Объект и предмет социологии, ее функции и значение в современном обществе. Стратификация У.Уорнера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 09:16, контрольная работа

Описание

Появление социологии как самостоятельной науки было вызвано развитием общества и обществознания в конце XVIII и начале XIX века. В это время мир переживал глубокие социальные перемены, связанные с переходом от традиционного к современному индустриальному обществу. Новые формы экономической и политической жизни требовали конкретного научного анализа.

Работа состоит из  1 файл

Социология.doc

— 73.50 Кб (Скачать документ)

      Оценки применялись не только к конкретным лицам, но также и к самим критериям оценивания. В результате выявились наиболее сильные отдельные критерии (наряду с доходом и профессией): а) тип жилья; б) место жительства (внутри исследуемого района); в) вид полученного образования; г) манеры поведения. Применив эти критерии, исследователи смогли довольно точно расположить ранжируемых индивидов по их социальному положению [4;90]. Другими словами, престижные оценки были приняты за главный синтетический показатель, чем и было соблюдено положение Дюркгейма, что общество – это прежде всего социальные или коллективные представления, а все остальное определяется уже относительно этих представлений.

      Для облегчения работы исследователей, которые хотели бы повторить этот эксперимент, был составлен так называемый “индекс Уорнера”. Его можно применить, не производя трудоемких процедур с опросом многочисленных респондентов. Просто для каждого индивида, положение которого собираются измерить, определяются: профессия, место жительства, источник дохода, обстановка квартиры (по наличию определенных показателей). Уорнер и его сотрудники утверждали, что для США в те годы, когда проводилось исследование, эти показатели довольно точно отражают оценки престижа.

      Иногда добавлялся уровень образования. Но достаточными были признаны указанные четыре показателя. Впрочем, Уорнер и его сотрудники всегда предупреждали, что эти характеристики работают только в США, что для других стран и культур могут потребоваться другие характеристики. В частности, Уорнер считал, что, например, для стран Европы, по-видимому, более весомым может оказаться именно образование.

      Общая картина классового распределения в Янки-сити оказалась, в конечном счете, следующей:

высший верхний класс (ВВ) – 1,40% (населения города),  
низший верхний класс (НВ) – 1,56%,  
высший средний класс (ВС) – 10,22%,  
низший средний класс (НС) – 26,12%,  
высший нижний класс (ВН) – 32,60%,  
низший нижний класс (НН) – 25,22%.

      Высший верхний класс оказался в наличии не во всех обследованных городах, так как ему, наряду с экономическими и прочими показателями социального престижа, приписывали дополнительную характеристику: он состоял из семей “старых поселенцев”, т. е. потомков переселенцев в Америку ХVII–ХVIII веков. В двух обследованных городах таких семей попросту не оказалось, и там получилась пятиклассная социальная система.

      Качественный состав каждого класса можно определить следующим образом:

      1. Высший верхний класс включает «аристократов по крови», которые 200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение многих поколений скопили несметные богатства. Их отличает особый об раз жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение.

      2. Низший верхний класс состоит главным образом из «новых богатых», еще не успевших создать мощные родовые кланы, за хватившие высшие посты в промышленности, бизнесе, политике.

      Типичные представители - профессиональный баскетболист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, но в роду у которых нет «аристократов по крови».

      3. Высший средний класс состоит из мелкой буржуазии и высоко оплачиваемых профессионалов - крупных адвокатов, известных врачей, актеров или телекомментаторов. Образ жизни приближается к великосветскому, но позволить себе фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или редкую коллекцию художественных раритетов они не могут.

      4. Низший средний класс представляет самую массовую прослойку развитого индустриального общества. Она включает всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания. («Беловоротничковая» интеллигенция: канцелярские служащие, секретари, кассиры, делопроизводители)

      5. Высший нижний класс составляли "синие воротнички" - заводские рабочие и прочие работники физического труда.

      6. Низший нижний класс – люди, работающие «на хозяина» – домашняя прислуга, посудомойки, садовники, привратники, дворники и т.д. А также «андер-класс» (маргинальные элементы): нищие, бродяги, проститутки, торговцы наркотиками. 

      Заключение.

      Позиция в социальной структуре (или статус) определяется такими характеристиками, как уровень образования, род занятий, величина состояния и доход; принадлежность индивида к тому или иному классу находит выражение во всех сторонах его жизни (дружбе, знакомствах, участии в деятельности клубов и различных организаций, привычках, манерах поведения и речи, внешнем виде и т.д.). Уорнер разработал одну из первых систематических теорий социальной стратификации. Он предложил различать шесть социальных классов: высший-верхний, низший-верхний, высший-средний, низший-средний, высший-нижний, и низший-нижний. Для эмпирического исследования классовой структуры им были разработаны методики измерения, получившие позже широкое применение: "индекс статусных характеристик" (ISC) и "оценка участия" (ЕР). 

      Литература

      1. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992.

      2. Warner W.L., LowJ.O. The Social System of the Modern Factory. The Strike: a Social Analysis. New Haven: Yale University Press; L.: G. Cumberlege, Oxford University Press, 1947.

      3. Warner W.L., Lunt P.S. The Social Life of a Modern Community. New Haven: Yale university press; L.: H. Milford, Oxford university press, 1941.

      4. Warner W.L., Meeker M., EellsK. Social Class in America: a Manual of Procedure for the Measurement of Social Status. Chicago: Science Research Associates, 1949.

 

Тестовое задание:

  1. а

    Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек. 

  1. а

    Объект  на микроуровне – это семья. 

  1. в

    Теория  Шпенглера – теория замкнутых культур 

  1. г

    Понятие «общества» характерно цивилизации. 

  1. а

    Социальный  тип – это общие черты личности, типичные для определенной группы, необходимые для выполнения социальных ролей.

Информация о работе Объект и предмет социологии, ее функции и значение в современном обществе. Стратификация У.Уорнера