Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:25, реферат
Профессия специалиста по социальной работе пользуется все большим уважением в России. Ее престиж возрастает по мере развития территориальных служб, становления новых социальных учреждений. Обладая обширными знаниями в социальной сфере и находясь на переднем плане борьбы с социальным неблагополучием в стране, специалисты по социальной работе играют большую роль в системе социальной защиты населения, создании государственно-общественного института возрождения человеческого достоинства в России. В России появилась осознанная потребность в социальных работниках.
Введение
1.Этические аспекты социальной работы
2. Этические стандарты социальной работы
3. Профессиональные требования к социальному работнику
Заключение
Список использованной литературы
План
Введение
1.Этические аспекты социальной работы
2. Этические стандарты социальной работы
3. Профессиональные требования к социальному работнику
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Профессия специалиста по социальной работе пользуется все большим уважением в России. Ее престиж возрастает по мере развития территориальных служб, становления новых социальных учреждений. Обладая обширными знаниями в социальной сфере и находясь на переднем плане борьбы с социальным неблагополучием в стране, специалисты по социальной работе играют большую роль в системе социальной защиты населения, создании государственно-общественного института возрождения человеческого достоинства в России. В России появилась осознанная потребность в социальных работниках.
Человек сегодня нуждается в квалифицированной социальной помощи и поддержке, что вызывает настоятельную потребность в профессиональных кадрах - специалистах социальной работы. Закономерность институирования социальной работы на современном этапе подтверждается мировым опытом, свидетельствующим о том, что процессы развития экономических основ, рыночных отношений и профессионализация социальной работы идут параллельно, находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи.В связи с этим социальная защищенность человека, различных групп и сообществ может быть достигнута, в первую очередь, благодаря социальной политике и развитию государственных форм социальной помощи и поддержки. Все это приводит к активизации деятельности социальных служб, учреждений, а также усилению внимания к вопросам профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, социальных работников.
1. Этические аспекты социальной работы
В своей основе социальная работа предстает как нормативная деятельность. Она непосредственно связана с нравственными ценностями и социальными нормами, с поведением человека, которое может быть социально одобряемым или неодобряемым, "хорошим " или "плохим", агрессивным и девиантным или конформным и правопослушным. Процесс оказания помощи почти всегда призван содействовать клиенту сделать этический выбор и принять ценностные решения, сформировать свою нравственную волю и целостность.Ценностные ориентации имеют важнейшее значение для функционирования индивидуума и общества. Ценности - способы отношения к миру и к людям. Они представляют связь между оценивающим субъектом и оцениваемым объектом.
Социальный работник не может занимать нейтральную позицию внешнего наблюдателя по отношению к клиенту и его проблемам, руководствуясь классическими принципами научной объективности. Он включен в ситуацию взаимодействия. Эффективность социальной работы зависит от степени взаимной включенности работника и клиента в процесс совместного целеполагания и целедостижения. Ключевыми для социальной работы становятся понятия и категории "социальное благосостояние" и "социальное функционирование". Они несут в себе ценностно-нормативный подтекст и подразумевают жизнедеятельность в обществе по его нормам и в соответствии с его ценностями. Нарушение социального функционирования можно рассматривать как нарушение исключительно с точки зрения существующей иерархии общественных ценностей. Улучшение социального функционирования - развитие того, что соответствует социальной норме.
Социальные работники предлагают людям помощь в связи со сложными нравственными вопросами и затруднениями, переплетенными с социально-экономическими реалиями их жизни и деятельности в обществе. Они выступают одновременно трансляторами норм и их реформаторами, расширяя рамки толерантности по отношению к тем, кто не соответствует общепринятой социальной норме, к тем, кто просто "иной". Многие из их диагностических выводов предстают как этические суждения, оценивающие личность, поведение, межличностные отношения. Очевидно, что социальных работников нужно учить делать такие суждения эксплицитно и брать за это ответственность. Содержание и направленность профессиональных действий социального работника следует рассматривать в системе ценностных координат, важнейшими элементами которой являются обусловленность взаимодействия гуманистическими ценностями. Рефлексия ценностных диспозиций должна рассматриваться как ключевая характеристика профессионального самосознания социальных работников.
2. Этические стандарты социального работника.
Специфика функций социального работника предполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств, что отражено в этическом и профессиональном кодексе.
К главным положениям основных этнических стандартов социального работника относятся:
- быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиента;
- делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиента;
- уважать частную жизнь клиента и держать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;
- в отношениях с коллегами быть доброжелательным, уважительным;
- в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;
- служить своей профессией на благо окружающих.
К этическим стандартам профессионального общения социального работника можно отнести следующее:
- социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом;
- социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника;
- социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего;
- социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных и дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей;
- социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей;
- социальный работник, занимающийся исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для людей; убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем; информировать об этом заранее и не оказывать на них давления (при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования);
- социальный работник, занимающийся исследовательской работой, должен защитить своих подчиненных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав;
- социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профессионально связанными с ними;
- информация, полученная в процессе исследовательской работы должна считаться конфиденциальной.
Что касается непосредственных этических обязательств социального работника перед клиентом, то:
- интересы клиента всегда должны быть на первом месте;
- социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки;
- недопустимо использование взаимоотношений с клиентом для достижения личной выгоды;
- не следует проявлять, способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации, на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, личностными характеристиками, условиями, статусом;
- социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, предоставляемых ему социальной службой;
- следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента;
- социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб;
- социальный работник должен стараться максимально давать возможность клиенту самоопределяться, т.е. принимать решения по поводу своих проблем, методов "лечения";
- социальному работнику не следует участвовать от имени своего клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические права клиента.
Что касается такого важного этического момента как конфиденциальность, социальный работник должен:
- уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденциальность всей полученной информации;
- информировать клиента о границах конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, о целях получения информации и ее использования;
- получить согласие клиента на печатание, запись разговоров и участие третьего лица.
В отношениях с коллегами:
- нужно быть уважительным, справедливым, честным, корректным;
- следует сотрудничать с коллегами для эффективного осуществления профессиональных интересов;
- относиться с уважением к мнениям, квалификации, достижениям коллег и использовать соответствующие каналы для высказывания своих суждений за этот счет;
- если социальный работник замещает коллегу, то он должен действовать с учетом его интересов, характера и репутации;
- социальный работник, руководящий своими коллегами, должен выполнять свои обязанности в справедливой взвешенной манере, оценивать их деятельность в соответствии с четко сформулированными критериями.
Этическая ответственность перед профессией:
- социальный работник должен придерживаться и умножать ценности, этику, знания и миссию социальной работы;
- социальному работнику следует защищать достоинство целостность профессии;
- социальный работник должен быть в курсе знаний, касающихся социальной работы и уметь их критически оценивать;
- социальный работник должен участвовать в накоплении знаний социальной работы, делиться результатами исследований и практическим опытом с коллегами;
- социальная работа, как и любая отрасль знаний, находится в процессе постоянно развития и обогащения.
Приведенные выше этические стандарты не являются единственно верными и всеобъемлющими, но они могут оказать некоторую помощь социальным работникам в их повседневной работе, главной целью которой является оказание помощи людям; стремление сделать общество более процветающим и совершенным.
Профессиональные качества социального работника рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде. Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.
Глава 3. Профессиональные требования к социальному работнику
Должность социального работника и специалиста социальной работы в Российской Федерации введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т. ч. по месту работы, учебы и т.д., оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением. Выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде.
Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся их специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.
Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:
Информация о работе Основные этические требования к социальному работнику