Общество как система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:26, реферат

Описание

В результате анализа, выполненного в данной работе, мы видим, что общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определённую самостоятельность по отношению к составляющим её элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………………….…3
2. Системообразующие характеристики общества……………………………….4-6
3. Гетерогенность и неравенство как базовые характеристики……………7-8
4. Пути формирования гражданского общества…………………………………...9-13
5. Заключение…………………………………………………………………….……………….….14
6. Список литературы……………………………………………....................................15

Работа состоит из  1 файл

Семестровая социология.docx

— 39.99 Кб (Скачать документ)

Алматинский университет энергетики и связи

Факультет «Информационных технологии»

 

 

 

Кафедра социальных дисциплин

 

 

Семестровая работа №1

По  дисцилине: «Социология»

Тема: «Общество как система»

 

 

 

Выполнил: студент  группы БВТ 12-3

 Покудин И.А.

Проверил: Апашов С.Б.

 

 

 

 

Алматы, 2013.

 

Содержание:

1. Введение………………………………………………………………………………………….…3

2. Системообразующие характеристики общества……………………………….4-6

3. Гетерогенность и неравенство как базовые характеристики……………7-8

4. Пути формирования гражданского общества…………………………………...9-13

5. Заключение…………………………………………………………………….……………….….14

6. Список литературы……………………………………………....................................15

 

Введение

 

Мы все часто бросаемся словом "общество", не задумываясь над  его смыслом. Для социологии же это  понятие является базовым, именно с  него начинаются дискуссии об объекте  и предмете науки. Любому здравомыслящему  человеку весьма полезно знать, что  такое общество, по каким законам  оно живет, на какие типы делится  и как вести себя в обществе.

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его  собственным существованием среди  других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства  и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими  благами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов  на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.

Толчком к  исследованию социальных вопросов послужило  развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу  производства, люди столкнулись с  ограниченностью этих ресурсов, в  результате чего единственным способом увеличения производительности стало  рациональное использование рабочей  силы, или, другими словами, людей, занятых  в производстве материальных благ. Если в начале XIX в. производители  служили дополнением к ресурсам и механизмам, и только механизмы  надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять  лишь грамотные, заинтересованные в  своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности  людей поставило проблемы осуществления  взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки  формирования и развития науки, изучающей  ассоциации людей, их поведение в  этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких  взаимодействий.

 

Системообразующие характеристики общества

 


Понятие «общество» в широком смысле означает совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. В узком понимании это относительно самостоятельный элемент исторически определенной целостности.

Человечество  представляет совокупность разнообразных  обществ. Каждое из них объединяет разнородные  социальные, этнические, демографические  общности заинтересованностью в  использовании ресурсов, едиными  социокультурными, экономическими связями.

Каждое общество (точнее, социум) представляет единство противоположностей, целостность которого базируется на общности жизненно важных интересов. В обыденном сознании общества нередко отождествляются  с государствами. Так, в эпоху  Античности общество отождествлялось  с жителями города-государства (в  трудах Платона и Аристотеля). Однако исторически, с точки зрения системного подхода, государство, как политический институт, по отношению к обществу является производным от его общих  интересов, составляющей социальной системы. В эпоху Средневековья обществом  считался христианский мир (в трудах Аврелия Августина и Фомы Аквинского), в Новое время философы понимали общество как совокупность жителей  Европы (европейцев), у К. Маркса и  Ф. Энгельса общество – это прежде всего общественно-экономическая формация, у О. Конта – все люди с самого зарождения человечества. В современной социологии для определения общества часто используют системный подход.

Одним из первых теоретиков, заложившим основы системного подхода является, Г. Спенсер, по мнению которого социальный мир можно рассматривать  как некое целое или организм, состоящий из совокупности взаимодействующих  частей, органов.

Большой вклад  в разработку системной методологии  в изучении общества внес А.А. Богданов, который в фундаментальной работе «Тектология. Всеобщая организационная  наука» доказывал, что все проявления человеческой жизни (социальное общение, все формы поведения и образа жизни людей, социальная структура  и трудовая деятельность, мышление) пронизаны организационными принципами.  А. Богданов обосновал основные теоретические положения и принципы системного подхода: обратной связи, открытости (т. е. система взаимодействует с окружающей средой посредством обмена энергией и веществом).

Л. фон Берталанфи выдвинул основные принципы функционирования систем (в том числе и социальных), баланса между входом и выходом, идею изоморфизма, согласно которой  все системы обладают общими чертами, определяемыми как системные  черты.

Анализ подходов в рамках общесистемной методологии  позволяет выделить следующие признаки общества:

1) целостность (означает принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого);

2) иерархичность (каждый элемент рассматривается как система по отношению к его составляющим и как подсистема по отношению к более широкой системе);

3) функциональность (система в целом и каждый ее элемент выполняют строго определенные функции, несводимые друг к другу);

4) устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий);

5) динамизм (смена поколений, преемственность, замедление или ускорение развития);

6) открытость (социальная система сохраняет себя, в то же время взаимодействуя с природой);

7) саморазвитие (такие функции, как производство, распределение, потребление, базируются на потребностях, интересах социальных общностей);

8) структурность (возможность описания системы через установление связей и отношений между элементами внутри системы).

 

 

Как живая система общество организовано в двух измерениях:

- в пространстве (большие массы людей работают вместе, сплочены общими задачами, нормами социальной жизни);

- во времени (происходит смена поколений, и каждое новое поколение застает уже сложившиеся формы жизни, установленные отношения и продолжает их развивать).

