Наука об обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 19:26, реферат

Описание

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общест­венных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстраги­руясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потреб­ностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки

Содержание

1. Социология — наука об обществе 2

1.1. Понятие социологии в структуре социальных 2
1.2. Социология — система знаний 4
1.3. Структура социологии 4

2. Предмет и объект социологии. Функции социологии 6

2.1. Социология — наука о социальных отношениях общества 7
2.2. Социологические исследования — инструмент познания социальной реальности 7
2.3. Методы социального познания 8
2.4. Законы и категории социологии 9
2.5. Функции социологии 10
2.6. Социология в системе социальных наук 11


Литература 13

Работа состоит из  1 файл

Социология1.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

 

1. Социология — наука об обществе                                                                                                  2

 

1.1. Понятие социологии в структуре социальных                                                                                    2  

1.2. Социология — система знаний                                                                                                                4

1.3. Структура социологии                                                                                                                               4

 

2. Предмет и объект социологии. Функции социологии                                                        6

 

2.1. Социология — наука о социальных отношениях  общества                                                        7

2.2. Социологические исследования — инструмент познания социальной реальности               7

2.3. Методы социального познания                                                                                                                8

2.4. Законы и категории социологии                                                                                                                9

2.5. Функции социологии                                                                                                                              10

2.6. Социология в системе социальных наук                                                                                                  11

 

 

Литература                                                                                                                                                          13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социология — наука об обществе

1.1. Понятие социологии в структуре социальных

Каждая   из  отраслей  науки имеет предмет, раскрываемый в  содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению  к практике, исследует определенную сферу общест­венных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество.  Существует определенная  взаимозависимость между предметом, содержанием   и функциями  науки. Если,  абстраги­руясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потреб­ностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно  потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества  новые требования  к гуманитарному  знанию в  целом и отдельным  его отраслям. Но современное общество—не  меха­ническое соединение различных  механизмов управления, власт­ных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество  во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе.

    Что же и как изучает социология? Социология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч.— Logos — наука   об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях  людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще  в середине XIX  в. основоположником позитивизма, французским  ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социо­логии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепен­ным отделением социологии от философии. Дело в том, что к сере­дине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формиро­вания типа социальных явлений. И в ответ на потребности форми­рования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и авто­номность, гражданина  вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономиче­ской и духовной жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуж­дали  интерес человека к знанию основ жизни социальной общно­сти людей, социальных процессов и явлений с целью рациональ­ного, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но  и  свободная конкуренция  в экономике, политике, духовной сфере  поставили в прямую зависимость результативность деятель­ности  предпринимателей — от  умения и  использования знаний о  конкретных  социальных механизмах, настроений и  ожиданий людей  и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать  общество, основу социального взаимодействия людей с целью   рационального использования  свободы  самоорганизации стала  социология.    

Ведь  социология изучала  общество, социальные отношения и  социальные  общности, их деятельность, а философия хотя и  изучает личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности,  но делает это  на высоком уровне  обобщения — на уровне раскрытия их сущности, а не в развертывании сущности  в действительности, выявлении жизни  во всем  ее противоречи­вом  существовании как  это делает социология. Постепенно, по  мере  накопления социальных знаний, происходил рост теоретиче­ских социологических концепций, каждая из которых обосновывала  определенный  аспект социальных отношений, давала интеграцию  социального,  выступающего главенствующей   категорией социо­логии.  Используя  разнообразные  методы   научного познания,  социология  осмысливает общество, общественную жизнь  не как  предельно  общую  абстрактность, а как  реальность, пытаясь с  достаточной полнотой уловить и выразить в положениях, теориях ее  многоцветье и внутреннюю неоднородность. Социология как определенный  тип знаний об обществе выходя из недр социальной филосо­фии,  перенимает философскую культуру, признавая особое значе­ние  теоретического обобщения, целостного концептуального осмыс­ления  социальных явлений. Вместе с тем, социология стремится  к  преодолению той ограниченности, которую обнаруживает фило­софия  при анализе реальных социальных проблем. Внутри социологии  складываются течения: позитивизм — сводивший социальное   к природному, антипозитивизм — настаивающий  на специфике социального.  

