Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:38, доклад
Никколо Макиавелли (1469-1527) – политический мыслитель, историк и писатель. В XX веке ученые проявили интерес к Макиавелли как к одному из теоретиков теории управления. Никколо Макиавелли (1469-1527) его работы «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1516), «История Флоренции» (1520-1525) резко выступил против средневековой концепции божественного происхождения государства и политики, выдвинув идею объективной исторической необходимости и закономерности, которую он называл судьба.
Никколо Макиавелли (1469-1527) – политический мыслитель, историк и писатель. В XX веке ученые проявили интерес к Макиавелли как к одному из теоретиков теории управления. Никколо Макиавелли (1469-1527) его работы «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1516), «История Флоренции» (1520-1525) резко выступил против средневековой концепции божественного происхождения государства и политики, выдвинув идею объективной исторической необходимости и закономерности, которую он называл судьба. Однако судьба не определяет фатально все поступки людей: «Чтобы не была потеряна свободная воля, можно полагать правдой, что судьба предопределяет половину наших действий, а другой половиной или около того она предоставляет управлять нам». Поэтому кроме судьбы основой политики Макиавелли называл virtu - личную энергию, которая проявляется у человека как сила, предприимчивость, доблесть.
Макиавелли ввел новое политическое понятие - stato (государство). Причем это не конкретное государство, страна, власть и т. д., а политическая форма общества в целом. В отличие от представлений средневековья это государство постоянно меняется, а направленность изменений определяется соотношением борющихся сил - аристократии и народа.
Формы государства Макиавелли, так же как и Аристотель, рассматривает в зависимости от числа правителей и цели государства. У него тоже есть формы правильные (монархия, аристократия и демократия), целью которых являются благо людей и величие государства, и неправильные (тирания, олигархия и «распущенность»), в которых правители заботятся только о своих интересах, попирая законы. Смена форм государства происходит циклически, на основе круговорота, и это связано не с божественной волей, а с закономерным повторением определенных ситуаций и соотношением борющихся сил.
Макиавелли считал, что
в стране, где идет борьба за власть
между многочисленными кликами
и группами, «трудно или даже невозможно
сохранить или создать
В «Государе» Макиавелли сформулировал
правила политического
Для достижения политической
цели допустимы все средства. Выступая
как частное лицо, государь должен
руководствоваться
1) авторитет, или власть лидера, коренится
в поддержке сторонников;
2) подчиненные должны знать, чего они могут
ожидать от своего лидера, и понимать,
чего он ожидает от них;
3) лидер должен обладать волей к выживанию;
4) лидер – всегда образец мудрости и справедливости
для своих сторонников.
Лидер должен знать психодолию своих
последователей. Одинаково опасны и стремящиеся
потерять накопленное, и стремящиеся получить
то, чего у них нет. И богатые, и бедные
стремятся к власти. Если восстание привело
к массовым погромам, необходимо умножать
их и идти до конца, т.к. в этом случае ответственных
найти невозможно, виновных много и никого
не накажут. Победителей не судят, победа
не вызывает позора вне зависимости от
ее цены. Стремление к власти приводит
к социальным беспорядкам, пришедший к
власти старается ухватить побольше. Наряду
с властью ценностью является свобода.
Если власть стремятся захватить, свободу
стремятся удержать. Свободу лучше всего
доверять охранять простым людям, а не
дворянам, т.к. они меньше стремятся к власти,
и хотят лишь уйти от угнетения. Толпа
состоит из профанов, которые принимают
видимость за реальность и хотят только
видимости.
Правителю лучше не питать
иллюзий и заранее предполагать
всех людей злыми. Страх прочнее
и надежнее любви. Руководитель не должен
быть щедрым, т.к. щедрость порождает
зависимость. Вознаграждай постепенно,
наказывай сразу. Управление относительно:
выбор средств соотносится с ситуацией,
оценка результата – со средствами, наконец,
все вместе – цель, средства, ситуация
— должны соотноситься между собой.
Макиавелли – один из самых
трудных для понимания и истолкования
мыслителей. Не случайно уже на протяжении
четырех с половиной столетий вокруг его
основного произведения «Государь» ведутся
полемические бои, а его доктрина и взгляды
спрессовались в резко негативный термин
«Макиавеллизм» - синоним политического
коварства, двуличия, лицемерия, предательства,
жестокости и т.д.
Идеологи относятся к личности и к произведениям
Макиавелли противоречиво. С одной стороны
– резко негативно, за то, что он беспощадно
и безжалостно раскрывал механизмы политической
власти, ее средства, задачи и цели, за
то, что он доводил логику развития своей
эпохи и своего класса до конца. С другой
стороны, из Макиавелли делают политического
мыслителя и политического деятеля, мысли
и дела которого якобы пригодны во все
времена и во всех обстоятельствах.
Окончательный разрыв со средневековыми представлениями о божественном происхождении власти происходит с созданием и развитием теории естественного права и общественного договора. Макиавелли писал в эпоху Ренесанса, когда работодатель еще не был исключительно предпринимателем, а мыслил себя скорее деятелем культуры и прогресса. В целом Ренессанс характеризовался копированием идеалов и ценностей Античной Греции.