Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 14:22, реферат
В настоящее время наша страна переживает достаточно сложный период – период нестабильности, социально-экономических и политических противоречий. В условиях сложившейся ситуации неудивительным является факт возросшей экстремистской направленности в поведении населения (экстремизм (от латинского extremus – крайний) – склонность, приверженность к крайним взглядам и мерам, преимущественно в политике). Особенно неутешительным представляется распространение данных негативных, разрушительных тенденций в молодёжной среде (в том числе в среде несовершеннолетних). Молодёжь – будущее государства.
Реферат по теме:
«Негативные процессы, проявляющиеся в молодежной среде способствующие к дестабилизации общественной обстановки»
В настоящее время наша страна переживает достаточно сложный период – период нестабильности, социально-экономических и политических противоречий. В условиях сложившейся ситуации неудивительным является факт возросшей экстремистской направленности в поведении населения (экстремизм (от латинского extremus – крайний) – склонность, приверженность к крайним взглядам и мерам, преимущественно в политике.[1]). Особенно неутешительным представляется распространение данных негативных, разрушительных тенденций в молодёжной среде (в том числе в среде несовершеннолетних). Молодёжь – будущее государства. Этот факт неоспорим. Именно молодое поколение, обладающее поистине огромным жизненным потенциалом, во все времена было деятельностным творцом развития государства по всем направлениям. В этой связи крайне неблагоприятным представляется то, что данная группа населения подвержена такому негативному фактору как экстремизм.
Экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам, это всегда противопоставление, размежевание и даже борьба. Различаются виды экстремизма: политический, религиозный, национальный, государственный, бытовой, возрастной, поведенческий и др. В сфере политики противоположными по смыслу экстремизму будут понятия умеренности и центризма (то есть экстремистскими следует считать крайне левые или крайне правые силы)[2].
Еще более непростая ситуация в Республике Дагестан. Более чем в 3 раза увеличилось число террористических акций в этом регионе (в 2009 г. - 51, в 2008 г. - 15), в результате этих преступлений погибло 20 человек и 37 ранено (раскрыто 41 преступление). Абсолютное большинство актов терроризма - это взрывы самодельных устройств у контрольно-пропускных пунктов Минобороны России и на путях следования автомашин с сотрудниками органов внутренних дел, подрывы административных зданий правоохранительных органов.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время молодёжь подвержена экстремистским тенденциям. Страницы газет, журналов, интернет-сайты пестрят сообщениями о происшествиях с участием молодёжных экстремистских группировок.
Бьют тревогу учёные: юристы, социологи, психологи и др. Молодёжный экстремизм приобретает поистине угрожающие масштабы. В чём же причина этого крайне негативного явления? Последние десятилетия – это время исторического слома, концентрации нескольких «эпох», время перманентной конфронтации. Молодежь в таких исторических реалиях привыкла к состоянию борьбы, воспринимает его как нормальное, и это напрямую отразилось на их формировании как индивидуумов, членов общества, граждан. «Кризис дагестанской семьи – также не новость. Количество неполных семей, количество разводов неуклонно растет. Тяжелая ситуация в стране негативно отражалась на каждом. Агрессия во взаимоотношениях близких стала нормой. Изменилась парадигма отношения к жизни – доминантой стал эгоцентризм (я – все остальные; моя семья – все остальные; моя родня – все остальные; моя нация – все остальные и т.д., и т.п.), а также культ силы и денег. Когда развалилась система воспитания (коллективного, бесплатного, интернационального и др.), телевидение, а затем видео и Интернет заменили воспитателей, родителей и нянь. При этом СМИ, также, борясь за выживание, шли на поводу «рынка», активно преподносили «жестокие уроки жизни». Преобладание негативной информации, сцен насилия, вербальной и визуальной агрессии в репортажах, фильмах, программах и передачах, засилье пошлой культуры и низкого вкуса – вот что имеется в большом количестве в настоящее время. И в этом видятся приверженцам теории истоки современного экстремизма и агрессии в молодежной среде» [2]. С данной точкой зрения, безусловно, нельзя не согласиться. Исторические реалии бесспорно в значительной степени меняют облик поколения. И, если человек с детства видит вокруг агрессию, негатив и т.п., он вольно или невольно начинает воспринимать это, условно говоря, как «руководство к действию». То есть ищет наиболее оптимальную модель поведения, в качестве которой для многих в сложившейся ситуации выступает приверженность экстремистским взглядам.
