Никколо Макиавелли (1469-1527)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:38, доклад

Описание

Никколо Макиавелли (1469-1527) – политический мыслитель, историк и писатель. В XX веке ученые проявили интерес к Макиавелли как к одному из теоретиков теории управления. Никколо Макиавелли (1469-1527) его работы «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1516), «История Флоренции» (1520-1525) резко выступил против средневековой концепции божественного происхождения государства и политики, выдвинув идею объективной исторической необходимости и закономерности, которую он называл судьба.

Работа состоит из  1 файл

Никколо Макиавелли.docx

— 16.69 Кб (Скачать документ)

Никколо Макиавелли (1469-1527) – политический мыслитель, историк и писатель. В XX веке ученые проявили интерес к Макиавелли как к одному из теоретиков теории управления.  Никколо Макиавелли (1469-1527) его работы «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1516), «История Флоренции» (1520-1525) резко выступил против средневековой концепции божественного происхождения государства и политики, выдвинув идею объективной исторической необходимости и закономерности, которую он называл судьба. Однако судьба не определяет фатально все поступки людей: «Чтобы не была потеряна свободная воля, можно полагать правдой, что судьба предопределяет половину наших действий, а другой половиной или около того она предоставляет управлять нам». Поэтому кроме судьбы основой политики Макиавелли называл virtu - личную энергию, которая проявляется у человека как сила, предприимчивость, доблесть.

Макиавелли ввел новое  политическое понятие - stato (государство). Причем это не конкретное государство, страна, власть и т. д., а политическая форма общества в целом. В отличие от представлений средневековья это государство постоянно меняется, а направленность изменений определяется соотношением борющихся сил - аристократии и народа.

Формы государства Макиавелли, так же как и Аристотель, рассматривает  в зависимости от числа правителей и цели государства. У него тоже есть формы правильные (монархия, аристократия и демократия), целью которых являются благо людей и величие государства, и неправильные (тирания, олигархия и «распущенность»), в которых правители заботятся только о своих интересах, попирая законы. Смена форм государства происходит циклически, на основе круговорота, и это связано не с божественной волей, а с закономерным повторением определенных ситуаций и соотношением борющихся сил.

Макиавелли считал, что  в стране, где идет борьба за власть между многочисленными кликами  и группами, «трудно или даже невозможно сохранить или создать республику». Такое государство, по мнению Макиавелли, неизбежно будет автократическим. Однако эта автократия послужит залогом  свободы, как это было, например, в Древнем Риме. С другой стороны, он отмечал, что абсолютная власть очень  быстро развращает как правителя, так  и управляемых, грозит гибелью государству при слабом и злобном монархе. Поэтому Макиавелли отдает предпочтение власти большинства - республике. «Масса,- писал он,- умнее и постояннее, чем князь». Только такое государство будет прочным и стабильным, обеспечивая свободу и равенство его гражданам. Важно подчеркнуть также, что Макиавелли выступал за умеренную республику - такую форму государства, где будут сочетаться монархический, аристократический и демократический элементы власти.

В «Государе» Макиавелли сформулировал  правила политического искусства, которые необходимы для создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские  добродетели.

Для достижения политической цели допустимы все средства. Выступая как частное лицо, государь должен руководствоваться общепринятыми  нормами поведения, но он может не считаться с требованиями морали, если его действия направляются заботой  о процветании и могуществе государства. Маккиавелли пишет о лидере и теории лидерства, выделяя основные принципы и правила успешного лидера. Произведения Макиавелли относились скорее к управлению страной, чем у управлению коллективом. Основными постулатами учения Макиавелли относят: 
 
1) авторитет, или власть лидера, коренится в поддержке сторонников; 
 
2) подчиненные должны знать, чего они могут ожидать от своего лидера, и понимать, чего он ожидает от них; 
 
3) лидер должен обладать волей к выживанию; 
 
4) лидер – всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.

 
 
Лидер должен знать психодолию своих последователей. Одинаково опасны и стремящиеся потерять накопленное, и стремящиеся получить то, чего у них нет. И богатые, и бедные стремятся к власти. Если восстание привело к массовым погромам, необходимо умножать их и идти до конца, т.к. в этом случае ответственных найти невозможно, виновных много и никого не накажут. Победителей не судят, победа не вызывает позора вне зависимости от ее цены. Стремление к власти приводит к социальным беспорядкам, пришедший к власти старается ухватить побольше. Наряду с властью ценностью является свобода. Если власть стремятся захватить, свободу стремятся удержать. Свободу лучше всего доверять охранять простым людям, а не дворянам, т.к. они меньше стремятся к власти, и хотят лишь уйти от угнетения. Толпа состоит из профанов, которые принимают видимость за реальность и хотят только видимости.

Правителю лучше не питать иллюзий и заранее предполагать всех людей злыми. Страх прочнее  и надежнее любви. Руководитель не должен быть щедрым, т.к. щедрость порождает  зависимость. Вознаграждай постепенно, наказывай сразу. Управление относительно: выбор средств соотносится с ситуацией, оценка результата – со средствами, наконец, все вместе – цель, средства, ситуация — должны соотноситься между собой. 
 
Макиавелли – один из самых трудных для понимания и истолкования мыслителей. Не случайно уже на протяжении четырех с половиной столетий вокруг его основного произведения «Государь» ведутся полемические бои, а его доктрина и взгляды спрессовались в резко негативный термин «Макиавеллизм» - синоним политического коварства, двуличия, лицемерия, предательства, жестокости и т.д. 
Идеологи относятся к личности и к произведениям Макиавелли противоречиво. С одной стороны – резко негативно, за то, что он беспощадно и безжалостно раскрывал механизмы политической власти, ее средства, задачи и цели, за то, что он доводил логику развития своей эпохи и своего класса до конца. С другой стороны, из Макиавелли делают политического мыслителя и политического деятеля, мысли и дела которого якобы пригодны во все времена и во всех обстоятельствах.

 

Окончательный разрыв со средневековыми представлениями о божественном происхождении власти происходит с  созданием и развитием теории естественного права и общественного договора. Макиавелли писал в эпоху Ренесанса, когда работодатель еще не был исключительно предпринимателем, а мыслил себя скорее деятелем культуры и прогресса. В целом Ренессанс характеризовался копированием идеалов и ценностей Античной Греции.


Информация о работе Никколо Макиавелли (1469-1527)