Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:11, контрольная работа
В настоящее время в нашей стране наиболее остро стоит проблема демографического кризиса. Ежегодно население нашей страны сокращается приблизительно на 800 тыс. жителей. Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США). Молодые люди и девушки в настоящее время не спешат обзаводиться семьями и детьми, а создают, так называемые временные браки (незарегистрированные), как принято называть (ошибочно) «гражданский брак».
Введение
1 Определение понятия «семья», история развития и её функции
2 Понятие «Брак» и история развития правовых брачных отношений
3 «Гражданский брак»
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1 Определение понятия «семья», история развития и её функции
2 Понятие «Брак» и история
развития правовых брачных
3 «Гражданский брак»
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время в нашей стране наиболее остро стоит проблема демографического кризиса. Ежегодно население нашей страны сокращается приблизительно на 800 тыс. жителей. Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США). Молодые люди и девушки в настоящее время не спешат обзаводиться семьями и детьми, а создают, так называемые временные браки (незарегистрированные), как принято называть (ошибочно) «гражданский брак».
Что это – возможный
выход из демографического кризиса,
или еще один шаг к разрушению
нравственности общества, и семьи, как
социального института
1. Определение понятия «семья», история развития, и её функции
Классическое определение
Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Философы античности, средневековья
и отчасти даже нового времени
выводят общественные отношения
из семейных отношений, обращают основное
внимание на отношение семьи к
государству, а не на характеристику
ее как особого социального
Семья представляет собой
более сложную систему
Методологической основой
понимания причин, побуждающих людей
объединяться в семейные группы, создавать
устойчивые связи и взаимодействия,
выступают потребности
2. Понятие «Брак»
и история развития брачно-правовых отношений
Брак – свободный, равноправный союз между женщиной и мужчиной достигших брачного возраста, не состоящих в другом браке, заключенный в установленном законом порядке, имеющий целью создания семьи.
Традиция связывать брак с соблюдением определенной процедуры его оформления, характерна для российского права, восходит, как это принято считать, к праву Византийскому. В конце 19-го столетия (около 893г.) император Лев Мудрый издал закон, предписывающий вступать в брак не иначе, как по средством церковного венчания. Только такой брак получал государственную поддержку; несоблюдение же формы предписываемой государством и канонами государственной религии, вело к признанию заключенного союза незаконным. Спустя два столетия требование узаконения брака было распространенно и на низшие слои общества – рабов и крепостных.
В дореволюционном русском праве действительным признавался только религиозный брак. Однако и становлению религиозного брака предшествовали иные формы брачных отношений.
Истории древней Руси известны несколько способов заключения браков. Среди них наиболее древний – похищение невесты женихом без ее согласия, однако постепенно увозу невесты начинает предшествовать сговор с ней. В древние времена существовал и такой способ заключения брака, как покупка невесты у ее родственников. При этом согласие невесты на брак не имело существенного значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержался запрет выдавать замуж силой.
В это время различны и формы брака. Средневековые источники сообщают о многоженстве, издревле известном у славян, реже о многомужестве. В некоторых местах практиковался пробный брак, когда невеста приселялась к жениху, а свадьба откладывалась до рождения ребенка; если же супружество оказывалось неудачным, свадьба не устраивалась вовсе, и невеста возвращалась к родителям, получая вознаграждение. Молодые люди, не вступившие в брак, подвергались осмеянию, что, однако, не распространялось, на тех, кто давал обет безбрачия намеренно.
С 998г. С Крещения Руси и
присвоением церковью монополии
права начали складываться нормы
брачного права и серьезно меняются
представления о порядке
К концу 13в. Согласие сторон на брак стало фиксироваться в брачном сговоре, составлением которого занимались сваты или родственники. Заключительной частью брачного сговора является церковное обручение. Для вступления в сам венчальный брак от сторон требовалось выполнение многих условий. Одним из них был брачный возраст. Например, для женщин, в 14-15 в.в. он начинался с 12 до 18-20 лет. Русская церковь препятствовала заключению браков с несовершеннолетними. За преступную связь женщины наказывались постижение в монашки, позже ограничивались штрафом. Этот запрет не распространялся на великих княжон. Ограничивалось и число замужеств, нормы христианской морали допускали только два брака. Третий разрешался только в случае смерти второго супруга и отсутствия детей.
Постепенно усиливается роль светского законодательства. Однако дореволюционная Россия так и не дошла до создания единого для всех подданных законодательства о браке. В многонациональной России браки заключались в основном по религиозным нормам, и, соответственно порядок заключения брака, например, у мусульман отличался от классического христианского брака.
