыв между Украиной и развитыми странами по средней продолжительности жизни достиг в 1997 г. 11,9 года у мужчин и 7,6 года у женщин. Правда, в 1996 г. появились признаки стабилизации, а затем и улучшения этих показателей. В течение 1996-1998 гг. смертность несколько снизилась, а средняя продолжительность жизни выросла на 1,5 года у мужчин и на 1 год у женщин, однако остается пока на уровне показателей 40-летней давности [33, c.21]. В прогнозах смертности, включая наиболее оптимистичные их варианты, даже через 20-30 лет не ожидается достижение нынешнего уровня западных стран. По показателю средней продолжительности жизни Украина находится сегодня в двенадцатой десятке из 198 стран и отстает от стран Западной Европы на девять лет, а от Японии на двенадцать.

Оценка ожидаемой средней  продолжительности жизни составит в 2026 г. в Украине по среднему варианту прогноза 68 лет у мужчин и 76, 5 года у женщин [33, c.27]. Отмеченное соотношение рождаемости и смертности приведет к существенным изменениям в возрастном составе населения. Оно значительно постареет. Причем наблюдаемая ныне более глубокая степень постарения сельского населения сменится после 2011 г. большим удельным весом пожилых в городах. По среднему варианту прогноза Института экономики НАН Украины доля детей в возрасте до 15 лет снизится с 20,7% в 1998 г. до 16, 1% в 2026 г. (в том числе, в городах 13,5%, в селах 21,1%), населения в работоспособном возрасте, соответственно, с 56,1% до 55,8% (в городах 56,0%, в селах 55,4%), в пенсионном возрасте увеличится с 23,2% до 28, 1% (в городах 30,5%, в селах 23,5%) [33, c.38-39]. Депопуляция, скорее всего, будет характерна для Украины и за пределами прогнозного периода. Лишь оптимистический вариант прогноза, основанный на предположении, что в ближайшие годы произойдут кардинальные положительные изменения в социально - экономических условиях воспроизводства населения, обещает некоторый естественный прирост населения в сельской местности после 2021 г. [33, c.45].

Механическое  движение населения.

В условиях глубокого  демографического кризиса миграция как одна из составляющих воспроизводства населения не может быть не кризисной. Это проявляется в росте доли вынужденных мигрантов и беженцев в общей численности мигрантов; оттоке населения за пределы страны, в том числе формировании мощных потоков трудовых мигрантов; падении интенсивности внутренней миграции, переориентации миграционных потоков из городских поселений в сельскую местность. Преобладание притока населения, особенно возросшее в первые годы независимости (в 1991-1993 гг. по сравнению с 1989-1990 гг. в 3,5 раза), сменилось вследствие падения уровня жизни преобладанием оттока. Среднегодовые миграционные потери населения страны в 1994-1997 гг. (112,7 тыс. чел.) приблизились к среднегодовым миграционным приобретениям, имевшим место в 1989-1993 гг. (122,7 тыс. чел.). Произошло существенное изменение направлений потоков миграции. Доля сальдо миграции со странами так называемого "дальнего" зарубежья в общем отрицательном сальдо страны возросла с 35,5% в 1994 г. до 55,7% в 1997 г. Ориентация на переселение за границу, особенно у молодежи, является очень высокой. Так, по данным социологического исследования социально - демографических установок молодежи, проведенного в 1998 г. в Восточной Подолии (западные районы Черкасской области, север Кировоградской, восточные районы Винницкой области), желание переселиться за границу высказали 29% респондентов [33, c.31]. Уже сегодня среди работающих, например, в Чехии иностранцев наиболее высокий процент составляют украинцы [22, c.7]. Свободный перелив капитала в районы с более высокими темпами экономического роста предполагает высокую миграционную подвижность населения. Однако в Украине тенденция к снижению миграционной подвижности, наблюдаемая здесь с 1971 г., не сменилась в условиях становления рыночной экономики ее повышением. В 1996 г. значение коэффициента миграционного оборота населения составило всего 37,3% от его величины в 1970 г., что свидетельствует о снижении тесноты миграционных взаимосвязей между регионами страны [33, c.32]. С 1994 г. и внешняя миграция имеет отрицательное сальдо. Прогноз межгосударственного миграционного обмена исходит из плавного уменьшения его отрицательного сальдо до 2016 г. По среднему варианту прогноза в 1996 - 2015 гг. за счет миграции численность населения страны уменьшится на 1, 3 млн. чел. Для 2016-2020 гг. предполагается нулевое сальдо миграции, для 2021-2025 гг. положительное (10 тыс. чел. ежегодно). Пессимистический вариант прогноза предусматривает сохранение отрицательного сальдо и в 2025 г. (20 тыс. чел. ежегодно), оптимистический положительное сальдо начиная с 2016 г. (20 тыс. чел. ежегодно для периода 2016-2020 гг. и 40 тыс. чел. ежегодно в 2021-2025 гг.) [33, c.35].

