Основные парадигмы в современной социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:47, реферат

Описание

Парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки. Необходимо также отметить, что наличие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все социологические парадигмы можно разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы. Помимо данной классификации, существуют и другие.

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 24.42 Кб (Скачать документ)

          1.    Парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки. Необходимо также отметить, что наличие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все социологические парадигмы можно разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы. Помимо данной классификации, существуют и другие. Одной из самых распространенных среди них является классификация российского социолога Г. В. Осипова, который выделял следующие группы социологических парадигм:

           1) парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);

           2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);

           3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).

           В западной социологической мысли сегодня выделяется пять основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология. Таким образом, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. Однако необходимо остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.

           Парадигма социального конфликта. Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни.

Его основой  является объективно существующая в  обществе дифференциация. Конфликт выполняет  в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.

Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство  возлагается функция контроля над  конфликтами, чтобы они не перерастали  в состояние повышенной социальной напряженности.

           Теория социального обмена. Суть парадигмы заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный характер.

            Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность.

Символический интернационализм. Основанием символического интернационализма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков.

            Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.

            Этнометодология. Парадигма, тесно связанная с символическим интернационализмом . Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям.

            Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

             Неомарксистская парадигма. Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и прежде всего стремлением обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.

              Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. Однако сегодня именно они являются ведущими в социологических исследованиях и построении социологических теорий. Особое внимание в современных социологических парадигмах уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

2.      Состояние массового сознания российского общества исследователи характеризуют как отличающееся крайней противоречивостью, сегментацией, идейной пестротой. Для него характерны различные проявления и тенденции, две из которых являются основными: демократическая и авторитарная. Социальные основания этих тенденций – это особенности социального расслоения российского общества.

            Особенности социальной стратификации  современной России обусловлены  начавшимися на рубеже 1980–1990-х годов реформами, переходом страны от централизованной экономики и коммунистической идеологии и диктатуры к рынку и демократии.

            Этот крайне сложный, болезненный переход буквально перевернул общество и вызвал следующие новые процессы.

            Во-первых, это коренные изменения в системе власти и распределении доходов. Во-вторых, произошел распад некоторых прежних социальных слоев (например, целой армии ранее процветавших партийных, комсомольских работников). В-третьих, формирование новых социальных групп – предпринимателей, банкиров, управленцев и т.д. И в-четвертых, колоссальный процесс социального расслоения россиян.

           Высший класс современной России  представляют те, кто имеет большую  власть и (или) собственность  и деньги. Сюда входят три группы:

  • Правящая элита - это высокопоставленные чиновники президентских, парламентских, правительственных структур как федерального, так и регионального уровней.
  • Другая часть – крупные бизнесмены.
  • Это наиболее яркие и преуспевающие представители творческой интеллигенции (писатели, артисты, ученые и т.д.). а также именитые, известные специалисты в различных областях.

          Условно-средний класс назван  так с тем, чтобы отличить  его от более однородного благополучного  среднего класса развитых обществ.  В отличие от «цивилизованных»  западных обществ, российское  пока заметно пестрит представителями  разного уровня жизни – от удовлетворительного до относительно высокого.

            Исследователи отмечают, что состав  среднего российского класса  неоднороден. Здесь избирается  как фактор оценки степень  обеспеченности. Одна часть среднего  класса имеют возможность все  более повышать свое благосостояние, приобретают собственность, и  постепенно обретают необходимую  независимость. Другая часть современных  «середняков» – это люди самых  разных профессий с невысоким  и низким, но терпимым уровнем  жизнеобеспечения. Известно, что формирование  нормального среднего класса  – это основа стабильности  и процветания общества. Проблема  среднего класса в России будет  рассмотрена отдельно.

             Низший класс охватывает все  те слои россиян, уровень обеспеченности жизни которых концентрируется вокруг и ниже черты бедности. Главная забота многих из них – это обеспечить свое физическое выживание в этот тяжелый период российского неустройства, «дикого капитализма» и нежелания государства защитить своих граждан.