До Октябрьской революции 1917г. браком считался союз, оформленный по религиозным канонам концессий, к которым принадлежали лица, вступившие в брак. Исключением составляли лишь браки раскольников, получавшие юридическое признание после их регистрации в полицейских органах. Именно эти браки представляли уже в то время не сто иное как «граждански браки», т.е. браки, оформленные в органах государственных, а не в церкви.
Введение гражданской
формы брака, заключаемого посредством
его регистрации в
Уже 21 октября 1918г. было издано постановление ВЧК, которое объявляло, что «пометки в паспортах о церковном венчании, присвоении на основании церковного венчания женщине фамилии лица, с которым она венчалась, отметка милицией таких лиц состоящих в браке и выдача венчавшейся паспорта на фамилию гражданина, с которым она венчалась, является саботажем декрета о гражданском браке, присвоением чужой фамилии и звания мужа или жены, т.е. срывом декрета рабоче-крестьянского правительства, а для служащих милиции – преступлением по должности.
Однако еще долгое время регистрация «де-факто» не была обязательной.
Причину такого пренебрежения к действовавшей норме можно понять из контекста заявления Я.Н. Брандербурского: «Регистрация – пережиток, со временем она, конечно, исчезнет, но сейчас она сохраняется, главным образом как средство борьбы с церковным браком».
Идея эта не нова. Еще в 1918г. При принятии КЗАГА гражданский (зарегистрированный) брак понимался в НКЮ как средство борьбы с браком церковным.
Об этом говорили не только российские цивилисты, но и зарубежные исследователи, так французский ученый Альфред Наке в своем труде « К свободному союзу» (1908г.), разделил точку зрения советских цивилистов, что «в коммунистическом обществе люди не будут нуждаться ни в том, что бы общество вмешивалось в союз полов, даже виде простой регистрации, ним в том, чтобы хотя бы малейшее моральное давление оказывалось по отношению к индивидууму».
Таким образом, новая государственная
власть вслед за рядом европейских
государств осуществила своего рода
революцию и в регулировании
матримониальной сферы –
Стоит отметить, что введение
гражданского брака было воспринято
населением поначалу отрицательно. Однако
жесткая политика государственной
власти на повсеместное распространение
гражданской формы брака на фоне
широких репрессий против церкви
дала результаты: к середине 20-х годов
наступил следующий этап реформирования
брачно-семейного
В проекте нового кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926г. Содержалось правило о признании регистрации брака факультативной, о признании правовой силы и за внебрачным сожительством.
Основными аргументами в пользу этого нововведения назывались, во-первых, большое число подобных браков (по данным Народного коммисариата юстиции, их количество к 1926г. составляло примерно 7% от общего числа браков и имело тенденцию к росту); во-вторых, то, что непризнание их правового значения больно ударяло по интересам женщины, остававшейся еще материально-зависимой от мужчины.
Принятый в 1969г. - «Кодекс
о браке и семье РСФСР» подтвердил
осуществившиеся в
В настоящее время процедура заключения брака на территории нашей страны регулирует Семейным кодексом РФ. В семейном законе выделена специальная глава 3 (ст.ст.10-15) условия и порядок заключения брака. Наряду с СК РФ к данным правоотношениям применимы нормы Гражданского кодекса РФ (часть 1,2,3 с изм. И доп. От 20 февраля, 12 августа 1996г., 24 октября 1997г., 08 июля,17 декабря, 1999г., 16 апреля 15 мая, 26 ноября 2001г., 21 марта2002г.)
Также необходимо выделить еще один ключевой нормативный акт, регулирующий порядок государственной регистрации заключения брака – Федеральный закон от 15 ноября 1997г. №143 – ФЗ «об актах гражданского состояния» (с изм. и доп. от 25 декабря 2001г., 29 апреля 2002г.).
В настоящее время
3. «Гражданский брак»
То, что мы именуем "гражданским браком", на юридическом языке называется "фактической семьей", "сожительством". Исторически понятие "гражданский брак" возникло как альтернатива браку церковному, то есть освященному церковью. С точки зрения действующего законодательства и толкового словаря гражданский брак - это как раз брак официальный, зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Такая вот тут возникла путаница. Итак, говоря "гражданский брак", мы на самом деле имеем в виду фактическую семью, сожительство.
Многие современные молодые
пары выбирают так называемый «гражданский
брак», как «репетицию» официального.
И если ситуация устраивает всех и
решение принято обоюдно, то такой
расклад можно лишь приветствовать.
Но это в идеале, а в реальности
современной жизни возникают
совершенно иные обстоятельства, которые
разбивают практически все
Информация о работе Определение понятия «семья», история развития и её функции