Но рассмотрим другую, не менее интересную теорию. В качестве исходного критерия при определении причин появления экстремизма в среде молодёжи здесь исследуются политические взгляды, политическое сознание молодого поколения, степень поддержки националистов и террористов. Вышеперечисленные факторы рассматриваются в зависимости от их влияния на распространение экстремизма.
Приведём ещё одно представляющее интерес мнение, относительно причин распространённости экстремистских взглядов среди молодёжи. Надо предварительно отметить, что это мнение бытует в значительной степени среди представителей старшего поколения: к проявлениям экстремизма приводит отсутствие национальной идеи в молодежной культуре. Современной молодежи нужны спортивные клубы, музыкальные тусовки, компьютерные центры, и в этой привлекательной для молодежи сфере есть «слэнг» и нет национальной идеи. Ее нет даже в архитектуре, ежедневно влияющей на людей, – ни истории, ни национальных традиций. Почву для проявлений экстремизма дает и экономическая ситуация. Материальная и социальная неудовлетворенность требуют выплеска энергии; вспышки, даже нелепые, притягивают молодых – и бездельников, и авантюристов, и желающих разобраться. [4]
Конечно вышеперечисленные мнения, не характеризуют в полном объёме все причины проявления экстремизма в молодёжной среде. Если обобщить данные этих и других источников, то в качестве основных причин экстремистского поведения молодежи можно выделить:
У каждого своя причина не вступить «на тропу ведущую в лес», всех вступивших на эту тропу объединяет ряд общих проблем. Сегодня у молодого дагестанца много проблем: трудно реализоваться, найти достойную работу, а зачастую трудно найти хотя бы какую-нибудь работу, пусть и малооплачиваемую, трудно собрать уйму денег на достойную свадьбу, а перед этим найти достойную спутницу, чтобы она была и «по душе», и «по карману», и «по родителям», трудно не поддаться соблазну и не стать наркоманом, «благо» наркотрафик проходящий через регион тому способствует, молодой семье трудно построить дом или купить квартиру, устроив свой очаг, в последнее время еще и трудно понять, как жить, так как показывает «развлекательный» телевизор или так как говорит имам на пятничной проповеди.
Сегодня молодой человек часто остается с проблемами один на один. Родителям, пытающимся заработать на достойную жизнь - некогда, а друзьям раскрывать душу - не принято. У нас ведь нельзя быть не похожим на других. Серая толпа не любит яркие цвета. Контраст между тем, что декларируется как должны мы жить и тем как мы в реальности живем, приводит молодежь к еще большему непониманию или неправильному пониманию своей роли в жизни общества. Кто-то окончательно для себя решает, что он лишний на этом празднике жизни или, что от него ничего не зависит, кто-то пытается создать свое микрообщество вокруг себя при помощи неформальных объединений. Но надо признать что, ни то, ни другое не выход.
В настоящий момент в республике насчитывается около 10 молодёжных организаций экстремистского толка [5]. Не стоит забывать, однако, что это лишь официальная статистика. По другим данным таких организаций значительно больше. Говоря об экстремизме в молодёжной и подростковой среде необходимо делать упор именно на групповом проявлении данного явления. Подростки и молодёжь в силу психологических особенностей возраста нуждаются в повышенном внимании к совершаемым ими действиям и в одобрении этих действий со стороны единомышленников. Эти категории лиц проходят в жизни важный период – период становления. В этот период в человеке закладываются такие фундаментальные качества, которые затем отражаются на его будущей жизни. Так, у подростков к 10 – 12 годам формируются суждения, которые перенимаются от родителей, сверстников, от бытовых ситуаций, свидетелем которых он постоянно бывает и которые самопроизвольно проходят через его сознание и откладываются там в глубине, пока не наступит подобная ситуация в его жизни и он почувствует себя ее хозяином. На основе этих суждений к 14 – 16 годам у подростка возникают убеждения. Так называемая позиция его взглядов на жизнь, окружающую его среду и общество в целом. На основе суждений и убеждений к 18 – 20 годам возникает мировоззрение, определяющее жизненный путь молодого человека, но сформированное мировоззрение с трудом поддается преобразованию в обществе. Подросток, молодой человек постоянно нуждается в общении, нуждается в гораздо большей мере, нежели взрослый сформировавшийся человек. Именно в процессе общения происходит самовыражение. Несовершеннолетние, не приспособленные и не адаптированные к определённым условиям жизни ни в социальном, психологическом, правовом, ни в либо другом плане, ищут своё самовыражение в неформальном общении [6].
