Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:41, реферат
Субъект общественного мнения – народное большинство – обладает внутренней структурой, учет которой важен для социологических исследований. Это классы, отдельные слои, группы и другие общности, отдельные личности. В рамках этих общностей и формируется общественное мнение.
Объект общественного мнения – это то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем сильнее объект затрагивает интересы людей, тем рельефнее проявляется общественное мнение.
1. Понятие,
субъект и объект
Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения, чувства классов и групп общества. Это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни.
Происхождение этого термина английское. В 1759 г. его впервые употребил в парламентской речи Джон Солберн.
Важнейший фактор при формировании общественного мнения – это интересы людей. Общественное мнение возникает там, где выдвигается вопрос, имеющий большое практическое значение, или вопрос, носящий дискуссионный характер. Механизм формирования общественного мнения предполагает борьбу индивидуальных мнений.
В чем сущность общественного мнения? Во-первых, это итог мыслительной деятельности людей. Во-вторых, при формировании общественного мнения критерием отбора служат общественные интересы и потребности. В-третьих, массовые суждения людей обладают разной степенью объективности, порой, если нет научного фундамента, возникает ошибочное общественное мнение, часто за общественное мнение выдаются предрассудки. В-четвертых, общественное мнение – побудительная сила людей к практической деятельности. В-пятых, сплав индивидуальных мнений, где происходит нелинейное сложение.
Субъект общественного
мнения – народное большинство –
обладает внутренней структурой, учет
которой важен для
Объект общественного
мнения – это то, по поводу чего складывается
общественное мнение. Чем сильнее
объект затрагивает интересы людей,
тем рельефнее проявляется
Например, экологические проблемы или проблемы социального неравенства.
2. Средства
и этапы формирования
В ходе развития общественное
мнение проходит стадии возникновения,
формирования и функционирования. Оно
может формироваться как
Этапы формирования общественного мнения: зарождение индивидуальных мнений, обмен мнениями, кристаллизация общей точки зрения из многих мнений и переход к практическому состоянию. В реальной жизни эти процессы протекают одновременно и имеют качественные скачки и взаимопереходы в развитии индивидуального, группового и общественного мнений.
Практически всегда
общественное мнение имело своих
лидеров. В родовой организации
это были умудренные опытом старейшины,
позже выдвинулись служители
культа – жрецы, потом появились
различные партии и силы, стремившиеся
воздействовать на общественное мнение.
Наконец сформировался слой идеологов,
способных формулировать и
Сформированное общественное
мнение имеет интегративный характер,
это не простая сумма мнений, а
концентрированное выражение
3. Функции
и характеристика
Общественное мнение
в зависимости от предпочтений субъекта
может иметь позитивную или негативную
направленность либо быть индифферентным.
Будучи сформированным, оно долгое
время может сохранять
Общественное мнение имеет свои сферы распространения регионального и социального характера.
Особой компетентностью, социальной направленностью и значительной распространенностью отличается зрелое общественное мнение. Сферы проявления общественного мнения – политика, право, нравственность, религия, наука, культура.
Мнение можно классифицировать
следующим образом: индивидуальное,
групповое и общественное. Общественное
мнение имеет корни в социальной
среде, часто им манипулируют партии
и движения для достижения своих
целей. Оно всегда возникает в
противоборстве мнений всех слоев общества.
Иногда создается подобие
Можно выделить следующие функции общественного мнения:
1) контрольная, которая контролирует институты власти и государства;
2) консультативная, когда оно дает советы органам власти;
3) директивная, когда
решения по проблемам
4) оценочная.
Общественное мнение
иногда складывается под влиянием эмоций,
но лучше, если оно основано на конструктивном,
аналитическом исследовании. Оно
может выступать в форме
Социология не может обойтись без вопроса: что думает и чувствует народ, чего он хочет? В нашей стране социологические опросы населения начались сравнительно недавно, но теперь они проводятся регулярно, результаты опросов общественного мнения публикуются и оглашаются в телеэфире.
4. Методология изучения общественного мнения
Основой изучения общественного мнения является его мето-дико-методологическая база, в частности составление опросника. Институт Гэллапа еще в 40-е гг. ХХ в. на основании опыта прогнозирования хода избирательных кампаний разработал пятимерный план, имевший целью совершенствование методики изучения общественного мнения.
Выяснилось, что самое важное – выбор и формулировка вопросов. Недостатки, выявленные в данной области, имели место в неквалифицированных опросах. Вопросы задавались людям, не имеющим понятия о предмете обсуждения; не делалось различий между теми, кто отвечал не задумываясь, и теми, кто взвешивал ответ. Вопросы формулировались так, что могли иметь различный смысл для разных групп людей; на некоторые вопросы нельзя было дать однозначного ответа; игнорировался факт, почему опрашиваемый придерживается именно этого мнения
По плану Гэллапа предусматривалось исследование 5 различных аспектов общественного мнения:
1) знания опрашиваемого о предмете;
2) его общие взгляды;
3) причины, почему
он придерживается этих
4) его специфические
взгляды по специфическим
5) интенсивность выраженного мнения.
В пятимерном плане используются пять категорий вопросов: фильтрующие, открытые, причинные, специфические, выявляющие интенсивность мнений. Пятимерный план можно назвать эталоном опроса общественного мнения. Но сейчас в развитых странах существует великое множество видов опросов: открытые региональные и общенациональные опросы; закрытые конфиденциальные опросы по заданию клиентов, фирм, ассоциаций, союзов, других организаций; экспериментальные опросы институтов, осуществляемые в прикладных и академических целях.