Основы социального прогнозирования по дисциплине: Социология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:32, реферат

Описание

Общественные преобразования последнего времени в нашей стране актуализировали проблему прогностических исследований в социальной сфере.
Выход России из кризиса, обоснование стратегии социального развития, определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Прогнозирование занимает здесь особо важное место как высокотехнологичный метод научного анализа и предвидения.

Содержание

Введение 3
1. Возникновение социального прогнозирования 4
2. Основы социального прогнозирования 5
3. Методы социального прогнозирования 9
4. Постсоветское пространство к 2020 г.: глобальный контекст 12
5. Метод Дельфи 14
Заключение 18
Список используемых источников 19

Работа состоит из  1 файл

готовый реферат.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

Экстраполяционный метод отличается многообразием - насчитывает не менее пяти различных вариантов. Статистическая экстраполяция - проекция роста населения по данным прошлого - это один из важнейших методов современного социального прогнозирования.

Моделирование - это метод исследования объектов познания на их аналогах - вещественных или мысленных.

Аналогом объекта может быть, например, его макет, чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.

Самый практикуемый метод прогнозирования - экспертная оценка. По мнению Е.И. Холостовой, «экспертиза есть исследование трудноформализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здравый смысл».(6, с.488)

Существуют такие сферы социальной жизни, в которых невозможно использовать другие методы прогнозирования, кроме экспертных. Прежде всего, это касается тех сфер, где отсутствует необходимая и достаточная информация о прошлом.

При экспертной оценке состояния либо отдельной социальной сферы, либо ее составляющего элемента, либо ее компонентов учитывается ряд обязательных положений, методических требований. Прежде всего - оценка исходной ситуации:

- факторы, предопределяющие неудовлетворительное состояние;

- направления, тенденции, наиболее характерные для данного состояния ситуации;

- особенности, специфика развития наиболее важных составных;

- наиболее характерные формы работы, средства, с помощью которых осуществляется деятельность.

Второй блок вопросов включает в себя анализ деятельности тех организаций и служб, которые осуществляют эту деятельность. Оценка их деятельности идет по выявлению тенденций в их развитии, их рейтинга в общественном мнении.

Экспертную оценку проводят специальные центры экспертизы, научные информационно-аналитические центры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты.

Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов:

- определяется круг экспертов;

- выявляются проблемы;

- намечается план и время действий;

- разрабатываются критерии для экспертных оценок;

- обозначаются формы и способы, в которых будут выражены результаты экспертизы (аналитическая записка, «круглый стол», конференция, публикации, выступления экспертов).

Итак, социальное прогнозирование опирается на различные методы исследования, основными из которых являются экстраполяция, моделирование и экспертиза.

 

4. Постсоветское пространство к 2020 г.: глобальный контекст

В целом, в анализе западных экспертов можно выделить три основные группы глобальных факторов, которые определят ситуацию на постсоветском пространстве к 2020 г.: 1) радикальные изменения в соотношении размеров экономик и общего соотношения сил западных и незападных стран; 2) демографический упадок старых индустриальных стран («глобального Севера») и резкий рост населения в развивающихся странах («глобального Юга»); 3) усиление исламского экстремизма и международного терроризма.

Согласно данному прогнозу, к 2025 г. ВНП Бразилии, России, Индии и Китая составит половину от ВНП 6 самых крупных экономик современного «западного» мира, сокращенно, «Г-6» (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия). К 2040 г. страны «БРИК» будут иметь ВНП больший, чем страны «Г-6».

По прогнозу экономистов агентства «Голдман Закс» ВНП Китая к 2050 г. составит 44, 45 (все цифры даются в млрд. долл. США); США - 35, 16; Индии - 27,8; Японии - 6,67; Бразилии - 6,07; России - 5,87; Великобритании - 3,87; Германии - 3,6; Франции - 3,15; Италии - 2,06.

Основу для прогнозов о столь оптимистичном развитии экономик «БРИК» составляет экономический рост в Китае. Уже в 2003 г. КНР по данным Всемирного банка заняла 6 место в мире по объему ВНП, обогнав Италию (7 место) и Канаду (8 место) и лишь немного отставая от Франции (5 место). Однако во многом это объяснялось специфической методикой, принятой Всемирным банком, который при оценке размеров ВНП учел заморские департаменты Франции, но при этом «особые территории» Китая (Гонконг (26 место в мире) и Макао (105 место) были подсчитаны отдельно. Однако даже без учета экономик Гонконга и Макао Китай в 2006 г., скорее всего, окончательно займет 4 место в мире по объему ВНП, обогнав не только Францию, но и Великобританию (4 место).

Однако относительное положение других экономик «БРИК» дает скептикам основание сомневаться в прогнозе Доминика Вильсона и Рупы Пурушотхамана. В настоящее время по объему ВНП Индия занимает лишь 12 место в мире, Бразилия - 13 и Россия - 16.

