Образование как социальный институт. Этапы развития, структура, функции института образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 11:46, реферат

Описание

1. Образование как социальный институт. Этапы развития, структура, функции института образования
2. Образование и социальная мобильность. Проблемы доступности образования
3. Роль науки в развитии общества
4. Проблемы и перспективы современного российского образования

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 19.83 Кб (Скачать документ)

1. Образование как социальный  институт. Этапы развития, структура,  функции института образования 
2. Образование и социальная мобильность. Проблемы доступности образования 
3. Роль науки в развитии общества 
4. Проблемы и перспективы современного российского образования

Как социальный институт образование формируется в 19 веке, когда появляется массовая школа. В 20 веке роль образования постоянно возрастает, растет формальный уровень образования населения. В развитых странах подавляющая часть молодежи заканчивает среднюю школу (США – 86% молодежи, Япония – 94%). Растет отдача от образования. Прирост национального дохода за счет вложения в сферу образования достигает 40-50%. Увеличивается доля государственных расходов на образование. Для характеристики уровня образованности населения используется такой показатель как количество студентов на 10 тыс. населения. По этому показателю лидирует Канада – 287, США – 257, Куба – 239. В Украине этот показатель в последние годы возрастает, если в 1985-86 уч. г. на 10 тыс. приходилось 167 студентов, то в 1997-98 уч. г. – 219, 2000-01 уч.г. – 259. Это происходит за счет развития сферы частного образования и расширения платного образования в государственных вузах.

В целом образование призвано передавать от поколения к поколению  ценности господствующей культуры. Однако эти ценности изменяются, поэтому  содержание образования также претерпевает изменения. Если в древних Афинах главное внимание уделялось изящным  искусствам, то в Древнем Риме главное  место занимала подготовка военачальников и государственных деятелей. В  средние века в Европе образование  концентрировалось на усвоении христианского  учения, в эпоху Ренессанса опять  наблюдался интерес к литературе и искусству. В современных обществах  упор в основном делается на изучении естественнонаучных дисциплин, а также  большое внимание уделяется развитию личности, то есть гуманизации образования.

Функции образования:

  1. Социально-экономическая. Подготовка к трудовой деятельности рабочей силы разного уровня квалификации
  2. Культурная. Обеспечивает передачу культурного наследия от одного поколения другому.
  3. Социализирующая. Приобщение личности к социальным нормам и ценностям общества.
  4. Интеграционная. Приобщая к единым ценностям, обучая определенным нормам, образование стимулирует единые действия, объединяет людей.
  5. Функция социальной мобильности. Образование выступает каналом социальной мобильности. Хотя в современном мире и сохраняется неравный доступ к образованию. Так, в США из семей, имеющих доходы ниже 10 тыс. дол., в вузы поступают 15,4% детей, свыше 50 тыс. дол. – 53%.
  6. Функция отбора. Существует отбор детей в элитные школы, их дальнейшее продвижение.
  7. Гуманистическая. Всесторонне развитие личности учащегося.

Выделяют также латентные  функции образования, к которым  относятся функция «няни» (школа  на какое-то время освобождает родителей  от необходимости присматривать  за детьми), функция формирования среды  общения, высшая школа в нашем  обществе играет роль некой «камеры  хранения». 
Среди разнообразных целей образования выделяется три наиболее устойчивые: интенсивная, экстенсивная, продуктивная.

Экстенсивная цель образования предполагает передачу накопленных знаний, достижений культуры, помощь учащимся в самоопределении на этом культурном базисе, задействовании имеющегося потенциала.

Интенсивная цель образования состоит в широком и полном развитии качеств учащихся для формирования у них готовности не только усваивать определенные знания, но и постоянно углублять знания, развивать творческий потенциал.

Продуктивная цель образования предполагает подготовить учащихся к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься и той структуре занятости, которая сложилась.

На рубеже XX века четко  обозначились основные тенденции обновления образования:

  1. демократизация всей системы обучения и воспитания;
  2. повышение значимости фундаментальной компоненты образования;
  3. гуманизация и гуманитаризация образования, использование новейших технологий обучения;
  4. интеграция разных форм и систем образования, как на национальном, так и на мировом уровнях.

Основная идея реформирования – развитие образования на основе принципа беспрерывности, который предусматривает постоянное пополнение и обновление знаний человека, его духовное совершенствование в течение всей жизни.

Функции образования: образовательная, социальная, экономическая, культурно-историческая, воспроизводства кадров. 
 
^ Образовательные функции: 
 
- формирование и воспроизводство умений и навыков, необходимых для подготовки кадров;  
 
- передача знаний, опыта культуры от поколения к поколению;  
 
- развитие материальной и духовной жизни общества;  
 
- социализация членов общества; 
 
^ Социальные функции образования: 
 
- восходящего воспроизводства качества общественного интеллекта и его составляющих – науки, культуры и образования; 
 
- всестороннего, гармоничного, творческого развития личности; 
 
-  удовлетворения потребности в образовании; 
 
- духовно-нравственного воспитания; 
 
- сохранения и развития русского языка, русской культуры; 
 
- сохранения и развития национальных языков и культур народов и национальностей. (Селезнева и Субетто). 
 
Принципы образования в России: 
 
- доступность и массовость образования; 
 
- государственность образования – ответственность государства за обеспечение единого образовательного пространства России, за соблюдение социальных норм качества образования ( законодательные акты по образованию, образовательные стандарты и т.д.); 
 
- опережающее развитие качества образования (опережающее развитие человека, качества общественного интеллекта); 
 
- адекватность российского образования принципам развития мировой цивилизации и российского общества; 
 
- научность образования (реализуется через, педагогику, философию образования, развитие науки, фундаментализацию и профессионализацию образования); 
 
- академические свободы и автономность (самоуправление и самоорганизация прежде всего высших учебных заведений); 
 
- обязательность образования (начальное и основное общее образование); 
 
- непрерывность образования (совместимость стандартов и программ). 
 
Содержание социальных функций системы образования определяется, с одной стороны, его собственной двойственной – общечеловеческой и классовой – природой, а с другой – конкретно историческими условиями реализации этих функций. Совокупность социальных функций образования в каждую историческую эпоху, на каждом этапе развития общества характеризуется взаимодействием системы образования с основными сторонами общественной структуры – производством и трудом, социально-классовыми отношениями, политической системой, духовной жизнью общества и личности. 
 
Социальные функции образования постоянно обогащаются новым конкретно-историческим содержанием, видоизменяются, совершенствуются, иногда деградируют. 
 
^ Экономическая функция: 
 
- подготовка и переподготовка кадров 
 
Культурно-историческая: 
 
- передача ценностей господствующей культуры; 
 
- воспроизводство культурных и социальных ценностей; 
 
Воспроизводства кадров: 
 
- 'запускающая' роль образования в формировании профессиональной и жизненной карьеры;


Информация о работе Образование как социальный институт. Этапы развития, структура, функции института образования