Общество как социальная система, особенности, классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 01:30, реферат

Описание

Учёные по разному трактуют понятие “общество“. Это во многом зависит от той школы или направления в социологии, которые они представляют. Так, Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий.

Работа состоит из  1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 44.21 Кб (Скачать документ)

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которого выступает общество или  сообщество, называется дисфункцией социального института. Особенно остро эта проблема возникает во времена революций или быстрых социальных изменений, когда многие традиционные общественные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к решению новых социальных задач. Но формирование общественных институтов требует времени. В итоге люди сталкиваются с серьёзными трудностями неурегулированности возникающих новых социальных отношений и поддержания общественного порядка в традиционных областях жизни. Такие переходные периоды, когда общество сталкивается с дезорганизацией традиционных институтов, Э. Дюркгейм назвал аномией.

Социологи всегда придавали  большое значение изучению этой проблемы. Польский социолог Ян Щепаньский указывает на следующие основные условия эффективного функционирования социальных институтов:

  1. Чёткое определение цели и круга выполняемых действий или же объёма функций. Если функции института определены нечётко, он не может без конфликтов включиться в глобальную систему институтов данного общества и наталкивается на различные противодействия.
  2. Рациональное разделение труда и рациональная его организация.
  3. Деперсонализация действий. Предполагается, что официальные лица будут выполнять свои функции в строгом соответствии с предписаниями, а не в зависимости от индивидуальных интересов и представлений своих прав и обязанностей. В противном случае институт утрачивает общественный характер, престиж и доверие со стороны общества, превращается в учреждение, зависимое от частных интересов. Конечно, ни один институт не может избавиться от влияния личных интересов и вообще от индивидуальных особенностей чиновников, но такое влияние должно контролироваться обществом и сводиться к минимуму. Использование ресурсов общественных институтов в эгоистических интересах работающих в них людей – очень распространённое явление, которое социологи называют “бюрократизацией”.
  4. Признание и престиж, какими институт должен обладать в глазах всей группы или её преобладающей части.
  5. Бесконфликтное включение в общую систему институтов. Невозможен, например, механический перенос политических институтов западной демократии в общество с сохраняющимися сильными родовыми или клановыми социальными связями.

Институты любого общества представляют собой сложную интегрированную  систему, обладающую собственной социальной инерцией. Именно поэтому глубокие институциональные реформы, как  правило, сталкиваются с серьёзными трудностями и часто терпят неудачу. История знает не так уж много  примеров эффективного и безболезненного  реформирования общественных институтов. Чаще такие реформы завершались  бурными революционными событиями. Таким образом, внутренняя согласованность  в деятельности институтов является необходимым условием нормального  функционирования всего общества.

 

Глава 3. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ, ЕЁ ИСТОЧНИКИ И ФАКТОРЫ.

Понятие социальной стратификации  тесно связано с делением общества на социальные слои, а стратификационная модель общества строится на основе такого явления, как социальный статус.

Социальный статус – это  положение, занимаемое человеком или  группой в обществе и связанное  с определёнными правами и  обязанностями. Это положение всегда соотносительно, т.е. рассматривается  в сравнении со статусами других индивидов или групп. Статус определяется профессией, социально-экономическим  положением, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением, расовой и национальной принадлежностью. Социальный статус характеризует место  человека или социальной группы в  социальной структуре общества, в  системе общественных взаимодействий и обязательно содержит оценку этой деятельности со стороны общества (других людей и социальных групп). Последняя  может выражаться в различных  качественных и количественных показателях  – авторитет, престиж, привилегии, уровень  доходов, награда, звание, слава и  т.п.

Существуют различные  виды статусов.

Личный статус – положение, которое человек занимает в малой  или первичной группе в зависимости  от того, как он оценивается по своим  индивидуальным качествам.

Социальный статус – положение  человека, которое он занимает автоматически  как представитель большой социальной группы или общности (профессиональной, классовой, национальной).

