ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ ОККУПАЦИОННОЙ ТЕРАПИИ
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ОККУПАЦИОНАЛЬНОЙ
ТЕРАПИЕЙ И МЕДИЦИНОЙ
ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ ОККУПАЦИОНАЛЬНОЙ
ТЕРАПИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1 Оккупациональная терапия (ОТ) - является профессией, направленной
на реабилитацию лиц, которые по состоянию
здоровья не могут осуществлять уход за
собой, проводить досуг и выполнять трудовую
деятельность. Уход за собой, проведение
досуга и продуктивная деятельность объединяются
общим термином "занятие", а участие
человека в их выполнении определяется
как оккупациональная деятельность. Цель
данной работы заключается в изучении
основ оккупационной терапии. Для достижения
поставленной цели предполагается в ходе
выполнения работы решить следующие задачи:
- Определить понятие оккупационной терапии;
- Охарактеризовать различия между оккупационной
терапией и медициной; - Рассмотреть сферу
деятельности оккупационной терапии.
Структура работы выстроена в соответствии
с последовательным решением поставленных
задач.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОККУПАЦИОННОЙ ТЕРАПИИ
Работа оккупациональных терапевтов направлена
на помощь лицам, чья оккупациональная
деятельность страдает вследствие травмы
или заболевания, психических или эмоциональных
нарушений, врожденных или приобретенных
заболеваний, старческих изменений. Целью
ОТ является: • расширение независимости
и автономии человека в плане занятий;
• устранение ограничения или недостатка
в оккупациональной деятельности; • обеспечение
успешного и независимого выполнения
оккупациональных действий. Объектом
ОТ являются занятия, восстановление и
нормализация оккупациональной деятельности.
В ОТ проявление клинических нарушений
рассматривается только с учетом взаимосвязи
с оккупациональной деятельностью. Целью
медицины является лечение заболеваний,
в то время как цель ОТ в восстановлении
оккупациональной деятельности. Основные
принципы оккупациональной терапии: 1.
Участие в оккупациональной деятельности
жизненно необходимо. Оно позволяет человеку
удовлетворить природные потребности,
приобрести навыки и способности, необходимые
для преодоления жизненных проблем, позволяют
достичь чувства удовлетворенности и
значимости. 2. Участие в оккупациональной
деятельности является важным компонентом
социальной адаптации человека. Она осуществляется
в определенной социальной и культурной
среде. Нарушение этой деятельности может
повлиять на способность человека исполнять
социальные обязанности. 3. Участие человека
в оккупациональной деятельности зависит
от воздействия ряда факторов, которые
включают индивидуальные особенности,
характер и смысл оккупациональной деятельности,
социальную и окружающую среду, на фоне
которых протекает эта деятельность. Представление
об индивидуальной оккупациональной деятельности
складывается на основании тщательной
оценки всех этих факторов и взаимоотношений
между ними. 4. Каждый пациент активно вовлекается
в процесс ОТ. Взаимоотношения между пациентом
и оккупационным терапевтом складываются
на основе сотрудничества. И терапевт
и пациент вносят в этот процесс свои знания,
умения и опыт, участвуют в разработке
и осуществлении приемов ОТ. 5. Каждый человек
имеет возможности для своего развития
и совершенствования. Хотя возможности
и способности могут быть по разным причинам
ограничены, каждый человек имеет потенциал
к развитию и совершенствованию. Люди,
страдающие недееспособностью, все же
располагают резервами для удовлетворительной
оккупациональной деятельности. 6. Между
элементами, составляющими занятия, должен
быть баланс, который необходим для обеспечения
здорового и благоприятного образа жизни.
Уход за собой, досуг и трудовая деятельность
составляют определенную структуру в
повседневной жизни человека. Возможность
деятельности в каждой из трех областей
беспечивает удовлетворение потребности
в занятиях. Например, человек, у которого
уход за собой занимает слишком много
времени, не может участвовать в трудовой
деятельности, и следовательно удовлетворять
потребность в значимой социальной сфере
или достичь экономической независимости.
