Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 22:20, реферат
Проблема влияния общества и разных социальных групп на личность является важнейшими аспектами изучения процесса социализации. Современная молодежь социализируется в сложных условиях. Государство не проявляет заинтересованность в воспитании дееспособных участников социального взаимодействия. Напротив, с помощью СМИ осуществляются все возможные мероприятия для подготовки такого населения, которое поддается манипуляциям. Такие факторы наносят неисправимый вред социальной сфере, которая может привести к деградации общества. Суть социализации в общем виде сводится к тому, что в процессе ее осуществления человек формируется как член того общества, к которому она принадлежит. При этом социализация понимается как процесс и результат усвоения и дальнейшего активного воссоздания индивидом социального опыта. То есть «человек становится полноценным членом общества, лишь будучи субъектом социализации, которая усваивает социальные нормы и ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе» [4].
ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Проблема влияния общества
и разных социальных групп
на личность является важнейшими
аспектами изучения процесса
социализации. Современная молодежь
социализируется в сложных
Одно из направлений социализации человека – усвоение норм и форм поведения, присущих людям его пола. Это гендерная социализация. Как свидетельствуют исследования в различных научных областях и направлениях, понимание жизни человеческого общества невозможно без признания существования стереотипов мужественности и женственности, отражающих различия в предназначении и психике мужчин и женщин.
В настоящее время гендерные исследования достаточно широко проводятся во всем мире, в нашей стране – это совсем новое и пока еще слабо разработанное научное направление. В определенном смысле внимание к вопросам гендерной социализации является порождением интенсивно распространяющихся во всем мире феминистских идей. Результаты исследований в области гендерной социализации с очевидностью приводят к выводу, что особенности мужской и женской полоролевой идентификации специфически отражаются на положении человека в обществе, его личной и профессиональной судьбе. В этом смысле они очень важны в отражении процессов, происходящих в современном мире, основным направлением развития которого является все большая гуманизация и повышение актуальности духовного становления личности [3].
Вопросы, связанные с понятием гендера, являются очень популярными, о чем можно судить по степени представленности данной проблематики в различных научных сферах (в экономике, политике, социологии, педагогике, философии, психологии). Проблемы подчинения личности социально- культурным ожиданиям, особенности формирования половой идентичности идостижения гендерного статуса находят широкое применение в ряде гендерных исследований, изучающих различия мужских и женских моделей поведения и их вариативность в определенных социальных контекстах [2].
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.
Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом.
Мир изменяется, изменяются и взгляды на проблему предназначения мужчин и женщин в современном мире, каждый из которых «знает свое место» [1].
Поиск себя происходит одновременно с формированием мужского и женского поведения. Будучи одной из структур самосознания личности, гендерная идентичность играет определяющую роль в процессах адаптации и саморегуляции. Содержание гендерных образов современного мужчины и современной женщины является важным фактором развития адекватной гендерной идентичности юношей, которое обеспечивает успешную адаптацию к выполнению будущих социальных ролей. Поэтому особое внимание уделяется анализу гендерных образов мужчины и женщины в представлениях юношей и девушек [5].
Пережитки патриархальных стереотипов являются достаточно распространенными в сознании юношей и девушек студенческого возраста, особенно для выходцев из сельских регионов. Это касается прежде всего представлений о дифференциации составляющих личного счастья мужчин и женщин, их умений и навыков, психологических качеств и свойств. Как с точки зрения студентов-юношей, так и девушек, доброта, хозяйственные навыки, любовь к мужчине занимают наивысшие места в рейтинге представлений об образе настоящей женщины. Качества, которые определяет студенчество как необходимые для женщины, носят откровенно феминный характер.
В представлениях девушек о женском личном счастьи преобладают две разнонаправленных и даже конфликтных тенденции: с одной стороны, стремление реализовать свои собственные цели (в центре внимания здесь проблемы получения образования. профессии), из другого, - желание реализовать сугубо «женское» начало - выйти замуж, беспокоиться о мужчине, растить детей и тому подобное. Пример родительской семьи вынуждает возвращаться к традиционной модели разделения труда и обязанностей статей, опираться на нее в построении потенциального образа «Я».
Юноши, в отличие от девушек, имеют более простую и более однородную структуру ориентаций на свое будущее, которая ограничивается выбором будущей профессиональной деятельности и места работы. В контексте этих профессиональных планов юноши оценивают желательные изменения своей личности. Успехи в профессиональной деятельности,особенно для достижения материального благосостояния, определяют основное содержание ролевых ожиданий юношей. Виденье роли женщины в семье студентами - выходцами из сельских районов предопределено общественно устоявшимися традициями патриархальной зависимости от мужчины: «быть верной женой», «хорошей хозяйкой», «присматривать за детьми», «заботиться о мужчине» и т. п. Ролевые ожидания юношей-студентов демонстрируют традиционное «мужское» отношение к роли жены, которая должна быть трудолюбивой и воспитывать детей, домашней хозяйкой и красавицей. О личности жены как профессионала, общественного деятеля, о ее возможностях для занятия спортом, хобби не вспоминается вообще. Лишь 40% юношей считают, что жена должна заниматься профессиональной деятельностью.
Следовательно, гендерная социализация и развитие гендерной идентичности личности - это сложные и разнообразные процессы, которые подчиняются многим закономерностям, и на их пути возникают много противоречий, проблем, дисгармоний. Знание этих закономерностей должно помочь избежанию этих проблем и противоречий развития. Это путь не только к гармоничности развития гендерной сферы человека, но и к гармоничности личности в целом, к гармоничности ее отношений с лицами противоположного пола и с социальным миром вообще.
