Организация адаптации детей к дошкольному учреждению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 07:23, реферат

Описание

Нам было важно изучить мотивы чтения в семье, любимые детьми темы и жанры детской литературы, мнение родителей о важности приобщения детей к чтению в тех учреждениях, с которыми мы планируем сотрудничать в рамках акции. В ходе исследования опрошено 170 родителей, имеющих детей 3-5 лет. Из них 163 мамы и 7 пап. 56% родителей с высшим образованием, 30% - со средне-специальным, 14 % - со средним. 35% - в возрасте 25-30 лет, 32% - 30-35 лет, 18% - 35-40 лет, 12% - 20-25 лет, 3% - 40-45 лет.

Первый вопрос анкеты был нацелен на определение доли чтения в структуре семейного досуга. При анализе ответов чтение оказалось на пятом месте среди 10-ти возможных занятий в свободное время - 32%. Чаще всего родители с детьми ходят на прогулки - 65%, очень любят смотреть телевизор - 57%, вместе рисуют, лепят, мастерят - 55%, играют в развивающие игры - 40%, занимаются спортом - 29%. Театры, музеи посещают лишь 23%, творческие студии, кружки, клубы - 10%. Каждый занимается своим делом в 6% семей и только 5% посещают библиотеки. Между тем, детская библиотека может стать для маленького ребенка местом, в которое он будет приходить с радостью.

Работа состоит из  1 файл

иследов.д.с 201.docx

— 16.43 Кб (Скачать документ)

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ /САО - Детский сад, центр развития ребенка № 201.

 Нам было  важно изучить мотивы чтения  в семье, любимые детьми темы  и жанры детской литературы, мнение  родителей о важности приобщения  детей к чтению в тех учреждениях,  с которыми мы планируем сотрудничать  в рамках акции. В ходе исследования  опрошено 170 родителей, имеющих детей  3-5 лет. Из них 163 мамы и 7 пап. 56% родителей с высшим образованием, 30% - со средне-специальным, 14 % - со средним. 35% - в возрасте 25-30 лет, 32% - 30-35 лет, 18% - 35-40 лет, 12% - 20-25 лет, 3% - 40-45 лет.

Первый вопрос анкеты был нацелен на определение  доли чтения в структуре семейного  досуга. При анализе ответов чтение оказалось на пятом месте среди 10-ти возможных занятий в свободное время - 32%. Чаще всего родители с детьми ходят на прогулки - 65%, очень любят смотреть телевизор - 57%, вместе рисуют, лепят, мастерят - 55%, играют в развивающие игры - 40%, занимаются спортом - 29%. Театры, музеи посещают лишь 23%, творческие студии, кружки, клубы - 10%. Каждый занимается своим делом в 6% семей и только 5% посещают библиотеки. Между тем, детская библиотека может стать для маленького ребенка местом, в которое он будет приходить с радостью.

 Хотя чтению  и отводится далеко не первое  место в семейном досуге, приятно,  что почти все родители читают  своим детям вслух - 96%, только 2% категорично ответили - "Нет", и 2% делают это иногда.

 Как и  предполагалось, чаще читает книги  ребенку мама: 56%. Реже - бабушка: 25%, совсем  редко - папа: 12%, и в исключительных  случаях дедушка: 4%. Для ребенка  книга - это мама. Когда мама  сидит рядом и читает, это еще  и время, которое он проводит  с ней. То есть чтение - это  общение, это тонкая эмоциональная  связь, которая возникает в  процессе совместного чтения.

35% родителей  стараются находить время для  чтения вслух и отводят этому  занятию каждый день 20-30 минут,  почти столько же (34%) делают это  2-3 раза в неделю, и такое же  количество родителей (34%) читает  своему ребенку ежедневно перед  сном. Только 4% мам читают детям  книги от случая к случаю.

 Было любопытно  узнать, что побуждает родителей  читать вслух своему ребенку. 

Для некоторых  родителей (4%) это возможность "убить  время", кто-то (18%) таким образом хочет успокоить ребенка перед сном, многие (48%) откликаются на просьбу ребенка, и приятно, что для 51% мотивом для чтения вслух является осознание важности приобщения малыша к книге. Выбор данного варианта ответа говорит о том, что родители понимают, что раннее чтение способствует развитию интеллекта, памяти и речи и поможет в дальнейшем стать ребенку умным, талантливым, успешным.

 Что же  больше нравится читать/слушать  детям трех-пяти лет? По мнению  родителей, это сказки (волшебные  и сказки о животных). Так считают  80% респондентов. Для маленьких детей  это естественно. Именно в сказках  дети черпают множество познаний: первые представления о времени  и пространстве, о связи человека  с природой, с предметным миром.  Сказки позволяют малышу впервые  испытать храбрость и стойкость,  увидеть добро и зло. Сказка - жанр с огромными дидактическими  возможностями. 29% детей предпочитают  читать и слушать стихи и  песенки, 25% ребятишек нравятся потешки, загадки, считалки, в равных долях дети предпочитают слушать короткие рассказы о животных, природе и рассказы, героями которых тоже являются дети. Меньший интерес у детей 3-5 лет вызывают детские журналы и познавательные рассказы - 16% и 14 % соответственно. Это, конечно, обусловлено возрастом.

