Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 22:50, реферат
Социальные институты - устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. Любое общество формируется и развивается с помощью социальных институтов общества. В связи с тем, что существенные функции, выполняемые институтами, различные, проведенный анализ социальных институтов позволяет выделить следующие группы институтов
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
Социальные институты - устойчивые
формы организации и
1) Институт семьи и
брака, связаны с
2) Экономические институты
(собственность, зарплата, разделение
труда), которые служат производству
и распределению ценностей и
услуг. Это все институты,
3) Политические институты (законы, правила, флаги государства, парламент, армия, милиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью. Институты, которые устанавливают, исполняют и поддерживают власть. В концентрированной форме они выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения. Совокупность политических институтов позволяет определить политическую систему общества (государство с его центральными и местными органами власти, политические партии, полиция или милиция, юстиция, армия и также различные общественные организации, движения, объединения, фонды и клубы, преследующие политические цели). Формы институализированной деятельности в данном случае строго определены: выборы, митинги, демонстрации, предвыборные кампании.
4) Религиозные институты
(вера, церковь, святая книга (библия)
5) Духовные, социальные институты
(наука, образование, культура)
Социальная организация - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Социальные организации различаются по сложности, специализации задач и формализации ролей и процедур. Существует несколько типов классификации социальных организаций. Наиболее распространенной является классификация на основе типа членства людей в какой-либо организации. В соответствии с этим критерием выделяют три типа организаций: добровольные, принудительные или тоталитарные и утилитарные.
В добровольные организации
люди вступают для достижения целей,
которые считаются морально значимыми,
для получения личного
Отличительной чертой тоталитарных организаций является недобровольное членство, когда люди принуждаются вступать в эти организации, а жизнь в них строго подчинена определенным правилам, есть надзирающий персонал, проводящий умышленный контроль над средой обитания людей, ограничения в общении с внешним миром и т.д. Названные организации - это тюрьмы, армия, монастыри и проч.
В утилитарные организации люди вступают для получения материального вознаграждения, заработной платы.
В реальной жизни трудно выделить чистые типы рассмотренных организаций, как правило, бывает налицо сочетание признаков разных типов.
По степени рациональности в достижении целей и степени эффективности выделяют традиционные и рациональные организации.
ФУНКЦИИ И ДИСФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
Функция (от лат. - исполнение, осуществление) - назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе.)
Функция социального института - это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.
Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Действительно, если мы хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы должны прямо связать ее с удовлетворение потребностей. Одним из первых указал на эту связь Э.Дюргейм: "Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребностью она соответствует".
Ни одно общество не сможет существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, добывать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.
Список универсальных, т.е. присущих всем институтам функций можно продолжить, включив в него функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующею и коммуникативную функции.
Наряду с универсальными существуют специфические функции. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим, например, установление порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), и др.
Общество устроено так, что ряд институтов выполняют несколько функций одновременно и в то же время на выполнение одной функции могут специализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство. В то же время институт семьи выполняет не только функцию воспитания и социализации, но и такие функции, как воспроизводство людей, удовлетворение в интимной близости и т.д.
На заре своего возникновения государство выполняет узкий круг задач, прежде всего связанных с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней безопасности. Однако по мере усложнения общества усложнялось и государство. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступностью, но также регулирует экономику, занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохранение, науку, школу и т.д.
Церковь создавалась ради решения важных мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных нормативов. Но со временем она стала заниматься также образованием, экономической деятельностью (монастырское хозяйство), сохранением и передачей знаний, исследовательской работой (религиозные школы, гимназии и др.), попечительством.
Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Об институте говорят, что он обладает дисфункцией, когда некоторые из последствий его деятельности препятствуют осуществлению другой социальной деятельности или другого института. Или, как определяет дисфункцию один из социологических словарей, это "любая социальная деятельность, вносящая негативный вклад в поддержание эффективной деятельности социальной системы".
К примеру, экономические институты по мере своего развития предъявляют более повышенные требования к тем социальным функциям, которые должны выполнять институт образования.
Именно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к развитию массовой грамотности, а затем - к необходимости подготовки все большего количества квалифицированных специалистов. Но если институт образования не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек, а значит, институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества.
Так функции превращаются в дисфункции, плюс - в минус. Поэтому деятельность социального института рассматривается как функция, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества.
Функции и дисфункции социальных институтов бывают явными, если они отчетливо выражены, всеми сознаются и вполне очевидны, либо латентными, если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы.
