Особенности гендерной социалиализации молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 22:20, реферат

Описание

Проблема влияния общества и разных социальных групп на личность является важнейшими аспектами изучения процесса социализации. Современная молодежь социализируется в сложных условиях. Государство не проявляет заинтересованность в воспитании дееспособных участников социального взаимодействия. Напротив, с помощью СМИ осуществляются все возможные мероприятия для подготовки такого населения, которое поддается манипуляциям. Такие факторы наносят неисправимый вред социальной сфере, которая может привести к деградации общества. Суть социализации в общем виде сводится к тому, что в процессе ее осуществления человек формируется как член того общества, к которому она принадлежит. При этом социализация понимается как процесс и результат усвоения и дальнейшего активного воссоздания индивидом социального опыта. То есть «человек становится полноценным членом общества, лишь будучи субъектом социализации, которая усваивает социальные нормы и ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе» [4].

Работа состоит из  1 файл

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ.docx

— 22.18 Кб (Скачать документ)

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ  СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

 

Проблема  влияния  общества  и  разных  социальных  групп  на  личность является  важнейшими  аспектами  изучения  процесса  социализации. Современная молодежь социализируется в сложных условиях. Государство не проявляет  заинтересованность  в  воспитании  дееспособных  участников социального взаимодействия. Напротив, с помощью СМИ осуществляются все возможные мероприятия для  подготовки такого населения, которое  поддается манипуляциям. Такие факторы  наносят неисправимый вред социальной сфере, которая может привести к  деградации общества. Суть социализации в общем виде сводится к тому, что в процессе ее осуществления  человек формируется как член того общества, к которому она принадлежит. При этом социализация понимается  как  процесс  и  результат  усвоения  и  дальнейшего  активного  воссоздания  индивидом  социального  опыта. То  есть «человек  становится полноценным членом общества, лишь будучи субъектом социализации, которая усваивает социальные  нормы и ценности  в единстве  с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе» [4].

Одно  из  направлений  социализации  человека – усвоение  норм  и форм поведения, присущих  людям  его  пола. Это  гендерная  социализация. Как свидетельствуют исследования в различных научных областях и направлениях, понимание жизни человеческого общества  невозможно  без признания существования стереотипов мужественности  и женственности, отражающих различия в предназначении и психике мужчин и женщин.

В  настоящее  время  гендерные  исследования  достаточно  широко проводятся во всем мире, в нашей стране – это совсем новое и пока еще слабо разработанное научное направление. В определенном  смысле  внимание  к вопросам  гендерной  социализации  является  порождением интенсивно распространяющихся  во  всем  мире  феминистских  идей. Результаты исследований  в области гендерной  социализации  с очевидностью приводят  к выводу, что особенности мужской и женской полоролевой  идентификации специфически  отражаются на положении человека  в обществе, его личной и профессиональной  судьбе. В  этом  смысле  они  очень  важны  в  отражении процессов, происходящих  в  современном  мире, основным  направлением развития  которого  является  все  большая  гуманизация  и повышение актуальности духовного становления личности [3].

Вопросы, связанные с понятием гендера, являются очень популярными, о чем можно судить  по  степени представленности  данной  проблематики  в различных научных сферах (в экономике, политике, социологии, педагогике, философии, психологии). Проблемы  подчинения  личности  социально- культурным ожиданиям, особенности формирования половой идентичности идостижения гендерного статуса находят широкое применение в ряде гендерных исследований, изучающих различия мужских и женских моделей поведения и их вариативность в определенных социальных контекстах [2].

Вопросы, связанные  с  особенностями  пола  человека  и  его психологическими  различиями, в  последнее  время  входят  в  число  наиболее активно  обсуждаемых  в обществе. Ведь  роль  мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.

Изучение психологии мужчины  и женщины и их отличий друг от друга имеет  непосредственное  отношение  не  только  к  человеку  как  таковому, но также ко всему  обществу в целом.

Мир  изменяется, изменяются  и  взгляды  на  проблему  предназначения мужчин и женщин в современном  мире, каждый из которых «знает свое место» [1].

Поиск  себя  происходит  одновременно  с  формированием  мужского  и женского  поведения. Будучи  одной  из  структур  самосознания  личности, гендерная идентичность играет определяющую роль в процессах адаптации и саморегуляции. Содержание  гендерных  образов современного мужчины и современной женщины является  важным  фактором  развития  адекватной  гендерной идентичности  юношей, которое обеспечивает  успешную  адаптацию к выполнению будущих социальных ролей. Поэтому особое внимание уделяется анализу гендерных образов мужчины и женщины в представлениях юношей и девушек [5].

