Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 12:42, реферат
Словосочетание «политический режим» имеет широкое распространение, как в политической теории, так и в политической практике. Оно употребляется для обозначения различных проявлений политического процесса. В одних случаях понятие «политический режим» выступает как синоним понятия «политическая система», в других – имеет свои отличительные признаки. Политический режим – это совокупность характерных для определенного государства политических отношений, средств и методов политической деятельности государственной власти, социальных и классовых взаимоотношений, типов политического сознания и политической культуры общества.
Следующим признаком тоталитаризма является полная монополизация власти тем или иным политическим лидером. Генсек, фюрер или каудильо соединяет в своем лице законодательную и исполнительную власть, а судебная поставлена в такие условия, что она практически теряет свою независимость. Оказавшийся на вершине тоталитарной системы политик мнит себя вождем и спасителем народа. На пути к абсолютному господству он непременно кого-нибудь свергает, подавляет или что-нибудь разрушает.
Присвоив всю полноту
власти, верховный вождь создает
свою собственную командную
Осуществление идеологической пропаганды при помощи массовых народных шествий, военных и спортивных парадов, праздничных выступлений, строительство монументальных сооружении в честь вождя и т.д. Целью такой пропаганды является мобилизация народных масс в поддержку существующего режима.
Массовый характер общественно-политического движения придает тоталитарному движению видимость народовластия, демократичности, обеспечивает ему известную устойчивость. Предшествуя окончательному закреплению тоталитарной системы, движение имеет своей целью установление диктатуры одного лица или группы лиц.
Монополия государства на средства массовой информации, которые постоянно подают народу идеологически выверенное описание внутренних порядков и внешних событий; при тоталитарном режиме СМИ становятся одним из основных инструментов индоктринации общества. Информационный монополизм открывает возможность создавать легко усваемые мифы, своеобразную гиперреальность, иллюзионный мир, которые целиком захватывают массовое сознание.
Существует также система тотального полицейского контроля, предназначенная для всеобщего устрашения и подавления воли населения. Для осуществления подобного контроля режим использует полицию, милицию и другие органы безопасности, способные обеспечить надзор над людьми и использующие насильственные методы морального физического принуждения, а также террор.
Монопольный государственный
контроль над экономикой, основой
которой выступает крупная
Формирование государственной власти осуществляется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам; такая власть не доступна для контроля со стороны народа. Бюрократизация всех форм управления происходит следующим образом. В условиях полностью огосударственной экономики государственный аппарат становится тотальным собственником всех материальных составляющих жизни общества. Это делает его с неизбежностью и хозяином всех продуктов духовного производства. При обладании аппаратом всей полной власти у него нет и не может быть политических конкурентов. Бюрократизм проявляется не только в чрезмерном разрастании аппарата, но и выливается в тотальную засекреченность всех форм и методов его деятельности. И поскольку властные права его ни кем не ограничиваются, то основной формой его деятельности становится административный произвол. Все это дополняется административным ограничением всех, даже элементарных, прав и свобод индивида.
Ни один диктаторский режим, кроме тоталитарного, не насаждал и не утверждал в обществе единой официальной идеологии, не стремился поставить под свой контроль всю духовную деятельность общества. Именно партия, обладающая при тоталитаризме всей полнотой власти, обеспечивает мобилизацию масс на достижение политических целей и поддержку режима. При тоталитаризме стирается видимая грань между государством и обществом, исчезают автономные, неподконтрольные власти сферы общественной жизни.
2.2. Авторитарный политический режим.
Авторитарный режим (от латинского autoritas власть, влияние) характеризуется режимом личной власти, диктаторскими методами правления.
Авторитарному государственному режиму характерны следующие признаки: основанному на принуждении отношениями государства и личности, стремлением использовать только силу в разрешении конфликтов; отсутствие тотального контроля над обществом со стороны государства, государство не пытается контролировать мысли людей; возможность существования оппозиции, и одновременным стремлением власти исключить ее процедуры принятия решений; отсутствие тоталитарной идеологии у элиты, которая характеризуется относительной закрытостью, разобщенность этой элиты наличие в ней различных группировок, борющихся за власть; отсутствие у режима поддержки масс; подавление основных гражданских прав.
