Научно-техническая революция и социальные проблемы человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 19:00, контрольная работа

Описание

Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в 16-18 веках, когда мануфактурное производство, нужды мореплавания и торговли потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач.
Более конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца 18 века, в связи с развитием машинного производства, что было обусловлено изобретением Д. Уаттом парового двигателя. Наука и техника начали взаимно стимулировать друг друга, активно влияя на все стороны жизни общества, радикально преобразуя не только материальную , но и духовную жизнь людей.

Содержание

I. Научно-техническая революция и социальные проблемы человечества 3
Введение 3
1. Сущность научно-технической революции и ее основные социальные последствия. 5
2. Современные глобальные проблемы человечества и пути их решения. 7
3. Прогноз развития человечества и российского общества. 16
Заключение. 17
II. О.Конт – основатель социологии. 18
Список используемой литературы 23

Работа состоит из  1 файл

КР Социология.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Научно-техническая революция и социальные проблемы человечества

Введение

 

      Научный и технический прогресс впервые  начали сближаться  в 16-18 веках, когда  мануфактурное производство, нужды  мореплавания и торговли потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач.

      Более конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца 18 века,  в связи с развитием машинного производства, что было обусловлено изобретением Д. Уаттом парового двигателя. Наука и техника начали взаимно стимулировать друг друга, активно влияя  на все стороны жизни общества, радикально преобразуя не только материальную , но и духовную жизнь людей.

          Двадцатый  век  человечество  встретило  с новыми видами  транспорта :самолетами, автомобилями, огромнейшими пароходами и все более быстрыми паровозами; трамвай и телефон были  в диковинку лишь жителям отдаленной глубинки. Метро, электричество, радио и кино прочно вошли в быт  передовых стран. Но в то же время в колониях сохранялась ужасающая нищета и отсталость, да впрочем, в метрополиях все было далеко не так благополучно. В связи с развитием техники и транспорта мир познал что такое безработица и кризис перепроизводства , засилье только что появившихся монополий. К тому же, ряд государств ( к примеру Германия ) не успели к разделу колоний , и начало крупномасштабных войн было лишь вопросом времени . Научно-технический прогресс встает на службу военно-промышленному комплексу. Создаются все более разрушительные виды вооружений, которые сначала были опробованы в локальных конфликтах ( таких как русско-японская война ), а затем применены во время Первой Мировой Войны.

      Первая  Мировая произвела огромный переворот  в общественном сознании.

      Всеобщий  оптимизм начала XX века под влиянием ужасов войны, понижения уровня жизни, тяжести повседневного труда, стояния в очередях, холода и голода сменился на тяжелый пессимизм. Рост преступности, числа самоубийств, падение значения духовных ценностей - все это было свойственно не только Германии, проигравшей войну, но и странам-победительницам.

            Массовое рабочее движение, вызванное требованием перемен после войны и революцией в России, привело к небывалой до этого демократизации.

      Однако  вскоре мир постигла очередная беда: Великая Депрессия.  Неправильная экономическая политика приводит многие страны мира сначала к биржевому , а затем к банковскому краху. По глубине и продолжительности этот кризис не имел себе равных : в США за  4 года производство сократилось на треть, а каждый четвертый стал безработным. Все это привело к очередному всплеску пессимизма и разочарования. Демократическая волна уступила место тоталитаризму и росту государственного вмешательства.   Фашистские режимы, установившиеся в Германии и Италии,  увеличив число военных заказов, избавили свои страны от безработицы, чем завоевали огромную популярность в народе. Униженная Германия увидела в Гитлере лидера, способного поднять страну с колен.  Окрепший Советский Союз также начал активную милитаризацию и был готов ликвидировать унизительные последствия Брестского мира. Таким образом, очередной глобальный конфликт был неизбежен.

          Вторая Мировая Война была  самой разрушительной в истории  человечества.