Пережитки  патриархальных  стереотипов  являются  достаточно распространенными  в  сознании  юношей  и  девушек  студенческого  возраста, особенно  для  выходцев  из  сельских  регионов. Это  касается  прежде  всего представлений о дифференциации  составляющих  личного счастья мужчин  и женщин, их умений и навыков, психологических качеств и свойств. Как с точки зрения  студентов-юношей, так и девушек, доброта, хозяйственные навыки, любовь к мужчине занимают наивысшие места в рейтинге представлений об образе  настоящей женщины. Качества, которые определяет  студенчество  как необходимые для женщины, носят откровенно феминный характер.

В представлениях девушек  о женском личном счастьи преобладают две разнонаправленных и даже  конфликтных тенденции: с одной стороны, стремление  реализовать свои  собственные цели (в центре  внимания  здесь проблемы  получения образования. профессии), из  другого, - желание реализовать сугубо «женское» начало - выйти замуж, беспокоиться о мужчине, растить  детей  и  тому  подобное. Пример  родительской  семьи  вынуждает возвращаться к традиционной модели разделения труда и обязанностей статей, опираться на нее в построении потенциального образа «Я».

Юноши, в  отличие  от  девушек, имеют  более  простую  и  более однородную структуру  ориентаций на  свое будущее, которая ограничивается выбором будущей профессиональной  деятельности  и места работы. В контексте этих  профессиональных  планов  юноши оценивают желательные изменения своей личности. Успехи  в профессиональной  деятельности,особенно для достижения материального благосостояния, определяют основное содержание  ролевых ожиданий  юношей. Виденье роли  женщины в семье студентами - выходцами  из  сельских  районов предопределено  общественно устоявшимися  традициями  патриархальной  зависимости от  мужчины: «быть верной женой», «хорошей хозяйкой», «присматривать за детьми», «заботиться о мужчине» и т. п. Ролевые ожидания  юношей-студентов демонстрируют традиционное «мужское» отношение  к  роли  жены, которая  должна  быть трудолюбивой  и  воспитывать  детей, домашней  хозяйкой  и  красавицей. О личности жены как профессионала, общественного деятеля, о ее возможностях для  занятия  спортом, хобби  не  вспоминается  вообще. Лишь 40% юношей считают, что жена должна заниматься профессиональной деятельностью.

Следовательно, гендерная  социализация  и развитие  гендерной идентичности  личности - это сложные и разнообразные процессы, которые подчиняются многим закономерностям, и на  их  пути  возникают  много противоречий, проблем, дисгармоний. Знание  этих  закономерностей должно помочь избежанию этих проблем и противоречий развития. Это путь не только к гармоничности развития  гендерной  сферы человека, но и к гармоничности личности в целом, к гармоничности ее отношений с лицами противоположного пола и с социальным миром вообще.

В  процессе  исследования  гендерной  социализации  студенческой молодежи  естественным  является  вопрос  о формировании  гендерной компетентности. Гендерную  компетентность  определяют  как процесс направленных и спонтанных влияний на личность студента, который помогает усвоить  знание  о  гендере, нормы, правила поведения и установки в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и назначении представителей  разных  полов в обществе, способствует  становлению полноценных членов  общественной  жизни и привлекает  их  к устоявшейся системе  гендерных  ролей. Кроме того, такой процесс предусматривает формирование  качеств, черт  и свойств, которые определяют  необходимое обществу отношения человека к представителям другого пола и равноправные социальные взаимоотношения.

Гендерная  компетентность  конструируется  на  основе  анализа моделей гендерных  взаимоотношений, которые развиваются и трансформируются  в обществе. Гендерное  воспитание  определяет, что человек - не  абстрактная нейтральная целостность, а женщина и мужчина, в их  равноправии, самовыражении и самоутверждении является  важнейшими  из  социальных ориентиров во всех сферах жизни демократического общества.

Следовательно, процесс воспитания гендерной компетентности студентов - это целеустремленный, организованный  и управляемый процесс формирования  социокультурных  механизмов  конструирования мужских и женских ролей, поведения, деятельности  и психологических характеристик личности, предложенных  обществом своим гражданам в зависимости от  их биологического пола.

