Общественное мнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:41, реферат

Описание

Субъект общественного мнения – народное большинство – обладает внутренней структурой, учет которой важен для социологических исследований. Это классы, отдельные слои, группы и другие общности, отдельные личности. В рамках этих общностей и формируется общественное мнение.

Объект общественного мнения – это то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем сильнее объект затрагивает интересы людей, тем рельефнее проявляется общественное мнение.

Работа состоит из  1 файл

Кратко об общественном мнении.docx

— 160.55 Кб (Скачать документ)

1. Понятие,  субъект и объект общественного  мнения

Общественное мнение отражает реальное состояние общественного  сознания, интересы, настроения, чувства  классов и групп общества. Это  отношение социальных общностей  к проблемам общественной жизни.

Происхождение этого  термина английское. В 1759 г. его впервые  употребил в парламентской речи Джон Солберн.

Важнейший фактор при  формировании общественного мнения – это интересы людей. Общественное мнение возникает там, где выдвигается  вопрос, имеющий большое практическое значение, или вопрос, носящий дискуссионный  характер. Механизм формирования общественного  мнения предполагает борьбу индивидуальных мнений.

В чем сущность общественного  мнения? Во-первых, это итог мыслительной деятельности людей. Во-вторых, при  формировании общественного мнения критерием отбора служат общественные интересы и потребности. В-третьих, массовые суждения людей обладают разной степенью объективности, порой, если нет  научного фундамента, возникает ошибочное  общественное мнение, часто за общественное мнение выдаются предрассудки. В-четвертых, общественное мнение – побудительная  сила людей к практической деятельности. В-пятых, сплав индивидуальных мнений, где происходит нелинейное сложение.

Субъект общественного  мнения – народное большинство –  обладает внутренней структурой, учет которой важен для социологических  исследований. Это классы, отдельные  слои, группы и другие общности, отдельные  личности. В рамках этих общностей  и формируется общественное мнение.

Объект общественного  мнения – это то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем сильнее  объект затрагивает интересы людей, тем рельефнее проявляется общественное мнение.

Например, экологические  проблемы или проблемы социального  неравенства.

2. Средства  и этапы формирования общественного  мнения

В ходе развития общественное мнение проходит стадии возникновения, формирования и функционирования. Оно  может формироваться как стихийно, так и сознательно Основные методы формирования – внушение, убеждение, подражание. Основные средства (каналы) формирования – средства массовой информации, устная пропаганда, политическая агитация, межличностное общение.

Этапы формирования общественного мнения: зарождение индивидуальных мнений, обмен мнениями, кристаллизация общей точки зрения из многих мнений и переход к практическому  состоянию. В реальной жизни эти  процессы протекают одновременно и  имеют качественные скачки и взаимопереходы в развитии индивидуального, группового и общественного мнений.

Практически всегда общественное мнение имело своих  лидеров. В родовой организации  это были умудренные опытом старейшины, позже выдвинулись служители  культа – жрецы, потом появились  различные партии и силы, стремившиеся воздействовать на общественное мнение. Наконец сформировался слой идеологов, способных формулировать и обосновывать господство определенного мнения, элиты  стран стремились сделать так, чтобы  общественное мнение сложилось в  их пользу (часто при этом элита  действует при помощи пропаганды, цензуры, методов социальной психологии, чтобы способствовать распространению  предубеждений).

Сформированное общественное мнение имеет интегративный характер, это не простая сумма мнений, а  концентрированное выражение коллективного  разума, сплав мнений общества. Содержание сложившегося общественного мнения составляют лишь те оценки, которые разделяются большинством, даже если они не истинны.

3. Функции  и характеристика общественного  мнения

Общественное мнение в зависимости от предпочтений субъекта может иметь позитивную или негативную направленность либо быть индифферентным. Будучи сформированным, оно долгое время может сохранять стабильность, а иногда даже может закрепиться  в обычаях, традициях.

Общественное мнение имеет свои сферы распространения  регионального и социального  характера.

Особой компетентностью, социальной направленностью и значительной распространенностью отличается зрелое общественное мнение. Сферы проявления общественного мнения – политика, право, нравственность, религия, наука, культура.

Мнение можно классифицировать следующим образом: индивидуальное, групповое и общественное. Общественное мнение имеет корни в социальной среде, часто им манипулируют партии и движения для достижения своих  целей. Оно всегда возникает в  противоборстве мнений всех слоев общества. Иногда создается подобие общественного  мнения. Для того чтобы этого не произошло, людям нужна объективная  информация, они должны быть просвещенными  и грамотными.

Можно выделить следующие  функции общественного мнения:

1) контрольная, которая  контролирует институты власти  и государства;

2) консультативная,  когда оно дает советы органам  власти;

3) директивная, когда  решения по проблемам социальной  жизни принимаются с помощью  референдума;

4) оценочная.

Общественное мнение иногда складывается под влиянием эмоций, но лучше, если оно основано на конструктивном, аналитическом исследовании. Оно  может выступать в форме позитивных и негативных суждений.

Социология не может  обойтись без вопроса: что думает и чувствует народ, чего он хочет? В нашей стране социологические  опросы населения начались сравнительно недавно, но теперь они проводятся регулярно, результаты опросов общественного  мнения публикуются и оглашаются в телеэфире.

4. Методология  изучения общественного мнения

Основой изучения общественного  мнения является его мето-дико-методологическая база, в частности составление опросника. Институт Гэллапа еще в 40-е гг. ХХ в. на основании опыта прогнозирования хода избирательных кампаний разработал пятимерный план, имевший целью совершенствование методики изучения общественного мнения.

Выяснилось, что самое  важное – выбор и формулировка вопросов. Недостатки, выявленные в  данной области, имели место в  неквалифицированных опросах. Вопросы  задавались людям, не имеющим понятия  о предмете обсуждения; не делалось различий между теми, кто отвечал  не задумываясь, и теми, кто взвешивал  ответ. Вопросы формулировались  так, что могли иметь различный  смысл для разных групп людей; на некоторые вопросы нельзя было дать однозначного ответа; игнорировался  факт, почему опрашиваемый придерживается именно этого мнения

По плану Гэллапа  предусматривалось исследование 5 различных  аспектов общественного мнения:

1) знания опрашиваемого  о предмете;

2) его общие взгляды;

3) причины, почему  он придерживается этих взглядов;

4) его специфические  взгляды по специфическим аспектам  проблемы;

5) интенсивность  выраженного мнения.

В пятимерном плане  используются пять категорий вопросов: фильтрующие, открытые, причинные, специфические, выявляющие интенсивность мнений. Пятимерный план можно назвать эталоном опроса общественного мнения. Но сейчас в  развитых странах существует великое  множество видов опросов: открытые региональные и общенациональные опросы; закрытые конфиденциальные опросы по заданию клиентов, фирм, ассоциаций, союзов, других организаций; экспериментальные  опросы институтов, осуществляемые в  прикладных и академических целях.

Информация о работе Общественное мнение