Занятия рассматриваются в перспективе
развития. Сами оккупациональные занятия,
а также требования и обязательства, связанные
с оккупациональной деятельностью, изменяются
на протяжении жизни. Оккупациональный
терапевт учитывает возрастные особенности
пациента при назначении ОТ. 7. Вовлечение
пациентов в занятия считается нормальным
и социально оправданным. Человек имеет
право использовать оккупациоанальную
деятельность в той форме, которая позволит
ему интегрироваться в общественную жизнь.
Поэтому оккупациональный терапевт должен
принимать во внимание как возможности
пациента, так и особенности социальной
обстановки. 8. Оккупациональная деятельность
используется в качестве терапии. Оккупациональные
занятия позволяют развивать способности
и навыки пациентов, которые могут быть
использованы в повседневной жизни. Они
позволяют пациентам адаптироваться к
окружающей обстановке, в которой эти
занятия проводятся.
ГЛАВА 2. РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ОККУПАЦИОНАЛЬНОЙ
ТЕРАПИЕЙ И МЕДИЦИНОЙ Несмотря на то,
что ОТ является лечебной профессией,
она значительно отличается от других
медицинских специальностей. Если медицина
накапливает информацию о признаках и
симптомах заболеваний, нарушений и травм
и разрабатывает способы лечения, то оккупациональная
терапия собирает информацию о самообслуживании,
проведении досуга и трудовой деятельности
пациентов и осуществляет стратегию, направленную
на восстановление и нормализацию оккупациональной
деятельности. Следует отметить, что не
все болезни приводят к нарушению оккупациональной
деятельности. Заболевания могут носить
временный характер и не вызывать отклонений.
Например, перелом ноги или простуда вызывают
нарушение здоровья, но не приводят к существенным
изменениям в оккупациональной деятельности.
Отклонения в состоянии здоровья могут
быть значительными, но не вызывать нарушения
тех функций, которые определяют оккупациональную
деятельность человека. Так, человек, перенесший
ампутацию нижней конечности выше коленного
сустава, может продолжать работу учителя,
поскольку этот род деятельности не требует
значительной мобильности. В случае, когда
требуется высокая подвижность, необходимо
помочь человеку адаптироваться, для того,
чтобы он мог справиться с работой. Имеется
много заболеваний, которые носят хронический
характер и слабо поддаются лечению. ОТ
оказывает помощь людям, страдающим такими
заболеваниями, несмотря на состояние
их здоровья. Для лечения заболеваний
медицина использует лекарственные средства,
физические упражнения и другие способы,
позволяющие устранить симптомы заболеваний.
ОТ использует целенаправленную оккупациональную
деятельность с тем, чтобы улучшить выполнение
действий по уходу за собой, проведению
досуга и трудовой деятельности. Таким
образом, ОТ исходит из представления
о том, что состояние здоровья человека
определяется рядом факторов, которые
лежат за границами понятий о болезни
и патологическом состоянии. И хотя наличие
болезни является важным фактором в определении
оккупационального здоровья, это не представляется
единственным фактором помощи людям. Человек
может быть болен, но в плане занятий он
может быть здоров. Как правило, пациент,
оккупациональная деятельность которого
ограничена по причине состояния здоровья,
будет хорошо поддаваться терапии, которая
сочетает медикаментозное лечение и компенсаторные
приемы оккупациональной терапии.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ ОККУПАЦИОНАЛЬНОЙ
ТЕРАПИИ
3.1. Общая характеристика В центре внимания
ОТ стоят занятия, которые включают в себя
три области: • самообслуживание или уход
за собой; • трудовую деятельность; •
проведение досуга и отдыха. На характер
занятий по уходу за собой, проведению
досуга и трудовой деятельности существенно
влияют социальные и культурные факторы.
Действия, которые в одних условиях считаются
типичными и уместными, могут считаться
неприемлемыми в других. Оккупациональный
терапевт должен учитывать это в своей
практической деятельности. Хотя занятия
и подразделяются на три области, в повседневной
жизни их невозможно отделить одну от
другой, поскольку они взаимосвязаны и
взаимозависимы. Так, например, человек,
имеющий оплачиваемую работу, может занимать
свою должность, только если он в состоянии
следить за собой, соблюдать правила гигиены.
