Оценка деятельности социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2011 в 20:59, доклад

Описание

Социальный педагог, как новая педагогическая профессия, завоевала своё место в системе образования. Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие её, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в поведении людей, их общении и, таким образом оздоровить окружающую их микросреду.

Работа состоит из  1 файл

Оценка деятельности социального педагога.docx

— 16.91 Кб (Скачать документ)

Оценка деятельности социального педагога 

Социальный педагог, как новая педагогическая профессия, завоевала своё место в системе  образования. Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить  причины, порождающие её, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в  поведении людей, их общении и, таким  образом оздоровить окружающую их микросреду. Поэтому он осваивает различные  социальные роли:

посредник;

защитник интересов;

участник совместной деятельности;

духовный наставник;

социальный терапевт;

эксперт. 

Профессиональные  знания и умения – это объективные  характеристики труда социального  педагога, а личностные особенности, установки и ценностные ориентации – это субъективные характеристики.

 Ведущим критерием  оценки работы социального педагога  является его готовность к  созданию условий: для становления  личности, создание педагогически  целесообразной среды; для разрешения  проблем социальной жизни ребёнка  (т.е. посредничество); для соблюдения  прав и обязанностей ребёнка  в социуме (т.е. представление  его интересов).

 Оценивая профессионализм  социального педагога, необходимо  оценивать адекватность содержания  деятельности социального педагога: социальному заказу государства  к данному типу образовательного  учреждения; социальным ожиданиям  субъектов образовательного процесса (учащихся, их родителей, учителей); социальному составу семей обучающихся;  включённости других специалистов  образовательных учреждений в  социально-педагогическую работу; возможностям  других социальных служб по  оказанию своевременной помощи  ребёнку; индивидуальным особенностям  личности.

 Оценка результативности  профессиональной деятельности  социального педагога может проводиться  по следующим показателям:

Чёткость в организации  профессиональной деятельности.

Многообразие методов  диагностики и социальной реабилитации детей.

Динамика социально-педагогического  сопровождения индивидуального  развития ребёнка за последние 3 года.

Социально-правовая защищённость детей группы риска.

Информационная обеспеченность каждого направления работы.

Популярность среди  учащихся, их родителей и учителей.

Широта охвата проблем, решаемых за счёт связей с государственными и общественными структурами.

Педагогическая целесообразность методического обеспечения и  консультативного обслуживания. 

Чтобы не создавать  утопических программ в своей  работе, особенно начинающему социальному  педагогу, надо владеть информацией  о ресурсном обеспечении школы. Сбор информации лучше проводить  на основе анализа документации. Можно  использовать и метод интервью с  администрацией. По заранее подготовленным вопросам открыто и точно записывая  ответы, собирая данные как основу будущих действий, можно уточнить, какое возможно получить финансирование, помещение, оборудование, условия труда  для привлекаемых специалистов, какие  можно изыскать источники информационного  и социального обеспечения и  уже на основании вышесказанного организовывать свою деятельность.

 Путём сбора  информации и методом экспертной  оценки можно выявить наиболее  часто встречающиеся документы  в социально-педагогической работе. На заседаниях районных, городских  методических объединений целесообразно  обсудить правила делопроизводства  и принять перечень документов  социального педагога учреждения  образования с учётом рекомендаций  Министерства образования.

 Примерные признаки  определения результативности работы  социального педагога (для проверяющего, эксперта) могут быть следующие:

определены направления  работы, соответствующие функциональным обязанностям, регулярное планирование и анализ работы, график работы на неделю и месяц;

имеется методика изучения и данные по социальному составу  семей, социальному портрету ученика, социальным ожиданиям родителей, учителей, учащихся, социальным проблемам и  асоциальному поведению, конфликтам, а  также сочетание форм индивидуальной и групповой работы, консультаций и социального патронажа, тренинговых  и групповых методик и др.;

снижено количество правонарушений, конфликтов в коллективе, зарегистрировано наличие и успешное освоение индивидуальных образовательных  маршрутов;

создана приёмная семья, обеспечены опека и попечительство, прописка и трудоустройство, разрешены  проблемы социальной жизни, представлены и защищены интересы ребёнка в  органах МВД и судебных органах;

существует широкий  охват в банке данных: картотеки, журналы учёта, компьютерная база данных, наличие наглядной информации, программы  по этико-правовому образованию, информированность  детей и родителей о возможных  путях решения их проблем, об их правах и обязанностях;

увеличено количество обращений за социально-педагогической помощью и решение ими поставленных проблем;

имеется наличие  информации о районных, городских  службах, договоров о сотрудничестве, учёта оказанных ими услуг  и результативности, создание отделений  городских и районных общественных организаций на базе школы;

осуществляется подбор и изучение документов, текстов законов  и подзаконных актов, методического  материала для классных руководителей  и учителей, текстов выступлений  на педагогических советах и конференциях, медико-психолого-педагогических консилиумов  по отдельным учащимся, составляется расписание тематических групповых  консультаций, индивидуальных консультаций для различных групп населения. 

При оценивании деятельности или аттестации социального педагога должен учитываться уровень сформированности профессиональной деятельности и её результативности. Результативность деятельности социального педагога оценивается  в ходе текущего и итогового контроля администрацией образовательного учреждения и самоконтроля самого специалиста.

Формы проведения: семинар-практикум, «круглый стол» по обмену опытом работы. 

Вопросы для обсуждения:

Законодательная база Республики Беларусь в работе социального  педагога.

Оценка профессионализма социального педагога.

Признаки определения  результативности деятельности социального  педагога.

Оценка результативности профессиональной деятельности, её показатели.

Делопроизводство  в деятельности социального педагога. 

  

Литература

Кедярова, Р.Н. Планирование и документирование работы социального  педагога /Р.Н.Кедярова //Сацыяльна-педагагічная работа, 2003. – №5.

Методические рекомендации по совершенствованию деятельности социальных педагогов в учреждениях  образования //Сацыяльна-педагагічная работа, 2000. – №2.

Нагавкина, Л. Подготовка социального педагога: проблемное поле профессиональной деятельности /Л.Нагавкина //Социальная педагогика, 2003. – №4.

Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога Р.В.Овчарова – М., 2001.

Информация о работе Оценка деятельности социального педагога