Опека и попечительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:48, реферат

Описание

Изучение института опеки и попечительства достаточно актуально в нынешнее время. Его существование трактуется необходимостью восполнения дееспособности лиц, частично или полностью лишенных таковой, поэтому, я считаю, можно говорить о популярности и важности данного института по отношению к российским гражданам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Опека и попечительство как правовой институт
1.1 Понятие, принципы и задачи опеки и попечительства
1.2 Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства
2 Особенности установления опеки и попечительства
2.1 Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними
2.2 Установление опеки и попечительства над совершеннолетними недееспособными гражданами
2.3 установление попечительства над совершеннолетними гражданами
3 Патронаж
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

правоведение реферат опека и попечительство.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1 Опека  и попечительство как правовой  институт

1.1 Понятие,  принципы и задачи опеки и  попечительства

1.2 Опекуны  и попечители как субъекты  института опеки и попечительства

2 Особенности  установления опеки и попечительства

2.1 Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними

2.2 Установление  опеки и попечительства над  совершеннолетними недееспособными  гражданами

2.3 установление  попечительства над совершеннолетними  гражданами

3 Патронаж

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение  института опеки и попечительства достаточно актуально в нынешнее время. Его существование трактуется необходимостью восполнения дееспособности лиц, частично или полностью лишенных таковой, поэтому, я считаю, можно  говорить о популярности и важности данного института по отношению к российским гражданам.

До 90-х  годов XX века данный институт исследовался в своей основе Семейным Кодексом Российской Федерации, после – часть  вопросов ведения в области данного  института отошла к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, в большинстве, связанных с осуществлением имущественных и другого рода сделок, к примеру, правила об участии опекунов (попечителей) в сделках, выдаче опекуном (попечителем) согласия на совершение сделок подопечным. В отличии от Гражданского кодекса, Семейный Кодекс больше внимания уделяет требованиям к личности опекуна (попечителя), объему правомочий опекуна (попечителя) ребенка в сравнении с иными лицами (родителями, родственниками) и др., установлению личных качеств опекуна (попечителя).

Не  только Гражданский и Семейный кодекс регулируют отношения, связанные с  опекой и попечительством, Конституция  Российской Федерации, и изданный в  году Федеральный Закон «Об опеке  и попечительстве», а также принимаемые  в соответствии с ними нормативно-правовые акты Российской Федерации и её субъектов содержат удельный вес нормативно-правовых норм, связанных с институтом опеки и попечительства, которые в своей общей массе дают представление о данном гражданском институте.

В то же время в правовой литературе отсутствует единый подход к определению понятия опеки и попечительства, однако, большинство современных авторов сводят сущность данного понятия либо к государственной заботе о личности, либо к законному представительству, либо к способу определения места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Поэтому главной целью данной работы является определение понятия, функционирования и применения института опеки  и попечительства.

Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:

  • определение понятия, принципов и задач опеки и попечительства;
  • освещение основных форм и методов применения опеки и попечительства;
  • рассмотрение оснований для возникновения и прекращения опеки и попечительства;
  • установление лиц, являющихся опекунами (попечителями) и их подопечными.

1 ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК  ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

 

1.1 Понятие, принципы и задачи  опеки и попечительства

 

«В  настоящее время опека и попечительство представляют собой комплексный  институт гражданского и семейного  права, включающий нормы и публичных отраслей (административного права), обеспечивающий все виды охраны прав и законных интересов нуждающихся в этом граждан с целью защиты их личных и имущественных прав».1

Граждане  Российской Федерации вступают в  различные правоотношения: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные и т.д.

Право участия физических лиц в подобных правоотношениях обусловлено наличием у них гражданской правоспособности и дееспособности – правосубъектности.

Если  правоспособность граждан - способность иметь и нести гражданские права и обязанности, возникает в момент рождения и прекращается его биологической смертью, признается в равной мере за всеми гражданами. (Ст. 17 ГК РФ)

То  дееспособность граждан - способность  гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать гражданские обязанности и исполнять их, принадлежит не всем гражданам и не является для всех одинаковой, возникает в полном объеме лишь по достижению лицом определенного возраста. (Ст. 21ГК РФ)

Существует 4 категории дееспособности граждан:

  • полная дееспособность (наступает с 18 дет, в исключительных случаях с 16 лет);
  • частичная дееспособность несовершеннолетних (14-18 лет);
  • частичная дееспособность малолетних детей (6-14 лет);
  • ограниченная дееспособность, в случае злоупотребления лицом спиртных напитков или наркотических средств, в результате чего лицо ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

Также законодательством предусматриваются  случаи лишения дееспособности, если вследствие психического расстройства лицо не может понимать значение своих действий или руководить ими. Такое лицо признается судом недееспособным.

Обладание лицом частичной, ограниченной дееспособности или отсутствие таковой предусматривает  несостоятельность лица полностью самостоятельно осуществлять свои права и обязанности. В таких случаях государство, посредством органа опеки и попечительства, устанавливает опеку или попечительство с целью восполнить недостающую дееспособность таких лиц для обеспечения и защиты их интересов.

«Пол  опекой и попечительством равным образом можно понимать как комплекс непосредственных действий по осуществлению  социальной заботы, так и правовую связь, правоотношение с участием опекуна (попечителя) и подопечного.

Разумеется, опека и попечительство представляют собой также и правовой институт – совокупность норма, регулирующих осуществление данного вида социальной заботы о недееспособных и не полностью дееспособных лицах»2.

