Общий обзор методов социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:30, контрольная работа

Описание

Метод социологического исследования является важным и надежным познавательным инструментом социолога. Он обеспечивает решение задач, которые ставит перед исследователями общества социальная реальность. С его помощью изучаются мнения, оценки, ценности, установки людей, различные социальные институты (семья, брак, религия) и процессы (наркотизация общества, адаптация индивидов к меняющимся условиям жизнедеятельности) и т.д.

Содержание

Введение
Общий обзор методов социологического исследования
Эксперимент
Наблюдение
Опрос
Анализ документов
Социометрия
Методы опросов в социологии
Анкетирование
Почтовый опрос
Интервьюирование

Работа состоит из  1 файл

soderzhanie.doc

— 75.50 Кб (Скачать документ)

 Все  вопросы можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах  сознания, о фактах поведения  и о личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и неосновные).  

 Вопросы  о фактах сознания людей направлены  на выявление мнений, пожеланий,  ожиданий, планов на будущее и  т.д. Вопросы о фактах поведения  выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).  

 Закрытым  вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится  полный набор вариантов ответов.  Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов.  

 Открытые  вопросы не содержат подсказок  и не “навязывают” респонденту  вариант ответа. Они дают возможность  выразить свое мнение во всей  полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую  по содержанию информацию, чем  закрытые вопросы.  

 Прямые  и косвенные вопросы. Иногда  вопросы анкеты требуют от  респондента критического отношения  к себе, окружающим людям, оценки  негативных явлений действительности  и т.д. Такие прямые вопросы  в ряде случаев или остаются  без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.  

 Основные  вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы). 

Почтовый  опрос

     Почтовый  опрос - разновидность анкетирования и правомерно рассматривается как эффективный прием сбора первичной информации. В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте.   

 Важное  преимущество почтового опроса - простота организации. Нет надобности  в подборе, обучении, контроле за деятельностью большого количества анкетеров. Еще одним позитивным свойством является возможность выбора респондентом наиболее удобного для него времени заполнения анкеты.  

 Вместе  с тем почтовый опрос имеет  и свои недостатки. Основной из них - неполный возврат анкет, то есть не все респонденты заполняют анкеты и отправляют их исследователям, поэтому может получиться так, что мнения ответивших не совпадают с мнениями тех, кто воздержался от участия в почтовом опросе.  

 Разновидность почтового опроса - прессовый опрос. В этом случае анкета печатается в газете или журнале. Существует два вида такого опроса. Один - когда редакция обращается к анкетированию с целью получения данных о своих читателях и их мнений о работе данного печатного органа. Второй - когда через печатный орган изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме. 

Интервьюирование   

 При  интервьюировании контакт между  исследователем и респондентом  осуществляется при помощи интервьюера,  который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников.  

 Особенности  интервью по-разному проявляются  в различных его организационных  формах. Рассмотрим их.  

 Интервью  по месту работы, занятий, то  есть в служебном помещении. Оно наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами.  

 Интервью  по месту жительства. Оно становится  предпочтительным, если предмет  опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных отношений.  

 В прикладной  социологии различают три вида  интервью: формализованное, фокусированное  и свободное.  

 Формализованное  интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.  

 Фокусированное  интервью - следующая ступень, ведущая  к уменьшению стандартизации  поведения интервьюера и опрашиваемого.  Оно имеет своей целью сбор  мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.  

 Свободное  интервью отличается минимальной  стандартизацией поведения интервьюера.  Этот вид опроса применяется  в тех случаях, когда исследователь  приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Методы  социологического исследования представляют собой универсальный инструмент для познания большого комплекса социальный проблем. В то же время, возможности, которые предоставляют эти методы специалистам, позволяют их использовать в деятельности психологов, социальных работников, журналистов, и, конечно же, экономистов. При этом необходимо знать, что выбор метода обуславливается рядом причин. Прежде всего – проблемой, целью и задачами исследования.

     Наиболее  популярными популярным является социологический  опрос. Еще Карл Маркс использовал  метод опроса для изучения мнений рабочих. В ХХ веке метод подвергся детальной разработке и был усовершенствован. Сейчас мы знаем несколько разновидностей: анкетирование, интервьюирование; почтовый, телефонный и прессовый опросы.

     Современный уровень развития экономики и  многообразие противоречий, возникающих в социально-экономической сфере, показывают, что существует необходимость в их глубоком изучении и теоретическом осмыслении. И конечно же, в этом экономисту помогут методы социологического исследования. 
 
 
 
 
 

     Список  литературы:  

  1. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие. М.: ИСО РЦГО-TEMPUS/TACIS, 2002.
  2. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. Издательство Алтайского государственного университета, 2001.
  3. Волков Ю.Г. Социология Элементарный курс., М: Юристъ, 2001.
  4. Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект, 2001.
  5. Материалы Интернет-сайтов                                                 http://www.temadnya.ru/spravka

      http://sharh.freenet.uz/lib/raz/sotsi_1.htm 
     

Информация о работе Общий обзор методов социологического исследования