Наука социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:28, реферат

Описание

Социология — наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями, между общностями и личностью, наука об обществе и общественных отношениях.

Содержание

Введение
1.Социология- наука об обществе.
1.1.Понятие социологии в структуре социальных.
1.2.Социология в системе социальных наук.
2.Педагогоческое явление-вид социальных явлений.

Работа состоит из  1 файл

Социология.docx

— 20.60 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство образования  и науки 

Российской  Федерации 

ФГБУ  ВПО «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ»

 
 
 
 

Реферат

по  дисциплине: «Социология»

на  тему «Наука как социальное явление»

 
 
 
 

Выполнила: студента Ӏ курса

группы 0311 

Тюлюш Буяна Николаевна

Проверил: Дамбаев А.Б.

 
 

 

 
 
 

Санкт-Петербург

2011 год 

 
 
 
 
 

                 Содержание: 
Введение
 
1.Социология- наука об обществе.

     1.1.Понятие социологии в структуре  социальных.

     1.2.Социология в системе социальных  наук.

2.Педагогоческое  явление-вид социальных явлений.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Социология — наука об обществе

1.1. Понятие социологии в структуре социальных проблем

Социология — наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных  отношениях между  общностями,  между общностями  и личностью, наука об обществе и общественных отношениях.

Каждая   из  отраслей  науки имеет предмет, раскрываемый в  содержании, системе  теорий, законов, категорий, принципов  и т. п. и выполняет особые функции  по отношению  к практике, исследует  определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество.  Существует определенная  взаимозависимость между предметом, содержанием   и функциями  науки. Если,  абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно  потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества  новые требования  к гуманитарному  знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество—не  механическое соединение различных  механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество  во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе.

    Что же и как изучает социология? Социология (от латин. — общество и греч. — наука   об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX  в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали  интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Ведь  социология изучала  общество, социальные отношения и  социальные  общности, их деятельность, а философия хотя и  изучает личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности,  но делает это  на высоком уровне  обобщения — на уровне раскрытия их сущности, а не в развертывании сущности  в действительности, выявлении жизни во всем  ее противоречивом  существовании как  это делает социология. Постепенно, по  мере  накопления социальных знаний, происходил рост теоретических социологических концепций, каждая из которых обосновывала  определенный  аспект социальных отношений, давала интеграцию  социального,  выступающего главенствующей   категорией социологии.  Используя  разнообразные  методы   научного познания,  социология  осмысливает общество, общественную жизнь  не как  предельно  общую  абстрактность, а как  реальность, пытаясь с  достаточной полнотой уловить и выразить в положениях, теориях ее  многоцветье и внутреннюю неоднородность.

1.2. Социология в системе  социальных наук                   

Каково же место социологии в системе общественных  наук? Как соотносится социология с другими, родственными ей науками?  Место  социологии в системе  общественных и гуманитарных наук  определяется, прежде всего,  тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно,  включает общую социологическую теорию, которая может служить  теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных  наук. Методика и техника изучения человека и его деятельности,  методы социального измерения,  разрабатываемые  социологией,  используются всеми другими гуманитарными науками. Кроме того,  в современных условиях сложилась система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято  называть социальными. Социология как система знаний не может  развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками. По отношению к специальным общественным  наукам  социология находится в таком положении, в каком общая биология  находится по отношению к специальным биологическим отраслям  знаний: зоологии, ботанике и др. Как общая биология служит основой для ботаники и других отраслей знания о природе, так и социология служит  фундаментом для  специальных общественных наук.

Среди  общественных  наук, которые имеют  дело с миром  людей, социология выполняет генерирующую функцию. Если история концентрирует  внимание на изучении социальных явлений  вы ступающими уникальными и неповторимыми во времени и пространстве целями ,  то социология изучает свойства всего общества которые повторяются во времени и пространстве, то есть становятся общими  для всех социокультурных явлений — для всех войн, всех наций,  всех религий, всех революций и т. п. и т.д. Несмотря на это различие, связь социологии с историей наиболее тесна и взаимонеобходима. И история, и социология имеют объектом  изучения  общество. История, как и социология сталкивается с двумя основными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и во-вторых, с существованием индивидуальных,  неповторимых явлений  и  процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества. Отрицание преемственности и  исторического опыта оборачивается большими   бедами для  человечества. Выявить   эволюцию  субъектно-объективных связей, отношений, норм и ценностей можно  лишь  совместными усилиями истории и социологии.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 2.Педагогические явления – вид социальных явлений

Педагогические  явления – учитель, ученик, воспитатель, воспитанник – составляют один из видов социальных явлений. Этот вид порожден реальными отношениями взрослых и детей, возникающими при организации и осуществлении передачи опыта взрослых детям, и еще не стал предметом изучения в педагогике. Хотя социальные явления и их специфические системные качества давно открыты и история их изучения насчитывает уже почти 150 лет.

