Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:30, курсовая работа
Цель: изучить содержание, методы и формы социальной работы с женщинами и детьми подвергшихся насилию в семье.
Задачи:
Провести теоретический анализ литературы по данному вопросу с целью:
Изучить основные виды и формы насилия в семье
Охарактеризовать социальные проблемы женщин и детей, подвергшихся насилию в семье.
К таким документам относятся:
Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод человека
Африканская Хартия прав человека и народа.
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин
Американская Конвенция о правах человека
Международная Конвенция о защите прав ребенка
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей
Декларация об искоренении насилия в отношении женщин
Международный Пакт о гражданских и политических правах (МПГПП)
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин (КЛДЖ)
Американская Декларация прав и обязанностей человека (АДПОЧ)
Общая Декларация прав человека (ОДПЧ)
Международный Пакт о социально-экономических и культурных правах (МПСЕКП)
Основными источниками международных норм в области прав человека являются: договоры и конвенции, а так же общее международное право.
Кроме того ООН предлагает модельное законодательство о насилии в семье. Оно может быть взято за основу для разработки законодательных актов в области насилия в семье в разных странах.
Целями модельного законодательства являются:
Способствовать соблюдению международных стандартов в области прав человека, в особенности тех, которые сформулированы в Декларации ООН:
об
искоренении насилия в
Признать, что насилие, совершенное на основании полового признака, в отношении женщин - домочадцев или женщин, связанных близкими отношениями с причинителем вреда, является насилием в семье.
Признать, что насилие в семье является серьезным преступлением против личности и общества, которое не извинимо и не терпимо. /1/
В сферу действия закона о насилии в семье включены следующие категории отношений: жены, совместно проживающие партнеры, бывшие жены или партнеры, лица, находящиеся в сожительстве, в том числе те из них, кто не проживает в том же самом доме, родственница (включая, но, не ограничиваясь сестрами, дочерьми, матерями), домашняя работница и члены их семей.
Установить законодательство, запрещающее насилие в отношении женщин - домочадцев или женщин, находящихся в близких отношениях, защищающее жертв насилия и предотвращающее дальнейшее насилие
Кроме того, предлагаются механизмы подачи жалоб на насилие в семье исходящих от жертв насилия. Подробно описываются действия сотрудников полиции, социальных работников судебных органов. /9/
Основным международным документом по правам ребёнка является Конвенция о правах ребёнка. Это первый официально утвержденный международный документ, включающий полный перечень прав человека: гражданские и политические права ребёнка наряду с экономическими, социальными правами, что подчеркивают их важность в равной степени. Конвенция о правах ребёнка была единогласно одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. В настоящее время она ратифицирована всеми государствами мира за исключением двух
Положение о защите ребёнка от грубого обращения и отсутствия о нём заботы изложено в ст. 19 Конвенции.
Государства, ратифицировавшие эту Конвенцию должны принимать все меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления.
Законодательство
Российской Федерации гарантирует
равенство прав и свобод ребёнка независимо
от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям.
К законодательным документам, регулирующим права и свободы человека вообще, а так же непосредственно женщин и детей в нашей стране относятся:
Конституция Российской Федерации. В ст.2 заявлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В ст.21 говорится о том, что достоинство личности охраняется государством, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Ст.22 Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность
Семейный кодекс Российской Федерации ст.56 в которой говориться, о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и интересов, кроме того, ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений, в том числе и со стороны родителей.
Уголовном кодекс Российской Федерации ст.134, 135. В этих статьях говорится об уголовной ответственности за половое сношение с лицом, не достигшим совершеннолетия, а так же за развратные действия с несовершеннолетним. К уголовной ответственности может быть также привлечен родитель, вовлекающий своего ребенка в систематическое употребление спиртных напитков, наркотиков, занятие проституцией, бродяжничеством, попрошайничество. Кроме того в Уголовном кодексе установлена ответственность родителей и иных лиц, обязанных осуществлять надзор за детьми, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если это сопряжено с жестоким отношением с детьми. Ужесточена ответственность за умышленные преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности граждан независимо от места совершения этих преступлений и наличия или отсутствия родства между преступником и жертвой.