Однако социальные системы могут не только поддерживать себя, но и распадаться, трансформироваться в другие.

Случайный, непредсказуемый характер полученных в ходе социологического изучения величин  во многом объясняется тем, что уже  в свойствах простейшего элемента социальной системы, каковым является индивид, во всем многообразии своих  функций, целевых установок и  стереотипов поведения, заложены потенциальные  возможности многовариантности, известной  непредсказуемости в образовании  внутрисистемных отношений. Помноженная  на многократную гетерогенность (неоднородность) элементов, эта многовариантность  делает социальную систему сверхсложным системным объектом.

Таким образом, общество как социальная система представляет целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Социальные связи и отношения, а также социальные институты и общности представляют основные виды организации социальной жизни, базовые элементы общества.

Таким образом, общество – это сложная высокоорганизованная динамичная система, способная к саморазвитию, объединяющая в единое интегральное целое материальные и духовные подсистемы.

 

 

 

Гетерогенность  и неравенство как базовые  характеристики социальной структуры  общества 

 


Каждое современное общество должно обладать сложной внутренней структурой. Причиной внутренней сложности  общества следует считать многообразие обычаев, верований, интересов и  установок, в соответствии с которыми люди образуют группы в обществе. Кроме  того, люди, составляющие человеческое общество, занимают определенное место  в социальных структурах, где позиции  и социальные статусы имеют свойство группироваться. Например, такая группировка  может осуществляться по национальному  признаку, имущественному признаку.

Следовательно, общество представляет собой неоднородное образование. Каждый член человеческого общества, входя  в различные группы, находится  сразу в нескольких социальных пространствах, которые тесно связаны друг с  другом.

Изучение неоднородности общества осуществляется с помощью  двух базовых характеристик — гетерогенности и неравенства.

Гетерогенность представляет собой совокупность показателей, которые показывают степень пестроты, разнородности общества, подчеркивают богатство оттенков этого общества. Это означает, что по этим показателям нельзя сказать, выше или ниже находится индивид, занимающий социальную позицию в группе, по отношению к индивиду, занимающему позицию в другой группе. Другими словами, гетерогенность говорит нам только о различиях в позициях индивидов, но не об их ранге.

Гетерогенность описывается  системой номинальных параметров, иллюстрирующих систему горизонтальной дифференциации человеческого общества. Примерами  номинальных параметров могут быть пол, национальность, вероисповедание. Все эти параметры являются номинальными только в рамках данной культуры и  в рамках конкретного исторического  периода. Так в нынешней культуре, в современном обществе нельзя сказать, что один человек выше или ниже другого только потому, что у него другая национальность или другой пол. При употреблении понятия «гетерогенность» всегда указывается тот номинальный  параметр, по которому производится разделение людей в обществе.

Гетерогенность показывает, насколько устойчиво и непротиворечиво  данное человеческое общество. Общество с низкой степенью гетерогенности (или  однородное по многим номинальным показателям) является более устойчивым социальным образованием по сравнению с обществом с высокой степенью гетерогенности. Это объясняется самой природой ингрупповых и аутгрупповых отношений. Другими словами, люди стараются поддерживать те группы, которые они считают своими, и ставить их выше других групп.

Второй базовой характеристикой  общества считают неравенство. Неравенство является естественным различием состояния членов современного общества по некоторым показателям. Такие показатели описываются ранговыми параметрами. По ним мы можем сказать выше или ниже стоит данный индивид или группа по отношению к другим индивидам. Нынешняя культура допускает наличие такого неравенства. Например, неравенство по доходам или по должностным статусам не вызывает у нас никаких возражений, в отличие от неравенства по национальному признаку.

Неравенство закрепляется в  любом обществе с помощью социальных институтов. При этом создается система  норм, согласно которым люди должны включаться в отношения неравенства, принимать эти отношения, не выступать  против них.

Показатели, характеризующие  неравенство, должны обязательно отслеживаться  и оцениваться в каждом обществе. Это необходимо делать по той причине, что степень неравенства может  превышать некоторые допустимые пределы. Увеличение степени социального  неравенства связано с протекающими в обществе неравноценными социальными  обменами. Изначальное неравенство  людей по физическим данным, по энергетике, целеустремленности, уровню мотивации  позволяет одним группам вступать в неравные обмены с другими группами.

Превышение допустимой степени  неравенства приводит к большому различию в уровне жизни отдельных  статусных групп общества, которое  может расцениваться как дискриминация, ущемление некоторых групп населения. Это обстоятельство часто приводит к возникновению социальной напряженности  в обществе, служит благоприятной  почвой для возникновения, развития и распространения социальных конфликтов. В связи с этим каждое общество должно вырабатывать систему регуляторов  для снижения степени социального  неравенства.

 

Пути формирования гражданского общества

 


В последнее время в нашем лексиконе весьма активно стали употребляться такие термины, как "гражданское общество" и "гражданин", между тем в прошлом эти понятия в средствах массовой информации почти не встречались. А слово "гражданин" применялось преимущественно в правоохранительных органах. Существовали странные словосочетания типа "гражданин-начальник", "гражданин-следователь". В лучшем случае "гражданин" толковался не как член гражданского общества, а как юридическая единица государственной системы.

Объектом изучения гражданское общество стало еще на рубеже XVII-ХVIII вв. Оно заняло важное место в трудах Гоббса. Локка, Гегеля, Грамши и многих других. Именно эти мыслители увидели существование относительно самостоятельной общественной жизни вне государственного контроля и сделали вывод о наличии неполитической сферы жизни общества.

Информация о работе Общество как система