Поучительную
технику регистрации наблюдаемых
событий разработали московские
социологи в рамках исследовательского
проекта “общественное мнение”
(руководитель исследования
Б.А.Грушин). В
числе одного из каналов выражения
общественного мнения были выделены
собрания. Для регистрации данных
использовалась картотека наблюдения,
включающая девять различных
бланков оценки: ситуации перед
началом собрания, организационного
периода, регистрации действий
докладчика или выступающего, регистрации
реакций аудитории на выступление,
описания общей ситуации во
время прений, ситуации при принятии
решений собрания, в частности
при обсуждении поправок и
дополнений к проекту решения,
ситуации по окончании собрания
и карточка общей характеристики
собрания.
Вот как выглядит
карточка индикаторов для регистрации
отношения участников собрания
к выступающему - докладчику, участнику
дискуссии.
Индикаторы отношения
участников собрания к выступающим
путем прямого
наблюдения реакций аудитории
| |Сила проявления
реакции|Особые |
|Элементы наблюдаемого
поведения | |заметки |
| |по группам |наблюдателя,
|
| |(шкальные оценки)
|заранее не |
| | |формализуемые|
|А) Одобрительные
реплики, |1, 2, 3, 4, 5, 6 | |
|возгласы, аплодисменты.
| | |
|Б) Неодобрительные
реплики и |1, 2, 3, 4, 5, 6 | |
|т.д.. |1, 2, 3, 4, 5, 6 | |
|В) Требование
дополнительной | | |
|информации. |К каждой
строке | |
|Г) Разговоры,
связанные с |элементов наблюдаемого
| |
|обсуждаемым вопросом.
|поведения дана | |
|Д) Вопросы к
выступающему. |6-членная номинальная
| |
|Е) Отсутствие
реакции |шкала, пункты которой:
| |
|(нейтральное отношение).
|1 - президиум собрания | |
|Ж) Призывы к
соблюдению порядка. |2 - большинство
| |
|З) Призывы к
соблюдению |аудитории | |
|регламента. |3 - примерно
половина | |
|И) Разговоры,
тему которых |аудитории | |
|определить невозможно.
|4 - меньшинство | |
|К) Посторонние
разговоры. |аудитории | |
|Л) Занятие посторонними
делами. |5 - несколько человек | |
| |6 - один - два человека|
|
Наблюдение большой
аудитории собрания производится
несколькими лицами, которые придерживаются
единой инструкции. подготовке протокола
регистрации данных наблюдения
предшествует не только разработка
общей концепции, но и неоднократные
нестандартизованные наблюдения
на разных объектах ( в нашем
случае
- собраниях разных
организаций и коллективов).
Следует ли
наблюдателю вмешиваться в наблюдаемый
процесс?
Ответ на этот
вопрос зависит от цели исследования.
Если цель исследования состоит
в том, чтобы описать и проанализировать
(диагностировать)
ситуацию, то вмешательство исказит
картину и может привести к
нежелательному для исследования
искажению информации.
Для этого существуют
способы добиться минимальных
ошибок при диагностическом наблюдении.
Один из них заключается в
том, чтобы исследователь сделал
так, что люди не знают, что
за ними наблюдают.
Другой способ
- создать ложное представление
о цели наблюдения.
Конечно эти
способы могут показаться безнравственными,
но чтобы добиться правдивости
информации, исследователю лучше
не показывать своих целей,
особенно в том случае, если
узнав о них люди смогут
неправильно истолковать задачи
исследования.
Если же цель
исследования заключается в принятии
определенных управленческих решений,
то вмешательство будет полезно,
так как позволит изменять
ход событий и оценивать полученные
результаты.
Именно этим
целям служит стимулирующее включенное
наблюдение.
Преимущества
включенных наблюдений очевидны:
они дают наиболее яркие, непосредственные
впечатления о среде, помогают
лучше понять поступки людей
и действия социальных общностей.
Но с этим же связаны основные
недостатки такого способа. Исследователь
может потерять способность объективно
оценивать ситуацию, как бы внутренне
переходя на позиции тех, кого
он изучает, слишком
“вживается”
в свою роль соучастника событий.
Поэтому как правило, итогом
включенного наблюдения является
социологическое эссе, а не строго
научный трактат.
Имеются и нравственные
проблемы включенного наблюдения:
насколько вообще этично, маскируясь
под рядового участника какой-то
общности людей, в действительности
исследовать их?
Пути повышения
надежности данных при наблюдении.
В полевых условиях,
при простом бесструктурном и
невключенном наблюдении вести
записи очень сложно. Это уже
дело навыков и изобретательности
исследователя. Можно применять
заранее разработанные коды. Можно
применять маскировочные приемы
(например ученику на предприятии
вести записи, якобы связанные
с работой).
Можно использовать
хорошую память и регистрировать
наблюдения позже, в спокойной
обстановке.
Структуризованное
наблюдение предпринимает более
строгие приемы ведения записей.
Здесь используются бланки - протоколы,
разлинованные по пунктам наблюдения
с кодовыми обозначениями событий
и ситуаций.