Предполагается, что преобладающая  роль России как страны притяжения мигрантов сохранится. В то же время в территориальной структуре отрицательного сальдо миграции населения опережающими темпами будет возрастать доля стран так называемого дальнего зарубежья. Уменьшение численности населения, согласно оценке Института экономики Национальной академии наук Украины, будет продолжаться в течение всего прогнозного периода. Некоторое улучшение режима воспроизводства населения не сможет, по мнению исследователей, компенсировать влияние на демографическую ситуацию его неблагоприятной возрастной структуры. Исходя из этого по среднему, наиболее вероятному варианту прогноза численность населения Украины на начало 2026 г. составит 42, 1 млн. чел. (сокращение на 16,6% по сравнению с численностью населения в 1998 г.). Границы, в которых она может колебаться, от 38, 3 млн.. чел. (пессимистический вариант) до 45,5 млн. чел. (оптимистический вариант). По среднему варианту в городах численность населения составит 27,9 млн. чел., в селах 14,2 млн. чел. Удельный вес городского снизится до 66% [33, c.36-37].

К 2050 г. по пессимистическому  варианту прогноза население Украины  сократится до 25 млн. чел., по оптимистическому до 35 млн.. чел. (на начало 1999 г. здесь проживало 49, 9 млн.. чел.) [22, c.7]. Резкое сокращение численности коренного населения может повлечь за собой увеличение притока иммигрантов, в основном из Азиатского и Африканского континентов. Вследствие этого удельный вес коренного населения будет постоянно уменьшаться, а доля неевропейского населения возрастать.

Улучшение демографической  ситуации тесно связано с позитивными  изменениями в социально-экономической сфере. В кризисных условиях, по мнению составителей прогноза, лучшей демографической политикой является эффективная экономическая политика. В то же время, выход из демографического кризиса предполагает специальные усилия общества, которые в условиях дефицита ресурсов должны быть направлены на решение наиболее острых демографических проблем. Наиболее важной из них ныне является проблема ухудшения здоровья населения. В связи с этим основной задачей демографической политики должно стать сохранение и улучшение здоровья населения как одного из важнейших приоритетов нации. Реализация этой задачи требует такой стратегии социально - экономического развития, которая предвидела бы ориентацию всех сфер хозяйства на оздоровление условий жизни, в частности, условий труда, быта, детородной деятельности, то есть стратегии, которая воплощается во многих странах под названием “Здоровье для всех». Поскольку любые изменения в социально - экономической политике прямо или косвенно влияют на условия воспроизводства населения, демографические проблемы необходимо решать с помощью усиления демографической направленности и демографической эффективности мероприятий во всех сферах жизни общества, особенно в сфере труда. Именно наполнение мероприятий в сфере экономики демографическим содержанием придает экономике качество социально ориентированной [33, c.49].

Особенно это касается политики в области заработной платы, в составе которой должна быть предусмотрена доля, достаточная для покрытия затрат не только на воспроизводство функционирующей рабочей силы, но и на создание новой, то есть на содержание и воспитание необходимого для семьи и общества количества здоровых детей.

