Объективные (социально-политические,культурные,естественнонаучные и т.д) предпосылки возникновения социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 22:40, реферат

Описание

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы, но проблемы связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом?

Содержание

Введение.
1. Социальные условия возникновения социологии.
2. Социологическая теория О. Конта.
3. Марксистское направление.
4. Предмет и объект социологии.
5. Структура и логика развития социологического знания.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат по истории социологии.doc

— 89.00 Кб (Скачать документ)

     Науки отличаются друг от друга не только своими предметами, но и методами, которые  они используют для познания предмета своего исследования. Социологический метод формировался в процессе становления самой социологии. История социологии может быть рассмотрена как история формирования и развития социологического метода применительно к анализу явлений общественной жизни. Социологический метод развивался в динамике – от позитивизма и материализма в анализе общества к методу понимающей и формальной социологии.

     Позитивистское  понимание метода социологии состоит  в стремлении внести в изучение общества принципы и методы, используемые в естественных науках, и таким образом повысить объективность и точность социологической науки и обеспечить ее уравнивание с естественными науками. Подобная точка зрения связана с убеждением сторонников позитивизма в том, что обустройство общества должно основываться на научных принципах.

     Основу  марксистского понимания метода социологии составляет взгляд на человеческое общество с позиций материалистической диалектики и материалистического  понимания истории. Заслуга Маркса состоит в том, что он соединил материализм и диалектику и распространил этот метод на познание человеческого общества. Согласно этому методу, общество постоянно развивается, и в основе его развития лежит, прежде всего, развитие производства. Таким образом, в основе марксистского понимания метода социологии лежит экономический детерминизм. Деятельность людей, по Марксу, также подчиняется действию объективных законов развития общества, прежде всего экономических.

     Множественность подходов в определении социологии определяет ее структуру как многоуровневую. Несмотря на многочисленные попытки социологов, до сих пор не удалось создать единой общей социологической теории. Вместе с тем, различные взгляды социологического знания опираются на существующие объективно два уровня социологического анализа:

     - макроуровень, где исследуются крупномасштабные  социальные системы и процессы, происходящие в обширные отрезки  времени. Это социальные связи,  возникающие во взаимодействии  основных социальных институтов  – семья, государство, религия,  информация. Макросоциология – это теоретические и эмпирические исследования больших коллективностей или, выражаясь более абстрактно, социальных систем и социальных структур, экономического и политического строя, выявление более или менее крупных социальных изменений, а также факторов, оказывающих воздействия на такие изменения. Представители макросоциологии, рассматривая в качестве объекта своего исследования общество в целом и его крупные структурные образования, подчеркивают качественное своеобразие социетальных явлений и их несводимость к социально-психологическому уровню;

     - микроуровень, где общество экстраполируется  через социальные явления, такие,  как их представляют люди при  взаимодействии друг с другом, выражая через свое поведение,  поступки, мотивы и потребности. Микросоциология – это область социологического знания и познания, которой принадлежат концепции и школы, занятые изучение механизмов людей, их общения, взаимодействия, межличностных отношений. На микросоциологическом уровне изучаются индивидуальное поведение и его проявления в обществе.

     Говоря  о структуре социологического знания, большинство отечественных и  зарубежных ученых придерживаются точки  зрения о трех уровнях социологического знания.

     Первый  уровень – фундаментальные общесоциологические  теории. Они возникают на базе социальной философии и включают в себя проблемы теоретического осмысления наиболее общих вопросов строения и функционирования общества: проблемы формирования социальных структур, социального развития, проблемы изучения личности, изучение моделей, методик и техники социологических исследований. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции. На фундаментальном уровне осуществляется взаимосвязь с другими науками: философией, политологией, историей, культурологией, психологией, экономикой и др. В рамках теоретической социологии осуществляется анализ основных понятий, категорий и законов.

     Теоретическую социологию трудно отличить от социальной философии, особенно при анализе  основных понятий социологии, таких как общество, личность, прогресс, класс и др.

     Второй  уровень – прикладные социологические  исследования (прикладная социология). Чтобы узнать существо социальных процессов, необходимо иметь о них достоверную  информацию. В социологии источником такой информации являются социологические исследования.

     Социологические данные в прикладном социологическом  исследовании собираются с помощью  различных методов (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов).

     В целом прикладная социология представляет собой сложное сочетание теоретических и эмпирических исследований. Программа любого социологического исследования содержит следующие теоретические моменты: определение цели и задач исследования, объекта и предмета исследования, теоретическая интерпретация понятий, операционализация понятий, выдвижение и проверка гипотез. В прикладном социологическом исследовании содержится весь инструментарий исследования (анкеты или вопросники) и методы исследования.

     По  мере возрастания требований к практическому решению проблем современного общества возникла необходимость в изучении социальных явлений, происходящих в отдельных областях жизни человеческого общества: социальных общностях и социальных институтах.

     Выход из этого положения был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания – теории среднего уровня. Этот научный термин был введен в оборот американским социологом Р.Мертоном. Все теории среднего уровня можно условно подразделить на три группы:

     - теории социальных институтов (социология семьи, образования, науки, религии, искусства, политики, труда и т.д.);

     - теории социальных общностей  (социология малых групп, организаций,  слоев, классов, территориальных  общностей и др.);

     - теории социальных процессов  (социология процессов дезорганизации общества, социология конфликтов урбанизации, социология общественных движений).

     Теории  среднего уровня относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны  как эмпирическими исследованиями, которые поставляют необходимый  материал для их создания и развития, так и с социологическими теориями, которые дают возможность использовать наиболее общие теоретические разработки, модели и методы исследований. Это промежуточное положение теории среднего уровня позволяет им сыграть роль связующего звена между высокой теорией и эмпирическими данными, полученными в результате исследования конкретных явлений и процессов.

    Заключение

 

     Социология  одна из наук, без которой не может  функционировать и развиваться  современное общество. Только изучив общественную жизнь людей, можно познать законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с «общественными бедствиями» живущих людей.

     Роль  социологического знания, опирающегося на конкретные факты и исследования и являющегося основой целостного социального знания, возрастает по мере роста значимости социальной сферы общества, становления идеологии и практики социального государства, социально ориентированной экономики и социальной политики.

     Из  множества идей и концепций, выдвинутых выдающимися мыслителями различных эпох, постепенно формировалась наука социология, как ответ на объективные потребности социального развития.

     Социология  – не застывшая наука. На каждом новом этапе социальных преобразований она черпает из реальности новые  социальные факты, научно обобщает их и дает возможность представить перспективу общественного развития.

    Список  литературы

 
  1. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 1994. С. 21
  2. Российская социологическая энциклопедия / под общей ред. Г.В. Осипова. М., 1998. С.486.
  3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр, 2001. – 224с.
  4. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 1997. – 344с.
  5. Социология: Учебник для юридических вузов. – СПб. Под редакцией: Сальникова В.П., Ковалева Г.Д., Степашина С.В. Издательство «Лань», Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. – 416с
  6. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический проект 2000. – 382с. – («Gaudeamus»)
  7. Маршак А.Л. Общая социология: (Серия «Высшее профессиональное образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384с.
  8. Кравченко А.И., Анарин В.Ф. Социология: Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2005. – 432с.

Информация о работе Объективные (социально-политические,культурные,естественнонаучные и т.д) предпосылки возникновения социологии