Люди часто принимают участие в работе
по тем же причинам по которым они проводят
досуг, например, для удовлетворения своих
интересов, общения с друзьями и т.д. Некоторые
виды трудовой деятельности, такие как
родительские обязанности или ведение
домашнего хозяйства, не имеют временных
границ и могут совпадать с проведением
досуга. Следует отметить, что различные
виды деятельности различными людьми
воспринимаются по-разному. Одинокий человек
рассматривает приготовление пищи как
уход за собой, семейный - как трудовую
деятельность, а если оно связано с приемом
гостей, то его можно рассматривать как
досуг. Уход за собой Уход за собой традиционно
связывают с внешним видом человека. Это
такого рода занятие, которое люди выполняют
ежедневно, чтобы поддерживать здоровье
и благополучие. Деятельность по уходу
за собой включает: Уход за внешностью
- мытье, расчесывание и укладку волос,
бритье, макияж, уход за кожей и ногтями.
Купание-умывание - намыливание, обмывание
и высушивание всех участков тела, безопасное
принятие ванны или душа, погружение в
ванну и выход из нее. Гигиена полости
рта - уход за полостью рта, зубами, деснами,
зубными протезами. Одевание - выбор одежды,
одевание и раздевание, застегивание пуговиц,
молний и других крепежных приспособлений,
выведение пятен и ремонт одежды, надевание
и снятие обуви, протезов. Пользование
туалетом - перемещение в туалет и обратно,
принятие и сохранение в нем соответствующего
положения, личная гигиена, уход за собой
при менструации. Прием пищи - использование
столовых принадлежностей, поднесение
пищи ко рту, глотание, употребление напитков,
жевание, откашливание. Передвижение -
передвижение с одного места на другое,
перемещение, изменение положения тела.
Транспортировка - вождение автомобиля,
использование общественного транспорта.
Покупки - выбор товаров и их оплата. Операции
с деньгами - ведение бюджета семьи, определение
достоинства денег, использование денег
при покупке товаров, осторожность в обращении
с деньгами. Приготовление пищи - составление
меню, подготовка продуктов, использование
кухонных принадлежностей, хранение продуктов,
мытье посуды. Прием медикаментов - приобретение
лекарств, прием лекарств в соответствие
с назначением врача, безопасное хранение
лекарственных средств. Укрепление здоровья
- забота о состоянии здоровья, организация
здорового образа жизни. Соблюдение мер
безопасности - осторожность при использовании
нагревательных и электрических приборов,
транспорта и т.д. Обычно деятельность
по уходу за собой требует 2-3 часа в день.
Хотя она не занимает основную часть времени
человека, она имеет важное значение для
поддержания здоровья и благополучия
и является основанием для тех действий,
которые человек совершает в других областях
занятий. Например, уход за внешностью,
одевание, прием пищи готовят человека
к действиям, связанным с его трудовой
деятельностью. Трудовая деятельность
Трудовая или продуктивная деятельность
подразумевает такую активность, которая
служит интересам общества и обеспечивает
человека и его семью товарами и услугами.
Трудовая деятельность ассоциируется
с представлениями об обязанностях и обязательствах.
Традиционное ее представление предусматривает
профессиональную подготовку, оплату
за труд, заботу о семье и .т.д. Работа (оплачиваемая)
- деятельность человека на службе или
работе, за которую он получает финансовое
вознаграждение. Работа (добровольная)
- деятельность, за которую человек не
получает финансового вознаграждения.
