Основы прикладной социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:05, контрольная работа

Описание

Прикладная социология – это система методологических, методических и процедурных правил и приемов, направленных на изучение социальных фактов, требующих верификации*.
Прикладная социология подразделяется на три уровня: методологический, методический и процедурный.
В результате осуществления совокупности правил и приемов, включенных в уровни прикладной социологии, появляется возможность получить некую социологическую модель, служащую основой для объяснения изучаемого социального явления.

Содержание

1. Введение____________________________________________________3
2. Цель и общественная значимость прикладной социологии__________4
3. Основные характеристики социологического исследования_________6
3.1. Понятие социологического исследования____________________6
3.2. Структура социологического исследования__________________7
3.3. Виды социологического исследования______________________7
3.4. Функции социологического исследования__________________11
4. Основные этапы социологического исследования и их содержание (таблица)___________________________________________________13
Заключение_________________________________________________15
Список используемой литературы______________________________16

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 37.68 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Социология»

Вариант 26

 

 

                                                     Выполнила                                Келарева Е.К.

                                             Студент                         1 курса, вечер 2 поток

                                             Специальность                  Финансы и кредит

                                             № зачетной книжки                  11ФЛД10495

                                             Преподаватель                            Глебов В. В.

 

 

Брянск 2012

Содержание:

  1. Введение____________________________________________________3
  2. Цель и общественная значимость прикладной социологии__________4
  3. Основные характеристики социологического исследования_________6
    1. Понятие социологического исследования____________________6
    2. Структура социологического исследования__________________7
    3. Виды социологического исследования______________________7
    4. Функции социологического исследования__________________11
  4. Основные этапы социологического исследования и их содержание (таблица)___________________________________________________13

Заключение_________________________________________________15

Список используемой литературы______________________________16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Введение:

Прикладная социология –  это система методологических, методических и процедурных правил и приемов, направленных на изучение социальных фактов, требующих верификации*.

Как следует из определения, уже сама прикладная социология подразделяется на три уровня: методологический, методический и процедурный.

Под методологическим уровнем прикладной социологии следует понимать основанную на определенной гносеологической парадигме* теоретическую или концептуальную модель (позицию), лежащую в основе изучения и интерпретации предмета и результатов исследования.

Методический уровень выражается в осуществлении социологического      измерения социальных явлений и процессов и связанных с ним методах сбора и обработки эмпирической информации.

Процедурный уровень представляет собой совокупность организационных, технических и финансовых мероприятий, необходимых для реализации всей технологии социологического исследования.

В результате осуществления  совокупности правил и приемов, включенных в уровни прикладной социологии, появляется возможность получить некую социологическую  модель, служащую основой для объяснения изучаемого социального явления. [4, стр.9]


*Верификация - проверка, проверяемость, способ подтверждения, проверка с помощью доказательств, каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путем их сопоставления с опытными (эталонными или эмпирическими) данными, алгоритмами и программами

*Паради́гма - совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов.

2. Цель и общественная значимость прикладной социологии.

 

Прикладная социология - это составная часть социологии как науки. Она нацелена на познание социальных явлений и процессов путем изучения причин их зарождения, механизма функционирования и направленности развития.

Прикладная социология опирается  на теоретические достижения фундаментальной  науки с использованием методов  эмпирической проверки и формализованных  процедур. Отечественная прикладная социология в виде конкретных эмпирических исследований занимала видное место  в научной жизни еще в дореволюционной  России, в особенности, в начале 20-х  годов ХХ в..

Три последующие десятилетия были временем молчания прикладников, вызванным запретом социологии. Право на существование прикладной социологии было признано лишь в начале 60-х годов, когда и возродилась «советская школа» социологов-прикладников, во многом заимствовавшая методический опыт западных (чаще американских) социологических школ.

Главная причина обращения к  социологическим исследованиям - это  потребность в обширной и актуальной информации, отражающей те стороны  жизнедеятельности общества, которые  скрыты от «внешнего глаза», но которые  требуется учитывать в практике социологического управления. Социологические  исследования имеют большие возможности:

-они выявляют ведущие тенденции в развитии общественных отношений;

-определяют оптимальные пути и средства совершенствования отношений в обществе;

-обосновывают планы и управленческие решения;

-анализируют и прогнозируют социальные ситуации.

 

Но социологические исследования не являются панацеей* от всех бед - они выступают в качестве одного из средств получения информации.

