Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:49, контрольная работа
Социология (от греч. socio - общество, лат. logos - слово, наука) - наука об обществе. Социология изначально была выделена как самостоятельная научная дисциплина, ставящая своей целью дать ответ на вопрос "что такое общество и как оно возможно?" через познание социума и механизмов действия социальности (с французского социальность, переводится как общественность, общежительность, гражданственность, взаимные отношенья и обязанности гражданского быта, жизни)
Содержание:
1. Социология как наука.
2. Методы социологических исследований.
3. Понятие общество. 4 сферы общества.
4. Взаимодействие человека с природой.
5. Классификация обществ.
6. Прогресс и регресс, их характеристика.
7. Понятие модернизация и ее виды.
8. Глобальные проблемы человечества.
9. Социальный статус и роли.
10. Человек-индивид-личность.
11. Понятие социализация.
12. Социальная стратификация и мобильность.
13. Понятие культуры и ее формы и виды.
14. Предмет политология.
15. Понятие государства.
16. Виды государства по форме правления.
17. Виды государства по территориальному устройству.
18. Виды государств по политическому режиму.
19. Избирательная система.
20. Политическая власть.
ФГОУ СПО «Омский колледж профессиональных технологий.»
Контрольная работа.
По дисциплине «Основы социологии и политологии.»
Омск,2012.
Содержание:
1. Социология как наука.
2. Методы социологических исследований.
3. Понятие общество. 4 сферы общества.
4. Взаимодействие человека с природой.
5. Классификация обществ.
6. Прогресс и регресс, их характеристика.
7. Понятие модернизация и ее виды.
8. Глобальные проблемы человечества.
9. Социальный статус и роли.
10. Человек-индивид-личность.
11. Понятие социализация.
12. Социальная стратификация и мобильность.
13. Понятие культуры и ее формы и виды.
14. Предмет политология.
15. Понятие государства.
16. Виды государства по форме правления.
17. Виды государства по территориальному устройству.
18. Виды государств по политическому режиму.
19. Избирательная система.
20. Политическая власть.
1.Социология (от греч. socio - общество, лат. logos - слово, наука) - наука об обществе. Социология изначально была выделена как самостоятельная научная дисциплина, ставящая своей целью дать ответ на вопрос "что такое общество и как оно возможно?" через познание социума и механизмов действия социальности (с французского социальность, переводится как общественность, общежительность, гражданственность, взаимные отношенья и обязанности гражданского быта, жизни). Впервые термин «социология» был использован Огюстом Контом. Конт предположил, что изучение общества должно соотноситься с принципами изучения природы. На возникновение этой идеи повлияло достаточно бурное развитие естествознания как науки: если люди научились понимать законы природы, значит подобным образом можно изучить законы развития общества. Конт подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от государства и индивидов и подчиненная собственным внутренним законам. Практическая суть социологии - участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому изменению и реформированию. Конт предположил, что могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества.
2. Методы социологических
исследований - способы построения
и обоснования
Методы социологических исследований включают:
- методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.;
- методы обработки и
анализа данных: факторный, латентно-
- методы построения теории:
дедуктивный, индуктивный,
3. Существует много определений понятия «общество» . В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.
В широком
смысле общество — это
Подсистемами общества
принято считать сферы
1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);
2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);
3) политическая
(включает в себя политику, государство,
право, их соотношение и
4) духовная (охватывает
различные формы и уровни
4. Частью мира является человек. С материальным миром, с природой у него сложились определенные связи и отношения. Без природы и вне природы человек не существует и существовать не может. Природа же может существовать и без человека. И, как известно, так оно довольно длительное время и было, природа существовала, не зная не только человека, но и жизни вообще. Человек появился на определенном этапе эволюции природы как продукт ее развития. Породив человека, природа вместе с тем сохранила за собой материальные основы его существования. Человек находится в постоянном контакте с природой, в зависимости от нее. Без этого контакта с природой, с миром он не может поддерживать состояние жизни, он просто умрет. Таким образом, физическая жизнь человека неразрывно связана с природой, с материальным миром.
5. В истории существовали
и в настоящее время
В настоящее время существуют
множество классификаций и
- цивилизационное основание (дикость, варварство, цивилизация);
- формационное основание - по способу производства и обмена (первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, азиатское, капиталистическое, коммунистическое);
- основание по степени открытости (открытые и закрытые общества);
- по наличию или отсутствию письменности (бесписьменные, письменные общества);
- по особенностям властных структур (догосударственные и государственные общества).
