Особенности развития мировой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:51, контрольная работа

Описание

Зародившись в глубокой древности, мировая торговля достигает значительных масштабов и приобретает характер устойчивых международных товарно-денежных отношений на рубеже XVIII и XIX вв. Мощным импульсом этого процесса послужило создание в ряде стран (Англии, Голландии и др.) машинного производства, ориентированного не только на внутренний, но и на внешний рынок. К концу XIX - началу XX вв. сложился мировой (всемирный) рынок. В первой половине XX в. мировая торговля пережила глубокий кризис.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Закономерности развития МНТ……………………………………………4

Тарифные и нетарифные методы регулирования МТ……………………5


Развитие МТ на современном этапе………………………………………9

Заключение…………………………………………………………………11

Список литературы………………………………………………………..14

Работа состоит из  1 файл

кр.№1.doc

— 89.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

      ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

            «МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   УНИВЕРСИТЕТ 

      ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ» 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная  работа

По  внешнеэкономической деятельности

Студентки 3 курса

Рябовой И.А.

1040/Э-1094 
 
 
 
 

Преподаватель: Остапчук  В.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               г.Ярославль 2012г. 
 

Тема 15: Особенности развития мировой торговли на современном этапе. 
 
 

                                  Содержание: 
 
 

Введение……………………………………………………………………..3 

Закономерности  развития МНТ……………………………………………4 

Тарифные и  нетарифные методы регулирования МТ……………………5 
 

Развитие МТ на современном этапе………………………………………9 

Заключение…………………………………………………………………11 

Список литературы………………………………………………………..14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               ВВЕДЕНИЕ. 

Зародившись в  глубокой древности, мировая торговля достигает значительных масштабов  и приобретает характер устойчивых международных товарно-денежных отношений на рубеже XVIII и XIX вв. Мощным импульсом этого процесса послужило создание в ряде стран (Англии, Голландии и др.) машинного производства, ориентированного не только на внутренний, но и на внешний рынок. К концу XIX - началу XX вв. сложился мировой (всемирный) рынок. В первой половине XX в. мировая торговля пережила глубокий кризис. Он начался в годы Первой мировой войны и привел к длительному нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. Характерной чертой послевоенного периода явилось заметное ускорение темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю историю человеческого общества.

Международная (мировая) торговля представляет собой  процесс купли-продажи товаров  и услуг, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Весьма часто под международной  торговлей подразумевают только торговлю товарами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Закономерности  развития международной  торговли.

     Анализируя  товарную и географическую структуру  мировой торговли за достаточно длительный период времени, можно выделить ряд  основных закономерностей, характеризующих  международный товарообмен. Мировая торговля растет очень быстро, и экспортные доли стран увеличиваются. Возрастет удельный вес готовой промышленной продукции, и особенно высокотехнологичной, наукоёмкой. Одновременно быстро растут экспортные цены машин и оборудования, выпускаемых ведущими странами мира. Использование ресурсосберегающих технологий и рост самообеспеченности приводят к относительному снижению спроса развитых стран на сырье и продовольствие, и экспортные цены большинства сырьевых товаров, производимых развивающимися странами, в тенденции снижаются. В результате положения государств «третьего мира» (за исключение «новых индустриальных стран») в мировой торговле ухудшается. Напротив, выгодность внешней торговли для развитых стран возрастает.

     Для оценки выгодности международной торговли для страны экономисты используют индекс условий торговли. Он показывает соотношение динамики экспортных и импортных цен.

     Индекс  условий торговли – это частное от деления индекса средних цен экспорта на индекс средних цен импорта страны в отдельном промежутке времени.

     Предположим, что за год средние экспортные цены выросли на 5%, но в то же время  цены импорта увеличились на 10%. Тогда  индекс условий торговли составит:

     J = 105/110 * 100% = 95, 25%

     Его уменьшение показывает, что для закупки единицы импортного товара приходится расходовать все больше выручки от экспортируемых товаров.

     Важной  тенденцией в международном обмене является увеличение мирового рынка  услуг, особенно туристских, транспортных, финансовых, инжиниринговых, а также  услуг в сфере передачи технологии. Лидерами этого рынка являются развитые страны.

       В заключении можно отметить, что международная торговля все  сильнее влияет на экономику  каждой страны. Главной ареной  экономических событий становиться  мировая экономика в целом, а не отдельные национальные экономики. Ведь сегодня в мире множество независимых государств. Усиление взаимозависимости между ними привело к тому, что их экономическое благополучие перестало определяться размерами территории и емкостью внутреннего рынка. Теперь даже самые малые из них могут успешно поставлять свои товары на международный рынок и занять достойное место в мире. 
 
 
 
 
 
 
 

2.Тарифные  и нетарифные методы  регулирования мировой  торговли.

Государства, реализуя внешнюю экономическую  политику, могут придерживаться  политики свободной торговли, протекционизма или умеренной торговой политики, сочетающей элементы и протекционизма и фритредерства. Основные задачи государства, осуществляющего политику протекционизма,  зак-лючается в следующем : во-первых, помочь экспортёрам вывезти как можно больше своей продукции, сделав национальные товары более конкурентными на международном рынке, менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэ-тому методы государственного регулирования направлены обычно на форсиро-вание экспорта. Главные инструменты государственного регулирования между-народной торговли представлены на рис.1 

 

 
 
 
 
 
 

      Рис.1 инструменты государственного регулирования международной

торговли. 
 