           Процесс социального расслоения нашего общества не закончен. Общество находится на стадии формирования социальных групп. Развитие среднего класса, доминирование его в обществе – это залог стабильности и постепенного оздоровления экономической и социальной ситуации в стране. Средний класс в российском обществе возник, растет и сосредоточивает основную массу активного населения, действующего во всех секторах экономики.

            И все же поражает та колоссальная разница в жизненном уровне наиболее богатых и наиболее бедных в российском обществе. Как было сказано, это различие в нашем обществе находится на критической отметке.

3.        На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе. На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование у ребенка "образа-Я" . Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.

            Наряду с возрастной и педагогической  психологией социальная психология  проявляет естественно большой  интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечивает ученику систематическое  образование, которое само есть  важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана  подготовить человека к жизни  в обществе и в более широком  смысле. По сравнению с семьей  школа в большей мере зависит  от общества и государства,  хотя эта зависимость и различна  в тоталитарных и демократических  обществах. Но, так или иначе,  школа задает первичные представления  человеку как гражданину и,  следовательно, способствует (или  препятствует!) его вхождению в  гражданскую жизнь. Школа расширяет  возможности ребенка в плане  его общения: здесь, кроме общения  со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации.

            Школы имеют существенное функциональное  значение для выживания и сохранения  современных обществ. Во многих  примитивных и аграрных обществах  школы отсутствуют. Социализация  молодежи осуществляется в них  тем же «естественным» путем,  каким родители обучают детей  ходить или говорить.

           Все общества придают индивидам  независимо от их качеств и  возможностей определенные статусы.  Другие статусы достигаются путем  выбора и конкуренции. Современные  общества должны производить  отбор молодежи для должностей  и профессий, требующих особых  талантов. Институт образования,  как правило, выполняет эту  функцию, выступая посредником  в отборе индивидов для определенных  типов профессиональной деятельности. Выдавая дипломы, свидетельства  и удостоверения, он определяет, кто именно из молодых людей  получит доступ к власти, престижному  положению и статусу. Для многих  школы выполняют роль «эскалаторов», позволяющих способным и одаренным людям подняться по социальной лестнице.

           Для социологии особенно важен акцент в исследованиях на проблемы старших возрастов, на тот период жизни школьника, который связан с юностью. С точки зрения социализации, это чрезвычайно важный период в становлении личности, период "ролевого моратория", потому что он связан с постоянным осуществлением выбора.  Это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. При этом принципиальное значение имеет исследование того, насколько такой институт социализации, как школа, обеспечивает, облегчает или обучает принятию таких решений.

          Что касается институтов социализации  на трудовой стадии, то важнейшим  из них является трудовой коллектив.  В социальной психологии огромное  большинство исследований выполнено  именно на материале трудовых  коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно  как институтов социализации  еще недостаточно.

         Естественно, что каждый из  названных здесь институтов социализации  обладает целым рядом других  функций, его деятельность не  может быть сведена только  к функции передачи социального  опыта.

4.      Человек, его мысли, чувства, состояние его души, есть нечто необъяснимое и загадочное. Каждый из нас – это личность, а теперь давайте представим сколько людей на планете Земля, сколько разных взглядов на жизнь, противоречий и споров. Каждый  живет своей жизнью, кому то она приносит удовольствие, кому то нет, но факт остается фактом, жизненный путь у каждого свой. Как мне кажется эпоха – это не совсем то, что считается отрезком времени, эпоха это некое состояние души. У каждого эпоха своя, да, пусть по сути все мы живем в 21 веке, но ведь когда то были эпохи рыцарей, королей, дикарей и т. д., все это не проходит бесследно и оставляет отпечаток на каждом из нас. И именно из этих отпечатков возможно  так же формируется часть нашей личности, в ком то присутствует рыцарь, а в ком то дикарь, у каждого своя эпоха.

Информация о работе Основные парадигмы в современной социологии