Общество как исторически развивающаяся система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 00:26, контрольная работа

Описание

В соответствии с поставленной задачей в данной работе изучаются три вопроса: 1) исследуется общество как исторически развивающаяся система, определяются основные признаки общества; 2) устанавливаются основные типы и виды социальных взаимодействий; 3) дается характеристика основных частей процедурного раздела программы социологического исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
1. Общество как исторически развивающаяся система. Признаки общества 5
2. Социальные взаимодействия: типы, виды 15
3. Процедурный раздел программы социологического исследования, характеристика ее основных частей. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Работа состоит из  1 файл

Социология - КР.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В соответствии с поставленной задачей в данной работе изучаются три вопроса: 1) исследуется общество как исторически развивающаяся система, определяются основные признаки общества; 2) устанавливаются основные типы и виды социальных взаимодействий; 3) дается характеристика основных частей процедурного раздела программы социологического исследования.

     1. Общество – самая обширная абстракция, содержащая в себе все понятия социологии, первичное теоретическое понятие, не сводимое к другим. Общество есть исторический результат естественно складывающихся отношений людей. Общество как естественноисторическая целостная система представляет собой органическое единство четырех сфер общественной жизни — экономической, социальной, политической и идеологической. Каждая из сфер общественной жизни выполняет определенные функции: экономическая — функцию материального производства, социальная — социализации, политическая — социального управления, идеологическая — духовного производства. Каждая историческая общественная система (формация) отличается от предшествующей характером своих систем образующих элементов и способом их связи между собой. Например, первобытное общество, феодальное  общество, французское  общество эпохи Реставрации, советское общество периода НЭПа и т.д. В соответствии с качественными характеристиками также выделяют этапы в развитии общества («общество потребления», «информационно-технократическое общество», «традиционное общество»).

     2. Социальное взаимодействие трактуется как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям. Социальное взаимодействие представляет собой взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством  социальной деятельности.

     3. Процедурный раздел программы социологического исследования является концептуальной схемой исследования, которая содержит общий логический план, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа данных; упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с поставленными задачами, обеспечивает возможность сопоставления результатов разных исследований.

     Рабочий план исследования определяет последовательность исполнения основных процедурных мероприятий в определенный период времени. В нем предусматриваются такие этапы, как этап подготовки к исследованию, этап полевого исследования, этап обработки первичной информации, этап анализа социальной информации, составления отчета и разработки рекомендаций.

     Указанные вопросы детально освещены в основной части работы. Для ответа на поставленные вопросы необходимо было подобрать и тщательно изучить литературу, материалы социологических исследований, касающиеся указанной тематики, произвести анализ полученной информации, сделать соответствующие выводы. Результаты произведенного исследования изложены в данной работе.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Общество как исторически развивающаяся система. Признаки общества

     Известный югославский социолог Д.Маркович выделяет три основные особенности человека – творчество, свобода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека: человек – это "общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия".

     Из  сказанного следует, что нельзя ни отождествлять  понятия "природа" и "общество", "природное" и "социальное", ни абсолютно разрывать и противопоставлять их. Природа и общество – это две качественно различные формы проявления единой реальности, которым в едином человеческом знании соответствуют две основные области – естествознание и обществознание.

     Научное разграничение указанных понятий  позволяет правильно понять двуединую (именно двуединую, а не двойную, дуалистическую) – природно-социальную, биосоциальную  – основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве. В истории социологии, как известно, имели место обе эти крайние точки зрения: полный отрыв человека, общества от их природных основ и абсолютизация места и роли биологического в ущерб социальному.

     Все это имеет не только теоретическое, но и практически-политическое значение. Исторический опыт убедительно свидетельствует, например, о том, что всякие попытки  строить социально-экономические  проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям личности и общества неизменно заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки строить политику на основе признания решающей роли биологического в жизни человека и общества, попытки механистического перенесения на общество законов природы приводили к крайне реакционным выводам и не менее негативным последствиям на практике.

     Сложность общего определения понятия "общество" связана с рядом обстоятельств. Во-первых, это – очень широкое  по объему и высоко абстрактное по характеру понятие. Во-вторых, общество – чрезвычайно сложное, многослойное и многогранное явление, позволяющее рассматривать его в самых различных ракурсах. В-третьих, общество – понятие историческое, общее определение которого должно охватывать все этапы его развития. В-четвертых, "общество" – это стыковая категория и социальной философии, и социологии, и истории, и социальной психологии, и некоторых других наук, каждая из которых по-своему, в соответствии со своим предметом и методом исследования определяет общество. В-пятых, как уже отмечалось, понятие "общество" используется в жизни очень широко и многозначно, в том числе как в широком, так и в более или менее узком смыслах, что необходимо требует каждый раз оговорки при его употреблении.

     С учетом сказанного, можно дать следующее  общее социологическое определение  общества: общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих  потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.

     Общество  неотделимо от природы. Человек, а значит, и общество вышли из природы, они  ее продолжение, ее часть. Но это часть  особенная, она представляет собой  вторую, искусственно созданную природу.

