Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:00, реферат
Развитие человека невозможно без познания. Теория познания или гносеология - это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания (от греческого “gnosis”- знание и “logos”- учение, «учение о знании»).
Познание и знание различаются как процесс и результат. Познание - это общественно-исторический, аккумулятивный (накопительный) процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.
Измерение
- сравнение объекта по каким-либо
сходным свойствам или
Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.
Существует несколько видов эксперимента: лабораторный, естественный, исследовательский, проверочный, воспроизводящий, изолирующий, количественный, физический, химический.
Среди научных методов теоретического исследования выделяют формализацию, оксиомотический метод и гипотетико-дедуктивный метод.
Формализация
- это отображение
Аксиоматический метод - способ построения научной теории, основанный на некоторых исходных положениях - аксиомах (постулатах), из которых остальные все утверждения этой теории выводятся чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из оксиом (одних формул из других) формулируются специальные правила вывода.
Гипотетико-дедуктивный метод - это создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических (опытных) фактах. (Дедукция - выведение заключений из гипотез (предпосылок), истинное заключение которых неизвестно). Это значит, что заключение, вывод, полученный на основе этого метода, неизбежно будет лишь вероятностным.
Гипотеза
исследования - это научно обоснованное
предположение о структуре
Вывод:
эмпирический и теоретический уровни
исследования различны, это различие основано
на разности способов: способов (методов)
самой познавательной активности; характером
достигаемых научных результатов.
Для
эмпирического познания характерна
фактофиксирующая деятельность: вырабатываются
исследовательские программы, организуются
наблюдения, эксперименты, описание экспериментальных
данных, их классификация, первичное обобщение.
Теоретическое
ж познание - это существенное познание,
осуществляемое на уровне абстракции
высоких порядков. Здесь орудием выступают
понятия, категории, законы, гипотезы и
др. Оба эти уровня связаны, предполагают
друг друга, хотя исторически эмпирическое
познание предшествует теоретическому.
В
эмпирическом познании преобладает
чувственный аспект, в теоретическом
- рациональный (разумный). Их соотношение
находит свое отражение в методах, используемых
на каждом этапе.
Любое
научное исследование предполагает
не только движение «вверх», ко всему
более совершенному, разработанному
теоретически аппарату, но и движение
«вниз», связанное с ассимиляцией
эмпирической информации.
Заключение
Использованные
материалы:
1.
П.В. Алексеев, А.В. Панин. Теория
познания и диалектика. Москва, Высшая
школа. 1991г.
2.
В.В. Ильин. Теория познания. Эпистемалогия.
Москва. Изд-во мгу, 1974
3.
Материалы с сайта http://www.