        В 1939-1945 годах  погибло по  разным оценкам от 55 до 75 миллионов  человек,  то есть  в 5-7 раз  больше, чем в Первую мировую.  Ее последствия  еще долго будут  влиять на жизнь последующих поколений, но, как это не парадоксально, именно с первых неуклюжих реактивных самолетов, снарядов ФАУ-1 и первой атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, именно с изобретения разрушительного оружия началась новая прогрессивная эра в развитии человечества.

1. Сущность научно-технической революции и ее основные социальные последствия.

 

      Научно-техническая  революция - это качественно новый  этап научно-технического прогресса. НТР  привела к  коренному преобразованию производительных сил  на основе превращения науки в ведущий фактор развития производства . Начавшись в середине двадцатого века под влиянием крупнейших научных и технических открытий , возросшего взаимодействия науки с техникой и производством ( к примеру значительное продвижение в изучении структуры и свойств атомных ядер привело в 1954 году к созданию первой промышленной атомной электростанции в г. Обнинске ), она  оказала значительное влияние на все стороны жизни общества. Главные направления НТР: комплексная автоматизация производства, контроля и управления на основе широкого применения ЭВМ (  сегодня уже никого не удивишь компьютером, а между тем лет 30 назад они привлекали всеобщее внимание ); открытие и применение новых видов энергии ( начиная от строительства атомных, геотермальных и приливных электростанций и кончая новейшими разработками в области использования энергии ветра, солнца и магнитного поля Земли) ; создание и применение новых видов конструкционных материалов       (взглянув вокруг мы можем увидеть, что различные пластики активно вытесняют металл и древесину).

            Резко возросли требования к  уровню образования, квалификации  и организованности работников. Об этом свидетельствуют следующие  факты : численность ученых в  мире удваивается каждые 10-15 лет. В настоящее время в вузах обучается 70 миллионов студентов.  Информационный динамизм сегодняшнего мира привел к регулярному устареванию знаний, что породило новую образовательную концепцию, известную как непрерывное образование . Также тенденцией в области образования становится его гуманизация . Это во многом вызвано заменой человека машиной в монотонном процессе промышленного производства и его переориентировкой на более творческие виды деятельности.

          В результате  НТР по оценкам  экспертов в США до 68% роста  ВНП в 1945-1970 годах объясняется ростом производительности труда и лишь 32% ростом трудозатрат. Следствием этого явилось повышение темпов экономического роста.   Во многом именно благодаря этому фактору на  западе смогли построить так называемое государство благоденствия, когда  при сохранении демократических прав и свобод и рыночной экономики   гражданам гарантируется определенный уровень  социального обеспечения и благосостояния . Во многих  капиталистических странах мира это привело к росту роли государства, которое по мнению, сформировавшемуся в обществе после войны должно взять заботу о своих  нуждающихся гражданах на себя  

        Крупномасштабные компании борьбы  с бедностью, строительство дешевого  жилья, пособия по безработице  тяжелым бременем ложились на госбюджет, но именно благодаря им заметно повысилось качество жизни рядовых граждан. НТР привела развитые страны к эпохе массового потребления. Вещи одноразового потребления также стали спутником современного человека  Это создало дополнительные удобства,  но  привело к дополнительной нагрузке на окружающую среду (к примеру, одноразовые пластиковые бутылки,  которые просто не могут разложиться в природных условиях ,оставаясь надолго лежать на многочисленных  свалках). К числу отрицательных последствий НТР следует отнести существовавшую до распада СССР гонку вооружений. 
 
 
 
 

2.  Современные глобальные проблемы человечества и пути их решения.

      Несмотря  на все положительное, что было создано  благодаря НТР,  она породила новые  и усугубила ряд старых  глобальных   социально-экономических проблем. С начала НТР прошло полвека, а человечество до сих пор не решило большинство из них. 

      Проблема  первая: Демографический взрыв.

          В 40-х и 50-х  годах шло  активное изобретение новых лекарственных  препаратов ( к примеру в их числе класс препаратов-антибиотиков ), что было успехом целого спектра наук, начиная от биологии и кончая химией. Примерно в то же время были предложены новые способы промышленного производства вакцин и лекарств, что сделало многие лекарства дешевыми и доступными. Благодаря этим успехам НТР в области медицины отступили такие страшные болезни как столбняк, полиомиелит  и сибирская язва, значительно сократилась заболеваемость туберкулезом и проказой.

