Наука как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:01, реферат

Описание

Наука как социальный институт возникла в Западной Европе в XVI—XVII вв. в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и претендовала на определенную автономию. Само существование науки в качестве социального института говорило о том, что в системе общественного разделения труда она должна выполнять специфические функции, а именно, отвечать за производство теоретического знания. Наука как социальный институт включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.

Работа состоит из  1 файл

Наука как социальный институт возникла в Западной Европе в XVI.docx

— 16.83 Кб (Скачать документ)

Наука как социальный институт возникла в  Западной Европе в XVI—XVII вв. в связи  с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и претендовала на определенную автономию. Само существование науки в качестве социального института говорило о том, что в системе общественного разделения труда она должна выполнять специфические функции, а именно, отвечать за производство теоретического знания. Наука как социальный институт включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.

Понятие «социальный институт» отражает степень закрепленности того или иного вида человеческой деятельности. Институциональность предполагает формализацию всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. В связи с этим говорят о политических, социальных, религиозных институтах, а также институте семьи, школы, учреждения.

Однако  долгое время институциональный  подход не разрабатывался в отечественной философии науки. Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о ее претензиях на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов.

Наука как социальный институт имеет свою собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы. В этом качестве она включает в себя следующие компоненты:

  1. совокупность знаний и их носителей;
  2. наличие специфических познавательных целей и задач;
  3. выполнение определенных функций;
  4. наличие специфических средств познания и учреждений;
  5. выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;
  6. уществование определенных санкций.

Развитие  институциональных форм научной  деятельности предполагало выяснение предпосылок процесса институционализации, раскрытие его содержания и результатов.

Институционализация науки предполагает рассмотрение процесса ее развития с трех сторон:

1) создание  различных организационных форм  науки, ее внутренней дифференциации  и специализации, благодаря чему  она выполняет свои функции  в обществе;

2) формирование  системы ценностей и норм, регулирующих  деятельность ученых, обеспечивающих  их интеграцию и кооперацию;

3) интеграция  науки в культурную и социальную  системы индустриального общества, которая при этом оставляет  возможность относительной автономизации  науки по отношению к обществу  и государству.

В античности научные знания растворялись в системах натурфилософов, в Средневековье — в практике алхимиков, смешивались либо с религиозными, либо с философскими воззрениями. Важной предпосылкой становления науки как социального института является наличие систематического образования подрастающего поколения.

Сама  история науки тесно связана  с историей университетского образования, имеющего непосредственной задачей  не просто передачу системы знаний, но и подготовку способных к интеллектуальному труду и к профессиональной научной деятельности людей. Появление университетов датируется XII в., однако в первых университетах господствует религиозная парадигма мировосприятия. Светское влияние проникает в университеты лишь спустя 400 лет.

Наука как социальный институт или форма  общественного сознания, связанная  с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Однако то, что она является институтом, в котором десятки и даже сотни  тысяч людей нашли свою профессию, - результат недавнего развития. Только в XX в. профессия ученого становится сравнимой по значению с профессией церковника и законника.

По  подсчетам социологов, наукой способны заниматься не более 6-8% населения. Иногда основным и эмпирически очевидным  признаком науки считается совмещение исследовательской деятельности и  высшего образования. Это весьма резонно в условиях, когда наука  превращается в профессиональную деятельность. Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без  которой нормальное существование  и развитие общества невозможно. Наука  составляет одно из приоритетных направлений  деятельности любого цивилизованного  государства

Наука как социальный институт включает в  себя прежде всего ученых с их знаниями, квалификацией и опытом; разделение и кооперацию научного труда; четко  налаженную и эффективно действующую  систему научной информации; научные  организации и учреждения, научные  школы и сообщества; экспериментальное  и лабораторное оборудование и др.

В современных  условиях первостепенное значение приобретает  процесс оптимальной организации  управления наукой и ее развитием

Ведущие фигуры науки - гениальные, талантливые, одаренные, творчески мыслящие ученые-новаторы. Выдающиеся исследователи, одержимые  устремлением к новому, стоят у  истоков революционных поворотов  в развитии науки. Взаимодействие индивидуального, личностного и всеобщего, коллективного  в науке - реальное, живое противоречие ее развития.

Наука как социальный институт.(академия, научные школы, научные  сообщества, университеты)

Утверждению науки в качестве особого социального  института способствовал целый  ряд важных организационных изменений  в ее структуре. Вместе с интеграцией  науки в общественную систему  происходит и определенная автономизация  науки от общества. В первую очередь  этот процесс реализуется в университетской  науке, концентрирующейся на изучении фундаментальных проблем. Автономия  социального института науки, в  отличие от других социальных институтов (экономики, образования и др.), имеет  ряд особенностей.

- Она  происходит в условиях господства  определенной политической системы,  а именно – демократического  устройства общества, гарантирующего  свободу любому виду творческой  деятельности, в том числе и  научным исследованиям.

- Дистанционирование  от общества способствует формированию  особой системы ценностей и  норм, регулирующих деятельность  научного сообщества, - в первую  очередь это строгая объективность,  отделение фактов от ценностей,  установление специальных методов  определения истинности знания.

- Создается  особый язык науки, отличающийся  строгостью определений, логической  четкостью и непротиворечивостью.  В развитых естественных науках  этот язык настолько сложен  и специфичен, что понятен только  для посвященных, специалистов.

- Социальная  организация науки характеризуется  существованием особой системы  социальной стратификации, в которой  престижность ученого, его социальная  позиция в этом сообществе  оцениваются на основе специальных  критериев. Этот тип социальной  стратификации существенно отличается  от стратификации общества в  целом, что также способствует  выделению социального института  науки в качестве самостоятельного  и независимого установления.

Информация о работе Наука как социальный институт