Образование - деятельность, направленная
на обучение и подготовку человека к трудовой
деятельности. Ведение домашнего хозяйства
- деятельность, связанная с ведением домашнего
хозяйства, предусматривает ведение бюджета,
покупки, приготовление пищи, уборку квартиры,
работу в саду и т.д. Родительские обязанности
- деятельность связанная с уходом за младенцами,
воспитанием детей и подростков. Уход
- это занятие предполагает оказание помощи
и заботу о людях, которые не способны
ухаживать за собой сами, например, супруги,
престарелые родители, другие родственники
и соседи. Профессиональная ориентация
- процесс определения характера потенциальных
продуктивных занятий, круга интересов,
навыков в отношении трудовой деятельности.
Пенсионное прогнозирование - определение
продуктивных занятий для людей пожилого
и старческого возраста. Трудовая деятельность
представляет особый интерес для оккупационных
терапевтов, так как люди с недееспособностью
уделяют этому как правило, меньше времени,
чем принято, и могут быть исключены из
сферы трудовой деятельности. Общество
расценивает людей с недееспособностью
как неспособных к труду. Современная
реабилитационная практика подчеркивает
важность трудовой деятельности людей
с недееспособностью и помогает им адаптироваться
путем созданий особых условий и приспособлений.
Досуг Досуг включает занятия такого рода,
которые дают человеку ощущения удовольствия,
хорошего настроения и веселья. Люди используют
досуг для того, чтобы расслабиться, снять
стресс, удовлетворить интересы, поддерживать
себя в хорошей физической форме, участвовать
в общественной жизни. Деятельность при
проведении досуга включает: Спорт и физическая
активность - роль зрителя, участника,
тренера или организатора спортивных
мероприятий. Художественная деятельность
- занятия живописью, рисованием, литературным
и поэтическим творчеством. Прикладное
искусство - вязание, вышивание, резьба
по дереву и др. Общение с другими людьми
- телефонные разговоры, написание писем,
посещение и организация вечеров и др.
Забота о животных, уход за растениями
- выращивание растений и уход за животными.
Хобби - разнообразная деятельность по
интересам. Кроме того, досуг включает
в себя посещение клубов, сауны и бани,
игры и другие развлечения. Досуг играет
особо важную роль в жизни людей с недееспособностью,
когда участие в трудовой деятельности
ограничено. Особую роль приобретает досуг
после ухода на пенсию, когда человек должен
адаптироваться к новым условиям вне сферы
трудовой деятельности.
3.2. Понятие недостаточности, недееспособности
и нетрудоспособности Для понимания сферы
деятельности оккупационального терапевта
следует различать понятия - недостаточность,
недееспособность и нетрудоспособность.
Недостаточность - потеря или нарушение
психологической, физиологической или
анатомической структуры или функции
в отношении состояния здоровья человека.
Она может быть временной или постоянной
и включать аномалии, дефекты или утрату
конечности, органа или дефект функциональной
системы организма, например, умственные
отклонения. Понятие недостаточности
не указывает причину нарушения и включает
травмы, врожденную или приобретенную
патологию. Лицо, имеющее недостаточность
не считается больным. Он не всегда ограничен
в своей деятельности. Например, человек
с недостаточностью, вызванной диабетом,
может не иметь отклонений в своей трудовой
деятельности. Недееспособность - ограничение
способности или невозможность выполнять
какую-либо деятельность в объеме, нормальном
для человека. Недееспособность - отклонение
от нормы в отношении производительной
деятельности, она может быть временной
или постоянной, обратимой или необратимой.
Недееспособность включает: • отклонения
в поведении; • затруднения при уходе
за собой; • ухудшение моторной активности;
• снижение трудовой деятельности. Нетрудоспособность
- недостаток, который ограничивает или
исключает возможность выполнения нормальных
функций данного человека. Она является
следствием недостаточности или недееспособности
в социальном или бытовом отношении. Стремление
ОТ помочь человеку удовлетворительно
и успешно выполнять занятия связано с
концепцией недееспособности. Ограничения
трудовой деятельности, вызванные какой-либо
недостаточностью, влияют на возможность
человека осуществлять уход за собой,
проводить досуг и выполнять продуктивную
деятельность. ОТ помогает пациенту уменьшить
проявления недееспособности и нетрудоспособности.
