Научное познание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:00, реферат

Описание

Развитие человека невозможно без познания. Теория познания или гносеология - это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания (от греческого “gnosis”- знание и “logos”- учение, «учение о знании»).
Познание и знание различаются как процесс и результат. Познание - это общественно-исторический, аккумулятивный (накопительный) процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.

Работа состоит из  1 файл

Научное познание.docx

— 26.87 Кб (Скачать документ)

    Измерение - сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.

    Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых  и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

    Существует  несколько видов эксперимента: лабораторный, естественный, исследовательский, проверочный, воспроизводящий,  изолирующий, количественный,  физический, химический.

    Среди научных методов теоретического исследования выделяют формализацию, оксиомотический метод и гипотетико-дедуктивный метод.

    Формализация - это отображение содержательного  знания в знаковой форме (формализованный  язык).

    Аксиоматический метод - способ построения научной теории, основанный на некоторых исходных положениях - аксиомах (постулатах), из которых остальные все утверждения этой теории выводятся чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из оксиом (одних формул из других) формулируются специальные правила вывода.

    Гипотетико-дедуктивный  метод - это создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических (опытных) фактах. (Дедукция - выведение заключений из гипотез (предпосылок), истинное заключение которых неизвестно). Это значит, что заключение, вывод, полученный на основе этого метода, неизбежно будет лишь вероятностным.

    Гипотеза  исследования - это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого явления или о характере связей между его компонентами.

    Вывод: эмпирический и теоретический уровни исследования различны, это различие основано на разности способов: способов (методов) самой познавательной активности; характером достигаемых научных результатов. 
 
 

    Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность: вырабатываются исследовательские программы, организуются наблюдения, эксперименты, описание экспериментальных данных, их классификация, первичное обобщение. 

    Теоретическое ж познание - это существенное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы и др. Оба эти уровня связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое познание предшествует теоретическому. 

    В эмпирическом познании преобладает  чувственный аспект, в теоретическом - рациональный (разумный). Их соотношение находит свое отражение в методах, используемых на каждом этапе. 

    Любое научное исследование предполагает не только движение «вверх», ко всему  более совершенному, разработанному теоретически аппарату, но и движение «вниз», связанное с ассимиляцией эмпирической информации.  

    Заключение

  1. Научное познание и ее структура многогранна, которая включает в себя объекты и субъекты познания, и знания как результат  и метод исследования. Следовательно методология науки эмперического уровня исследует структуру и развитие научного знания.
  2. При изучении приемов познания рассматривались вопросы методов и приемов познания,

    Использованные  материалы: 
 

    1. П.В. Алексеев, А.В. Панин. Теория  познания и диалектика. Москва, Высшая  школа. 1991г. 
 

    2. В.В. Ильин. Теория познания. Эпистемалогия.  Москва. Изд-во мгу, 1974 
 

    3. Материалы с сайта http://www.filreferat.popal.ru 
 
 
 
 
 

Информация о работе Научное познание