6. Прогресс и регресс (лат. progressus — движение вперёд и regressus — возвращение) — наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. Прогресс — тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от регресса как движения вспять, назад (от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным).
7. Модернизация – макропроцесс перехода от традиционного к современному обществу – обществу модерности.
Сегодня понятие модернизации
рассматривается
1) как внутреннее развитие
стран Западной Европы и
2) догоняющая модернизация, которую практикуют страны, не относящиеся к странам первой группы, но стремящиеся их догнать;
3) процессы эволюционного
развития наиболее
Различают два типа модернизации — органическую и неорганическую.
Первичная, органическая модернизация
проходила в тех странах, которые
были новаторами на этом пути, и разворачивалась
благодаря внутренним факторам, в
частности, коренным изменениям в сфере
культуры, ментальности, мировоззрения.
Ее становление связывают с
Вторичная, неорганическая модернизация происходит как ответ на внешний вызов со стороны более развитых и осуществляется преимущественно под влиянием заимствование чужих технологий и форм организации производства и общества, приглашение специалистов, обучение кадров за рубежом, привлечение инвестиций. Ее основной механизм — имитационные процессы. Начинается же она не в сфере культуры, а в экономике и/или политике и в последнем случае определяется как догоняющая модернизация или «модернизация с опозданием». Согласно Ш. Эйзенштадту, такая модернизация представляет собой своеобразный «вызов», на который каждое общество дает свой «ответ» в соответствии с принципами, структурами и символами, заложенными в достижениях его длительного развития. Поэтому её итогом является не обязательно усвоение социальных достижений Запада, но совокупность качественных изменений традиционного общества, в той или иной степени адаптированных к мануфактурному или индустриальному производству[6].
8. Глобальные проблемы
современности — это
Список глобальных проблем:
1)Нерешённость проблемы
отмены старения у людей и
слабая информированность
2)проблема «Север-Юг» — разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность;
3)предотвращение термоядерной
войны и обеспечение мира для
всех народов, недопущение
4)предотвращение
5)обеспечение человечества ресурсами;
6)глобальное потепление;
7)озоновые дыры;
8)проблема сердечно-
9)демографическое развитие
(демографический взрыв в
10)терроризм.
9. Социальный статус – это положение человека в обществе, этот статус имеет соответствующий список прав и обязанностей. Статус можно сравнить с пустой ячейкой в организации или группе, которую может занимать тот или иной человек, люди приходят и уходят, а статусы в организации остаются. Организация – это система взаимосвязанных и специализированных статусов. Каждый статус имеет свою функцию в организации, например, функция руководителя состоит в руководстве рядовыми сотрудниками, функция учителя состоит в обучении учащихся, функция рабочего состоит в управлении и ремонте технических устройств и т.д. Каждый человек занимает одновременно несколько статусов, например, рабочего, мужа, спортсмена, друга, студента вечернего отделения университета, члена партии, автора газетной публикации, посетителя больницы и т.д.
Виды статусов:
· прирождённый статус, например, национальность, сословие, пол, раса, каста.
· достижимый статус, например, президент страны, академик, генерал.
Социальная роль – это такое поведение, которое окружающие ожидают от человека, занимающего определённый статус
. Т. Парсонс составил классификацию социальных ролей:
· Одни роли требуют эмоциональной сдержанности, например, роли судьи, зубного врача, владельца похоронного бюро, хирурга, поэтому на эти роли лучше всего походит техники. Другие роли, напротив, требуют откровенного показного выражения чувств, например, роли актёра или вдовы на похоронах, поэтому для исполнения этих ролей лучше всего подходят психологи.
· По способу получения роли бывают приписанные (ребёнку предписано играть в песочнице) и достигнутые (руководитель, президент страны, академик).
· Одни роли ограничены рамками, например, полномочия учителя ограничены рамками устава школы, он может поставить неудовлетворительную отметку за плохие знания, но он не может диктовать ученику длину юбки и фасон причёски. Другие роли не имеют рамок, например родителей волнуют все стороны жизни малыша.
· Одни роли предусматривают общение с людьми по формальным правилам, в «казённом» стиле, примеры таких ролей - роли чиновника, полицейского или судьи. Другие роли допускают неформальные, личные отношения, например, мы не должны платить деньги брату или сестре за оказанную услугу. К первым ролям имеют склонность техники. Ко вторым ролям – психологи.