3.3. Предотвращение падений лиц пожилого
и старческого возраста Основные вопросы:
1. Причины падений 2. Факторы окружающей
среды, повышающие риск падения 3. Программы
по предотвращению падений. Оценка окружающей
среды Падения являются серьезной проблемой
для людей пожилого и старческого возраста.
Хотя только небольшая часть этих падений
заканчивается переломами шейки бедра,
серьезность любого перелома для пожилого
человека чрезвычайно высока. Даже при
отсутствии перелома, падение может значительно
отразиться на физическом и моральном
состоянии пациентов. Часто пожилые люди
ограничивают свою деятельность и передвижение
по причине боязни падения. Все падения
предотвратить невозможно. Только находясь
весь день в постели, можно уменьшить риск
падения, однако при этом человек будет
терять 3 % своих сил ежедневно. Таким образом,
целью предотвращения падения является
не ограничение движений, а сделать так,
чтобы все виды деятельности пожилого
человека были как можно безопаснее. 1.
Причины падений По мере старения человека
повышается частота падений и это связано
с тремя факторами: • Нормальные возрастные
изменения, происходящие при старении
• Патологические изменения, происходящие
в стареющем организме • Окружающая обстановка.
Изменения, связанные со старением, повышают
риск падений и включают следующее: Изменение
походки • уменьшение высоты шага; • походка
вперевалку с узкой опорной базой (у женщин);
• более короткий шаг, более широкая база
(у мужчин); • замедленные движения; •
шаркающая походка; • уменьшенная дорсифлексия
колена. Ухудшение зрения: • уменьшается
количество света, попадающего в глаза;
• уменьшение бликов; • снижение чувствительности
к цветам, особенно в зелено-голубом спектре;
• увеличение времени, необходимого для
адаптации к свету или темноте; • увеличение
времени, необходимого для оценки расстояния.
Снижение слуха: • пониженная способность
различать звуки высокой частоты; • снижение
тенденции замечать приближающийся автомобиль,
велосипед и др. Повышенная забывчивость:
• вероятность спотыкания об забытые
вещи или предметы. Ортостатическая гипотензия:
• резкое падение артериального давления
во время принятия вертикального положения
из горизонтального; • уменьшение кровоснабжения
мозга; • головокружения при вставании;
• снижение эффективности барорецепторов.
Ночная полиурия: • уменьшение объема
мочевого пузыря; • задержка позывов к
мочеиспусканию; • повышенная потребность
в мочеиспускании в вечернее и ночное
время. Патологические нарушения, увеличивающие
риск падений К патологическим изменениям,
которые повышают риск падений, относятся
Прогрессирующий артрит: • жесткость
и ограничение подвижности суставов; •
боль и отеки в области суставов. Осложнения
со стороны сердечно-сосудистой системы:
• снижение кровоснабжения головного
мозга; • аритмия; • сердечная недостаточность;
• обморочные состояния; • ортостатические
состояния. Нарушения со стороны нервной
системы: • болезнь Паркинсона; • последствия
инсульта; • болезнь Алцхеймера; • временные
ишемические приступы. Эндокринные нарушения:
• гипогликемия (пониженное содержание
глюкозы в крови); • гипергликемия (повышенное
содержание глюкозы в крови). Психические
нарушения: • депрессия; • беспокойство;
• страх; • снижение внимания к окружающей
обстановке. 2. Факторы окружающей среды,
повышающие риск падений К факторам окружающей
среды, которые повышают риск падений,
относятся: • тип жилищных условий; •
безопасность среды обитания; • доступность
зданий, общественного транспорта; • наличие
свободного пространства; • мебель, предметы
обихода. Воздействия на условия окружающей
среды является важным элементом помощи
пожилому человеку избежать падения. Такая
тактика основана на том, чтобы уменьшить
неблагоприятное воздействие факторов,
которые повышают риск падения, и усилить
те моменты, которые его снижают. Ванная
и туалетная комнаты представляют особый
риск падений для пожилых людей. Падения
часто происходят во время вхождения,
пребывания или выхода из ванной. Падению
способствуют скользкие поверхности,
незакрепленные коврики, далеко или высоко
расположенные туалетные принадлежности,
плохо освещенное помещение ванной или
туалетной комнат. 3. Программы по предотвращению
падений для пожилых людей. Оценка окружающей
среды Изменение условий окружающей среды
в интересах пожилого человека и снижение
риска падений является важной задачей
специалистов, работающих в области геронтологии.
