Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:06, контрольная работа
Традиционно образование играет значимую роль в процессах социального структурирования общества, являясь одним из наиболее важных каналов социальной мобильности, тем самым выполняя функцию социального контроля. Основная цель этого контроля, по мнению П. Сорокина, – распределение “индивидов в соответствии с их талантами и возможностями успешного выполнения своих социальных функций”. Поэтому школа, наряду с другими социальными институтами, такими, как семья, церковь, политические, профессиональные организации и другими является одновременно “каналом вертикальной циркуляции”, способствующим продвижению вверх или спуску вниз по социальной “лестнице” и своеобразным “ситом”, которое “просеивает” индивидов и определяет им то или иное место в обществе
1. Образование как социальный институт…………………..................... 2
2. Социальные функции образования…………………………………….6
3. Список литературы………………
Что касается терминальной ценности образования, за пять лет произошли изменения в сторону усиления прагматических мотивов обучения, хотя для студентов элитарного вуза (каковым является Московский университет) большое значение имеет высокий уровень образованности. Подготовка интеллектуальной элиты также является одной из важнейших функций высшего образования и ее Московский университет эффективно реализует.
В то же время налицо снижение профессиональной функции (подготовки кадров). Здесь сказывается (помимо всего прочего) и невостребованность специалистов на российском рынке труда, не случайно увеличение числа желающих работать за рубежом. По-прежнему образование выполняет и функцию социальной защиты, в частности, служит средством избежать службы в армии.
В соответствии с выявленными мотивами получения высшего образования можно типологизировать студентов, в основу чего положена та или иная доминирующая жизненная стратегия, соответствующая функциям образования: прагматической (утилитарной), социально-дифференцирующей (статусно-престижной), социокультурной, профессиональной,
1-й тип – доминирующая жизненная стратегия – успех в жизни, что соответствует прагматической функции образования.
2-й тип – доминирующая жизненная стратегия – стать высокообразованным, культурным человеком, что соответствует социокультурной функции образования.
3-й тип стратегии – стремление к материальной обеспеченности, что соответствует прагматической функции образования.
4-й тип – доминирующая жизненная стратегия – иметь профессию, что соответствует профессиональной функции образования.
5-й тип стратегии – достижение соответствующего социального статуса, что соответствует статусно-престижной функции образования.
Что касается остальных мотивов получения высшего образования, они скорее подчинены выявленным жизненным стратегиям. Так, к примеру, желание работать за рубежом связано и со стремлением быть материально обеспеченным, и с желанием добиться успеха в жизни и т.д. А такие мотивы получения высшего образования, как “не служить в армии”, “приятно провести время”, “продолжить семейные традиции” не являются основными, а скорее служат в качестве дополнительных стимулов.
Ориентация на успех в жизни становится одной из ведущих жизненных стратегий студентов и вообще молодежи в современных рыночных условиях. В этом одно из проявлений инновационной функции образования. Речь идет не только об участии образования как социального института в процессе зарождения новых социальных слоев, но и в производстве новых социокультурных образцов поведения, новой системы ценностей.
Инновационная функция системы образования все заметнее становится в информационном обществе, что связано с потребностью внедрения новых технологий в различные сферы жизнедеятельности общества. Отсюда реагирование образования, особенно высшего, в виде появления новых специальностей, нового типа образовательных учреждений, расширения платных услуг. Но, пожалуй, особо актуальной в настоящее время становится проблема все более широкого внедрения активных, в том числе инновационных методов обучения. Социальная функция инновационных форм обучения проявляется в том, что их применение (не только в высшей, но и в средней школе) помогло бы решить проблему уменьшения образовательного неравенства, выраженного в сужении доступа к качественному образованию, в существующем механизме отбора учащихся в зависимости от уровня успеваемости. Можно согласиться с утверждением того, что социальное неравенство в исходном пункте дано только частично и, как показывает практика, развивается внутри школьной системы и с ее помощью (особенно это заметно на примере существующего механизма отбора в вузы, при котором существенную роль играет платежеспособность поступающего). Безличная ответственность системы, как справедливо полагает А. Турен, нужно заменить индивидуальной или коллективной ответственностью преподавателей. Уменьшению неравенства шансов служит все то, что позволяет ограничить установленный школьный порядок в пользу активного обучения, когда ребенок выступает не только школьником, а индивидом, признанным во множестве его социальных ролей, включая занимаемое им в классе место [179].
Применение активных, в том числе инновационных, методов обучения, таких как тренинги, диалог, дискуссии, игры и т.д. должно быть не практическим приложением к теоретическим вопросам, а напротив, служить отправной точкой, от которой отталкиваются и преподаватель, и учащиеся в процессе обучения, представляющем собой совместную деятельность по решению тех или иных проблем, в том числе направленных на личностное развитие участников учебного процесса. При этом меняется и позиция преподавателя: он не доминирует над обучаемыми, подавляя их инициативу и активность, а становится участником совместной работы и в этом процессе разрешает и свои собственные проблемы, затруднения.
Все вышеперечисленные функции в единстве придают социуму определенную устойчивость и одновременно возможность развития, но при условии того, что ни одна из них не является явно превалирующей. В частности, должен наблюдаться разумный баланс функций, реализация которых удовлетворяла бы потребности государства в высококвалицированных кадрах специалистов и просто в образованных граждан; и потребности индивидов в культурном развитии, а также в наличии формального образования (диплома) в качестве средства решения жизненно важных проблем. Только таким образом можно избежать роста социальной напряженности в обществе и согласования интересов государства, общества и каждого отдельного человека.