Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 20:58, реферат
В нашей стране огромное количество детей проживают в сиротских заведениях, лишенные заботы родных и близких. Большинство из них потом не могут найти себя в жизни, создать семью, стать полноценными членами общества. Единственный шанс для оставленного близкими ребенка не потеряться в сложном взрослом мире - найти семью. В связи с этим защита прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, имеет очень большое значение. В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Семейным Кодексом введены следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека, приемная семья, учреждение для детей, нуждающихся в государственной поддержке.
Опекунами и попечителями могут быть не только граждане, но и юридические лица: образовательные и лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, некоторые другие аналогичные учреждения, а также сами органы опеки и попечительства. Задачи по опеке и попечительству возлагаются в таких случаях на администрацию указанных учреждений.
Перечисленные организации имеют тот же объем прав и обязанностей, что и граждане-опекуны (попечители). В частности, они также несут ответственность за действия своих подопечных [15, c.61].
Опекун или попечитель
ежегодно не позднее 1 февраля текущего
года, если иной срок не установлен договором
об осуществлении опеки или
Отчет предусматривает предоставление сведений о доходах подопечного и произведенных опекуном или попечителем расходах, об отчуждении, приобретении и использовании имущества (недвижимого и движимого), о сохранности имущества подопечного и т.д.
Утвержденная форма отчета предусматривает наличие разделов по всем возможным видам имущества подопечного.
Однако опекун или попечитель заполняет в указанном отчете только те разделы, которые относятся к понесенным им расходам (иным осуществленным действиям), и только в части имущества, принадлежащего его подопечному.
Необходимо обращать внимание на то, что отчет должен обязательно содержать, помимо прочих сведений, даты получения сумм со счета подопечного, даты произведенных за счет сумм, полученных со счета подопечного, затрат для нужд подопечного. В соответствии с примечанием к пункту 8 отчета при невозможности предоставить платежные и иные документы, подтверждающие текущие расходы опекуна (попечителя), либо в случае покупки продуктов питания опекун (попечитель) вправе приложить к отчету расписку в простой письменной форме о расходах, произведенных им в отчетный период [13, c. 105].
В случае если подопечный, достигший возраста четырнадцати лет, лично получает причитающиеся ему денежные средства в виде пенсий, пособий, алиментов, то опекун или попечитель за указанные денежные средства не отчитывается и прикладывает к отчету расписку в простой письменной форме, подтверждающую, что соответствующие денежные средства подопечный получает лично и расходует их на личные нужды.
Специальные требования, установленные статьей 25 Федерального закона от 28 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», в части обязанности опекунов или попечителей ежегодно предоставлять письменный отчет о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного, относятся исключительно к опекунам или попечителям несовершеннолетних граждан – то есть к лицам, которые специально назначены органом опеки и попечительства в целях защиты прав и интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства [14, c. 138].
Опека или попечительство прекращается:
Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по основаниям, указанным выше, а также по достижении такими детьми возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.
Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.
Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.
Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей.
Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае:
ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;
нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;
выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.
Акт органа опеки и попечительства об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке.
В ГК РФ (а также в Семейном кодексе, других законах и подзаконных актах) подробно урегулированы административные и технико-юридические вопросы, касающиеся органов опеки и попечительства, прав и обязанностей опекунов и попечителей, исполнения опекунами своих обязанностей, распоряжения имуществом подопечного, доверительного управления имуществом подопечного, освобождения и устранения опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей [10, c.93].
В соответствии с действующим законодательством осуществление мер по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства – органы местного самоуправления по месту жительства лица, нуждающегося в опеке (попечительстве). Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над несовершеннолетними определяются ими самостоятельно на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законодательством субъектов РФ, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [20,c. 58].
Практически во всех субъектах Федерации приняты законы, регулирующие вопросы опеки и попечительства, а в каждом муниципальном образовании должны быть приняты нормативные правовые акты по осуществлению работы по опеке и попечительству. Как правило, эти вопросы включаются в уставы муниципальных образований, однако во многих муниципалитетах они не урегулированы.
Основными направлениями деятельности органов опеки и попечительства являются:
Согласно статье 7 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства должны выполнять следующие задачи:
1) защита прав и
законных интересов граждан,
2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
3) контроль за сохранностью
имущества и управлением
4) на органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации [2, c. 42].
Полномочия органов опеки и попечительства:
1) выявление и учет
граждан, нуждающихся в
2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
3) установление опеки или попечительства;
4) осуществление надзора
за деятельностью опекунов и
попечителей, деятельностью
5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
6) выдача в соответствии
с настоящим Федеральным
7) заключение договоров
доверительного управления
8) представление законных
интересов несовершеннолетних
9) выдача разрешения
на раздельное проживание
10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
11) оказание содействия
опекунам и попечителям,
По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Орган опеки и попечительства подбирает лиц, которых можно назначить опекуном (попечителем), осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, в необходимых случаях оказывает им помощь и содействие, рассматривает жалобы на неправильные действия опекунов и попечителей, принимает соответствующие, меры в случае обнаружения обстоятельств, отрицательно влияющих на подопечного, и т.д. Таким образом, через органы опеки и попечительства осуществляется забота государства о гражданах, не обладающих дееспособностью либо обладающих частичной, неполной дееспособностью.
Так же в целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.
Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.
При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:
1 раз в течение первого
месяца после принятия органом
опеки и попечительства