Таким образом, мы выяснили, что членами молодёжно-подростковых групп экстремистской направленности являются, как правило, индивиды, выросшие и воспитывавшиеся в социально неблагополучной обстановке, семьи которых нередко проживают за чертой бедности. Но мы уже отмечали, что среди учёных бытует мнение (с которым также нельзя не согласиться) о том, что нередко «совершаются преступления молодёжью и несовершеннолетними из привилегированных слоёв общества, из богатых семей» [7]. Общим для данных категорий лиц, что способствует их объединению в группы антиобщественной направленности, является, на наш взгляд, то, что они чувствуют себя ненужными обществу, семье, государству. Эти молодые люди хотят хотя бы как-то заявить о себе и объединиться с единомышленниками, дабы совместно противостоять сложной социально-экономической и политической ситуации в стране пусть даже и радикальными методами.
Антиобщественная направленность личности – это система в той или иной степени искаженных взглядов, представлений, негативное отношение к социальным и моральным ценностям, определенный характер потребностей и избираемые подростком в соответствии с его взглядами способы их удовлетворения. У молодых людей с антиобщественной направленностью сознания не выработаны твердые общественно положительные установки; их инстинкты, влечения и рефлексы могут вызвать соответствующее антиобщественное поведение. Как правило, всем экстремистским молодёжным объединениям свойственна антиобщественная направленность, так как, не стоит забывать, эти организации, избирая крайние пути решения проблем, противостоят установленным в обществе нормам, правилам поведения. В данном контексте мы употребляем понятия «антиобщественная группа» и «экстремистская группа» в качестве синонимичных понятий.
В этой связи особый интерес представляет выделение отдельных видов молодёжных неформальных объединений антиобщественной направленности (субкультурные организации, сообщества), которые обладают определённой видовой спецификой.
Итак, учёными «установлена следующая примерная типология объединений с девиантным поведением и антиобщественным сознанием:
Разрабатывая меры противодействия экстремизму в молодёжной среде, необходимо исходить из целого комплекса причин появления данного негативного явления. Отметим лишь то, что все отклонения в поведении молодёжи (в том числе и распространение экстремизма) «определяются многими факторами, но, если их обобщить, то получим два основных (основополагающих) «полюса влияния» – это семья и общество» [7].
По-прежнему одной из серьезных проблем остается отсутствие действенного механизма государственного контроля за деятельностью незарегистрированных (неформальных) молодежных объединений. Отсутствуют правовые основания к постановке на учет в органах внутренних дел несовершеннолетних, являющихся активными участниками неформальных молодежных организаций, деятельность которых близка к экстремистской (футбольные и хоккейные фанаты и др.). Чрезмерно усложнена процедура привлечения к ответственности лиц, занимающихся изготовлением, распространением, хранением и пропагандой литературы фашистской и экстремистской направленности. Недостаточно эффективно решаются на федеральном уровне (и, как следствие, на региональных уровнях) задачи занятости, социальной реабилитации молодежи в районах политических и военных конфликтов, лиц, принимавших участие в военных действиях.
В этой связи, полагаю, есть необходимость подумать о разработке федеральной целевой программы по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе на ближайшие годы. Видимо, есть необходимость в принятии и реализации аналогичных региональных программ во всех субъектах РФ, в особенности в регионах, где националистические проявления в молодежной среде наиболее распространены.
Важным средством предупреждения экстремистской деятельности является обеспечение постоянного надзора за своевременной регистрацией в установленном порядке религиозных и общественных организаций, учреждений и объединений, соответствием характера их деятельности целям и задачам, сформулированным в уставных документах.
Так, прокуратурой Республики Дагестан в 2008 г. по выявленным нарушениям требований ФЗ «Об образовании» и «О свободе совести и о религиозных объединениях» в Верховный Суд республики направлены заявления о ликвидации филиалов медресе г. Буйнакска при Исламском университете им. Сайфулы Кади и Дагестанского исламского университета им. имама Шамиля в селениях Параул и Гублен Карабудахкентского района. По решению суда обе организации ликвидированы. Генеральной прокуратурой РФ в текущем году в Верховный Суд РФ направлено исковое заявление о запрещении деятельности на территории России экстремистских организаций «Джунд аш Шам» и «Исламский джихад Джамаат моджахедов».