     Природа была и остается тем фундаментом, на котором покоится и из материала которого строится общество. Сегодня ясно, что без природы как базиса у общества нет будущего.

     Общество – особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит прежде всего в том, что историю общества делают люди. В живой природе, например, в лучшем случае происходит лишь приспособление организмов к природным условиям, общество не приспосабливает в ходе преобразующей практической деятельности вещества природы и ее процессы для удовлетворения своих потребностей. Деятельность, таким образом, есть способ существования социального, ибо всякое изменение социального, т.е. его движение, реализуется через деятельность.

     В отличие от природы общество имеет  свои пространственно-временные границы и подчиняется в своем движении. наряду с общими, особенным и специфическим законам.

     Философский анализ общества имеет своей целью  на основе исследования конкретно-исторических обществ или их состояний построение идеальной модели общества с использованием целой системы философских категорий. К ним относятся категории деятельности, материального производства, общественных отношений, базиса и надстройки, общественно-экономической формации и т.д. Здесь же важно подчеркнуть, что теоретическая модель общества позволяет решить ряд задач. Она дает возможность выявить социальную необходимость, отвлекаясь от случайностей, представить изучаемый объект в предельно развитой форме, выявить законы его движения.

     Реальное  общество индивидуализировано, в нем все предельно переплетено, взаимосвязано. В модели же, поскольку она вскрывает и представляет сущность реального общества, индивидуальное оставлено в стороне, связи и зависимости представлены в чистом, свободном от деталей и случайных наслоений виде и т.д. Основания выработки подобной модели в различных философских учениях неодинаковы. В основном можно говорить о трех главных позициях. Натурализм в своих построениях отождествляет общество с организмом и пытается объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями, подменяя конкретно-историческое изучение социальных явлений произвольными аналогиями (кровообращение - торговля, головной мозг - правительство). Идеализм в своих моделях общества исходит из духовного, идеального начала. Так, Н.А.Бердяев утверждает, что историческая действительность есть "...особая и высшая духовная действительность". Наконец, материалистическая модель имеет своим исходным моментом социальную форму материи. Но возникает законный вопрос: зачем нужна подобная логизированная модель общества?

     Прежде  всего она задает исходные принципы подхода к изучению реальной истории  общества. Она дает вместе с тем  руководящую нить, позволяющую сознательно  продвигаться в лабиринте фактов, событий и т.д.

     Логическая  схема, естественно, беднее живой истории, но она схватывает ее суть, что и позволяет, отталкиваясь от этой сущности, глубже разобраться в конкретном историческом материале, помогает найти правильное решение той или иной проблемы, вставшей на повестке дня в определенной конкретной ситуации. Философская методология сама по себе не претендует на непосредственное раскрытие причин тех или иных социальных процессов и явлений во всем их конкретном многообразии, но она помогает правильно поставить проблему и дает ориентиры в научном поиске ее решения.

     Взять хотя бы соотношение материальной основы общества и сознания. Различное решение вопроса об этом соотношении – необходимый компонент построения идеальной модели общества. Если за исходное берется сознание и в нем видится конечная причина всего происходящего в истории, то это один исходный пункт в анализе определенной ситуации, а значит, и в решении той или иной возникшей проблемы.

     Напротив, если за основу общества берутся его  материальные устои, то и результаты анализа и предлагаемые пути решения той же проблемы окажутся совершенно иными. Все это превращает выработку идеальной модели общества в задачу первостепенной важности. Понятно, что речь идет не об использовании теоретической модели общества как мертвой схемы, под которую остается лишь подгонять живые факты, а тем более не о ее применении для оправдания сомнительных установок тех или иных деятелей, случайно оказавшихся у кормила правления.

     Речь  идет о том, чтобы философско-социологическая  теория общества, его идеализированная модель применялись в ходе конкретного анализа каждой конкретной ситуации как путеводитель в сложных лабиринтах общественной жизни.

     Ясно, что общество – это определенная целостность, особая подсистема объективной реальности. Но если это система, то ее основу как всякой системы составляют элементы, требования к которым должны, по-видимому, состоять в следующем: во-первых, их должна отличать простота, во-вторых, они должны присутствовать во всех срезах системы и, в-третьих, они должны выступать в качестве своеобразных первокирпичиков системы. Что же это за элементы?

     Ключевым, решающим элементом является, очевидно, человек как субъект истории, выполняющий эту роль действительно  на всех этажах общественного здания. Можно сказать, что человек – это главный, краеугольный устой общества. Но свою роль субъекта истории человек реализует в форме активного отношения к миру в виде деятельности, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность выступает в самых различных формах, причем формы деятельности и ее виды с ходом истории становятся все более разнообразными. Деятельность и предстает в качестве второго элемента общества как системы. Наконец, третий элемент социальной системы – общественные отношения, складывающиеся на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности. Именно деятельность как способ существования социального объединяет социальные атомы, цементирует их, превращая через систему общественных отношений простую сумму индивидов в нечто большее - в некоторую органическую целостность, в общество.

Информация о работе Общество как исторически развивающаяся система