«Россия имеет потенциальную возможность усилить свои международные позиции по отношению к другим державам благодаря тому, что она является крупным экспортером нефти и газа. Тем не менее, Россия столкнется с крупным демографическим кризисом, вызванным низким уровнем рождаемости, плохим медицинским обслуживанием и потенциально взрывоопасной ситуацией в области распространения эпидемии СПИДа. К югу она граничит с нестабильным регионом Кавказа и Центральной Азии, влияние которого - мусульманский экстремизм, терроризм и эндемичные конфликты - скорее всего, будет продолжать ощущаться по всей России. В то время как описанные социальные и политические факторы ограничат возможности России занимать важную позицию в мире, Москва, скорее всего, будет важным партнером как для «старых» крупных игроков (США и Европа), так и для новых (Китай и Индия).»

 

 

 

 

 

 

 

5. Метод Дельфи

Метод Дельфи (иногда дельфийский метод) появился в 1950-1960 годы для анализа планов атомной войны США (разработан корпорацией RAND, авторами считаются Olaf Helmer, Norman Dalkey, и Nicholas Rescher ). Имя заимствовано от Дельфийского Оракула.

Является методом экспертного оценивания. Особенности: заочность, многоуровневость, анонимность.

Суть этого метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий - опросов, интервью, мозговых штурмов - добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами.

Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей. Позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположенных позиций т.к. исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства. Даёт возможность проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном месте (например, посредством электронной почты)

Субъекты:

· группы исследователей, каждый из которых отвечает индивидуально в письменной форме.

· организационная группа -- сводит мнения экспертов воедино.

Этапы

Предварительный:

· подбор группы экспертов -- чем больше, тем дольше -- до 20.

Основной:

· постановка проблемы -- экспертам рассылается вопрос и предлагается его разбить на подвопросы. Организационная группа отбирает наиболее часто встречающиеся. Появляется общий опросник.

· этот опросник рассылается экспертам. Их спрашивают -- можно ли добавить ещё что-то; достаточно ли Информации; есть ли дополнительная Информация по вопросу? В итоге -- 20 вариантов ответов, где есть дополнительные аспекты, запрос Информации, предоставленная Информация. На этой основе составляется следующий опросник.

· улучшенный опросник вновь рассылается экспертам, которым теперь надо дать свой вариант решения, а также рассмотреть наиболее крайние точки зрения, высказанные другими экспертами. Эксперты должны оценить проблему по аспектам: эффективность, обеспеченность ресурсами, в какой степени соответствует изначальной постановке задачи. Таким образом выявляются преобладающие суждения экспертов, сближаются их точки зрения. Всех экспертов знакомят с доводами тех, чьи суждения сильно выбиваются из общего русла. После этого все эксперты могут менять мнение, а процедура повторяется.

· итеракции повторяются, пока не будет достигнута согласованность между экспертами, или не будет установлено отсутствие единого мнения по проблеме. Изучение причин расхождений в оценках экспертов позволяет выявить незамеченные ранее аспекты проблемы и зафиксировать внимание на вероятных последствиях развития анализируемой проблемы или ситуации. В соответствии с этим и вырабатывается окончательная оценка и практические рекомендации. Обычно проводится три этапа, но если мнения сильно рознятся - то больше.

Аналитический:

· проверка согласованности мнений экспертов, анализ полученных выводов и разработка конечных рекомендаций

Критика - с 60-х

· беззащитность эксперта перед организационной группой- слишком большие полномочия.

· мнение большинства- не обязательно правильное; креативное решение-меньшинства, наиболее эффективные решения - отбрасываются.

· анализ- много времени. Минимум на каждый этап - сутки. Не подходит для оперативного анализа.

· возрастает конформизм экспертов, стремление попасть в большинство.

· возможность манипуляции экспертами организационной группой.

Противодействия:

· подбор организационной группы из различных структур, научных и социальных школ.

· ту же проблему прогнать через другую группу

· самые оригинальные решения можно включать в качестве дополнений

Это метод не оперативного, а стратегического планирования.

Применяется в стратегическом планировании в

· технике

· футурологии

· бизнесе

 

Технические недостатки

· время проведения зависит от средств коммуникации экспертов.

· опрашиваемые должны уметь хорошо излагать свои мысли, так как данный метод основан на получении информации в письменной форме, в противном случае обработка затрудняется

· анкетируемые должны обладать высоким уровнем мотивации, так как отсутствует поощрение за заполнение анкет.

В России

В России применяется мало так как:

· долгое время аналитика была централизована- высок конформизм экспертов

· нужны независимые аналитические структуры- в России их нет

· стратегический анализ мало востребован - все авторы знают свои цели.

· нет традиции проведения таких исследований- нет профессионалов, все эксперты знают друг друга и их очень мало.

социальное прогнозирование Дельфи

 

 

 

 

 

Заключение

Прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности. Человечество, имея прогнозы, сознательно ищет и находит пути к выходу. Сначала - охота и собирание, потом - переход к земледелию и скотоводству, от кочевого до оседлого образа жизни, от сел до городских поселений; освоения ресурсов Мирового океана и т.д. Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще полученной любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.

Одним из важнейших видов прогнозирования является социальное прогнозирование - это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов. Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе. По мнению Ж.П.Тощенко, «социальное прогнозирование - это определение вариантов развития и видов наиболее приемлемого, оптимального, исходя их ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию».

Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. В отрыве от проектирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Социальное прогнозирование позволяет учитывать различные варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов позволяет сделать более совершенным управление, эффективным - проектирование.

Информация о работе Основы социального прогнозирования по дисциплине: Социология управления