Решение вопроса о проведении социологического исследования должно быть обосновано практической или научной целесообразностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


*Панаце́я — мифологическое универсальное средство от всех болезней. 

 

3. Основные характеристики социологического  исследования.

3.1. Понятие социологического исследования.

Социологическое исследование - это процесс познания, в котором проявляются два уровня социологического знания: теоретико-методологический и эмпирический. В нем сочетаются I дедуктивный и индуктивный методы анализа.


Сам термин «социологическое исследование» был введен в научный оборот французским социологом Эмилем Дюркгеймом в работе «Самоубийство» (1897). С тех пор, получив широкое развитие, социологические исследования превратились в фундамент социологического знания и особый способ познания.

Социологическое исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков проведения, способов обработки информации и  т.д. Это первый его этап.

Второй  этап - сбор первичной социологической  информации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения - записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и т.д.

Третий  этап - подготовка собранной в ходе социологического исследования (анкетного опроса, интервью, контент-анализа* и т.д.) информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ.


 

*Контент-ана́лиз (от англ.: contents - содержание, содержимое) или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции.

И наконец, заключительный, четвертый этап - анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта

3.2.  Структура социологического  исследования.

Социологическое исследование включает в себя 4 основные стадии: подготовка, проведение, обработка и анализ.

На стадии подготовка, разрабатывается  программа социологического исследования и календарный план проведения работ. Программа социологического исследования (ее методическая часть) включает: определение  проблемы исследования, выбор объекта  и предмета исследования, формулировку, цель и задачи, интерпретацию понятий (основные понятия в анкете должны быть интерпретированы, слова должны пониматься), системный анализ объекта  и постановку рабочей гипотезы (предположение  о результатах исследования). В  процедурной части программы  предусматривается определение  метода исследования и расчет выборочной совокупности.

На стадии проведение, проводиться  инструктаж интервьюеров и анкетеров, сбор первичной информации и контроль за проведением исследования.

На стадии обработка проводиться  отбраковка данных, составление аналитических  таблиц и обсчет полученных данных.

На стадии анализ – анализируются  составленные таблицы, и составляется отчет, предоставляемый заказчику.

3.3. Виды социологического  исследования.

      Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач.

Именно в  соответствии с ними и различают  три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

  1. Разведывательное исследование.

Разведывательное  исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые  совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.

Разведывательное  исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком  предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется  для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения  и корректировки гипотез и  задач, инструментария и границ обследуемой  совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления  трудностей, которые могут встретиться  в дальнейшем.

Под первичной  социологической информацией принято  понимать полученные в ходе социологического исследования в различной форме  необобщенные сведения (например, ответы опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записи исследователя в карточках  наблюдения и др.), подлежащие дальнейшей обработке и обобщению.

Выполняя  вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных  данных. В этом смысле можно говорить о такой его разновидности, как  экспресс-опрос, цель которого состоит  в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя  в данный момент.

С помощью  оперативных опросов определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения), а  также степень эффективности  только что проведенных мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают  для оценки хода и результатов, различных общественно-политических компаний. [1,стр.115]

Обычно в  разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных  методов сбора первичной социологической  информации, дающий возможность сделать  это в короткие сроки. Кроме того, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного  исследования, может быть осуществлен  анализ специальной литературы, а  также проведен опрос компетентных специалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и  особенности объекта исследования.

  1. Описательное исследование

Описательное  исследование - более сложный вид  социологического анализа, который  позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом  явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться  в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов  управления общественными процессами.

Описательное  исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе  и на базе методически апробированного  инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию  элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Описательное  исследование обычно применяется в  тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень  образования, семейное положение и  т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях  выделение в структуре объекта  относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную  оценку, сравнение и сопоставление  интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие  или отсутствие связей между ними. [2, стр.286]

Выбор методов  сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Сочетание различных  методов повышает представительность, объективность, полноту социологической  информации, а следовательно, позволяет  дать более обоснованные выводы и  рекомендации.

  1. Аналитическое исследование

Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное  изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную  и практическую ценность.

Если в  ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется  наличие связи между удовлетворенностью содержанием выполняемого труда  и его производительностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием  труда основной или не основной причиной, т.е. фактором, влияющим на уровень его  производительности.

Информация о работе Основы прикладной социологии