Явные функции институтов
являются ожидаемыми и необходимыми.
Они формируются и
Латентные функции выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их.
Демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов при помощи новых институтов власти - парламента, правительства и президента, казалось бы, стремилось улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные, заявленные во все услышанные цели и задачи. Реально же в стране вырос уровень преступности, а уровень жизни упал. Таким оказались побочные результаты усилий институтов власти.
Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентное - о том, что из этого получилось.
К явным функциям школы
как института образования
Не говоря уже о целом ряде таких латентных функций, как формирование взаимодействия классной комнаты, скрытого учебного плана и ученических субкультур.
Явными, т.е. достаточно очевидными,
функциями института высшего
образования можно считать
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ: « ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ВЫБРАННОЙ ПРОФЕССИИ»
Выбор профессии или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных его решений в жизни.
Чем старше люди, тем больше разветвляются их жизненные пути, а параллельно этому меняются и жизненные ориентации. Те, кто хотел поступить и поступил в институт, сначала кажутся удовлетворенными. Но у тех, кто выбрал профессию не вполне продуманно, в дальнейшем часто возникают трудности: один не справляется с учебой, другой разочаровывается в специальности, третий сомневается в правильности выбора института. Я разработала анкету «Отношение студентов к выбранной профессии», которая поможет выявить отношение к профессии студентов института. Можно отметить, что в отношение к профессии у подростков с возрастом возрастает, это связано с тем, что в большей степени многие юноши выбирают профессию неосознанно.
Цель: Выявить отношение студентов института к выбранной профессии; В экспериментальном исследовании приняли студенты с 1 по 4 курсы (экономисты), возраст студентов составлял от 17 до 23 лет.
АНКЕТА
Отношение студентов к выбранной специальности
1.Ваш пол: |
а) женский; б) мужской. |
50% 50% |
2. На каком курсе Вы учитесь? |
а) 1 курс; б) 2 курс; в) 3 курс; г) 4 курс. |
25% 25% 25% 25% |
3. Какие причины побудили Вас поступить в это учебное заведение? |
а) интересовала будущая профессия; б) посоветовали родители; в) посоветовали друзья; г)привлекла известность учебного заведения; д) другого выбора практически не было; е) мне было все равно, куда поступать. |
17,5%
27,5% 15 % 25%
10%
5% |
4. Скажите, чем Вы руководствовались при выборе будущей профессии? |
а) моя профессия востребована на рынке труда; б) основной мотив - получение высокой зарплаты; в) не интересна моя профессия; г) родители посоветовали; д) многие друзья пошли в этот институт; е) в этот институт было легче поступить. |
15%
30%
0%
17,5% 17,5%
20% |
5. Нравится ли Вам специальность, по которой Вы обучаетесь? |
а) очень нравится; б) в основном нравится; в) трудно сказать; г) не нравится. |
22,5% 57,5% 20% 0% |
6. Как, на Ваш взгляд, оценивается Ваша выбранная профессия в обществе? |
а) престижная; б) высокооплачиваемая; в) перспективная. |
40% 17,5% 40% |
7. Изменилось ли ваше отношение к выбранной специальности после поступления? |
а) Да, улучшилось б) Да, ухудшилось; в) Осталось без изменений хорошее отношение; г) Осталось без изменений плохое отношение; д) Затруднительно ответить. |
20% 5% 62,5%
0%
12,5% |
8.Собираетесь ли вы работать по специальности? |
а) Да; б) Нет; в) Как получится; г) Затруднительно ответить. |
20% 2,5% 62,5% 15% |
9.Как Вы себе представляете свою будущую профессиональную жизнь: |
а) я хотел(-а) бы проработать всю жизнь в одной сфере; б) я допускаю, что могу в будущем сменить сферу деятельности; в) я ещё не задумывался (ась) об этом; г) другое. |
7,5%
55%
32,5%
5% |
10. Какие качества наиболее важны для выбранной Вами профессии? |
а) глубокие знания в области профессиональной деятельности;
б) признание лидерства, в) благополучие в личной жизни; г) социальный статус работы и личности. |
32,5%
37,5%
12,5%
17,5% |
11.Если бы Вам заново пришлось выбирать профессию, выбрали бы вы вновь эту же профессию? |
а) да; б) нет; в) не знаю. |
27,5% 10% 62,5% |
12.Как Вы считаете, престижна ли ваша выбранная профессия? |
а) да; б) нет; в) не знаю. |
62,5% 7,5% 30% |
Информация о работе Основные функции социального института. Понятие социального института