Анализ  зарубежных  источников показывает, что чаще всего   социология  определяется как наука  о  различных  социальных   общностях, социальных группах, их поведении, отношениях между   ними  и внутри  них. Одни американские  социологи определяют   социологию как науку об обществе, социальных группах и социальном  поведении. Другие считают, что социология изучает не изоли­рованных  индивидов, а людей  в общностях  или в  социальных условиях. Цель такого изучения —понять   и объяснить причины социального поведения или взаимодействия социальных общностей и  групп и  их результаты. По  мнению  бельгийского социолога Миха  де Костра, социология изучает отношения между  людьми, складывающиеся  в процессе их деятельности. Да, социология ставит целью дать ответы именно на жизненные вопросы людей. Ведь в сов­ременных условиях  многие люди испытывают чувство страха. Они боятся  возможности  ядерной войны,  перспективы безработицы, хрупкости человеческих отношений. И что делает их страх особен­но ужасным  — это то, что они ничего об этом не знают. Социо­логия и ставит целью: помочь людям разобраться самим в слож­ных проблемах жизни. Ведь социология — это понимание общества. Люди,  создающие общество, в котором живут, несомненно, имеют возможность  изменить  его, преобразовать, но прежде  познав. И  здесь-то на помощь приходит наука социология. 

Современная  социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различ­ные определения социологии как науки об обществе. «Краткий сло­варь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных  отношений и социальных общностей. «Социологиче­ский словарь» определяет социологию как науку о законах развития и  функционирования социальных общностей и социальных процес­сов, о  социальных  отношениях  как  механизме взаимосвязи и взаимодействия  между обществом  и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология — это наука, в центре внимания ко­торой  находятся социальные  общности, их  генезис, взаимодей­ствие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рацио­нальное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предме­том  социологии  есть общество или определенные общественные явления. Однако, здесь можно  возразить. Общественные явления изучаются  не только социологией, но и рядом других наук — тео­рией права, политической экономией, историей, психологией, фило­софией  и др. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные спе­циальные  стороны или  ряды общественных  явлений, а изучает  наиболее общие  родовые  их свойства, которые не изучаются ни  одной из них. Политэкономия изучает только хозяйственную дея­тельность общества. Правовые отрасли знаний исследуют только  право. Теория искусства — только искусство и т.п. Ни одна из  наук не изучает те общие  свойства, которые имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и т. п.  А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности, то у всех должны  быть общие родовые черты и в жизни  должны  проявляться  общие всем социальным  явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности,  свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной  социальной  наукой, и есть ближайший  объект социологии.

Следовательно, социология — это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприя­тие единственным  средством достоверного познания, обществен­ных  изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии  открылись и 'новые возможности  проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интере­сов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир —  социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни,  социальные связи, социальные дейст­вия. Не уменьшая значения  многочисленных отраслей общество-знания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При  чем система рассматривается со­циологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая  состояние глубокого кризиса. Современная со­циология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса  общества. Основные проблемы современной социоло­гии — выживание человечества и обновление цивилизации, подня­тия ее на более высшую ступень развития. Решение  проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных  общностей,  конкретных  социальных институтов  и объединений, социального поведения отдельной личности. Социо­логия — наука многоуровневая, представляющая единство абстракт­ных  и конкретных форм, макро- и  микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Что же представляют макро- и микроуровни социологии? Мокро-социологический уровень означает ориентацию на анализ социаль­ных структур, общностей, больших социальных групп, слоев, систем и процессов в  них происходящих. Социальная  общность, высту­пающая  объектом макросоциологического анализа,— это цивилиза­ция  и наиболее крупные ее  образования. Макросоциологический подход не  требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный охват. Макросоциоло­гический подход к явлениям  связан с общественными мировыми системами  и их взаимодействием, с различными типами культур, с  социальными   институтами  и  общественными  структурами, с глобальными процессами. Макросоциологический подход к явле­ниям  интересует общество как целостный социальный организм. В  отличие от макро-  микросоциология анализирует социальные процессы в отдельных сферах общественной жизни и  социальных общностях. Микросоциология  обращена к социальному поведению, межличностному  общению,  мотивации  действий, стимулам груп­повых, общностных поступков и т. п.   

