Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:28, реферат
Социология — наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями, между общностями и личностью, наука об обществе и общественных отношениях.
Введение
1.Социология- наука об обществе.
1.1.Понятие социологии в структуре социальных.
1.2.Социология в системе социальных наук.
2.Педагогоческое явление-вид социальных явлений.
Федеральное агентство образования и науки
Российской Федерации
ФГБУ ВПО «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Реферат
по дисциплине: «Социология»
на тему «Наука как социальное явление»
Выполнила: студента Ӏ курса
группы 0311
Тюлюш Буяна Николаевна
Проверил: Дамбаев А.Б.
Санкт-Петербург
2011 год
Содержание:
Введение
1.Социология- наука
об обществе.
1.1.Понятие социологии в
1.2.Социология в системе
2.Педагогоческое
явление-вид социальных
1. Социология — наука об обществе
1.1. Понятие социологии в структуре социальных проблем
Социология — наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями, между общностями и личностью, наука об обществе и общественных отношениях.
Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество—не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе.
Что же и как изучает
1.2.
Социология в системе
социальных наук
Каково же место социологии в системе общественных наук? Как соотносится социология с другими, родственными ей науками? Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук определяется, прежде всего, тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно, включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Методика и техника изучения человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые социологией, используются всеми другими гуманитарными науками. Кроме того, в современных условиях сложилась система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято называть социальными. Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками. По отношению к специальным общественным наукам социология находится в таком положении, в каком общая биология находится по отношению к специальным биологическим отраслям знаний: зоологии, ботанике и др. Как общая биология служит основой для ботаники и других отраслей знания о природе, так и социология служит фундаментом для специальных общественных наук.
Среди общественных наук, которые имеют дело с миром людей, социология выполняет генерирующую функцию. Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений вы ступающими уникальными и неповторимыми во времени и пространстве целями , то социология изучает свойства всего общества которые повторяются во времени и пространстве, то есть становятся общими для всех социокультурных явлений — для всех войн, всех наций, всех религий, всех революций и т. п. и т.д. Несмотря на это различие, связь социологии с историей наиболее тесна и взаимонеобходима. И история, и социология имеют объектом изучения общество. История, как и социология сталкивается с двумя основными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества. Отрицание преемственности и исторического опыта оборачивается большими бедами для человечества. Выявить эволюцию субъектно-объективных связей, отношений, норм и ценностей можно лишь совместными усилиями истории и социологии.
2.Педагогические явления – вид социальных явлений
Педагогические явления – учитель, ученик, воспитатель, воспитанник – составляют один из видов социальных явлений. Этот вид порожден реальными отношениями взрослых и детей, возникающими при организации и осуществлении передачи опыта взрослых детям, и еще не стал предметом изучения в педагогике. Хотя социальные явления и их специфические системные качества давно открыты и история их изучения насчитывает уже почти 150 лет.
К. Маркс, изучая
социальные явления, установил, что
индивидуумы, исполняющие государственные
(общественные) функции, должны рассматриваться
по своему социальному, а не частному
(индивидуальному) качеству, так как
только в этом случае социальное явление
может быть познано. Но это положение
осталось не замеченным, не востребованным
психологами и педагогами, а его
несоблюдение привело к отождествлению
социальных качеств индивидуума
с индивидуумом, с человеком как
единством природных и
Необходимо заметить, что особенность
рассмотрения социальных
Такая попытка имела место и в психологии, и в педагогике.
Человек, посещающий старший
Научные положения, принципы, теории
должны объяснить подобные
В примере, консультанты не рассматривают первый ярус разграничения явлений ребенок – ученик, а начинают со второго яруса, учащийся (ученик) – выбирающий профессию, поскольку говорят, что учащийся (ученик) перестает быть учащимся. Это невозможно: ученик не может перестать быть учеником. Дело в том, что в школе ребенок, выполняя учебную деятельность (социальную функцию), является учеником. Но прекращая ее выполнять, ребенок перестает быть учеником. Поэтому в профконсультационный пункт приходит не ученик, а ребенок, и именно он затем становится выбирающим профессию, но не ученик.
Движение научной мысли в
В данном высказывании еще содержится ошибочное представление об ученике как объекте, но вместе с тем содержание высказывания позволяет сделать аналогичный вывод и об учителе, а именно: при описании учителя на уровне сущности он выступает не как реальный, живой человек, взрослый, а «как весьма «тощая» абстракция». Несмотря на то, что здесь говорится о различии ребенка и ученика (ребенок природное явление, а ученик – социальное) и ученик представляется абстракцией (понятием системы обучения), уже в следующем предложении Краевский говорит об учащемся (ученике) как о человеке (ребенке), определяет его как субъекта учения, стирая различие между учеником и ребенком, отождествляя их. То есть, с одной стороны, различие между человеком (ребенком) и учеником утверждается, а с другой – это различие игнорируется.
Подход к ученику и учителю как к абстракциям не получил в педагогике развития из-за того, что различие между учеником и ребенком, учителем и человеком не доведено до содержательного термина.