          После второй мировой войны  во многих странах Азии и Африки молодые независимые государства начали внедрять медицинское обслуживание Массовые дешевые прививки и введение элементарных правил гигиены привели к резкому росту средней продолжительности жизни и сокращению смертности. Но в Европе смертность сокращалась постепенно на протяжении XIX  века. Рождаемость приходила в соответствие смертности,  и это не привело к очень сильному демографическому буму. К тому же, население Европы  составляло меньшую часть в народонаселении мира, и рост числа ее жителей отразился на общей численности населения не очень сильно.

             Другое  дело демографический  взрыв, начавшийся в середине  ХХ века. Резкое  сокращение смертности  и сохранение рождаемости на  прежнем уровне в странах третьего  мира (а это, ни много ни мало,  почти четыре пятых жителей  современного  мира)  привело к небывалому за всю историю человечества росту народонаселения (см. таблицу)   

      Динамика роста  населения по категориям стран, млн. чел.
              1900       1950       1975       2000
Весь  мир       1656       2513       4033       6200
Развитые страны       506       751       985       1152
страны  Азии       950       1379       2318       3611
Лат. Америка        64       164       323       608
Африка       130       219       406       828

       

        Сейчас человек потребляет более  половины  биологических ресурсов  Земли.   Поскольку решать проблему  обеспечения населения путем  дальнейшего роста потребления ресурсов просто самоубийственно (этот путь ведет к экологической катастрофе ), то очевидно, чтобы избавить мир от нищеты, необходимо стабилизировать уровень народонаселения на каком-нибудь определенном уровне.

        Так как естественная стабилизация населения наступит нескоро, по моему мнению, рано или поздно придется создать, к примеру, на базе ООН или другой международной организации, некий комитет по контролю рождаемости. Тем более, что эффективную политику снижения рождаемости можно получить, изучив пример Китая. Я считаю, что развивающиеся страны не стали бы препятствовать деятельности этого комитета ( им не выгоден рост нищеты в собственных странах ), а развитые страны, желая оградить себя от волны  иммигрантов из бедных стран 3-его мира,  профинансировали бы его.    Правда, здесь могут сыграть соображения религиозного и политического характера, так что очень важно повышение уровня образования в развивающихся странах.

          Существенной особенностью современной  демографической картины мира является то, что 90% прироста населения приходится на страны 3-его мира , и, как следствие, это тормозит рост уровня жизни в этих странах Но не надо думать, что все беды  человечества происходят из-за быстро растущего населения развивающихся стран и ,как следствие, роста давления на экосистему Земли. Если средний американец потребляет в 40 раз больше ресурсов Земли, чем средний сомалиец, и в 75 раз больше мяса, чем индиец , кошка в Англии потребляет в 2 раза больше белков, нежели африканец, то виновниками возможных экологических и социальных катастроф будут прежде всего развитые страны (загрязняющие окружающую среду и не помогающие бедным странам ) и отсталость стран 3-его мира.  Именно нищета и отсталость порождают во многом  демографический рост. 

      Проблема вторая: Нищета и отсталость.

      Их  причины, влияние на демографический  рост и пути решения. 

        Смотря голливудские фильмы, пользуясь  такими благами цивилизации, как  видеомагнитофон,  телевизор   и автомобиль, многие из нас  наивно полагают, что большинство  населения мира, за исключением небольшого числа людей,      регулярно пользуются этими приборами в быту. Но реально картина мира совершенно иная, ибо более половины человечества живет в нищете и бедности, а два  миллиарда человек имеют на одежду и пропитание менее 1 доллара в день . От голода умирает ежегодно 40 млн. человек, а это население такой страны, как Испания . В США на стрижку газонов тратится сумма, равная ВНП Танзании - страны с 23 миллионами жителей ! Разрыв между богатыми и бедными странами составляет 10 - 20 раз.

Информация о работе Научно-техническая революция и социальные проблемы человечества