Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:49, доклад
Сегодня психологи и социологи всего мира бьют тревогу по поводу насилия в масс-медиа, изощренных убийствах на экране, кровавых компьютерных играх, цинизм которых превосходит все мыслимые и немыслимые нравственные барьеры...
Реферат на тему:
« Насилие и телевидение »
Студентка 3 курса
Гуманитарного факультета
Специальности:
«Связи с общественностью»
2009 – 2010 год
Насилие и телевидение.
Пропаганда насилия в кино и на ТВ, в компьютерных играх и современной музыке – одна из причин всеобщего ожесточения нравов нынешней молодежи
Пропаганда насилия в фильмах и на телевидении, в компьютерных играх и современной музыке – одна из причин всеобщего ожесточения нравов нынешней молодежи. Однако в виду поголовного приобщения массового сознания к продукции именно такого характера перспективы ее запрета обреченными на провал.
Сегодня психологи и социологи всего мира бьют тревогу по поводу насилия в масс-медиа, изощренных убийствах на экране, кровавых компьютерных играх, цинизм которых превосходит все мыслимые и немыслимые нравственные барьеры. Не отстает и современная поп-музыка с ее безумными текстами и соответствующей музыкой. Специалисты до сих пор не могут дать точного ответа, как в действительности действует на психику человека изображение насилия: провоцирует ли оно подражание или же, напротив, вызывает неприятие агрессии. И есть ли в современном обществе тенденции, которые в будущем позволят снизить массовое тиражирование насилия и заставят человечество вернуться к пропаганде гуманистических ценностей.
Лишь немногие специалисты сегодня сомневаются, что насилие виртуальное способно в определенном случае вызвать насилие реальное. Как быть в этой ситуации? Очевидно, что с помощью простого запрета этой проблемы не разрешить, поскольку она давно уже имеет глобальный характер и вышла на межгосударственный уровень. Кроме того, именно запрет, как правило, и провоцирует повышенный интерес людей к теме.
Главный "подозреваемый" сегодня, повинный в массовом крушении морально-нравственных общественных устоев – "индустрия развлечений". Кинофильмы, телесериалы, компьютерные игры, музыка и литература – культивируют в различных формах насилие, что быстро доходит до потребителя.
Киноиндустрия во главе с голливудской "фабрикой грез" вот уже много лет ассоциируется с мнением, что именно она в первую очередь поставляет материал, фактически учебное пособие, для реальной бойни. Так, в 1981 году в США умопомешанный по имени Джон Хинкли оправдывал свои выстрелы в президента США Р.Рейгана тем, что его подвел к этому 15-кратный просмотр фильма "Такси". В картине Мартина Скорсезе главный герой, нью-йоркский таксист, погружается в фантастические грезы о мести и устраивает в борделе кровавую "баню" – и по сей день очень точная сценическая психограмма неистового безумия.
ПрирожденныеубийцыОСтоунаПриро
Однако некоторые робкие шаги на пути ограничения насилия на телеэкране все же предпринимаются. Например, в той же Америке предыдущий президент Б.Клинтон, обеспокоенный данными исследований, в соответствии с которыми среднестатистический американец по достижении 18 лет видит около 40 тыс. убийств в кино и на телевидение, потребовал от Голливуда и ТВ-студий более не культивировать в такой гипертрофированной мере насилие и культ оружия. Многие американские СМИ атаковали тогда наиболее одиозных поп и рок-идолов, таких, как например, Мерилин Мэнсон, музыка которого наравне с немецкой группой "Рамштайн" очень популярна среди молодых людей, многие из которых склонны к насилию. Кстати, свою сценическую фамилию Мэнсон позаимствовал у религиозного фанатика Чарльза Мэнсона, который в 1969 г. вместе с членами своей секты зверски умертвил 5 студенток.
Что касается России, то у нас давно уже махнули рукой на "творчество" таких музыкальных групп, как "Коррозия металла", призывающая в своих песнях к сатанинскому шабашу. За последнее десятилетие возникла целая плеяда молодежных рок-групп, пропагандирующих насилие и разжигающих национальную и религиозную рознь. Достаточно посетить концерт рок-группы "Террор", популярной в определенных кругах молодежи, и понаблюдать за ее поклонниками дабы ужаснуться глубиной их морально-нравственного падания. Вообще удивляет сама возможность реализации у нас в стране проектов типа "Бритоголовые идут" некоего Олега Гастелло. Стоит ли после этого удивляться кровавым вспышкам агрессивности у молодежи во время футбольных матчей или тому, что недавно происходило в центре Москвы после трансляции футбольного матча Россия-Япония?