Социология — наука  о становлении, развитии и функциониро­вании социальных общностей, о социальных процессах и социаль­ных  отношениях между  общностями,  между общностями  и лич­ностью, наука об обществе и общественных отношениях.

1.2. Социология — система знаний

Известно,  что  система — это  совокупность элементов, образующих  целост­ность. Наличие   определенной  структу­ры —  устойчивых связей  между элементами —  одно из важнейших свойств системы. Устойчивость  связи обеспечивает целостность и тождественность  системы,  сохраняют  ее основные  свойства при внутренних  и внешних  изменениях. Если же наука — система зна­ний, то ее элементы, прежде всего, различные теории, а структура — связь между  ними. Определить  социологию  как систему знаний — значит  дать конкретное  представление  об изучаемом  объекте в виде органически связанных  между собой теорией: теории личности, теории малых  групп, слоев (семьи, трудовых коллективов и т. п.), теории общества как социальной системы и теории мирового сообще­ства. Последовательность теорий отражает объективные связи и от­ношения  между социальными  общностями  как объектами и субъекта­ми социальной деятельности. Ведь любая малая группа, социальный слой,  социальная  общность   имеет  свою  специфику,  обладает категориями,  интегративными,  то  есть объединительными   свой­ствами, но ее нельзя понять, абстрагируясь от личности, из которых они  состоят. Но вместе  с тем существует  и «обратное»  движе­ние: представление  о  личности при  анализе малых   социальных групп, слоев, социальных общностей, когда представление о лично­сти становится  богаче и  конкретнее потому, что личность здесь ставится в новые связи и отношения.

Восхождение от абстрактного к конкретному совершается не только в результате перехода от одной теории к другой, но и в пределах каж­дой из них. Основными направлениями процесса перехода от одной тео­рии к другой в социологии личности есть, во-первых, последовательное раскрытие  различных  свойств (потребностей, интересов, ценностей социальных установок и т. д.) личности, которые завершаются системным определением личности как объекта и субъекта; во-вторых, осуществле­ние перехода от анализа личности к раскрытию ее деятельности, образа жизни, их условий, средств и результатов; в-третьих, анализ межлич­ностных отношений, складывающихся в процессе ее деятельности, поведе­ния и общения,  глубокого познания личности; в-четвертых, выяснение социальных норм и отклонений в деятельности личности, ее поведения в отношениях, определение типа личности.

В современной  социологии преодолевается противопоставление объекта и субъекта, теории и практики, познавательного и ценност­ного отношения  к миру. Поиск истины социологией связывается с раскрытием возможностей преобразований объектов в соответ­ствии с  гуманистическими ценностями. Современная социология рассматривает личности, различные общности и социальные систе­мы не только как объекты, но и как субъекты деятельности. Здесь-то в системе социологических знаний важное  место занимает осе­вая проблематика, интересы, ценности, социальные установки — все то, что определяет  мотивацию поведения и  деятельности людей.  Процедура анализа  деятельности личности,  общности людей  осуществляется в  науке в такой же роли, что и обряд в религии  или уголовно-процессуальном  кодексе в доказательстве вины. Если не соблюдена  процедура вывод  не может считаться  легитимным (законным), то есть научным. Конечно же, содержа­ние социологии имеет в основе субъективно-объективный характер.  Игнорирование такого обстоятельства делает невозможным изложение ее как системы знаний. Социология — не простая совокупность  теорий, а единство теорий личности и теории общностей, теорий  об обществе, об общественных отношениях и т. п.

Информация о работе Наука об обществе