Следует отметить, что  в “Программе Украина 2010», разработанной правительством при участии ученых, планируется повышение размера реальной заработной платы в 2005 г. по сравнению с 1997 г. в 1,5 раза, а в 2010 г. в 2,3 раза [27, c.14]. Авторы прогноза констатируют, что демографический кризис, к сожалению, еще не осмыслен общественностью и руководящими структурами в той мере, какой требуют современное состояние и тенденции изменения демографической ситуации. Недооценка серьезности современной демографической ситуации проявляется в том, что население и механизм его сохранения - воспроизводства остаются на периферии государственной политики, отсутствует национальная программа мероприятий, направленных на решение демографических проблем. Демографической политики как единства скоординированных действий, направленных на обеспечение демографического благополучия страны, сегодня в Украине не существует. Об этом свидетельствует и содержание упомянутой Программы «Украина-2010», где демографическая политика сведена к социальной защите населения, осуществляемой к тому же на уровне, не удовлетворяющем элементарных потребностей выживания.

Следует отметить, что в нынешней ситуации демографическое прогнозирование превратилось в решение уравнения со многими неизвестными: отсутствует общая экономическая стратегия - прогноз развития страны (ожидаемые изменения в социально - экономических условиях воспроизводства населения), неясно влияние последствий Чернобыльской катастрофы на демографические процессы, неизвестны демографические последствия распространения СПИДА, не стала предметом осмысления в контексте демографических процессов фактическая открытость границ государства и, наконец, отсутствует надежная информационная база демографического прогноза (после последней переписи населения прошло уже 10 лет, а Всеукраинская перепись запланирована лишь на 2001 г.). Все это делает практически неосуществимым составление прогноза качественных (социально - экономических) характеристик населения. Что касается прогнозирования численности и поло - возрастного состава городского и сельского населения Украины, то демографы научились предвидеть их практически без ошибок. Например, уменьшение населения Украины в 1990-х гг. предвидели еще в начале ХХ века [22, c.6].

Убедиться в точности нынешнего прогноза демографического будущего Украины можно, конечно, только post factum, как говорится, поживем увидим. В то же время, единственный известный способ как-то влиять на будущее - это создавать его. По мнению известного демографа, прогноз является способом не столько предвидения, сколько создания будущего [28, c.24-25]. Особого внимания заслуживают его слова, если речь идет о прогнозе - предупреждении.

 

5. Влияние демографических  процессов на состояние трудовых  ресурсов

 

Итак, как видим, сегодня  демографические процессы в Украине  проходят очень пессимистично. Из всех прогнозов в социально-экономической сфере демографические являются самыми точными в силу того, что демография как наука успешно продвинулась, используя отработанные методики и полную информацию. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного (основной источник пополнения трудовых ресурсов) сократится с 5,1 млн. человек в 1993 году до 4,4 млн. человек в 2005 году (с 10,2% до 8,4%).

Это приводит к  необратимым изменениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, - словом, снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в ряде территорий Центральной и Западной Украины доля лиц пожилого возраста больше 30-40% и имеет тенденцию к росту. Также в ближайшие два года произойдут изменения в численности населения в трудоспособном возрасте. В эту категорию войдет многочисленное пополнение 80-х годов при выбытии людей малочисленного поколения военных лет, что дополнительно обострит проблему занятости, в особенности для молодежи.

В связи с вышеперечисленными показателями макроэкономический спад неизбежен. Только за счет демографического фактора ожидается сокращение ВВП сократится к 2005 году на 7% по среднему варианту прогноза или 13% по пессимистическому.

Кроме старения нации  на качество трудовых ресурсов действуют  и иные факторы.

Наблюдаемый ныне процесс  перемещения рабочей силы из «легального» сектора экономики в «теневой» (даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет отрицательный характер, хотя и неоднозначен по последствиям. С одной стороны, он позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных явлений в официальной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребностей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в экономике, снижается собираемость налогов и т.д.

На сегодняшний день главной проблемой занятости  остается не безработица, а неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, в первую очередь находящейся в вынужденном простое. В связи с этим значительную часть населения беспокоит угроза потери работы.

В настоящее время  ситуация на региональных рынках труда приобретает новые черты. Во-первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников.

Информация о работе Население как источник трудовых ресурсов