У каждого человека в обществе имеется не один статус, а скорее статусный набор – совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду. В этой связи возникает  необходимость выделять главный  статус – наиболее характерный для  данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с  которым они отождествляют его.

Принято также выделять предписанный статус (независящий от желаний, стремлений и усилий данного человека) и достигаемый  статус (положение, которое человек  достигает благодаря своим собственным  усилиям).

Таким образом, социальная стратификация  – это расположение людей в  статусной иерархии сверху вниз. Термин “стратификация” позаимствован  из геологии, где он обозначает вертикально  расположенные слои земли, обнаруживаемые при разрезе. Стратификация –  определённый срез социальной структуры  общества, или теоретический угол зрения на то, как устроено человеческое общество. В реальной жизни люди, конечно, не стоят над или под  другими.

В социологической науке  можно встретить различные концепции (теории) социальной стратификации. Так, немецкий социолог Ральф Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие “авторитет”, которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На основе этого подхода Р. Дарендорф представляет структуру общества состоящей из управляющих и управляемых. Первых он в свою очередь делит на управляющих-собственников и управляющих-несобственников, или бюрократов-менеджеров. Вторых он также подразделяет на две подгруппы: высшую или рабочую аристократию и низшую – низкоквалифицированных рабочих. Между этими двумя основными группами он помещает так называемый “новый средний класс”.

Американский социолог Л. Уорнер предложил свою гипотезу социальной стратификации. В качестве определяющих признаков страты он выделил 4 параметра: доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность. Другой же американский социолог Б. Барбер провёл стратификацию по шести показателям:

1) престиж, профессия,  власть и могущество;

2) уровень дохода;

3) уровень образования;

4) степень религиозности;

5) положение родственников;

6) этническая принадлежность.

Французский социолог Ален Турен считает, что все эти критерии уже устарели и предлагает определять страты по доступу к информации.

Господствующее положение, по его мнению, занимают те люди, которые  имеют доступ к наибольшему количеству информации.

Кроме названных концепций  выделяют ещё и функционалистскую теорию стратификации. Например, К. Дэвис и У. Мур утверждают, что нормальное функционирование общества осуществляется как реализация различных ролей и их адекватное исполнение. Роли же различаются по степени своей социальной важности. Некоторые из них более важны для системы, и исполнять их сложнее, что требует специальной подготовки и вознаграждения.

С точки зрения эволюционизма, по мере усложнения и развития культуры происходят разделение труда и специализация  деятельности. Одни виды деятельности оказываются более важными, требующими длительной подготовки и соответствующего вознаграждения, другие же – менее важные и поэтому более массовые, легко заменяемые.

Российский социолог А.И. Кравченко предлагает своего рода обобщающую модель социальной стратификации. Статусную  иерархию сверху вниз он располагает  по четырём критериям неравенства:

1) неодинаковые доходы,

2) уровень образования,

3) доступ к власти,

4) престиж профессии.

Индивиды, обладающие приблизительно одинаковыми или сходными признаками, относятся к одному слою, или страте.

Неравенство здесь является символическим. Оно может выражаться в том, что бедные слои имеют минимальный  доход, определяемый порогом бедности, живут на государственные пособия, не в состоянии покупать предметы роскоши и с трудом покупают предметы длительного пользования, ограничены в проведении полноценного отдыха и  досуга, имеют низкий уровень образования  и не занимают властных позиций в  обществе. Таким образом, четыре критерия неравенства отражают кроме всего  прочего различия в уровне, качестве, образе и стиле жизни, культурных ценностях, качестве жилища, типе социальной мобильности.

Указанные критерии принимаются  за основу типологизации социальной стратификации. Выделяют стратификации:

  • экономическую (доходы),
  • политическую (власть),
  • образовательную (уровень образования),
  • профессиональную.

Каждую из них можно  представить в виде вертикально  расположенной шкалы (линейки) с  нанесёнными делениями.