Очень важно получить от пациента информацию,
относящуюся к предыдущим падениям, и
которая может помочь определить причины
падений. При опросе пациента следует
уточнить следующее: • Где пациент упал?
• Что он \ она делали, когда упали (вставали
с постели, выходили из ванной и т.д.) •
Что они ощущали перед падением (головокружение,
слабость и т.д.) • Принимали ли они какие-либо
лекарственные препараты? Какие лекарственные
препараты они принимают в настоящее время?
Нестабильная походка и нарушение координации
движений часто являются важными определяющими
риска падений пожилого человека. Поэтому
должны быть исследованы и оценены пять
основных его функций: • вставание с кресла;
• передвижение на короткие дистанции;
• возвращение в исходную позицию; • занятие
определенного положения в кресле. Способность
пациентов выполнять данные действия
оцениваются в баллах. Пациенты оцениваются
от 1 до 5 при 1 нормальном показателе (т.е.
никаких причин для падения пациента нет),
2 - средний показатель, свидетельствующий
о слабой абнормальности, 3 - небольшой
риск падений и пациентов следует отнести
в группу риска. 4 - умеренная абнормальность
свидетельствует о медлительности, неуверенности
в движениях, шатании и спотыкании пациента.
Кресло для сидения оценивается на соответствие
высоты и глубины. Кресло должно позволять
человеку сидеть прямо без наклона или
опоры назад. Следует обратить внимание
на наличие крепких подлокотников, которые
могут помочь пациенту при вставании избежать
падения. Следует установить достаточно
ли освещена комната? Достаточно ли свободно
передвижение пациента по квартире, свободен
путь для передвижения? При оценке домашней
обстановки следует пронаблюдать как
пациент передвигается по комнате, как
он встает с кресла и т.д. Есть ли какие-либо
предметы, за которые пациент может зацепиться
и упасть? Необходимо также проверить
высоту кровати, наличие ночника около
кровати, есть ли коврик около кровати,
который не зафиксирован, не разбросаны
ли какие-либо предметы на пути у пациента.
В ванной комнате нужно проверить высоту
туалетного сидения, наличие поручней.
Дополнительное внимание при оценке домашней
обстановки должно быть уделено одежде
и обуви пациента. Плохо подходящая одежда,
например, слишком длинные брюки, может
быть причиной многих падений. Тапочки,
часто используемые дома вместо туфель
или ботинок, не всегда могут обеспечить
соответствующую стабильность для стопы
и также могут быть причиной падений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, важной проблемой
пожилого человека является проблема
безопасности. Компенсаторная тактика
медицинского персонала позволяет обойти
трудности, обусловленные функциональными
нарушениями пациента. Это помогает исключить
или ограничить риск падений пожилых людей.
В любом обществе существует немалая доля
людей, чьи возможности в сохранении езависимого
образа без патронажа ограничены. Вследствие
различного рода травм или врожденных
или приобретенных заболеваний, в силу
возрастных изменений может наблюдаться
при патронаже утрата или ослабление различных
функций организма (двигательный, сенсорных
и т.д.). Так, например, у человека, перенесшего
инсульт, происходит ослабление чувствительности
пораженных конечностей, возникают двигательные
расстройства, что обусловливает необходимость
либо прибегать к полному уходу за ним
при патронаже и, таким образом, ограничивать
его самостоятельность, либо с помощью
различных приемов при патронаже облегчить
ему возможность независимого образа
жизни. Раздел медицины, предусматривающий
деятельность по облегчению ухода за собой,
провождения досуга и выполнения трудовых
обязанностей при патронаже , называется
оккупациональной терапией (от англ. оccupation
- занятие). Несмотря на то, что оккупациональная
терапия (ОТ) при патронаже - лечебная профессия,
она значительно отличается от других
медицинских специальностей. Для лечения
заболеваний медицина использует лекарственные
средства, физические упражнения и другие
способы, позволяющие устранить заболевание.