Власть в авторитарном государстве относительно слабо связана с обществом, и, несмотря на стремление к расширению, не способно подчинить общество всеобщему контролю. Связь в данном случае, подразумевает давление, оказываемое на граждан, желание на личностном уровне, в сознании человека добиться создания психологического контроля государства, тогда все действия человека приобретают «идеологический смысл». Власть всегда отделена от общества, она представляет собой некую группу людей, терроризирующую общество в целом, подчиняя его своей воле.
Авторитарные режимы можно классифицировать по способу их установления (переворот, выборы и т.д.); по обоснованию прихода к власти правителей (охрана порядка, объединение страны, модернизация); по типу политической элиты (военный, однопартийный, религиозный, монархический).
Военно-бюрократический режим возникает в виде военной диктатуры и осуществляется военной и бюрократической элитой. Для нее характерно отсутствие какой-либо интегрирующей идеологии, отстранение от участия во власти определенных групп общества. Причиной установления данного режима часто является низкий уровень экономического. Социального и иного развития.
Корпоративный авторитаризм
представляет собой систему
Дототалитарный авторитаризм предшествует тоталитарным режимам. Отличается своей идеологией, высокой мобилизацией масс в свою поддержку, наличием влиятельной политической группы.
Постколониальный авторитаризм возникает в государствах, которые получили освобождение от колониальной зависимости. Характеризуется отсутствием свободного политического соревнования, наличием одной сильной партии, низким уровнем участия граждан в политике, нестабильностью.
Авторитарные режимы являются самыми распространенными в истории. В современном мире авторитарные режимы также имеют место. Воздействие авторитаризма на ход социального развития далеко не однозначно и обнаруживает не мало достоинств, наиболее ощутимых в экспериментальных ситуациях. Авторитарная власть обладает способностью обеспечивать общественный порядок и в случае необходимости сконцентрировать усилия и ресурсы на решение назревших проблем. Однако в подобных условиях именно отсутствие у граждан возможности для участия в политике и становится наиболее уязвимой стороной авторитарного режима.
Авторитарный режим чаще
всего опирается на армию, которая
может вмешиваться в
2.3. Демократический политический режим.
Понятие «демократия» в
В современном мире демократические режимы наиболее распространены в экономически развитых странах с устойчивыми традициями демократии, либерализма и плюрализма, активистской политической культуры. В основе демократического устройства общества лежат следующие принципы: признание суверенитета народа, воли большинства в качестве источника государственной власти; выборность основных органов власти и должностных лиц, их подчиненность избирателям; подконтрольность и ответственность государственных органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями; провозглашение основных демократических прав и свобод, равенство всех граждан перед законом, обеспечение равного права граждан на участие в управлении государством; легальное существование плюрализма во всех сферах общества, наличие развитой многопартийности, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической аппозиции как в парламенте, так и вне его; реальное существование принципа разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную; доминирование методов убеждения, согласования, компромисса над методами насилия, принуждения, пресечения; абсолютный приоритет правовых медов власти.
Для демократического режима характерен принцип взаимной ответственности граждан и государства. Закон защищает не только граждан от власти, он и власть от граждан. Как правило, в конституции закрепляется отношение к народу как к суверенному источнику власти. С формальной точки зрения демократия – это власть процедуры. При этом режиме особое значение придается личным и деловым качествам представителей власти. Демократия как тип политического режима невозможна без развитого демократического сознания.
Для установления демократического режима необходим целый ряд условий, способных обеспечить демократизацию общества. Это: наличие гражданского общества, государственное единство, определенный уровень экономического развития с сопутствующим ему благосостоянием граждан, наличие массового среднего класса, а также политической культуры активистского характера. Однако наличие всех этих условий не всегда обеспечивает осуществление перехода к демократии. Этот процесс состоит из трех стадий: либерализации (на ней происходит закрепление некоторых гражданских свобод при сохранении недемократического характера режима); демократизации (для нее характерно внедрение политических институтов, способных изменить прежний режим) и консолидации (закрепление демократического режима).
Как особый тип политического
режима выделяется еще и либерально-
В современной политологии
понятие демократии включает в себя
не только нормативное определение
системы политического