Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:23, контрольная работа
В каждой науке, изучающей поведение людей, сложились свои научные традиции и накоплен свой эмпирический опыт. И каждая из них, будучи одной из ветвей социальной науки, может быть определена в терминах того метода, которым она преимущественно пользуется.
Методом в социологии называется, система принципов и способов построения социологического (эмпирического и теоретического) познания, обеспечивающая знания об обществе и о социальном поведении индивидов
Введение…………………………………………………………………………...3
§1. Опрос и его виды…………………………………………………………...…4
1.1. Анкетирование и его особенности. Структура анкеты. Требования к составлению анкеты………………………………………………………...…….6
1.2. Интервью, его типы и особенности……………………………………….8
§2. Классификация вопросов………………………………………………..…..11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список используемой литературы……………………………………………...14
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет
(ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз»)
Кафедра «Социально-гуманитарные дисциплины»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Социология»
Тема: Опрос как метод получения социологической информации
Студент: Черняев Александр Валерьевич
шифр 111-КЭК-610
домашний адрес: г. Владивосток, ул. Пушкинская д.8-б, кв.6
Руководитель: __
Владивосток
2012
Введение…………………………………………………………
§1. Опрос и его виды…………………………………………………………...…
1.1. Анкетирование и его особенности. Структура анкеты. Требования к составлению анкеты………………………………………………………...
1.2. Интервью, его типы и особенности……………………………………….8
§2. Классификация вопросов………………………………………………..….
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
В каждой науке, изучающей поведение людей, сложились свои научные традиции и накоплен свой эмпирический опыт. И каждая из них, будучи одной из ветвей социальной науки, может быть определена в терминах того метода, которым она преимущественно пользуется.
Методом в социологии называется, система принципов и способов построения социологического (эмпирического и теоретического) познания, обеспечивающая знания об обществе и о социальном поведении индивидов [2.2, с. 450].
На основе этого определения можно четко сформулировать, что же такое методы сбора первичной социологической информации. Методы сбора первичной социологической информации – специальные процедуры и операции, повторяющиеся при проведении различных по целям и задачам социологических исследований и направленные на установление конкретных социальных фактов.
В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода, и каждый из них имеет по две основные разновидности:
- опрос (анкетирование и интервьюирование);
- анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ));
- наблюдение (невключенное и включенное);
- эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
В данной контрольной работе мы остановимся лишь на одном методе сбора первичных данных – опросе, обозначим его виды, более подробно углубимся в разновидности опроса – анкетирование и интервьюирование, рассмотрим их особенности и недостатки.
1. Опрос и его виды
Опрос является наиболее часто используемым способом сбора и получения информации в современных социологических исследованиях. Он представляет собой форму вербальной коммуникации между исследователем и испытуемыми. И именно потому, что речь идет о вербальной коммуникации, следует учитывать тот факт, что возможности данного способа в сборе объективной информации достаточно ограничены. Тем не менее, метод опроса все чаще используется для сбора данных при исследованиях общественных явлений.
В ходе опроса исследователь задает определенным лицам вопросы об известных им явлениях, на которые те дают ответы. По способу, которым задаются вопросы, опрос может быть устным и письменным, хотя чаще всего проводится в форме устной беседы. Устный опрос может проводиться также в форме свободного собеседования или на основе вопросника. Свободное собеседование строится таким образом, что вопросы задаются в зависимости от ситуации, складывающейся в ходе самой беседы. Опрос на основе вопросника мы имеем в том случае, когда вопросы составлены предварительно и исследователь руководствуется ими в ходе опроса. Подобный метод наиболее пригоден при опросе большого числа людей.
Различают несколько типов опроса:
- по способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте (в том числе по электронной) и через Internet;
- по типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос экспертов;
- по месту проведения опроса: дома, в офисе, в местах продаж;
- по типу выборки: опрос репрезентативной либо целевой выборки.
В зависимости от того, каким образом формулируются ответы, опрос также может быть свободным - когда опрашиваемые свободно отвечают на поставленные вопросы, самостоятельно, формулируя свои ответы, - или же опросом с определенными ответами, когда на вопрос можно ответить заранее определенным образом (например, «да» или «нет»). Последний метод опроса позволяет получать информацию в форме, удобной для статистической обработки, но вместе с тем имеет и свою слабую сторону, поскольку сужает ответы и не позволяет опрашиваемому коснуться того, что не предусмотрено стандартизированным ответом.