«Правоотношения опеки и попечительства начинаются с момента, когда произведено установление опеки и попечительства и заканчивается её прекращением». 3

Порядок осуществления опеки регулируется ст. 32 ГК РФ, по которой опека устанавливается  над двумя категориями гарждан:

  • над малолетними (несовершеннолетними до 14 лет);
  • гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

С помощью  опеки, не обладающие дееспособностью  лица выступают как полноценные  субъекты различного рода правоотношений. Юридически значимые действия за них  в их интересах осуществляет опекун, выполняя отсутствующую дееспособность своего подопечного.

Порядок осуществления попечительства санкционируется  ст. 33 ГК РФ, она осуществляется в  отношении:

  • несовершеннолетних (14-18 лет);
  • граждан, ограниченных судом в недееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;
  • дееспособных граждан, если они по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности (лица преклонного возраста, инвалиды).

В отличие  от опеки попечительство оказывает лишь фактическое или правовое содействие не обладающим дееспособностью лицам, ограждает от злоупотребления третьих лиц.

Решение о назначении опеки и попечительства принимается органом опеки и  попечительства, которые относятся  к органам местного самоуправления, по инициативе главы местной администрации, которое является обязательным для исполнения всеми юридическими, физическими лицами и общественными организациями.

«Для  установления опеки (попечительства) органы опеки и попечительства должны располагать информацией о необходимости их участия в оказании помощи недееспособному, ограниченно дееспособному лицу»4, которая поступает от суда, органов социальной защиты, ЗАГС, правозащитных органов, заявления соседей, родственников и.т.д. После проверки и подтверждения данной информации органы опеки и попечительства должны принятия необходимых мер защиты: устройство недееспособного, ограниченно дееспособного лица на опеку или попечительство.

В дальнейшем, после назначения опекуна или  попечителя, органы опеки и попечительства играют немаловажную роль в отношениях граждан, ставших опекунами ил попечителями и находящихся под опекой и попечительством. Они осуществляют постоянный надзор (контроль) за деятельностью опекунов (попечителей), как лиц, управомоченных государством заботиться о нуждающихся в их помощи. Таким образом, сводится к минимуму возможность безразличного отношения опекуна (попечителя) к своему подопечному и заставляет его более ответственно относится к принятым на себя обязательствам.

«Задачи рассматриваемого институту обусловлены назначением опеки (попечительства) как индивидуальной формы устройства граждан. К задачам института опеки и попечительства относятся следующие задачи»5:

  • защита прав и интересов граждан – центральная и основная задача;
  • «обеспечение установления опеки и попечительства в отношении нуждающихся лиц – организационный характер и ее выполнение состоит в выявлении нуждающихся в опеке и попечительстве лиц и поиске граждан желающих принять над ними опеку и попечительство»;
  • «обеспечение достойного уровня жизни граждан, находящихся под опекой и попечительством, посредством мер, направленных на удовлетворение бытовых потребностей подопечного лица (жилье, пища, одежда) как основа его нормальной жизни»6;
  • обеспечение государственной поддержкой граждан, исполняющих обязанности опекунов и попечителей;
  • обеспечение исполнительными органами опеки и попечительства возможности их максимального функционирования. Её исполнение состоит в финансировании, кадровой технической обеспеченности деятельности опеки и попечительства.

Важным  пунктом в понятии института  опеки и попечительства являются основополагающие принципы организации  его работы:

  • принцип добровольности, то есть «свободное принятие опеки (попечительства) и свободный отказ от исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей»7;
  • подконтрольность деятельности опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства посредством их надзорной (контрольной) функции;
  • обеспечение максимальной защиты прав и интересов подопечных;
  • государственная поддержка лиц, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных и стимулирование такой деятельности, к которой могут причисляться наделение таких лиц социальными льготами.

Основания для прекращения опеки и попечительства указываются в ст. 40 ГК РФ:

  • признания судом полностью недееспособного совершеннолетнего гражданина дееспособным в результате его выздоровления, так как он может сам себя защищать, разумно руководить своими действиями и поступками, связанными с защитой как личных, так и имущественных прав. Но опека только по заявлению опекуна. Если такового не будет, опека может быть прекращена по инициативе органов опеки и попечительства;
  • признание судом отмены ограничения дееспособности лица, злоупотреблявшего спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечительство может быть прекращено по просьбе органов опеки и попечительства;
  • достижения подопечным 14 лет - прекращение опеки и наступления попечительства;
  • достижение 18 лет, изменение семейно-правового статуса после вступления в брак, эмансипация или приобретение дееспособности. В таких случаях постановление о прекращении попечительства не выносится;
  • нарушение условий назначения опекуна, попечителя, предусмотренных п. 2 ст. 35 ГК.
  • смерти подопечного или его опекуна (попечителя).

 

1.2 Опекуны и попечители как  субъекты института опеки и  попечительства

 

Правовой  статуса опекунов и попечителей  и порядок их назначения определяется Федеральным Законом « Об опеке  и попечительстве», Гражданским  Кодексом Российской Федерации, Семейным Кодексом Российской Федерации и иными нормативно-правовоыми актами Российской Федерации и её субъектов.

«В  соответствии со ст. 32 и 33 ГК РФ опекуны  являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все  необходимые сделки, а попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. К тому же, попечитель в отличие от опеки – это некий контролер деятельности подопечного, а опекун полностью замещает своей деятельностью действия подопечного, связанные с созданием и осуществлением им своих прав и обязанностей» 8. Попечитель не является представителем подопечного.

«Опекуны  и попечители являются законными  представителями своих подопечных, они выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. Они действуют под контролем органов опеки и попечительства, которыми согласно п.1 ст. 34 ГК РФ являются органы местного самоуправления»9. Данные органы осуществляют выбор опекуна или попечителя для подопечного по определенным требованиям, которые закрепляются в ст.35 ГК РФ:

Информация о работе Опека и попечительство