ОТ при патронаже с помощью компенсаторных
приемов целенаправленно воздействует
на человека с тем, чтобы улучшить при
патронаже выполнение его действий по
уходу за собой, проведению досуга и трудовой
деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный
закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ
«О социальном обслуживании граждан
пожилого возраста и инвалидов»
(с изм. и доп. от 10 января 2003 г., 22 августа
2004 г.) 2. Федеральный закон от 10 декабря
1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации». 3.
Постановление Минтруда РФ от 12 мая 2003
г. N 25 «Об утверждении Методических рекомендаций
по организации деятельности государственных
и муниципальных учреждений социального
обслуживания «Дом-интернат малой вместимости
для граждан пожилого возраста и инвалидов»
4. Постановление Минтруда РФ от 24 апреля
2002 г. N 29 «Об утверждении Рекомендаций
по обеспечению мягким инвентарем граждан
пожилого возраста и инвалидов, проживающих
в стационарных учреждениях социального
обслуживания» 5. Постановление Минтруда
РФ от 15 февраля 2002 г. N 12 «Об утверждении
методических рекомендаций по организации
питания в государственных (муниципальных)
стационарных учреждениях социального
обслуживания граждан пожилого возраста
и инвалидов» 6. Письмо Минтруда РФ от 14
февраля 2003 г. N 1085-ГК «О реализации постановления
Правительства Российской Федерации от
17 апреля 2002 г. N 244 «О плате за стационарное
обслуживание граждан пожилого возраста
и инвалидов» 7. Письмо Минтруда РФ от 15
ноября 2002 г. N 7639-ГК «О предоставлении
социальных услуг и стационарного обслуживания»
8. Решение СК по гражданским делам Верховного
Суда РФ от 25 октября 2002 г. «Пункт 17 Типового
положения о доме для престарелых и инвалидов,
утвержденного постановлением Государственного
комитета Совета Министров СССР по труду
и социальным вопросам от 20 июня 1978 г. N
202, признан частично недействующим» (извлечение)
9. Алексеева Я.С., Бобкова Н.Ф., Бурлака
Т.Ю. и др. Справочное пособие по Социальной
работе. - М.: Юристъ, 1997. 10. Андреева О.С.
Принципы формирования и реализации индивидуальной
программы реабилитации инвалида и медико-социальная
экспертиза. №4. 2000. 11. Бабкин Н.И. Основы
социально-педагогической реабилитации
лиц с ограниченными возможностями //Развитие
социальной реабилитации в России. –М.,
2000 12. Бадя Л. В. Подвиг сострадания (из
истории российского благотворения) /
Российский журнал социальной работы.
1995. № 1. С. 49. 13. Буянова М. О., Кондратьева
3.А., Кобзева С.М. Право социального Обеспечения.
Учебное пособие (основная часть). - М.:
Нолидж, 2007. 14. Вопросы социальной реабилитации
и социального обслуживания инвалидов.
Материалы Российской научно-практической
конференции / И.К. Сырников, Д.А. Алешин.
–М. ФЦЭРИ, 2003. –С. 200-208. 15. Захаров М.Л.,
Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения:
Учебник. М., 2005. 16. Крупа Т., Паркер Т., Теория
оккупациональной терапии. Часть 1, 1996,
с.1-19. 17. 18. Курбатов В.И. Социальная работа.
Ростов-на-Дону «Феникс», 2005. 19. Лукьянова
И.Е. Оккупациональная терапия – активный
компонент медико-социальной реабилитации
// Развитие социальной реабилитации в
России. М. 2000. 20. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство:
Теория и практика (под ред. д.ю.н., профессора
Р.П. Мананковой). - «Волтерс Клувер», 2004
г. 21. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная
реабилитация. М., «Дашков и К0». 2005.