Недостаток опроса как метода получения информации заключается в том, что с его помощью получают не объективную картину исследуемого явления, а его субъективную картину, созданную опрашиваемым. Чтобы уменьшить возможность недостоверных ответов, исследователь должен уметь внушить опрашиваемому уверенность в том, что его ответы не принесут неприятностей ни ему самому, ни близким ему людям. Либо от опрашиваемого, от искренности его ответов во многом зависит качество опроса. А поэтому и вопросы должны быть хорошо продуманными и не должны быть неприятными для опрашиваемого.
Различают два основных вида опросов – анкетирование и интервью. Остановимся на них более подробно.
1.1. Анкетирование и его особенности. Структура анкеты.
Требования к составлению анкеты.
Анкетированием называется опрос, в ходе которого в качестве инструмента используется вопросник (анкета). Анкета – это система вопросов, объединенная единым замыслом, и направленная на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. В нее входят упорядоченный список вопросов, на который опрашиваемый самостоятельно отвечает в соответствии с указанными правилами. Анкета имеет определенное строение, т.е. структуру.
Структура анкеты выглядит следующим образом:
- вводная часть (цель проведения исследования, методы заполнения анкеты, благодарность за участие в анкетировании).
- вопросник (закрытые вопросы, открытые вопросы, полуоткрытые вопросы).
- паспортичка (статус и положение участника).
Все вопросы делятся на два основных типа – открытые и закрытые. В открытых после текста вопроса оставляется место, и просят респондента самого сформулировать своё мнение. В закрытых после текста вопроса предлагается перечень альтернатив. Более подробно классификацию вопросов мы рассмотрим позже.
Следует также учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, ибо и это влияет на ответ. Кроме того, вопросы в вопроснике следует располагать не в логической, а в психологической последовательности, т.е. таким образом, чтобы они вызвали большее внимание опрашиваемого и побуждали его к более точному ответу. Для того чтобы были получены как можно более точные ответы, анкета обычно бывает анонимной.
Социологическая анкета должна соответствовать ряду требований, реализация которых приведет к повышению уровня надежности информации, полученной в ходе исследования, а также снимет некоторые процедурные трудности, возникающие в ситуации опроса.
Во-первых, анкета должна быть анонимной. Факт конфиденциальности предоставляемой информации должен постоянно подчеркиваться в процессе общения социолога с респондентом.
Во-вторых, ситуация анкетного опроса должна быть обязательно подготовлена (должны быть оформлены соответствующие документы, сделано объявление о проведении социологического исследования и пр.).
В-третьих, анкета должна содержать титульный лист, на котором указывается адресная часть (организация, которая проводит исследование), наименование документа (анкета или бланк интервью), обращение к респонденту, состоящее из указания темы исследования и общей инструкции по заполнению, время и место заполнения, составители.
В-четвертых, анкеты должна включать указания по технике заполнения конкретных вопросов (например, если респондент может выбрать несколько вариантов ответа, то такая возможность должна быть обозначена в соответствующем вопросе). В целом техника оформления анкеты должна быть единообразной.
В-пятых, не рекомендуется использовать в анкете сокращения.
1.2. Интервью, его типы и особенности.
Разновидность опроса, которая представляет собой целенаправленную беседу между исследователем (интервьюером) и респондентом (интервьюируемым) с целью получения необходимой информации, называется интервью. Форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом, — это интервьюирование [2.5, с. 409]. Интервью — это, прежде всего взаимодействие двух людей, связанных особыми нормами поведения: интервьюер не должен высказывать никаких суждений по поводу ответов и обязан обеспечивать их конфиденциальность; респонденты, в свою очередь, должны отвечать на вопросы правдиво и вдумчиво.
Преимущества метода интервью перед анкетированием заключаются в следующем:
- при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента.
- этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, вопросы.
- опытный социолог может видеть, искренне или неискренне отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.
Однако и у этого метода есть свои недостатки. Интервью – сложный, трудоемкий процесс, требующий наивысшего профессионализма. Кроме того, возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологического влияния интервьюера и респондента.
Структура процесса интервьюирования во многом напоминает структуру анкеты. Интервьюер представляется, говорит о целях и задачах исследования, гарантирует полную анонимность. Затем следует установление контакта с респондентом, создание благоприятной атмосферы для интервью. Задаются первые вопросы по содержанию изучаемых проблем. Когда интервьюер почувствовал, что полностью погрузился в беседу, оно может приобретать более сложный характер. Здесь возможны и указания на противоречия в суждениях респондента.
Разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений. Можно выделить несколько типов интервью.
По степени формализации выделяют:
- стандартизированное, или формализованное интервью, отличительной особенностью которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных анкетирования.
- нестандартизированное, или свободное интервью. Здесь интервьюер следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту.
- полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью исследователь руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов [2.5, с. 410].
Информация о работе Опрос как метод получения социологической информации