Опрос как метод получения социологической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:23, контрольная работа

Описание

В каждой науке, изучающей поведение людей, сложились свои научные традиции и накоплен свой эмпирический опыт. И каждая из них, будучи одной из ветвей социальной науки, может быть определена в терминах того метода, которым она преимущественно пользуется.
Методом в социологии называется, система принципов и способов построения социологического (эмпирического и теоретического) познания, обеспечивающая знания об обществе и о социальном поведении индивидов

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
§1. Опрос и его виды…………………………………………………………...…4
1.1. Анкетирование и его особенности. Структура анкеты. Требования к составлению анкеты………………………………………………………...…….6
1.2. Интервью, его типы и особенности……………………………………….8
§2. Классификация вопросов………………………………………………..…..11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список используемой литературы……………………………………………...14

Работа состоит из  1 файл

Социология.doc

— 80.00 Кб (Скачать документ)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет

 

(ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз»)

 

Кафедра «Социально-гуманитарные дисциплины»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

             

по дисциплине

«Социология»

Тема: Опрос как метод получения социологической информации

 

 

 

Студент: Черняев Александр Валерьевич

               шифр 111-КЭК-610

               домашний адрес: г. Владивосток, ул. Пушкинская д.8-б, кв.6

 

Руководитель:   __

 

 

 

Владивосток

2012

Введение…………………………………………………………………………...3

§1. Опрос и его виды…………………………………………………………...…4

1.1. Анкетирование и его особенности. Структура анкеты. Требования к составлению анкеты………………………………………………………...…….6

1.2.           Интервью, его типы и особенности……………………………………….8

§2. Классификация вопросов………………………………………………..…..11

Заключение……………………………………………………………………….13

Список используемой литературы……………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В каждой науке, изучающей поведение людей, сложились свои научные традиции и накоплен свой эмпирический опыт. И каждая из них, будучи одной из ветвей социальной науки, может быть определена в терминах того метода, которым она преимущественно пользуется.

Методом в социологии называется, система принципов и способов построения социологического (эмпирического и теоретического) познания, обеспечивающая знания об обществе и о социальном поведении индивидов [2.2, с. 450].

На основе этого определения можно четко сформулировать, что же такое методы сбора первичной социологической информации. Методы сбора первичной социологической информации – специальные процедуры и операции, повторяющиеся при проведении различных по целям и задачам социологических исследований и направленные на установление конкретных социальных фактов.

В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода, и каждый из них имеет по две основные разновидности:

-   опрос (анкетирование и интервьюирование);

-   анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ));

-   наблюдение (невключенное и включенное);

-   эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

В данной контрольной работе мы остановимся лишь на одном методе сбора первичных данных – опросе, обозначим его виды, более подробно углубимся в разновидности опроса – анкетирование и интервьюирование, рассмотрим их особенности и недостатки.

 

 

 

 

 

1.      Опрос и его виды

Опрос является наиболее часто используемым способом сбора и получения информации в современных со­циологических исследованиях. Он представляет собой форму вербальной коммуникации между исследователем и испытуемыми. И именно потому, что речь идет о вербальной комму­никации, следует учитывать тот факт, что возможности дан­ного способа в сборе объективной информации достаточно ограничены. Тем не менее, метод опроса все чаще используется для сбора данных при исследованиях общественных явлений.

В ходе опроса исследователь задает определенным лицам вопросы об известных им явлениях, на которые те дают отве­ты. По способу, которым задаются вопросы, опрос может быть устным и письменным, хотя чаще всего проводится в форме устной беседы. Устный опрос может проводиться также в форме свободного собеседования или на основе вопросника. Свободное собеседование строится таким образом, что вопро­сы задаются в зависимости от ситуации, складывающейся в ходе самой беседы. Опрос на основе вопросника мы имеем в том случае, когда вопросы составлены предварительно и ис­следователь руководствуется ими в ходе опроса. Подобный метод наиболее пригоден при опросе большого числа людей.

Различают несколько типов опроса:

- по способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте (в том числе по электронной) и через Internet;

- по типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос экспертов;

- по месту проведения опроса: дома, в офисе, в местах продаж;

- по типу выборки: опрос репрезентативной либо целевой выборки.

В зависимости от того, каким образом формулируются от­веты, опрос также может быть свободным - когда опрашива­емые свободно отвечают на поставленные вопросы, самостоя­тельно, формулируя свои ответы, - или же опросом с определенными ответами, когда на вопрос можно ответить заранее определенным образом (например, «да» или «нет»). Последний метод опроса позволяет получать информацию в форме, удобной для статистической обработки, но вместе с тем имеет и свою слабую сторону, поскольку сужает ответы и не позволяет опрашиваемому коснуться того, что не предусмот­рено стандартизированным ответом.

Недостаток опроса как метода получения информации заключается в том, что с его помощью получают не объективную картину исследуемого явления, а его субъективную картину, созданную опрашиваемым. Чтобы уменьшить возможность недостоверных ответов, исследователь должен уметь внушить опрашиваемому уверенность в том, что его ответы не прине­сут неприятностей ни ему самому, ни близким ему людям. Либо от опрашиваемого, от искренности его ответов во многом зависит качество опроса. А поэтому и вопросы должны быть хорошо продуманными и не должны быть неприятными для опрашиваемого.