Не отстают от музыкантов и отечественные кинематографисты. Выходящие в последние годы на экраны фильмы российских режиссеров по степени насыщенности сценами насилия не только не уступают, но и кое в чем даже превосходят голливудские блокбастеры. Достаточно упомянуть такие шедевры нашего "нового" кино как сериал "Бандитский Петербург" и многие другие, героями которых являются наемные убийцы и склонные к насилию сотрудники правоохранительных органов.
Необходимо упомянуть еще один "подарок" прогресса цивилизации, связанный со всеобщей информатизацией общества – компьютерные игры, количество которых ежегодно растет и насилие в которых давно стало их неотъемлемой составляющей. Высокие технологии совершили настоящий прорыв в 90-е годы, и возникновение нового пласта реальности - виртуального пространства – открыло перед человеком совершенно новые возможности в анимации и режиссуре.
Если в 70-е годы первые компьютерные игры представляли собой безобидные игровые стимуляторы (спортивные, например), то сегодня эти "первые опыты" трансформировались в настоящие кровавые оргии, часто изобилующие циничными подробностями насилия и нецензурной лексикой. Некоторые ученые считают, что "соответствующим" образом подготовленный молодой человек благодаря увлечению компьютерной игрой вполне может войти в состояние так называемого ролевого транса, последствиями чего становятся кровавые трагедии.
Сегодня среднестатистический ребенок проводит в школе времени меньше, нежели у экрана телевизора. Из чего следует вывод о господствующем социальном влиянии телевидения на становление и воспитание молодых "умов". Оградить российское общество от пропаганды насилия с экранов телевидения похоже нет никакой возможности – ведь у нас "демократия" и "рынок". Можно только представить какой хай поднимут бизнесмены от масс-медиа из-за потери рейтингового продукта.
Фильм Дэвида Финчера "Бойцовский клуб" притягивает взгляды малолетних зрителей: сцена самоубийства, когда герой вставляет себе в рот ствол пистолета и спускает курок, во всех подробностях изображает, как пуля выходит с обратной стороны головы, разбрызгивая мозги и кровь. Только этот эпизод стоил 250 тыс. долларов. Имеет ли он, как полагают поборники теории катарсиса ("очищения") душеочищающее, терапевтическое воздействие? Или же самым непосредственным образом толкает к применению оружия?
Ужасы в кино – и их возможные последствия для психики зрителя - измеряются не только в декалитрах пролитой крови. Речь идет и о перспективе в буквальном смысле, т.е. о сценическом эффекте, "когда общий план виден глазами преступника". В фильме "Зловещие мертвецы" камера движется по дому, как будто мы видим все глазами зомби. Такая постановка являет собой наиболее радикальную субъективизацию взгляда, особенно характерную сегодня для модели компьютерных игр. Подобные игры называют "эго-шутерами" ("стрелялка от первого лица"): игрок видит общий план, окружение вокруг ствола своего оружия. Он сам является главным персонажем. Сегодня одна из наиболее популярных игр такого плана – "Counterstrike". "У каждого юного безумца, вставшего на путь насилия, сыщики всегда находят что-либо, так или иначе с этим насилием связанное", – заявляет Джо Гребель, генеральный директор Европейского института масс-медиа. Исследования, проведенные в 2000 году в Германии, выявили притупление морали и этики у пользователей компьютерных игр. 280 подростков подключили к электродатчикам и камерам. Те из них, кто регулярно играет в кровавые компьютерные игры, с явным интересом смотрели на изображения и фото людей и животных, находящихся в катастрофических ситуациях, терпящих бедствие. При этом подростки, как правило, не обнаруживая ни малейшего сопереживания чужой беде.
В современном искусстве сложно найти изображение реальности, которая могла бы что-то противопоставить росту насилия среди игроков и киноманов: как, правило, жертва в момент ее уничтожения исчезает из поля зрения, не давая тем самым потребителю (зрителю или игроку) хорошенько посмотреть на результаты своего "подвига". Вообще, на этом не принято акцентировать внимание. Герой боевика – "хороший парень" – устилает свой путь горами трупов "плохих парней", которые затем словно в воздухе растворяются.
Фактически же все протесты старшего поколения, поборников формирования здоровой морали среди юношества, вызывает у подростков лишь раздражение и стойкое неприятие всех запретов. А в ультрасвободном, ломающем все стереотипы и запреты обществе все это вызывает только появление новых экстремистов.
