Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:43, контрольная работа
Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология», образованный из сочетания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Данный термин ввел в науку французский ученый и философ Нового времени Огюст Конт (1798–1857), которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. До этого различные учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части общефилософских концепций мыслителей Востока и Запада. Своеобразные, порой весьма оригинальные, взгляды на развитие общества, проблемы политики, морали, науки, религии и искусства были высказаны в учениях древнеиндийских, древнекитайских и древнегреческих философов, европейских мыслителей средних веков и Нового времени.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Цель и общественная значимость прикладной социологии……………4
2. Основные характеристики социологического исследования: понятие, структура, виды, функции…………………………………………………..7
3. Основных этапов проведения социологического исследования и раскройте содержание каждого……………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет)
Тульский филиал Финуниверситета
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социология»
на тему: «Основы прикладной социологии»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Цель и общественная
значимость прикладной
2. Основные характеристики социологического исследования: понятие, структура, виды, функции…………………………………………………..7
3. Основных этапов проведения социологического исследования и раскройте содержание каждого……………………………………………14
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Социология есть наука об обществе.
Этот ее основной смысл выражает и термин
«социология», образованный из сочетания
латинского слова societas (общество) и греческого
logos (учение). Данный термин ввел в науку
французский ученый и философ Нового времени
Огюст Конт (1798–1857), которого нередко называют
основоположником социологии как самостоятельной
науки об обществе. До этого различные
учения о функционировании и развитии
общества выступали как составные части
общефилософских концепций мыслителей
Востока и Запада. Своеобразные, порой
весьма оригинальные, взгляды на развитие
общества, проблемы политики, морали, науки,
религии и искусства были высказаны в
учениях древнеиндийских, древнекитайских
и древнегреческих философов, европейских
мыслителей средних веков и Нового времени.
Характерно, что социология, выступая
как часть тех или иных философских учений,
сама не ограничивалась лишь проблемами
общества как целого, движущих сил его
развития и т.п. По сути дела она касалась
всех сторон развития общества, в том числе
проблем государства, политики, права,
экономики, морали, искусства, религии,
других сторон общественного развития,
которые впоследствии стали предметом
изучения отдельных наук.
Однако с развитием общества, по мере накопления
знаний об отдельных его сторонах социология
постепенно теряла роль единой универсальной
теории общества. От нее отпочковались
политология, правоведение, политическая
экономия, этика, эстетика и ряд других
наук. И сама она отныне развивалась как
самостоятельная наука, во-первых, по отношению
к выделившимся из нее отраслям знаний,
во-вторых, по отношению к универсальным
философским системам прошлого.
Важное значение имеет прикладная социология. Именно о ней хотелось бы подробнее поговорить.
1. Цель и общественная значимость прикладной социологии
Социологическая
наука как отрасль
С расширением фронта социологических исследований особо актуальными стали вопросы методологии и методики их проведения. И это вполне понятно. С одной стороны, на методологические проблемы долгое время не обращали внимания: в ряде исследований преобладал эмпиризм, стихийность и узость в постановке методик, не учитывающих высокие методологические требования. С другой стороны, в этой области пришлось столкнуться с влиянием эмпирической социологии. Вместе с методиками, разработанными на Западе, были механически, без учета специфики нашего общества, его истории и социально-психологических реалий заимствованы и определенные методологические установки зарубежной социологии. Эти установки дают о себе знать и по сей день.
Опыт показал,
что без солидного
Все это поднимает значимость теоретических социологических исследований. Дело, понятно, не в том, что они стали модными. Есть более серьезные причины, требующие их развертывания. Решение задач социально-экономического развития нашего общества должно опираться на прочный теоретический фундамент. Стало очевидным, что мы еще не в должной мере изучили наше общество и присущие ему закономерности. Став на путь возрождения общества, мы, чтобы не оказаться во власти стихии и субъективизма, должны постоянно заботиться о применении выработанных общественной наукой идей в социальной практике.
Социологам необходимо разработать научные основы целостной концепции социального развития нашего общества, которая могла бы служить теоретической базой социальной политики.
Не менее важно и научное обоснование социальной переориентации экономики, приоритета социального развития непосредственных производителей, соответствующего преобразования общественных отношений, и, прежде всего, отношений собственности, распределения и потребления. Предстоит разработать и претворить в жизнь методологию и методику определения социальной эффективности общественного производства, научно-технического прогресса, трудовой и других видов деятельности, оценки социальных результатов функционирования и развития хозяйственных механизмов.
Новое звучание приобретают проблемы социальной структуры нашего общества, роли различных слоев и групп в общественной жизни, вопросы социального расслоения общества, противоречий между социальными группами, городом и деревней и способов из разрешения, достижения социальной справедливости. К этой проблематике примыкают вопросы обострения межнациональных отношений и его социальных последствий, а также способов укрепления межнациональных связей, отношений, сотрудничества и взаимопонимания.
Существенным
является подчинение политики и деятельности
государства задачам
В социологическом анализе идеологии, сферы культуры на первый план выдвигается изучение динамики общественного сознания, путей формирования общественного и группового мнения, усвоения нового экономического, социального, экологического и политического опыта.