 Важным  моментом в организации детского  чтения является определение  круга чтения. Бессистемное, хаотичное  чтение не будет способствовать  литературному развитию ребенка,  воспитанию у него читательского  вкуса. Проведенное исследование  позволило изучить критерии, по  которым родители отбирают книги  для совместного чтения с ребенком. Оказывается, только 3,5% родителей  используют программы семейного  чтения, 12% - рекомендации детского  библиотекаря, 19% - литературные хрестоматии.  Большая часть родителей (57%) полагается  на вкус 3-летних малышей и читает  то, что предлагают сами дети, 30% читают только те книги, которые  есть в домашней библиотеке, 27% родителей склонны читать детям  то, что помнят из своего детства.  Между тем появилось много  новых авторов, с произведениями  которых желательно познакомиться  дошкольникам. Мы понимаем - родители  сегодня живут в новом временном  формате, им трудно выкроить  время на посещение с ребенком  детской библиотеки, посоветоваться  со специалистом в отношении  круга чтения, получить информацию  о новинках детской литературы. Но считаем, что это облегчит  родителям процесс введения малыша  в мир литературы.

Формы сотрудничества родителей с детской библиотекой  могут быть самыми разными. Мы попытались выяснить, какие виды деятельности были бы полезны родителям. Оказалось, что 2% родителей не нуждаются в  сотрудничестве с детской библиотекой, видимо не понимая ее возможностей. 9% мам и пап хотели бы получать консультации, посещать факультативы для родителей по вопросам детского чтения. Получать информацию о новых  изданиях по определенным темам, жанрам выразили желание 16% респондентов. Привлекательной  формой сотрудничества 31% опрошенных считает  организацию совместных творческих мероприятий для родителей и  детей. Консультации специалистов по психологии и педагогике детского чтения востребованы 34% родителей. Судя по ответам, самой  приемлемой формой сотрудничества с  детской библиотекой родители считают  рекомендательный список книг для семейного  чтения (39%). Оперативно реагируя на результаты, полученные в ходе исследования, специалисты  муниципальных библиотек подготовили  и издали рекомендательные списки литературы для детей от рождения до 3-х лет, для детей от 3-х до 5-ти лет и  отдельный список литературы для  мамы, который включает книги по уходу за ребенком, его физиологическому развитию и воспитанию. Рекомендательные списки изданы на бюджетные средства городской целевой программы "Читающий город". В них включены новые  книги, которые вышли в свет в 2006 году, которые помогут родителям  в формировании круга чтения детей  от рождения до 5-ти лет.

 В заключение  опросного листа родителям предлагалось  выбрать близкую им фразу и  продолжить ее. Фраза "Читать  детям необязательно, потому что  …" так и осталась незаконченной.  И мы этому очень рады. Это  говорит о том, что родители  понимают важность раннего приобщения  детей к книге, формирования  устойчивой потребности к чтению. Фраза "Читать детям важно,  потому что…" была продолжена  почти всеми родителями. Приведу  яркие примеры: 

"…чтение  развивает память, фантазию, речь". (Д\с № 211);

"… у  него захватывает дух, он очень  внимателен в это время и  спокоен, у ребенка разыгрывается  воображение, что очень важно". (Д\с № 211);

"…чтение  способствует более тесному общению  с детьми, это интересно и увлекательно, потому что возвращаешься к  детству". (Д\с № 211);

"…чтение  книг расширяет кругозор. Ребенок  может сам сочинить сказку  или рассказ, благодаря прочитанному, ребенок рисует картинки к сказкам". (НДШС № 150),

Исследование "Читает Омская семья", проведенное  на базе 5-ти дошкольных учреждений города, возможно, не дает полной картины сложившейся  ситуации с чтением в семьях омичей, но позволит специалистам муниципальных библиотек, участвующих в акции "Компетентная мама", выстроить работу с родителями, спланировать мероприятия, востребованные ими, скоординировать действия с дошкольными учреждениями.

 По результатам проведенного  исследования предлагаем следующие  рекомендации:

- Организовать  мероприятия, направленные на  привлечение в детскую библиотеку  семей, в которых воспитываются  дети 3х-5-ти лет. 

- Совместно  с дошкольными учреждениями организовать  семейные экскурсии в детские  библиотеки города.

- Регулярно  информировать родителей о новых  изданиях детской литературы, вышедших  в российских книжных издательствах. 

- Совместно  с дошкольными учреждениями разработать  цикл досуговых семейных мероприятий, связанных с книгой.

- По заявкам  родителей организовать консультации, лектории по психологии и педагогике  детского чтения.

Организуя такое  исследование в городе, специалисты  муниципальных библиотек еще  раз акцентировали внимание родителей  на том, как важно приобщение к  регулярному чтению в раннем детстве, каким стимулом для воспитания, установления прочных родственных связей является семейное чтение.


Информация о работе Организация адаптации детей к дошкольному учреждению