Изменения, произошедшие с телевидением и на телевидении за два последних десятилетия, безусловно, коснулись не только его организационной и финансовой стороны, но и коренным образом изменили его контентную часть. Содержание программ советского телевидения было обусловлено идеологическими задачами многонационального государства, укреплением и популяризацией социалистического образа жизни, прославлением трудовых успехов, воспитанием молодого поколения, развитием такого социального института, как семья (ячейка общества) и пр. При отсутствии Законов о СМИ и рекламе контроль за эфиром осуществлялся с помощью цензуры, справедливо отвергаемой демократическим устройством государства. Однако проблема засилья на телевизионном экране сцен убийств, кровавых разборок, насилия, взрывов и драк остро стала именно теперь, в «новый век» телевизионной истории, очевидно являясь неизбежной издержкой свободы слова.
Сегодня много говорится о построении гражданского общества на средства западных инвесторов, Государственная Дума «борется» с недобросовестной телевизионной рекламой, психологи, критики и исследователи новейших СМК постоянно поднимают вопрос о пагубном (особенно для молодежи) влиянии агрессивного телевидения на психику человека и о его нравственной стороне. Так, в Краснодаре создан первый в России общественный совет по этике и нравственности в сфере телерадиовещания, в полномочия которого входит экспертиза теле-, кино-, аудиопродукции. В основу положения общественного совета легли поправки к 4-й статье Федерального Закона о СМИ, разработанные краснодарскими депутатами. Весной 2004 года депутаты Законодательного Собрания края внесли в Госдуму эти поправки. В пояснительной записке к поправкам говорилось, что СМИ "используются для пропаганды бездуховности", "неуважительного отношения к истории, традициям и обычаям русского народа", а потому их необходимо взять под контроль. Тем более что Конституция позволяет ограничить гражданские права, если это "необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц". Однако возможность создания на федеральном уровне совета по защите морали и нравственности вызвало разноречивые мнения. Партия «Яблоко», например, заявила, что в лице «Совета по нравственности» коммунистическое большинство пытается возродить идеологический отдел ЦК. «Люди с осторожностью включают телевизор, когда рядом находятся дети», - заявил Сергей Иваненко. Однако решать ее, по мнению фракции, надо путем законодательных ограничений, а не посредством установления политической цензуры. Поровну разделились мнения опрошенных радиостанцией "Эхо Москвы" при ответе на вопрос, нужен ли специальный орган по защите нравственности на телевидении. Экспресс-опрос, проведенный в рамках программы "Рикошет" по интерактивным телефонам, показал, что 50 процентов опрошенных придерживается мнения, что специальный орган по защите нравственности на телевидении нужен, в то время как 50 процентов считают, что такой орган не нужен. Всего в ходе опроса за 5 минут на радиостанцию "Эхо Москвы" поступило 1910 телефонных звонков.
Такая активность аудитории, конечно же, свидетельствует об том, что население волнует вопрос направленности содержания телевизионных программ. Сегодня, когда каждая вторая семья имеет два и более телевизионных приемников (в среднестатистической семье они работают до семи часов в день), а также в силу ежедневной занятости на работе большей части взрослого населения, очень трудно проследить, какие программы смотрит ребенок. А сетка вещания федеральных каналов, например, построена таким образом, что избежать просмотра программ, посвященных криминальным событиям, невозможно, т.к. когда подобного рода передача заканчивается по одному каналу, на другом она уже начинается. По данным исследователей, за час эфирного времени в прайм-тайм на экране происходит от трех до пяти актов насилия, однако при демонстрации детских программ, включая мультфильмы, это число возрастает до 20-25. Наиболее ярко агрессия, связанная с просмотром телепрограмм, проявляется у мальчиков в юношеском возрасте, а у девочек - в начальный период зрелости. Самым типичным проявлением насилия у мальчиков оказались драки, а у молодых женщин - кражи и угрозы нанесения телесных повреждений.
Проблема того, как оградить своего ребенка от агрессивного влияния телевидения, сегодня также обсуждается на самом высоком уровне. Мэр Москвы Юрий Лужков подчеркнул, что "телевидение, как и наше общество, склонно к крайностям". По его словам, "в советские времена на экранах вообще не фигурировали отрицательные события в жизни страны, а сегодня телевидение двинулось в противоположную сторону". По мнению мэра, "пропаганда насилия заполонила все и вся", при этом программной политики, которая могла бы этому противостоять, до сих пор не сформировано. «Идет эксплуатация всевозможных видов людских пороков. Мутная волна насилия и растления буквально захлестывает из телевизионных ящиков. Для того чтобы защитить наших детей от растления, мы сегодня вынуждены просто отключать телевизоры. Я, например, в своей семье запретил детям смотреть телевизор, потому что телевизионные программы ломают детскую психику, и мы получаем потом рост организованной преступности», - заявил на своем официальном сервере С.Глазьев.