Пример: Наблюдатели
и сотрудники исследовательского
коллектива, которые исследовали
собрания, расчленили зоны наблюдения
(президиум, выступающий, сектор
участников собрания из
15-20 человек) и
по шкале времени фиксировали
происходящее, пользуясь кодами. В
протоколе (см.схему ниже) в каждой
строке делается отметка пункта
номинальной шкалы с учетом
времени.
Напомню, что
другой наблюдатель регистрирует
по соответствующей инструкции
действия ораторов, после чего
можно синхронизировать реакции
аудитории на выступления с
трибуны собрания.
Частоту и интенсивность
событий в данном случае регистрируют
с помощью шкал ранжирования
по предыдущей схеме, графа
2.
Современная техника
позволяет использовать магнитофон,
кино- или фотоаппарат, видеозаписи,
обеспечивающие подлинность регистрации
наблюдаемого.
Протокол регистрации
событий на основе индикаторов
отношения участников
собрания к выступающим
|Время |Элементы
наблюдаемого поведения и|Особые
|
| |реакции, кодируемые
в номинальной|отметки, |
| |шкале |примечания
|
0 - 5 мин
6 - 10 мин
............................................
|а |б |в |г
|д |е |ж |з | и... | | |
Надежность (обоснованность
и устойчивость данных повышается,
если выполнять следующие правила:
а) Максимально
дробно классифицировать элементы
событий, подлежащих наблюдению,
пользуясь четкими индикаторами.
Их надежность проверяется в
пробных наблюдениях, где несколько
наблюдателей регистрируют по
единой инструкции одни и те
же события, происходящие на
объекте, аналогичном тому, который
будет изучаться.
б) Если основное
наблюдение осуществляется несколькими
лицами, они сопоставляют свои
впечатления и согласовывают
оценки, интерпретацию событий, используя
единую технику ведения записей,
тем самым повышается устойчивость
данных наблюдения.
в) Один и
тот же объект следует наблюдать
в разных ситуациях
(нормальных, и стрессовых,
стандартных и необычных), что
позволяет увидеть его с разных
сторон.
г) Необходимо
четко различать и регистрировать
содержание, формы проявления наблюдаемых
событий и их количественные
характеристики (интенсивность, регулярность,
периодичность, частоту).
д) Важно следить
за тем, чтобы описание событий
не смешивалось с их интерпретацией.
Поэтому в протоколе следует
иметь специальные графы для
записи фактуальных данных и
для их истолкования.
е) При включенном
или невключенном наблюдении, выполняемом
одним исследователем, особенно
важно следить за обоснованность
интерпретации данных, стремясь
к тому, чтобы перепроверить свои
впечатления с помощью различных
возможных интерпретаций. Например,
бурная реакция собрания на
выступление может быть следствием
одобрения, недовольства по поводу
высказанного оратором, реакцией
на его шутку или реплику
из зала, на допущенную им ошибку
или оговорку, на постороннее
действие во время выступления...
Во всех этих случаях делаются
особые заметки, поясняющие протокольную
запись.
ж) Полезно
прибегнуть к независимому критерию
для проверки обоснованности
наблюдения. Данные наблюдений “со
стороны” можно проконтролировать
с помощью интервью с участниками
событий; материалы включенного
наблюдения желательно проверить
невключенными по той же программе
или по имеющимся документам.
Место наблюдения
среди других методов сбора
данных.
Основным недостатком
этого метода является необъективность
наблюдателя. Человек очень редко
оценивает ситуацию абсолютно
беспристрастно (ему свойственно
делать выводы). Личностные особенности
наблюдателя определенно сказываются
на его впечатлениях.
Наблюдению не
подлежат события прошлого, многие
явления и процессы массового
характера, вычленение небольшой
части которых делает их изучение
непредставительным.
Наблюдение используется
в основном как дополнительный
метод, который позволяет собрать
материалы для начала работы
или помогает проверить результаты
других методов сбора информации.
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ
ИСТОЧНИКИ
Документальной
в социологии называют любую
информацию, фиксированную в печатном
или рукописном тексте, на магнитной
ленте, на фото- или кинопленке.
В этом смысле понятие документации
отличается от общеупотребительного:
обычно мы называем документами
официальные материалы.
По способу
фиксирования информации различаются:
рукописные и печатные документы;
записи на магнитной ленте.
С точки зрения целевого назначения
выделяются материалы, которые
были избраны самим исследователем.
Пример: Американский
социолог У.Томас и польский
Ф.Знанецкий исследовали по документам
жизнь польских эмигрантов в
Европе и
Америке. Они
попросили одного польского крестьянина
написать автобиографию и получили
от него 300 страниц рукописного
текста.
Эти документы
называют целевыми. Другие - не зависимые
от социолога документы называют
наличными. Обычно они и составляют
документальную информацию в
социологических исследованиях.
По степени
персонификации документы подразделяются
на личные и безличные.
Личные - документы
индивидуального учета (библиотечные
формуляры, анкеты и бланки, заверенные
подписью), характеристики, выданные
данному лицу, письма, дневники, заявления,
мемуарные записи.
Безличные - статистические
или событийные архивы, данные
прессы, протоколы собраний.