В процессе исследования гендерной социализации студенческой молодежи естественным является вопрос о формировании гендерной компетентности. Гендерную компетентность определяют как процесс направленных и спонтанных влияний на личность студента, который помогает усвоить знание о гендере, нормы, правила поведения и установки в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и назначении представителей разных полов в обществе, способствует становлению полноценных членов общественной жизни и привлекает их к устоявшейся системе гендерных ролей. Кроме того, такой процесс предусматривает формирование качеств, черт и свойств, которые определяют необходимое обществу отношения человека к представителям другого пола и равноправные социальные взаимоотношения.
Гендерная компетентность конструируется на основе анализа моделей гендерных взаимоотношений, которые развиваются и трансформируются в обществе. Гендерное воспитание определяет, что человек - не абстрактная нейтральная целостность, а женщина и мужчина, в их равноправии, самовыражении и самоутверждении является важнейшими из социальных ориентиров во всех сферах жизни демократического общества.
Следовательно, процесс воспитания гендерной компетентности студентов - это целеустремленный, организованный и управляемый процесс формирования социокультурных механизмов конструирования мужских и женских ролей, поведения, деятельности и психологических характеристик личности, предложенных обществом своим гражданам в зависимости от их биологического пола.
Формирование гендерной
компетентности личности осуществляется
под воздействием семьи, заведений
образования, преподавателей-наставников,
В наше время целесообразнее использовать новейшие методы работы с молодежью, ведь для современных детей намного интереснее и познавательнее участвовать в необычных интерактивных видах деятельности (лекция, дискуссия, урок-размышление, ролевая или деловая игра, практикум, «круглый стол», тренинг общения, тренинг учебы, турнир, психологический этюд по вопросам формирования гендерной культуры). Прививать принципы гендерного паритета нужно очень осторожно и постепенно. Любая новая информация, особенно такая, что по большей части противоречит предыдущему опыту человека, усваивается ею с большим трудом. Поэтому мечтать о революционных превращениях в массовом сознании не приходится.
Ю. В. Полянская, научный корреспондент
Севастопольский Филиал Межрегиональной Академии управления персоналом, г. Севастополь, Украина
К сожалению, содержание современных российских гендерных стереотипов приводит, например, к тому, что человеческий капитал девушек не используется полностью: в 2004 г. в России среди занятого населения 49,6% женщин, в тоже время по данным Росстата, средний заработок женщин равен лишь 64% среднего заработка мужчин. Образуется замкнутый круг: экономическая зависимость женщины в семье оправдывает традиционное гендерное разделение труда; большая нагрузка в домашнем хозяйстве, основная роль в уходе за детьми, перерывы в трудовой карьере снижают востребованность женщин на рынке труда и являются причиной их низких личных доходов; низкие личные доходы обусловливают экономическую зависимость женщин в семье.
Причины данного явления лежат
не в разнице человеческого
Данные стереотипы приводят не просто к торможению общественного развития в результате недоиспользования человеческих ресурсов, но и к таким явлениям, как социально-психологический дискомфорт женщин от зависимого статуса; насилие в семье, на женщинах большая часть работы по дому, кто бы ни был кормильцем в доме. Более того, эти стереотипы отрицательно влияют не только на женщин, но и на мужчин. На рынке труда существует следующая закономерность: чем меньше платят в какой-либо отрасли, тем больше в этой отрасли женщин. Соответственно, женщины в 5 раз больше мужчин представлены в отрасли образования.
В связи с данным фактом, большим числом неполных семей без отца, существовании гендерного стереотипа некомпетентности, второстепенной роли отца в воспитании и существующей потребности молодого человека в сохранении и формировании мужской гендерной роли, молодые люди имеют тенденцию формировать особый однородный по полу и противопоставляющий себя женскому (семье и учебе) коллектив, в котором культивируются нормы гипермаскулинного поведения, подавление «феминных» чувств, таких как нежность и т.п.
Это и является одной из причин популярности в современной России агрессивно настроенных шовинистских субкультур, распространение пивного алкоголизма (в связи с паразитизмом рекламы пива на гипертрофированном образе настоящего мужчины), курения, наркомании, девиантного и криминального поведения юношей. В результате нашего исследования, проведенного в 2006 г. в ЛГПУ оказалось, что 60% парней курят, что в 2 раза больше, чем курящих девушек. Близки к этому показатели и по остальным формам социальной патологии.
Гендерные стереотипы действуют и на студентов: девушка должна делать работу по дому, ухаживать за детьми в семье, а у парней гораздо больше свободного времени, которое они тратят не на учебу; здесь же мы видим и действие гендерного стереотипа, который лояльнее относится к патологическим формам проявления агрессивности и вредным привычкам мужчины. Также высокая загруженность домашним трудом, воспитанием ребенка, низкая заработная плата учителя и такая же ситуация у матери студента приводит к низкому уровню и образования, и воспитания молодежи. Данный процесс усугубляется содержанием гендерных стереотипов современных молодежных СМИ, где подавляющее большинство образов женщины «отражает мужские фантазии о полуодетой глупышке, которую необходимо спасти» или человека, который выполняет всю работу по дому.
Информация о работе Особенности гендерной социалиализации молодежи