"Новые Известия" замечают, что насилием на телеэкранах возмущены не только депутаты, но рядовые телезрители. "Стоит заметить, - пишет издание, - что в вопросе борьбы за нравственность на телевидении парламентарии пользуются серьезной поддержкой россиян. По результатам опроса, проведенного в августе этого года исследовательским холдингом ROMIR Monitoring, 45% россиян выступают за запрет показа сцен насилия в любых телепередачах".
Основную причину агрессивности телевидения мы видим в его американизированности. После того как в России рухнул «железный занавес», на телевизионные экраны страны хлынул поток американских и западноевропейских боевиков и фильмов ужасов. Мультфильмы, реалити-шоу и другие экспортируемые нам программы, содержащие акты насилия, были лишь первым шагом развития рейтингового телевидения в России. Далее мы все сделали сами. Сегодня на отечественном телевидении представлены практически все мировые аналоги программ, способствующих повышению рейтингов каналов, а следовательно, и отвечающие вкусам массовой аудитории. Российский кинематограф поспешил откликнуться на новые веяния созданием фильмов, наполненных натуралистически снятыми сценами жестокости. Информационные и информационно-аналитические программы соревнуются между собой в том, кто сильнее напугает телезрителя. Хотя, нельзя не отметить, что «капиталистический мир» также обеспокоен этой ситуацией в СМК. Как показывают исследования, проведенные в Соединенных Штатах, Канаде и Южной Африке с 1957 по 1989 год, всегда и везде с появлением телевидения возрастает количество совершенных убийств.
Американский психолог Джордж Гербнер (George Gerbner) из Пенсильванского университета начиная с 1967 года изучал сетку вещания телевидения США. Он обнаружил, что две из каждых трех программ содержали сюжеты насилия («действия физического принуждения, сопровождающиеся угрозами избиения или убийства, либо избиения или убийства как таковые»). Таким образом, к моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8 тыс. сцен с убийствами и 100 тыс. других действий с применением насилия.
Размышляя по поводу своих исследований, Дж. Гербнер замечает:
«В истории человечества бывали и более кровожадные эпохи, но ни одна из
них не была до такой степени пропитана образами насилия, как наша. И кто знает, куда нас унесет этот чудовищный поток зримого насилия... просачивающийся в каждый дом через мерцающие экраны телевизоров в виде сцен безупречно отрежиссированной жестокости» .
Многочисленные исследования агрессивного поведения, его приобретения и модификации провел канадский психолог Альберт Бандура (Albert Bandura) в рамках социально-когнитивной теории. Этот подход предполагает, что моделирование влияет на «научение» в основном через его информативную функцию. Другими словами, наблюдая образец, обучаемые приобретают символические образы моделируемой деятельности, которая является прототипом для соответствующего или несоответствующего поведения. А. Бандура убежден, что люди «научаются» агрессии, перенимая ее как модель поведения, наблюдая за другими людьми. Как и большинство социальных навыков, агрессивная манера поведения усваивается в результате наблюдения за действиями окружающих и оценки последствий этих действий. В новаторских экспериментах Альберта Бандуры и Ричарда Уолтерса (Richard Walters) наблюдение детей за тем, как взрослые избивали надувную куклу, иногда заменялось просмотром этих же действий взрослого, снятых на кинопленку. Это давало во многом тот же самый эффект. То есть наблюдение агрессивного поведения взрослого ослабляло у детей процесс торможения. Более того, дети часто в точности воспроизводили действия и слова экспериментатора. Таким образом, увиденное ими агрессивное поведение не только снизило торможение, но и научило их определенному способу проявления агрессии, кроме того, просмотр телевизионных программ, демонстрирующих насилие, сделал испытуемых менее восприимчивыми к случаям насилия в «реальной» жизни.
Телевидение является не только зеркалом массового сознания, но и формирует его. К сожалению, об этом вспоминают чаще тогда, когда страна готовится к политическим событиям. И в этот период воздействующая роль телевидения, согласно наблюдению экспертов, резко возрастает. Телевидение начинает работать на некую идеологическую задачу. А во все остальное время его программная политика обусловлена финансовой прибылью и рыночными отношениями. И здесь вряд ли что-либо можно изменить, если даже государственные деятели, публично расписываясь в собственном бессилии, предпочитают ограждать своих детей от телевизионной агрессии путем запретов на просмотр телепередач. И трудно не согласиться с режиссером Александром Сокуровым в том, что русская идея - это идея созидания. Главное, чтобы люди начали не разрушать, а созидать. Строить дома, выращивать хлеб, снимать фильмы, писать книги… Если мы в этом смысле пойдем по западному пути, когда телевидение обретает невиданную идеологическую, политическую и эстетическую власть, для нас это обернется бедой, и национальная культура, то, чем так сильна и славна Россия, умрет.