В экономической стратификации  делениями измерительной шкалы  выступает количество денег, приходящихся на индивида или семью за год или за месяц (индивидуальный или семейный доход, выраженный в национальной валюте). Каков доход респондента, такое место на шкале экономической стратификации он и занимает.

Политическую стратификацию  трудно строить по единому критерию – такого в природе не существует. Используются его заменители, например, должности в государственной  иерархии от президента и ниже, посты  в компаниях, организациях, посты  в политических партиях и т.д. либо их комбинации.

Образовательная шкала строится по количеству лет обучения в школе  и вузе – это единый критерий, свидетельствующий, что в обществе есть единая система образования, с  формальной сертификацией его уровней, квалификации. Человек, имеющий начальное  образование, расположится внизу, имеющий  диплом колледжа или университета –  в середине, а получивший степень  доктора или профессора – наверху.

Исходя из стратификационных теорий, в социологии принято различать четыре исторических типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

Самый жёсткий тип –  рабство. Раб – человек, являющийся собственностью другого человека. Такая  форма собственности существовала один раз в истории.

Более мягкий тип – касты. Принадлежность к касте была пожизненной, закреплялась религиозно, но не экономически или политически. Собственность  на человека отсутствовала. Касты основывались на пожизненном прикреплении к одной  профессии.

Сословия – юридическое  закрепление положения человека в социальной иерархии. Переход из низшего сословия в высшее возможен ещё при жизни, но при исключительных обстоятельствах. Так, в России за особые заслуги перед отечеством человеку мог быть пожалован дворянский титул.

Классы, появившиеся позже  всех, знаменуют переход к открытому  обществу. Принадлежность к классу никак не оформляется. Существует свободный переход из одного класса в другой. Доход становится главным определителем социально-экономического положения в обществе. Описанная выше четырёхмерная модель социальной стратификации характеризует именно современное общество.

В целом концепции стратификации  рассматривают неравенство как  естественное состояние общества, поэтому  страты не только различаются по своим  критериям, но и размещаются в  жесткой системе подчинения одних  слоёв другими, привилегированного положения высших и подчинённого положения низших. В дозированной форме допускается даже идея некоторых  социальных противоречий, которые нейтрализуются возможностями социальной мобильности.

Социальная мобильность  – совокупность социальных перемещений  людей в обществе, т.е. изменений  своего статуса. Различают вертикальную и горизонтальную мобильность. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение  индивида из одной страты (сословия, класса) в другую и в зависимости  от направления бывает восходящей и  нисходящей. Если индивид переходит  из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том  же уровне, то это – горизонтальная мобильность.

Важное место в системе  социальной стратификации современного общества занимает так называемый средний  класс. Это – социальный класс, состоящий  из людей, обладающих средним для  данного общества стандартом жизни. Классической моделью общества среднего класса считаются США. Сегодня здесь  выделяют 4 основных класса: высший, средний, рабочий и низший. Каждый из них (за исключением рабочего класса) разбивается на 2–3 слоя. Средний класс в США составляет более 60%. Во всех экономически развитых странах, несмотря на культурные и географические различия, доля среднего класса достигает 55–60%. В странах же экономически слаборазвитых можно говорить лишь о процессе формирования среднего класса. Так, в современной России средний класс составляет по разным оценкам от 12 до 25% населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Понятие "социология" существовало ещё в древности. Основополагающим остаётся то, что социология – наука об обществе.

Социальная система –  совокупность элементов, которые находятся во взаимных связях и образуют единое целое.

Каждая система может  включать в себя подсистемы. Вычленение определяющей подсистемы позволяет  исследователю раскрыть закономерности развития и функционирования всей подсистемы.

Социальная структура  – это "определённый способ связи и взаимодействия элементов, то есть индивидов, занимающие определённые социальные позиции (статус) и выполняющих определённые социальные функции (роль) в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей".

Существуют основные элементы социальной структуры:

классы;

Информация о работе Общество как социальная система, особенности, классификация