Различают два основных вида опросов – анкетирование и интервью. Остановимся на них более подробно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.           Анкетирование и его особенности. Структура анкеты.

Требования к составлению анкеты.

Анкетированием называется опрос, в ходе которого в качестве инструмента  используется вопросник (анкета).  Анкета – это система вопросов, объединенная единым замыслом, и направленная на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. В нее входят упорядоченный список вопросов, на который опрашиваемый самостоятельно отвечает в соответствии с указанными правилами. Анкета имеет определенное строение, т.е. структуру.

Структура анкеты выглядит следующим образом:

- вводная часть (цель проведения исследования, методы заполнения анкеты, благодарность за участие в анкетировании).

- вопросник (закрытые вопросы, открытые вопросы, полуоткрытые вопросы).

- паспортичка (статус и положение участника).

         Все вопросы делятся на два основных типа – открытые и закрытые. В открытых после текста вопроса оставляется место, и просят респондента самого сформулировать своё мнение. В закрытых после текста вопроса предлагается перечень альтернатив. Более подробно классификацию вопросов мы рассмотрим позже.

Следует также учитывать форму­лировку вопросов, порядок употребления слов, ибо и это влияет на ответ. Кроме того, вопросы в вопроснике следует располагать не в логической, а в психологической последователь­ности, т.е. таким образом, чтобы они вызвали большее внима­ние опрашиваемого и побуждали его к более точному ответу. Для того чтобы были получены как можно более точные ответы, анкета обычно бывает анонимной.

Социологическая анкета должна соответствовать ряду требований, реализация которых приведет к повышению уровня надежности информации, полученной в ходе исследования, а также снимет некоторые процедурные трудности, возникающие в ситуации опроса.

Во-первых, анкета должна быть анонимной. Факт конфиденциальности предоставляемой информации должен постоянно подчеркиваться в процессе общения социолога с респондентом.

Во-вторых, ситуация анкетного опроса должна быть обязательно подготовлена (должны быть оформлены соответствующие документы, сделано объявление о проведении социологического исследования и пр.).

В-третьих, анкета должна содержать титульный лист, на котором указывается адресная часть (организация, которая проводит исследование), наименование документа (анкета или бланк интервью), обращение к респонденту, состоящее из указания темы исследования и общей инструкции по заполнению, время и место заполнения, составители.

В-четвертых, анкеты должна включать указания по технике заполнения конкретных вопросов (например, если респондент может выбрать несколько вариантов ответа, то такая возможность должна быть обозначена в соответствующем вопросе). В целом техника оформления анкеты должна быть единообразной.

В-пятых, не рекомендуется использовать в анкете сокращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.           Интервью, его типы и особенности.

Разновидность опроса, которая представляет собой целенаправленную беседу между исследователем (интервьюером) и респондентом (интервьюируемым) с целью получения необходимой информации, называется интервью. Форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом, — это интервьюирование [2.5, с. 409]. Интервью — это, прежде всего взаимодействие двух людей, связанных особыми нормами поведения: интервьюер не должен высказывать никаких суждений по поводу ответов и обязан обеспечивать их конфиденциальность; респонденты, в свою очередь, должны отвечать на вопросы правдиво и вдумчиво.

Преимущества метода интервью перед анкетированием заключаются в следующем:

- при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента.

- этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулиров­ки, ставить дополнительные, вопросы.

- опытный социолог может видеть, искренне или неискренне  отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора соци­ологической информации.

Однако и у этого метода есть свои недостатки. Ин­тервью – сложный, трудоемкий процесс, тре­бующий наивысшего профессионализма. Кроме того, возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологического влияния интер­вьюера и респондента.

Структура процесса интервьюирования во многом напоминает структуру анкеты. Интервьюер представля­ется, говорит о целях и задачах исследования, гаранти­рует полную анонимность. Затем следует установление контакта с респондентом, создание благоприятной атмосферы для интервью. Задаются первые вопросы по содер­жанию изучаемых проблем. Когда интервьюер почувство­вал, что полностью погрузился в беседу, оно может приоб­ретать более сложный характер. Здесь возможны и указания на противоречия в суждениях респондента.                                      

Разные виды интервьюирования предполагают наличие  у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений. Можно выделить несколько типов интервью.

По степени формализации выделяют:

- стандартизированное, или формализованное интервью, отличительной особенностью которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных анкетирования.

- нестандартизированное, или свободное интервью. Здесь  интервьюер следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту.

- полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью исследователь руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов [2.5, с. 410].

По стадии исследования выделяют:

- предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.

- основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.

- контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

По количеству участников:

- индивидуальное интервью – интервью, в котором участвует только исследователь и респондент.

- групповое интервью – интервью, в котором участвует более двух человек.

Информация о работе Опрос как метод получения социологической информации