К. Маркс, изучая социальные явления, установил, что  индивидуумы, исполняющие государственные (общественные) функции, должны рассматриваться  по своему социальному, а не частному (индивидуальному) качеству, так как  только в этом случае социальное явление  может быть познано. Но это положение  осталось не замеченным, не востребованным психологами и педагогами, а его  несоблюдение привело к отождествлению социальных качеств индивидуума  с индивидуумом, с человеком как  единством природных и социальных качеств.

      Необходимо заметить, что особенность  рассмотрения социальных качеств  человека заключается, прежде  всего, в том, чтобы разграничить, отделить их от природных качеств  человека. Чтобы установить или  открыть сущности явлений, названные  словами «учитель», «воспитатель»,  «ученик», «воспитанник», необходимо  осознать, что они представляют  социальные функции, возникшие  в результате отношений между  людьми.

Такая попытка  имела место и в психологии, и в педагогике.

       Человек, посещающий старший класс  средней школы, пришел не в  учебное заведение, поэтому и  не намерен проявлять или осуществлять  какие-то учебные (отношения) действия. Да в этом и нет никакой необходимости. Люди же, к которым он пришел, называя его мысленно или относясь к нему мысленно как к учащемуся (ученику), фактически не обучают его и не намерены проявлять учебных действий. Следовательно, нет никаких причин для появления между ними учебных отношений. Таким образом, ни с той, ни с другой стороны нет оснований для проявления учебных действий и возникновения учебных отношений. Но так как и те, и другие – люди, то они как-то действуют, точнее, взаимодействуют между собой. В этом взаимодействии реализуются какие-то отношения, но, конечно, не учебные. Поскольку же эти отношения новые, то и проявляющие эти отношения, также должны быть новыми, или, точнее, другими. Взрослые, или старшие, исполняют роль профконсультантов (у них, как у социального явления, уже есть имя), а роль выбирающих профессию выполняют дети. Это и есть действительные социальные реальности, с которыми люди имеют дело на каждом шагу своей социальной жизни.

          Научные положения, принципы, теории  должны объяснить подобные явления  и помочь людям замечать, различать  эти явления и соответствующим  для этих явлений образом способствовать  их правильному функционированию  и развитию.

           В примере, консультанты не рассматривают первый ярус разграничения явлений ребенок – ученик, а начинают со второго яруса, учащийся (ученик) – выбирающий профессию, поскольку говорят, что учащийся (ученик) перестает быть учащимся. Это невозможно: ученик не может перестать быть учеником. Дело в том, что в школе ребенок, выполняя учебную деятельность (социальную функцию), является учеником. Но прекращая ее выполнять, ребенок перестает быть учеником. Поэтому в профконсультационный пункт приходит не ученик, а ребенок, и именно он затем становится выбирающим профессию, но не ученик.

          Движение научной мысли в познании  явлений обучения по необходимости  должно начинаться на социальном  уровне. Социальный уровень –  первичный, тот, с которого  должен начинаться анализ явлений  обучения, социальная природа которого  никогда не должна упускаться  из виду. Поскольку же обучение отнесено к социальным явлениям, то «учитель», «ученик», как реализующие обучение явления, должны быть отнесены к социальным явлениям. Но следующее его высказывание, что «учитель и ученик при таком подходе выступают в процессе реализации проекта как носители определенных социальных функций, определяемых социальным же отношением…», вызывает сомнение в том, что учитель и ученик для автора высказывания являются социальными явлениями. Называя учителя и ученика «носителями социальных отношений», он фактически выводит и учителя, и ученика из социальной сферы, предполагая, очевидно, что учитель и ученик – это соответственно взрослый и ребенок, которые как люди действительно могут быть носителями социальных функций (явлений). И далее, представляя, каким должно быть описание обучения на уровне сущности, он говорит: «…В исходной точке восхождения к конкретному ученик выступает не как реальный, живой человек, ребенок, а лишь как весьма «тощая» абстракция, которую только в таком нарочито обедненном виде и можно «вписать» в систему, определяемую понятиями, отражающими сущность обучения. В этой системе учащийся будет определен лишь с функциональной стороны: как объект преподавания и субъект учения» .

В данном высказывании еще содержится ошибочное представление  об ученике как объекте, но вместе с тем содержание высказывания позволяет  сделать аналогичный вывод и об учителе, а именно: при описании учителя на уровне сущности он выступает не как реальный, живой человек, взрослый, а «как весьма «тощая» абстракция». Несмотря на то, что здесь говорится о различии ребенка и ученика (ребенок природное явление, а ученик – социальное) и ученик представляется абстракцией (понятием системы обучения), уже в следующем предложении Краевский говорит об учащемся (ученике) как о человеке (ребенке), определяет его как субъекта учения, стирая различие между учеником и ребенком, отождествляя их. То есть, с одной стороны, различие между человеком (ребенком) и учеником утверждается, а с другой – это различие игнорируется.

Подход к  ученику и учителю как к  абстракциям не получил в педагогике развития из-за того, что различие между  учеником и ребенком, учителем и  человеком не доведено до содержательного  термина.

Информация о работе Наука социальное явление