Общество как социально-экономическая и соцкультурная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:12, реферат

Описание

В каждой стране под воздействием многих обстоятельств складывается своя система координации, и невозможно найти совершенно одинаковые экономические системы. Если попытаться сделать некоторые обобщения и составить классификацию экономических систем, то основным отличительным признаком будет соотношение рыночного и государственного регулирования, сложившееся в экономике той или иной страны. Рынок и государство – это главные две силы, которые осуществляют регулирующие функции в экономике. В разных странах и в разные исторические периоды соотношение между ними складывалось по-разному.

Содержание

Понятие, сущность и структура экономической системы общества.......................
3
Типы экономических систем........................................................................................
4
Классификация экономической системы общества…………………………………
9
Понятие "социокультурной системы"……………………………………………..
11
Социальные взаимодействия, отношения и институты…………………………..
12
Функции культуры в социальной системе…………………………………………
15
Список использованной литературы………………………………………….
18

Работа состоит из  1 файл

Общество как социально-экономическая и социокультурная система.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, на данный момент человечество прошло длительный исторический путь развития, в ходе которого на разных этапах сложилось несколько типов экономических систем – рыночная, командная, смешанная, а также традиционная. Критериями их разделения выступают, прежде всего, форма собственности и тип координационного механизма (план или рынок). Современный анализ показывает, что наиболее привлекательной для общества стала смешанная система, позволяющая дополнить преимущества рынка гибкой системой государственного регулирования.

В современных условиях в промышленно развитых странах смешанная экономика все более активно вытесняет чистый капитализм. Главное ее достоинство в том, что она не имеет крайностей, присущих названным выше двум моделям. Основными производителями продукции и покупателями условий производства там являются крупные корпорации, поэтому экономическая власть здесь не рассредоточена, но при этом она не носит тоталитарный характер, не осуществляется административно-бюрократическими методами. При таких условиях распределительные отношения не подавляют отношения обмена, а дополняют их; собственность на материальные ресурсы может быть общенародная, государственная, частная; поведение каждого субъекта мотивируется его личным интересом, но при этом в обществе определены и приоритетные цели. Государство выполняет в экономике активную функцию, имеется система прогнозирования, планирования и координации деятельности государственного и частного секторов.

Средством эволюционного перехода к смешанной системе является реформирование, в ходе которого экономика оказывается в переходном состоянии (переходная экономика). Следует отметить, что переход от одной системы к другой не всегда означает необходимость смены формы собственности. Например, к началу XX столетия экономическая модель, основанная на рыночных механизмах и регулируемая свободным рынком, исчерпала себя. На смену свободному рыночному механизму пришел регулируемый: система государственного регулирования экономики возникла еще во время первой мировой войны, ее демонтаж после войны привел к сильнейшему экономическому кризису (1929-1933 гг.). Дж.М.Кейнс и его последователи осознали это и обосновали необходимость реформирования экономики, усиления роли государства. Курс Ф.Рузвельта в США подтвердил их выводы на практике.

Таким образом, форма собственности не препятствует и более жестким изменениям экономического курса. Переход от одной экономической модели к другой значительно облегчается наличием у всех современных экономических систем общей основы – товарного производства, хотя сами системы различаются уровнем его развития, а также типом экономической власти и формами ее осуществления и тем, какое место в системе ценностей данного общества занимает экономическая деятельность.

Важно и то, что каждая экономическая система обладает особыми свойствами, которые нужно учитывать при реформировании экономики. С одной стороны, она выглядит как открытая система, взаимодействующая с внешней средой (не препятствует обмену мировым опытом, утверждению общих закономерностей развития производства, допускает обновление своих элементов, смену моделей). С другой стороны, являясь отражением культурного слоя конкретной цивилизации, экономическая система ориентирована, прежде всего, на воспроизводство данного типа цивилизации, т.е. предстает жесткой замкнутой системой, когда возможности использования модели, выработанной в одной экономической системе, в других системах ограничены.

 

 

Классификация экономических систем

 

Экономические системы находятся в постоянном движении и развитии. На смену одной экономической системы приходит другая. В результате этих процессов осуществляется естественное историческое развитие общества. Надо отметить, что среди ученых не существует единого мнения относительно периодизации исторического развития общества. Это объясняется тем, что учеными используются различные критерии при характеристике этого процесса.

Формационный подход. В соответствии с формационным подходом историческое развитие общества сводится к смене одной общественно экономической формации другой, более прогрессивной. Основоположниками формационного подхода являются марксисты. История развития общества, согласно этому подходу, - это пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и

коммунистическая, состоящая из двух стадий: социализма и коммунизма. В основе каждой формации лежит определенный способ производства, представляющий единство производительных сил и производственных отношений.

В настоящее время формационный подход не находит широкого круга сторонников в научном мире. Это связано с тем, что в ряде стран, прежде всего азиатских, эта классификация вообще не применима к процессу исторического развития. Более того, за пределами формационного подхода остается человек с его потребностями и ценностями. Все это обусловливает поиск новых критериев, посредством которых можно провести анализ общественного развития.