Формирование гендерной компетентности личности осуществляется под воздействием  семьи, заведений образования, преподавателей-наставников,средств  массовой  информации, религии, искусства, языка, этнокультуры, национальных  традиций, правовой, социальной  и  государственной  политики. Применение  гендерного  подхода в воспитании  будущих выпускников ВУЗа предлагает новый способ  познания  действительности, в котором отсутствует неравенство и иерархия «мужского» и «женского».

В наше время целесообразнее использовать новейшие методы работы с молодежью, ведь для современных  детей намного интереснее и познавательнее участвовать  в  необычных  интерактивных  видах  деятельности (лекция, дискуссия, урок-размышление, ролевая или деловая  игра, практикум, «круглый стол», тренинг  общения, тренинг  учебы, турнир, психологический  этюд  по вопросам формирования гендерной культуры). Прививать принципы  гендерного  паритета  нужно очень осторожно и постепенно. Любая новая информация, особенно такая, что по большей части противоречит  предыдущему опыту человека, усваивается ею  с большим трудом. Поэтому мечтать о революционных превращениях  в массовом сознании не приходится.

 

Ю. В. Полянская, научный  корреспондент

Севастопольский Филиал Межрегиональной Академии управления персоналом, г. Севастополь, Украина

К сожалению, содержание современных  российских гендерных стереотипов приводит, например, к тому, что человеческий капитал девушек не используется полностью: в 2004 г. в России среди занятого населения 49,6% женщин, в тоже время по данным Росстата, средний заработок женщин равен лишь 64% среднего заработка мужчин. Образуется замкнутый круг: экономическая зависимость женщины в семье оправдывает традиционное гендерное разделение труда; большая нагрузка в домашнем хозяйстве, основная роль в уходе за детьми, перерывы в трудовой карьере снижают востребованность женщин на рынке труда и являются причиной их низких личных доходов; низкие личные доходы обусловливают экономическую зависимость женщин в семье.

Причины данного явления лежат  не в разнице человеческого капитала женщин и мужчин, не в том, что  мужчина играет инструментальную роль, а женщина экспрессивную в  связи с рождением ребенка, разницей гормональной регуляции и т.п., а  в отсутствии гибких, сбалансированных стереотипов.

Данные стереотипы приводят не просто к торможению общественного развития в результате недоиспользования  человеческих ресурсов, но и к таким  явлениям, как социально-психологический  дискомфорт женщин от зависимого статуса; насилие в семье, на женщинах большая  часть работы по дому, кто бы ни был кормильцем в доме. Более того, эти стереотипы отрицательно влияют не только на женщин, но и на мужчин. На рынке труда существует следующая закономерность: чем меньше платят в какой-либо отрасли, тем больше в этой отрасли женщин. Соответственно, женщины в 5 раз больше мужчин представлены в отрасли образования.

В связи с данным фактом, большим  числом неполных семей без отца, существовании гендерного стереотипа некомпетентности, второстепенной роли отца в воспитании и существующей потребности молодого человека в сохранении и формировании мужской гендерной роли, молодые люди имеют тенденцию формировать особый однородный по полу и противопоставляющий себя женскому (семье и учебе) коллектив, в котором культивируются нормы гипермаскулинного поведения, подавление «феминных» чувств, таких как нежность и т.п.

Это и является одной из причин популярности в современной России агрессивно настроенных шовинистских субкультур, распространение пивного  алкоголизма (в связи с паразитизмом рекламы пива на гипертрофированном образе настоящего мужчины), курения, наркомании, девиантного и криминального поведения юношей. В результате нашего исследования, проведенного в 2006 г. в ЛГПУ оказалось, что 60% парней курят, что в 2 раза больше, чем курящих девушек. Близки к этому показатели и по остальным формам социальной патологии.

Гендерные стереотипы действуют и на студентов: девушка должна делать работу по дому, ухаживать за детьми в семье, а у парней гораздо больше свободного времени, которое они тратят не на учебу; здесь же мы видим и действие гендерного стереотипа, который лояльнее относится к патологическим формам проявления агрессивности и вредным привычкам мужчины. Также высокая загруженность домашним трудом, воспитанием ребенка, низкая заработная плата учителя и такая же ситуация у матери студента приводит к низкому уровню и образования, и воспитания молодежи. Данный процесс усугубляется содержанием гендерных стереотипов современных молодежных СМИ, где подавляющее большинство образов женщины «отражает мужские фантазии о полуодетой глупышке, которую необходимо спасти» или человека, который выполняет всю работу по дому.


Информация о работе Особенности гендерной социалиализации молодежи