Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:04, курсовая работа
В мифах, с одной стороны, отражались магия, обряды, суеверия и т.п., а с другой - нравственные нормы, социальные опыт и память. Эти представления о мире консервируются религией и составляют мистико-религиозную картину мира, безраздельно господствующую в мифолого-художественном сознании первобытного человека. Замкнутость мифологической системы подтверждалась циклическими изменениями в природе, обесценивающими историческое время и свидетельствующими о неизменности и повторяемости всего в мире.
§ 1. ЗАРОЖДЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ: ПРЕДЫСТОРИЯ (ОТ МИФОЛОГИИ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ)
§ 2. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ
§ 3. УЧЕНИЕ ОГЮСТА КОНТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Говоря о разных состояниях статики, Конт использовал термин "консенсус", при этом употребляя его в двойственном смысле для того, чтобы подчеркнуть объективную функциональную и структурную согласованность различных явлений, элементов социального пространства в тот или иной этап социального времени. Современное понимание этой согласованности передается иным термином - "интеграция". Второй смысл термина "консенсус" Конт использовал как субъективное согласие на уровне межличностных и межгрупповых отношений. Отметим, что субъективная трактовка "консенсуса" обнаруживается и в ранних работах Конта, когда он подчеркивал мысль о том, что нормальное функционирование общества требует согласия в принципиальных ценностях, но допускает расхождение в менее важных.
Теорию позитивизма Конт назвал социальной динамикой, опираясь при ее создании на примеры, взятые из истории наиболее цивилизованных народов.
Так, смысл развития Конт видит в том, чтобы все больше и больше раскрывать способности, которые характеризуют человека в отличие от животного мира.
Анализируя роль разных факторов, влияющих на общественное развитие, Конт разделил их на первичные и вторичные, при этом к первичным, по мнению ученого, следует относить духовное развитие, ко вторичному - климат, расу, среднюю продолжительность жизни человека, прирост населения и некоторые другие. При этом Конт подчеркивал, что вторичные факторы могут как ускорить, так и замедлить прогресс общества.
Отметим, что социальная динамика Конта обладает рядом определенных достоинств: так, он сделал попытку раскрытия закономерностей социальной эволюции, на которую не обращали внимания его предшественники; теориям естественного права и общественного договора он противопоставил исторический подход, а либеральному индивидуализму - точку зрения на общество как нечто целого. Интересен и не лишен смысла и его эволюционистский подход к вопросам религии, развитие которой Конт связывает с обширным кругом социально-политических отношений.
Ключевой частью социологии Огюста Конта выступает разработка проблематики методов, применяемых в исследовании общества.
Так, Конт, будучи противником крайностей эмпиризма, обосновывает возможность применения в социологии метода наблюдения, а также сравнительного, экспериментального и исторического методов. По утверждению Конта, наблюдение должно являться главным методом в любом исследовании, проводимом в рамках социологии. Мыслитель отвергает любые сомнения в возможности определения абсолютно точных данных, используя метод наблюдения.
Хотим отметить, что Конт отмечал важность не только непосредственных наблюдений, но и косвенных обстоятельств. Изучение исторических и культурных памятников, обычаев и обрядов, анализ и сравнение различных языков, могут, по мнению ученого, предоставить социологии постоянные полезные средства для позитивного исследования.
Нужным социологии методом Конт считал и экспериментальный метод, который состоит в наблюдениях за изменениями определенного явления под влиянием специально созданных условий, необходимых для проведения исследования с целью выявления социальных аномалий, которые, в свою очередь, позволят лучше понять порядок вещей.
Другой метод социологии - сравнительный, - по мнению Конта, необходим для сопоставления жизни различных этносов, находящихся на разных частях земного шара, с целью определения общих законов их существования и развития. Однако этот метод, как отмечал мыслитель, хорош, но имеет и свою слабую сторону, состоящую не в отражении последовательности каких-либо социальных состояний, а в представлении их сосуществования, что может создать неверные представления о стадиях их развития.
Говоря о методе сопоставления, Конт отмечает, что его нужно рассматривать, не отделяя от метода наблюдения, потому что если их разъединить, то это может привести к тому, что случайные моменты будут восприняты как основные. Именно это и произошло, отмечает мыслитель, когда неправильные выводы были сделаны при определении значения климата на различные расы. Так, их воздействию были приписаны те различия, которые необходимо определять с точки зрения различия ступеней развития. Поэтому успешное использование метода сравнения возможно только вкупе с наблюдением и теорией развития человечества.
Методом, который наиболее всего соответствует природе социальных явлений, Конт называл исторический метод, считая его при этом нетипичным для социологии, и особо указывая, что метод этот нужно проводить вместе со сравнением. Поскольку только историческое сравнение социальных явлений приведет нас к тенденции, основанной на научном предсказании окончательного результата.
Конт отмечает, что именно в историческом методе выражается главная особенность социологии, состоящая в необходимости перехода от целого к его части. Согласно Конту, между социологией и историей нет различий.
Рассуждения
Конта о методах, которые могут
и даже должны быть взяты на вооружение
социологией, в итоге приводят к
тому, что мыслитель не настаивает
на строго объективных методах
Таким образом, Конт сам начертил тот круг, в котором была вынуждена вращаться его социология, лишенная крепкой теоретической базы. Именно вследствие этого произошло, а затем и было разделено многими социологами и философами мнение, что социологическая теория должна сформироваться сама посредством накопления социологических фактов. Однако отметим, что сам Конт так не считал.
Подводя итог нашему исследованию, хотим подчеркнуть, что культура XIX века вырастала из новой структуры общества, иной системы ценностей и идеалов. Возрастание сложности и ускорение прогресса социального мира (формирование национально-правовых государств, гражданской свободы и равенства, разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной, рыночной экономики) обусловливало соответствующую "шуму времени" социальную науку. Процесс отделения социального познания от традиционной философии (метафизики) и одновременного его дифференцирования создают направление, которое привело к позитивному знанию, в основном обращенному на чувственно воспринимаемый и опытно проверяемый мир. Социальное познание исключает из себя метафизику и выступает альтернативой проблематике традиционной философии, упертой в поиски первопричин, скрытой сущности реальной действительности. Материализм (вульгаризация) и идеализм (спиритуализм) расцениваются теперь как одинаково неэффективные.
Авторитет научного знания переходит к естествознанию с его опытно-математическим эталоном. В условиях промышленной революции - индустриализции и прогресса общественной практики - эмпирико-сенсуалистическая линия познания превращается в позитивизм. Социальные дисциплины, освобождаясь от методологического влияния рациональной философии все шире сводят духовное и социальное к механике (физиологическим основаниям). Тем самым открывается возможность для раскрытия практического, прикладного потенциала социального познания с одной стороны. С другой - для использования эмпирических методов получения научного знания.
Таким образом, начало XIX в. ознаменовалось созданием социокультурных условий для появления новой социальной науки, обретающей собственный предмет изучения - общество и суверенный язык. Первоначально она называется "социальной физикой", "социальной физиологией", а затем "социологией" - наукой, которая радикально изменила ход тысячелетнего развития социальной философии.
Капитонов Э.А. История и теория социологии. М., 2000. - 639 с.
Зборовский Г.Е. История социологии. М., 2003.
http://www.chem.msu.su/
Информация о работе Основные причины становления социологии как самостоятельной науки