Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 14:28, контрольная работа
Общественное мнение «принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению» .Поэтому существует множество точек зрения.
На эмпирическом уровне предлагается определять общественное мнение через: отношение, оценочные суждения или практические действия социальных общностей, в которых выражается их ответная реакция на различные факты, события или явления общественной жизни.
Введение................................................................................................................3
1 Общественное мнение, как социальный институт.........................................4-7
Заключение........................................................................................................8
Список используемой литературы.....................................................................9
Содержание
Введение......................
1 Общественное
мнение, как социальный институт.......
Заключение....................
Список
используемой литературы....................
Введение
Общественное
мнение «принадлежит к числу явлений,
которые с большим трудом поддаются
всестороннему анализу и
На
эмпирическом уровне предлагается определять
общественное мнение через: отношение,
оценочные суждения или практические
действия социальных общностей, в которых
выражается их ответная реакция на
различные факты, события или
явления общественной жизни. Для
более полного понимания
-В. Н Лавриненко пишет, что «общественное мнение – это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в эмоциях и суждениях, а затем и в действиях»;
-Из определения, которое
-
В советском энциклопедическом
словаре понятие «общественное
мнение» определятся как
Общественное мнение выражает
позицию одобрения или
1 Общественное мнение, как социальный институт
При рассмотрении общественного мнения как социального института, прежде всего, анализируются характеристики субъектов общественного мнения и субъектов власти, отношения между ними. Эти отношения, в первую очередь, определяются характером власти и типом политического режима. Возможны три основные модели отношений:
1)
субъекты общественного мнения
предлагают свои варианты
2)
субъекты власти по мере
3)
субъекты власти полностью (
Также общественное мнение выступает как институт социального контроля, заставляющий людей поступать, так или иначе, из чувства страха перед изоляцией или осуждением девиантного поведения.
Сегодня
в Украине происходит процесс
институционализации
При
рассмотрении общественного мнения
как состояния массового
Субъектом
общественного мнения выступают
его «носители», как вся общность
в целом, так и важнейшие структурно
составляющие ее части, независимо от
содержания их суждений (за или против,
большинство это или
Индивид
(например, политический лидер) не может
быть носителем общественного
Объекты
общественного мнения. Одним из глубочайших
заблуждений является уверенность
в наличии у населения
Критерий «общественного интереса». Общественное мнение высказывается не по всем проблемам общества, а лишь по тем, которые представляют общественный интерес. Например, условия приема экзамена или зачета по социологии не могут выступать объектом общественного мнения, т. к. не вызывают общественный интерес.
Критерий «актуальности». Общественное мнение возникает не только по проблемам, вызывающим общественный интерес, но и актуальным в данный момент времени. Например, проблема частной собственности на землю вызывали в нашей стране общественный интерес всегда, но до начала рыночных реформ общественного мнения по ней не было, т. к. это не было актуально.
Критерий «дискуссионности». Общественное мнение, как правило, формируется в тех случаях, когда возможны альтернативные оценки, разные мнения. Абсолютные истины (например, Днепр впадает в Черное море) не относятся к суждениям общественного мнения.
Критерий «компетентности». Общественное мнение, в отличие от, например, общественного настроения - это всегда компетентное суждение. Некомпетентность суждений, которые претендуют на статус общественного мнения, может быть органичной и неорганичной. Органичная некомпетентность связана с тем, что общество в целом не может компетентно судить обо всех проблемах его жизнедеятельности (это, в первую очередь касается научных проблем, например - медицины или экономики). Неорганичная некомпетентность связана с недостаточной информированностью общественности по данной проблеме, когда в принципе общественность может получить и усвоить эту информацию.
Каналы выражения общественного мнения делятся на три, кардинально различающиеся по своим информационным свойствам, группы:
- опосредованные каналы выражения общественного мнения, которые характеризуются тем, что общественное мнение распространяется через них опосредовано, через фигуру «ретранслятора». К ним относятся средства массовой информации, средства массовой устной пропаганды, средства наглядной агитации, заседания и документы органов управления. Общественное мнение здесь испытывает влияние «ретранслятора», и поэтому может искажаться.
- прямые каналы выражения общественного мнения, которые характеризуются тем, что общественное мнение распространяется через них и поступает в органы управления прямо, не проходя отбор через фигуру «ретранслятора». К ним относятся собрания, средства информационного давления (митинги, демонстрации, забастовки), личные контакты руководства с населением, письма. Общественное мнение здесь может быть достаточно объективным, однако вряд ли способно репрезентативно отражать мнение различных социальных общностей. Например, опыт показывает, что письма в редакции газет, мерии и исполкомы пишут люди с определенной ментальностью и в них, чаще всего, содержится негативная информация. Поэтому по ним невозможно судить об общественном мнении в целом.
- специализированные каналы выражения общественного мнения представляют собой группу методов научного анализа общественного мнения. К ним относятся разнообразные опросы населения, референдумы и выборы. Очевидно, что информация, получаемая, через эти каналы является наиболее качественной и надежной, поскольку обладает принципиальными возможностями быть объективной и репрезентативной. Однако в нашем обществе работники органов управления чаще всего пользуются опосредоваными и прямыми каналами изучения общественного мнения и очень редко - специализированными (об этом свидетельствуют результаты социологических исследований).
Заключение
Прежде всего, необходимо отметить, что нельзя отождествлять социологию общественного мнения (специальную социологическую дисциплину) и само общественное мнение с опросами общественного мнения и получаемой в ходе их проведения информацией. Ведь феномен общественного мнения существовал задолго до появления опросов, и сейчас и ранее информация об общественном мнении «добывается» не только с помощью опроса. Поэтому ряд социологов проводят различия между социологическими исследованиями и опросами общественного мнения.
Список использованной литературы:
1. Гидденс Э. «Социология»-М: Эдиториал УРСС 1999г.-709с.
2. Горшков М. К. «Общенародное общественное мнение»- М: Знание 1999г.-64с.
5. Елсуков А. Н. «История социологии»- М: Высшая школа 2001-381с.
6. Житенев В. Б. «Общественное мнение в социальном управлении» Новосибирск: Наука 2002г.-164с.
7. Иванов В. Н. «Социология и пропаганда»- М: Наука 1999г.-205с.
8. Лавриненко В. Н. «Социология»- М: ЮНИТИДАНА 2000г-407с.
9. Советский Энциклопедический Словарь (под ред. Прохоров А. М.)
М:
Советская Энциклопедия 2002г.-
10.Фомичева И. Д. «Методика конкретного социологического исследования»- М: МГУ 1980 306с.
11.Фролов С. С. «Социология»- М: «Логос» 2000г.-360с.
12.Ядов В. А «Социология в России»- М: Институт социологии РАН 2001г-696с.
13.Вардомацкий А. П. «Некоторые особенности постсоветского общественного мнения» //Социологические исследования 1998 №9
Информация о работе Общественное мнение, как социальный институт