Тарифные  методы- методы, основанные на использовании таможенного тарифа -косвенного налога, подлежащего уплате при вывозе или ввозе товара на таможен-ную территорию страны. На сумму этого налога увеличивается цена данного то-вара.

Нетарифные  методы торговой политики в политическом плане считаются предпочтительными , т.к не накладывают дополнительное налоговое бремя на население. К этим методам относят количественные ограничения , скрытые мето-ды  торговой политики ,финансовые методы и неэкономические методы регули-рования.

Количественные  ограничения - форма нетарифного государственного регули-рования  торгового оборота , определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту: 

1.Квотирование – ограничение экспорта или импорта товара определенным коли-чеством или суммой на определенный промежуток времени.

2.Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельности через

Разрешения на экспорт или импорт товаров в  установленных количествах за

определённый  промежуток времени. 

3.Добровольное ограничение экспорта- количественное ограничение экспорта , основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или , по крайне мере, не расширять объёмы экспорта , принятого в рамках соглашения об установлении квот на экспорт.

Скрытые методы торговой политики –разнообразные барьеры нетаможенного

характера. В  их числе :

1.Технические барьеры- требование соблюдения национальных стандартов, полу-чение сертификатов качества  импортной продукции.

2.Внутренние налоги  и сборы – направлены на повышение внутренней  цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внут-ренем  рынке.

3. Политика в рамках государственных закупок- требование государственных ор-ганов к предприятиям покупать товары только у национальных фирм, даже если

эти товары дороже импортных.

4.Требования о содержании местных компонентов в производимых товаров , что-бы поддержать занятость в национальной экономике и ограничить импорт.

Финансовые  методы торговой политики.

Например, субсидии- денежные выплаты, направленные на поддержку национа-льных производителей и косвенную дискриминацию импорта. Субсидии могут быть внутренними и экспортными. В первом случае из государственного бюджета финансируется национальное производство товаров, конкурирующих с импорт-ными. Во втором – осуществляются бюджетные выплаты национальными фир-мами- экспортёрами , что обеспечивает возможность продавать  национальные товары иностранным покупателям по более низкой цене , чем на внутреннем рын-ке. К финансовым методам  относят также экспортное кредитование и демпинго-вую политику. Экспортное кредитование-выдача государственными банками национальным экспортерам кредитов под ставку процента ниже рыночной либо выдача государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны , предоставившей такой кредит. Демпинг-продвижение товаров на внешний рынок за счёт снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, суще-ствующего в этих странах.

Неэкономические методы регулирования  – правовые инструменты , изучаемые международным правом. На двустороннем уровне торговые отношения между странами регулируются двусторонними торговыми договорами и соглашениями, устанавливающими юридическую базу осуществления торговли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        3.Развитие мировой торговли на современном этапе.

На сегодня  международная торговля остается ведущей  формой международных экономических  отношений . Современной международной  торговле свойственны следующие  особенности, отражающие направление  и динамику  её развития:

1.Темпы роста международной торговли превышают  темпы роста мирового про-изводства и мирового ВВП. Такие высокие темпы её роста обусловлены рядом факторов- возникновением новых отраслей  и коренной реконструкции старых;

углубление международной  специализации и кооперации под воздействием НТР;

либерализацией  международной торговли – отменой  её количественных ограни-чений и  снижением таможенных пошлин; активным включением в мировую тор-говлю новых групп стран.

2.Преобладание развитых стран в экспорте и импорте товаров. На развитые стра-ны приходится около ⅔ стоимостного объёма мирового экспорта. Среди крупней-ших мировых экспортёров можно назвать США, Германию, Японию и Францию. На развивающиеся государства, в том числе и на страны с переходной экономии-кой, приходится соответственно ⅓ мирового экспорта. Крупнейшие экспортеры среди этих стран- Китай, Россия, Польша , Чехия, Венгрия, Сингапур, Корея,

Малайзия , Тайланд, Сянган. В большинстве случаев крупнейшие экспортеры яв-ляются и крупнейшими мировыми импортёрами.

3.Растущее участие в международной торговле международных интеграционных группировок, активное развитие внешней торговли государств, входящих в эти объединения.

4.Увеличение удельного веса развивающихся стран в мировой торговле, в первую очередь за счёт НИС.

5.Значительное расширение номенклатуры товаров, вовлекаемых в международ-ный торговый оборот. Этот процесс вызван , прежде всего, постоянно увеличи-вающийся дифференциацией отраслей промышленности.

6. Рост удельного веса продукции обрабатывающей промышленности и сокра-щение доли сырьевых и продовольственных товаров. В товарной структуре миро-вого экспорта  ¾ приходиться на продукцию обрабатывающей промышленности, и её удельный вес увеличивается. На сырьевые и продовольственные товары соот-ветственно около ¼ .

7. Специфическая динамика цен на продукцию, реализуемую на мировом рынке.

Цены на сырьевые товары подвержены резким колебаниям и характеризуются тенденцией к  понижению в периоды экономических  кризисов. Цены же на про-мышленые товары, экспортируемые преимущественно развитыми ,более стабиль-ны и нередко растут даже в периоды циклических спадов производства.

8. Основными субъектами международной торговли становятся ТНК.

9.Интенсивно развивается встречная торговля- ситуация, когда на мировом рынке

Информация о работе Особенности развития мировой торговли