Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 11:46, реферат
1. Образование как социальный институт. Этапы развития, структура, функции института образования
2. Образование и социальная мобильность. Проблемы доступности образования
3. Роль науки в развитии общества
4. Проблемы и перспективы современного российского образования
1. Образование как социальный
институт. Этапы развития, структура,
функции института образования
2. Образование и социальная мобильность.
Проблемы доступности образования
3. Роль науки в развитии общества
4. Проблемы и перспективы современного
российского образования
Как социальный институт образование формируется в 19 веке, когда появляется массовая школа. В 20 веке роль образования постоянно возрастает, растет формальный уровень образования населения. В развитых странах подавляющая часть молодежи заканчивает среднюю школу (США – 86% молодежи, Япония – 94%). Растет отдача от образования. Прирост национального дохода за счет вложения в сферу образования достигает 40-50%. Увеличивается доля государственных расходов на образование. Для характеристики уровня образованности населения используется такой показатель как количество студентов на 10 тыс. населения. По этому показателю лидирует Канада – 287, США – 257, Куба – 239. В Украине этот показатель в последние годы возрастает, если в 1985-86 уч. г. на 10 тыс. приходилось 167 студентов, то в 1997-98 уч. г. – 219, 2000-01 уч.г. – 259. Это происходит за счет развития сферы частного образования и расширения платного образования в государственных вузах.
В целом образование призвано передавать от поколения к поколению ценности господствующей культуры. Однако эти ценности изменяются, поэтому содержание образования также претерпевает изменения. Если в древних Афинах главное внимание уделялось изящным искусствам, то в Древнем Риме главное место занимала подготовка военачальников и государственных деятелей. В средние века в Европе образование концентрировалось на усвоении христианского учения, в эпоху Ренессанса опять наблюдался интерес к литературе и искусству. В современных обществах упор в основном делается на изучении естественнонаучных дисциплин, а также большое внимание уделяется развитию личности, то есть гуманизации образования.
Функции образования:
Выделяют также латентные
функции образования, к которым
относятся функция «няни» (школа
на какое-то время освобождает родителей
от необходимости присматривать
за детьми), функция формирования среды
общения, высшая школа в нашем
обществе играет роль некой «камеры
хранения».
Среди разнообразных целей образования
выделяется три наиболее устойчивые: интенсивная,
экстенсивная, продуктивная.
Экстенсивная цель образования предполагает передачу накопленных знаний, достижений культуры, помощь учащимся в самоопределении на этом культурном базисе, задействовании имеющегося потенциала.
Интенсивная цель образования состоит в широком и полном развитии качеств учащихся для формирования у них готовности не только усваивать определенные знания, но и постоянно углублять знания, развивать творческий потенциал.
Продуктивная цель образования предполагает подготовить учащихся к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься и той структуре занятости, которая сложилась.
На рубеже XX века четко обозначились основные тенденции обновления образования:
Основная идея реформирования – развитие образования на основе принципа беспрерывности, который предусматривает постоянное пополнение и обновление знаний человека, его духовное совершенствование в течение всей жизни.
Функции образования: образовательная,
социальная, экономическая, культурно-историческая,
воспроизводства кадров.
^ Образовательные
функции:
- формирование и воспроизводство умений
и навыков, необходимых для подготовки
кадров;
- передача знаний, опыта культуры от поколения
к поколению;
- развитие материальной и духовной жизни
общества;
- социализация членов общества;
^ Социальные
функции образования:
- восходящего воспроизводства качества
общественного интеллекта и его составляющих
– науки, культуры и образования;
- всестороннего, гармоничного, творческого
развития личности;
- удовлетворения потребности в образовании;
- духовно-нравственного воспитания;
- сохранения и развития русского языка,
русской культуры;
- сохранения и развития национальных
языков и культур народов и национальностей.
(Селезнева и Субетто).
Принципы образования в России:
- доступность и массовость образования;
- государственность образования – ответственность
государства за обеспечение единого образовательного
пространства России, за соблюдение социальных
норм качества образования ( законодательные
акты по образованию, образовательные
стандарты и т.д.);
- опережающее развитие качества образования
(опережающее развитие человека, качества
общественного интеллекта);
- адекватность российского образования
принципам развития мировой цивилизации
и российского общества;
- научность образования (реализуется
через, педагогику, философию образования,
развитие науки, фундаментализацию и профессионализацию
образования);
- академические свободы и автономность
(самоуправление и самоорганизация прежде
всего высших учебных заведений);
- обязательность образования (начальное
и основное общее образование);
- непрерывность образования (совместимость
стандартов и программ).
Содержание социальных функций системы
образования определяется, с одной стороны,
его собственной двойственной – общечеловеческой
и классовой – природой, а с другой – конкретно
историческими условиями реализации этих
функций. Совокупность социальных функций
образования в каждую историческую эпоху,
на каждом этапе развития общества характеризуется
взаимодействием системы образования
с основными сторонами общественной структуры
– производством и трудом, социально-классовыми
отношениями, политической системой, духовной
жизнью общества и личности.
Социальные функции образования постоянно
обогащаются новым конкретно-историческим
содержанием, видоизменяются, совершенствуются,
иногда деградируют.
^ Экономическая
функция:
- подготовка и переподготовка кадров
Культурно-историческая:
- передача ценностей господствующей культуры;
- воспроизводство культурных и социальных
ценностей;
Воспроизводства кадров:
- 'запускающая' роль образования в формировании
профессиональной и жизненной карьеры;