Стадийный подход. Этот подход возник в рамках исторической школы одного из направлений экономической мысли XIX в Германии. В ХХ веке теорию стадий экономического роста развил американский ученый Уолтер Ростоу. По его мнению, общество в своем развитии проходит пять стадий: традиционное общество (примитивная техника, преобладание сельского хозяйства в экономике, господство крупных землевладельцев); переходное общество (централизованное государство, предпринимательство); стадия сдвига (промышленная революция); стадия зрелости (HTP, господство городского населения); стадия массового потребления (приоритетная роль сферы услуг, производства потребительских товаров). Основным фактором развития общества, как считают сторонники теории стадий, являются производительные силы. Эта концепция по экономическому содержанию близка к теории К. Маркса.

Цивилизационный подход. Название этого подхода происходит от латинского слова civilis гражданский, общественный. Суть цивилизационного подхода заключается в том, что историческое движение общества рассматривается как развитие различных этапов (циклов) цивилизации.

На основе циклического подхода осуществляются различного рода классификации. Наибольший интерес представляет теория циклического развития общества, смены цивилизаций. В соответствии с этой концепцией, в общественном развитии выделяется семь цивилизаций: неолитическая, которая длилась 30-35 веков; восточно-рабовладельческая – 20-30 столетий в мире; античная – 12-13 веков в мире; раннефеодальная - 7 столетий в мире; прединдустриальная - 4,5 столетия в мире; индустриальная - соответственно 2,3 и 1,5 столетия; постиндустриальная - 1,3 столетия в мире.

Цивилизационный подход рассматривает развитие общества как естественный, эволюционный процесс. В центре внимания рассматриваемой теории находится человек с его постоянно растущими потребностями, научные, экономические, культурные ценности.

Информационный подход. Современная экономическая мысль (Дж. Гэлбрейт, Р. Арон и др.) на основе такого критерия, как уровень развития техники, выделяет индустриальное, постиндустриальное, не индустриальное (информационное) общество. В соответствии с этим критерием наиболее развитые страны представляют информационное общество. Высший уровень развития науки и техники, использование информационных технологий позволяют обеспечить не только экономический рост, стабильность цен и полную занятость, но и эффективную систему социальной защиты населения, экологической безопасности и пр.

Организационный подход. Классификация экономических систем на основе способа организации хозяйственной деятельности учитывает следующие признаки:

- форма собственности на факторы производства;

- кто и как принимает основные экономические решения;

- способ координации экономической деятельности;

- мотивы, стимулирующие ведение экономической деятельности. Эти критерии позволяют выделить следующие экономические системы: традиционная экономика, плановая экономика, рыночная экономика, переходная экономика. В настоящее время такая классификация экономических систем является наиболее распространенной.

 

 

Понятие "социокультурной системы"

 

Учёные по-разному трактуют понятие “общество“. Это во многом зависит от той школы или направления в социологии, которые они представляют. Так, Э. Дюркгейм рассматривал общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий. Крупный американский социолог Толкотт Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Во всех этих определениях выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся между собой в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

Система – это определённым образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

Таким образом, социальная система – это целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Общественные взаимодействия и отношения носят надындивидуальный, надличностный характер, т.е. общество – это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застаёт определённую структуру связей и отношений и постепенно включается в неё.

Таким образом, общество – это определённая совокупность (объединение) людей. Но каковы границы этой совокупности? При каких условиях это объединение людей становится обществом?

Признаки общества как социальной системы таковы:

1)       Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества).

2)       Браки заключаются (преимущественно) между представителями данного объединения.

3)       Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.

4)       Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

5)       У него есть собственное название и своя история.

6)       Оно обладает собственной системой управления (суверенитетом).

7)       Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

8)       Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Чтобы представить себе общество с точки зрения предмета социологии, необходимо различать три исходных понятия – страна, государство, общество.

Страна – это часть света или территории, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом.

Государство – политическая организация данной страны, включающая определённый тип режима политической власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент).

Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура

 

 

Социальные взаимодействия, отношения и институты

 

Социальные институты (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Это – государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и др. Их возникновение обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности.

Каждый более или менее оформленный институт имеет свою цель, т.е. круг групповых или общественных потребностей, на которые направлена деятельность института.

Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды: экономическую, политическую, идеологическую, культурную и др. Отсюда в зависимости от их социально-функциональной роли социальные институты разделяют на типы:

•          регулирующие репродуктивное поведение (семья, семейно-родственные связи и др.);

•          воспитания, образования, обучения, производства;

•          обеспечивающие сохранение организации общества (власть, политика);

•          регулирующие деятельность в сфере культуры.

По характеру организации различают формальные и неформальные институты.

Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Формальные институты играют огромную и возрастающую роль в современном обществе.

Не менее важную роль, особенно в сфере межличностного общения в малых группах, играют неформальные институты (дворовая компания, компания друзей). Однако цели, методы, средства решения задач в такой группе строго не установлены и не зафиксированы в виде устава.

Из каких элементов состоит социальный институт?

Каждый институт включает в себя:

-         определённую сферу деятельности;

-         группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных общественных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей;

-         организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель–подчинённый, преподаватель–студент);

-         материальные средства (общественные здания, оборудование и т.п.), необходимые для решения поставленных задач.

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

Информация о работе Общество как социально-экономическая и соцкультурная система