Социология и ее развитие охватывают актуальные проблемы всех сфер общественной жизни, что соответствует ее природе как науки об обществе в целом. Вместе с тем особое значение приобретает практическое использование социологической науки.
В наше время без предварительных исследований и научного обоснования не могут быть успешно осуществлены никакие социально-экономические преобразования. От работников общественных наук требуются не только теоретические разработки, но и добротные практические рекомендации, предложения для принятия обоснованных решений.
2. Основные характеристики социологического исследования: понятие, структура, виды, функции.
Социологическое исследование – это система теоретических и эмпирических процедур, позволяющих получить новые знания об изучаемом объекте для разрешения социальных проблем.
Конкретное социологическое исследование, как и любое другое научное исследование, содержит в себе некоторые элементы, присущие любой научной деятельности. Это, во-первых, объект. В социологии объектом исследования могут быть процессы и явления социальной действительности. Во-вторых, субъект – социолог-исследователь или группа социологов. В-третьих, как любое научное исследование, социологическое исследование направлено на достижение определенной цели и решение конкретных задач. В-четвертых, средства – в современных социологических исследованиях применяются научные, технические и организационные средства. И наконец, в-пятых, результат социологического исследования – это или новые знания об объекте исследования, или подтверждение уже известных. Кроме того, результат исследования – это и способ применения знаний об объекте на практике.
Методология – учение о принципах построения, формах и методах научного познания и преобразования действительности.
Метод социологического исследования. Метод в широком смысле слова – это способ построения и обоснования системы знания. В социологии в качестве метода выступают и общесоциологические принципы, и более частные принципы познания явлений и процессов социальной действительности, и, наконец, конкретные методы – математико-статистические методы, методы сбора социологической информации: опрос, наблюдение, эксперимент и другие.
Но достаточно ли иметь знания об этих и других методах, чтобы приступить к проведению социологического исследования? Очевидно, нет, потому что владение методом создает лишь некоторые обязательные условия, или предпосылки, для исследовательской работы. Перед социологом стоит задача – переработать эти предпосылки в конкретные инструменты познания, или, как их еще называют, методики, использование которых как раз и дает приращение знаний.
В социологическом исследовании в качестве методик выступают специально разработанные, научно обоснованные документы с указанием способа их применения для обеспечения тех или иных познавательных операций. Процесс выработки таких документов, равно как и определение способов их применения в социологическом исследовании, является основным содержанием методической работы социолога.
Методика социологического исследования – это сумма частных приемов, позволяющих применить тот или иной метод к данной специфической предметной области с целью накопления и систематизации эмпирического материала.
Техника социологического исследования – это совокупность специальных приемов, цель которых – наиболее рациональное использование того или иного метода.
И наконец, процедура социологического исследования – последовательность всех познавательных и организационных действий, способ организации исследования.
Проведение конкретного социологического исследований – чрезвычайно сложный и многоэтапный процесс. Он требует глубокой теоретической подготовки и высоких профессиональных навыков социолога. Кроме знаний основ социальной теории и методологии, важнейшей предпосылкой методической работы социолога является овладение методами проведения конкретных социологических исследований. Прежде чем приступить к сбору, обработке и анализу эмпирических данных, социолог должен разработать различные методические документы, как бы мысленно «проиграть» все исследование. Он должен не только доказать его необходимость, но и обосновать все элементы и процедуры исследования. От научной обоснованности и уровня организационно-технического оформления этих документов в значительной степени зависит результативность проводимого социологического исследования. Среди методических документов, разработанных социологом, важнейшее место занимает программа социологического исследования.
Программа социологического исследования – это научный документ, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программа социологического исследования – это, по существу, и есть теория и методология конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления. Среди социологов распространено мнение о том, что разработка хорошей программы требует не менее половины интеллектуальных затрат всего исследования.
По мере составления программы решаются проблемы выбора объекта, разрабатываются конкретные методики сбора, обработки и анализа данных, проблема надежности эмпирической информации, проблема научной интерпретации данных. Плохо обоснованное, плохо подготовленное социологическое исследование приводит к ничтожным теоретическим выводам, к малоэффективным практическим рекомендациям и нередко совершенно не оправдывает тех часто значительных материальных ресурсов, которые были затрачены на проведение данного исследования. Только хорошая программа социологического исследования может обеспечить успех всего исследования.
В соответствии со своим назначением программа социологического исследования выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную. Методологическая функция программы социологического исследования состоит в том, что программа позволяет: определить научную проблему, для решения которой проводится исследование; сформулировать цели и задачи исследования; зафиксировать исходное представление об изучаемом объекте; установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам. Методическая функция программы состоит в том, что программа позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория. Кроме того, методическая функция показывает, как использовать методы сбора и анализа информации, позволяет разработать процедуру исследования, проводить сравнительный анализ полученных результатов аналогичных исследований. Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения труда между членами исследовательского коллектива, облегчает контроль за ходом исследования.