Федеральный закон "О гарантиях основных прав ребенка в Российской Федерации" Настоящий закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создание правовых и социально-экономических условий для реализации прав и интересов ребенка, защита его прав в различных сферах жизнедеятельности. Особое внимание при этом уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации: детям - жертвам насилия, детям, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть их самостоятельно или с помощью семьи.
К законодательным актам о правах человека относятся:
Всеобщая Декларация прав человека (1948 г) В которой говорится, что все люди имеют на жизнь без насилия, Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод человека.
К актам касающиеся прав женщин и детей относятся:
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин, в которой сказано, что достижение полного равенства прав мужчин и женщин необходимая задача государства, и оно должно всеми имеющимися в распоряжении способами изменять традиционную роль мужчин и женщин.
Государство имеет право вмешаться во внутреннию жизнь семье и брать на себя функции защиты. Когда семья превращается в источник эксплуатации и злоупотреблений.
Международная Конвенция о защите прав ребенка, Это первый официально утвержденный международный документ, включающий полный перечень прав человека: гражданские и политические права ребёнка наряду с экономическими, социальными правами, что подчеркивают их важность в равной степени. Конвенция о правах ребёнка была единогласно одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.
В России основные права человека, в том числе женщин и детей, отражены в Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе "О гарантиях основных прав ребенка в Российской Федерации"
Однако, в Российской Федерации в отношении насилия над женщинами и детьми (в том числе домашнего насилия) действующие нормативно-правовые акты направлены на ликвидацию последствий случившегося. К сожалению специальных законодательных актов, которые бы регулировали насилие в семье на данный момент, не существуют.
Социальная работа патогенетической направленности это новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и правового характера, направленный на восстановление личности.
Являясь видом мультидисциплинарной деятельности и реализуясь в области интересов здравоохранения и социальной защиты населения, социальная работа использует формы и методы, сложившиеся в других системах, а именно:
Здравоохранения (реабилитационные, психотерапевтические).
Социальной защиты населения (социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания).
Кроме того, в сфере деятельности социальной работы могут применяться так же формы и методы сложившиеся в педагогике, психологии, правовой сфере. Конкретная структура социальной работы в каждом случае определяется конкретным профилем клиента.
Кроме того, в зависимости от проблем, с которыми сталкивается клиенты, выделяют четыре группы клиентов. (Рисунок 1)
Принципами базовой модели социальной работы являются:
Экосистемность - учет всей системы взаимоотношений человека и окружающий его среды в данной проблемной парадигме, системный анализ взаимосвязей между всеми элементами конкретной жизненной проблемной ситуации и определение на его основе совокупности социально - функциональных позиций
Полимодальность
- сочетание в социальной работе различных
подходов, способов действия, функционально
ориентированных на конкретную цель, на
конкретный проблемный контингент, социально
уязвимую или дезадаптированную группу
населения; исходно заданных, типовых
в методологическом плане - использующих
отдельные конкретные методы, типовые
способы воздействий.
Социальная работа патогенетической
направленности
Группа
повышенного риска
Члены
семьи клиента и ближайшее
окружение
Инвалиды
С
выраженными социальными
Рисунок 1 - Группы клиентов выделяемые
в социальной работе
Солидарность - сочетание и согласование организационное взаимодействие в процессе медико-социальной работы государственных учреждений, действующих в любой сфере, и учреждений, входящих в структуры организаций с разно формой собственности.
Конструктивная стимуляция - отказ социальных служб от исключительно патерналистских форм помощи и опеки, порождающих у субъектов пассивное иждивенчество, и смещение акцента на развитие, и поощрение личной активности и ответственности клиентов, максимальное использование и развитие ресурсов.
Континуальность - непрерывность, целостность. Функциональная динамичность и плановость медико-социальной работы, понимание ее как процесса, использование континуального подхода к ее практике - с обязательным планированием последовательных этапов деятельности на основе определение "шагов" постепенного достижения конкретных целей в виде суммы действий и наблюдающих значимых изменений статуса и модуса субъектов жизни
В социальной работе с жертвами домашнего насилия выделяются три группы задач: