Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:32, доклад
«Менталитет – это обобщённое социально-психологическое состояние народа, сложившееся в результате исторически длительного и достаточно устойчивого воздействия естественно-географических, этнических, социально-политических и культурных условий проживания на народ, возникающее на основе органической связи прошлого с настоящим. Складываясь и формируясь, вырабатываясь исторически и генетически, менталитет представляет собой устойчивую совокупность социально-психологических черт, их органическую целостность, определяющих многие стороны жизнедеятельности данной общности людей, проявляясь в их духовной и материальной жизни, в специфике их государственности и различных общественных отношениях.» - так, скучно слетало с моих губ сухое определение менталитета из какого-то словаря…
ЭССЕ Особенности российского менталитета
Ольга Свободная
Особенности российского
менталитета
и отражение их в произведениях Н.С. Лескова
«Для русского верить – значит жить».
«Русская душа ушиблена ширью, она не видит
границ…»
Н.А. Бердяев
«Менталитет – это обобщённое социально-психологическое
состояние народа, сложившееся в результате
исторически длительного и достаточно
устойчивого воздействия естественно-географических,
этнических, социально-политических и
культурных условий проживания на народ,
возникающее на основе органической связи
прошлого с настоящим. Складываясь и формируясь,
вырабатываясь исторически и генетически,
менталитет представляет собой устойчивую
совокупность социально-психологических
черт, их органическую целостность, определяющих
многие стороны жизнедеятельности данной
общности людей, проявляясь в их духовной
и материальной жизни, в специфике их государственности
и различных общественных отношениях.»
- так, скучно слетало с моих губ сухое
определение менталитета из какого-то
словаря… Эх! Как это непонятно, вот кажется,
все четко и ясно, но на самом деле – ни
о чем не говорит это определение. Менталитет
вообще и русский менталитет в частности
явления гораздо более тонкие и изучать,
и познавать эту материю из книг значит
- не узнать самого главного - истока, а
остаться в узких рамках стандартов и
штампов.
«Нет! Я пойду по другому пути!» - сказала
я себе и захлопнула толстый энциклопедический
словарь. Вот он МЕНТАЛИТЕТ вокруг меня,
стоит только выйти и оглянуться. Гулять,
так гулять! Я вышла из уютной квартиры
в море солнечного света и таких разных
и загадочных лиц… А вот вам и «менталитет»:
гулять, так гулять. Ведь это качество
присуще только русскому человеку – в
этом наша суть, наш смысл. В психологию
народа вошли и безграничность русского
государства, и безграничность русских
полей. Ах, как прекрасна наша необъятная
Родина. Всё время откуда-то из самой глубины
души исходит желание перейти границу,
размахнуться, развернуться, нарушить
какие-то правила. Такое стремление к размаху,
незнание меры проявляется почти во всём.
Это стремление заложено в нас изначально
бескрайними российскими просторами,
широтой и неограниченностью пространств.
Даже улица, по которой я иду, так и зовет,
так и манит дорога, так и хочется взять
и забыть все, и бросится в бесконечно
уводящую куда-то даль.
«Мы такую вечеринку закатим! Все обзавидуются!!!
Для такого случая никаких денег не жалко!...»
- долетел до моих ушей обрывок фразы из
разговора проходящей мимо пары. Знаете,
это как цепная реакция – вот услышал
что-то и это вызывает ряд ассоциаций.
В моей голове, где-то в подсознании выстроился
этот ряд, и я вспомнила рассказ «Чертогон»
Николая Семеновича Лескова. Там был замечательный
персонаж Илья Федосеевич, с которым всего
за один день случилось столько событий
очень метко характеризующих его, и так
ярко сейчас возник этот образ в моей голове;
а ведь он может стать замечательной иллюстрацией
нашей широкой русской души.
В образе Ильи Федосеевича представлена
та русская удаль, тот русский размах,
который выражается пословицей: гулять,
так гулять. Он едет к ресторану (где является
всегда постоянным желанным гостем), и
по его велению из ресторана выгоняют
всех посетителей и начинают готовить
все до единого блюда, указанные в меню,
на сто особ, заказывают два оркестра и
приглашают всех самых именитых особ Москвы.
О том, что Илья Федосеевич иногда забывает
о мере и может погрузиться в кутеж, автор
даёт знать читателю, приставив своему
герою «полуседого массивного великана»
Рябыку, который «находился при особой
должности» - для охраны дяди, для того,
чтобы было кому расплатиться. Гулянье
весь вечер шло полным ходом. Была здесь
и рубка лесов: дядя рубил экзотические
деревья, выставленные в ресторане, так
как за ними прятались цыганки из хора.
«Брали в плен» цыганок: летела посуда,
слышался грохот и треск деревьев. «Наконец
твердыня была взята: цыганки схвачены,
обняты, расцелованы, каждый – каждой
сунул по сторублёвой за «корсаж», и дело
кончено…»
Илья Федосеевич и все гости не скупились
на деньги, так как бросались друг в друга
дорогой посудой и приплачивали по сторублёвой
то там, то тут. «Для такого случая никаких
денег не жалко!...» - мысленно вернулась
я к мимолетом услышанному разговору.
Ничего не меняется! Русский народ всегда
гулял на широкую ногу, и так будет всегда.
Даже отсутствие порой денег, не останавливает
нас. Менталитет не позволяет обидеть
гостей, оставить их без «хлеба и зрелищ»!
Пожалуй, от широты и доброты души нашей
мы так гостеприимны и щедры… По окончании
вечера Рябыка расплатиться за весь этот
кутёж вместо дяди огромным количеством
денег - целыми семнадцатью тысячами, а
дядя лишь без всякого беспокойства, «с
успокоившейся и нагулявшейся душой»
сказал платить. Налицо вся широта русской
души, готовой прожигать жизнь насквозь
и ни в чём не ограничиваться: к примеру,
требование смазывать колёса мёдом, который
«в рот любопытнее».
Мягкие, еще не окрепшие весенние лучики
весеннего солнца согревают мое лицо.
Я вышла на широкий проспект в центре города…
Многолюдно, шумно. Я вливаюсь в быстротечное
движение человеческих мыслей и желаний
и внимательно вслушиваюсь в голоса…
«Авось жизнь наладится… Прости Господи
мои слова!... Пусть милует нас…» - эти обрывки
фраз глубоко запечатлелись в моей голове.
Наше стремление к размаху не дает нам
свободы, оно порабощает наши души. Русский
человек понимает, что дойти до наивысшей
ступени не может, но и остановиться ему
очень трудно. Поэтому он по какой-то внутренней
инерции растворяется в пространстве.
Не имеющий контроля и самодисциплины,
русский народ бушует в хаосе и хаос бушует
в нём.
Углубление в ту или иную область, желание
познать и прочувствовать приводят к тому,
что зачастую русский человек уходит в
духовный мир, его нет на поверхности жизни,
он всё время где-то внутри жизненных явлений.
Русский народ даже подвержен некоторой
опасности из-за со своей несостоятельности
в жизни мирской. А защиту народ ищет в
вере, он всё-таки продолжает верить в
жизнь с непробиваемой русской напористостью,
которую, собственно, трудно определить,
как жизненное явление – что такое русская
вера?
Идеал русского - святость, у него недостаточно
сильно осознание того, что честность
обязательна для каждого человека. Наша
вера никогда не просила у нас строгой
нравственной дисциплины, в ней мы ценим
ее огромную нравственную снисходительность.
Главное было не придерживаться высоких
нравственных принципов, а быть смиренным.
В сознании прочно укоренилась «установка»
на смирение, а не на отказ от греха - искупление
греха в будущем смирении и покаянии. Поэтому
русский человек решил, что он лучше будет
«смиренно грешить», чем «гордо совершенствоваться»
(Н.А. Бердяев «Судьба России»). Мы осознаем
свое преступление! Россия свята в том
смысле, что считает долгом поклоняться
святым и святому и получать прощение,
заступничество. Во все времена в глубине
души русский человек поклоняется не потому,
что благоговеет перед святым, а потому,
что в тайне ждёт прощения, если он согрешит.
Я снова мысленно вернулась к Илье Федосеевичу
из рассказа Лескова «Чертогон». Гулял
он так, как последний раз, ни в чём не отказывая,
и ни в чём себя не ограничивая. И потом
он послал взять коляску ко Всепетой(!)
– захотел «пасть перед Всепетой и о грехах
поплакать». И в своём покаянии русский
не знает меры – молится так, что его будто
бы за вихор рука божья поднимает. Илья
Федосеевич одновременно и от бога, и от
беса: «он духом к небу горит, а ножками-то
ещё в аду перебирает»… Что такое вера?!
Солнце клонилось к закату, легкий, но
уже прохладный вечерний ветерок аккуратно,
словно бы боясь повредить молодые листочки,
обнимал хрупкие ветви березок. Укромное
местечко в парке отдыха привлекло мое
внимание. Скамеечка, чуть больше отдаленная,
чем остальные от дорожки через парк, вечернее
время, тишина и покой…
«Отдыхаешь?!» - прервал мои, далеко улетевшие
мысли, ласковый и милый сердцу голос подруги.
Легкий и знакомый силуэт приблизился
и словно перышко опустился на скамейку.
Как давно мы не виделись и сколько нужно
сказать друг другу… Моя подруга самое
нежное и ранимое существо на земле, ее
постоянно хочется оберегать. Она очень
симпатичная и очень умная молодая особа.
Но пути Господни не исповедимы… «Знаешь,
- заговорила она, - мне сейчас так трудно,
я чувствую себя и подавлено, и приподнято…
Я совсем запуталась! Не знаю, что мне делать!
Я так привязалась к Игорю, но его любовь,
скорее тяготит меня, но уже не согревает.
Олечка! Ты бы знала, - с упоением прошептала
Надюша, - ты бы знала! Какого милого и доброго
человека я повстречала. Олечка, со мною
с такой нежностью еще никто и никогда
не обращался; - она закрыла глаза и с жадностью
втянула в себя весеннюю прохладу, - я…
не хочу обижать Игоря… я…я пойду на ВСЕ,
чтобы быть счастливой! Я этого достойна!!
– на мгновение ее лицо побледнело и озарилось
неистовой и страшной улыбкой, она резко
повернулась ко мне и сказала: Оля! Я пойду
на все ради своего счастья!»…
«На ВСЕ…» - крутилось в моей голове. Как
часто мы повторяем эту фразу! Русская
женщина с безумной страстью и беззаветной
преданностью любимому, пойдет за ним
на край света. Мои мысли снова унесли
меня в другую эпоху и моим глазам предстал
образ Катерины Львовны из повести Лескова
«Леди Макбет Мценского уезда». Молодая
(двадцати трех лет) жена богатого купца
Зиновия Борисовича Измайлова. В портрете
Кати выражены привлекательность и чувственность
героини: «по наружности женщина очень
приятная. <...> Росту она была невысокого,
но стройная, шея точно из мрамора выточенная,
плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой,
тоненький, глаза черные, живые, белый
высокий лоб и черные, аж досиня черные
волосы». Страстно полюбившая работника
Сергея, Катерина, боясь разоблачения
и разлуки с любимым, убивает с его помощью
свекра и мужа, а затем лишает жизни малолетнего
родственника мужа, Федю Лямина. Ее характер
невероятно силен. Поражает ее готовность
ради своих целей переступить через все
нравственные нормы. При ее привлекательности
и хрупкости она являет нам дикую бесчеловечность
- ожидающая ребенка от Сергея, хладнокровно
душит маленького Федю, совершая убийство
в канун великого христианского праздника
Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Но страшное возмездие ждет ее - она теряет
самое дорогое в жизни — любовь Сергея,
который на каторжном этапе сходится с
другой осужденной, Сонеткой. На переправе
Катя сбрасывает в реку Сонетку, топит
ее и тонет сама. У героини Лескова значимое
имя. Имя «Екатерина» по-гречески означает
«всегда чистая» и как бы олицетворяет
жертвенное начало в любви героини Лескова.
Отчество Кати подчеркивает твердость
и мужскую силу ее характера. Фамилия Измайлова
свидетельствует о черных, демонических
истоках страсти героини: «измаильтянами»
в древнерусской словесности назывались
восточные народы, исповедовавшие ислам.
…Даже любовь – такое светлое и чистое
чувство, мы склонны превратить в самое
болезненное и трагическое. Вот он наш
менталитет – во всей красе! …
Домой я вернулась, когда уже стемнело.
Все мое существо наполняли самые разные
чувства. Меня буквально разрывали мысли
и эмоции, полученные от сегодняшней прогулки.
Горячий кофе, мурлыкающий кот на коленях,
только я и мои мысли. «А «хорошо» это,
или «плохо» - русский менталитет?!» - спрашивала
я саму себя. За нашей сутью всегда стоит
что-то стихийное, хаотическое, дикое,
пьяное, однако, одновременно русский
народ совершенно искренне ищет защиты
у Бога и других святых. А простят ли нам
наши грехи?!! Мы люди стихии, минута господствует
над нашей жизнью, увлекая за собой и раскрывая
перед нами две какие-нибудь бездны. Мы
непременно бросаемся в крайности, восторг
и падение, разврат и благородные порывы
и низкие поступки поочерёдно, а то и вместе
врываются в нашу жизнь. И все это перемежается
со страстной жаждой жить и верить.
Передо мною снова пронеслись образы героев
Лескова и герои нашей современной жизни.
Их объединяют какие-то общие черты, проявляющиеся
то там, то здесь: широта, размах, безудержное
желание заглянуть в пропасть, упасть
в неё и стремление души к свету, к божественному,
в храм, только покинула она шумное гуляние,
непреклонность и желание любой ценой
добиться счастья.
Прожив сегодняшний день, я могу с уверенностью
вписать новое, «живое» определение в
тот словарь – менталитет русского человека
есть целостное, единое стремление народа
отдать свою жизнь другому и кинуться
в бездну грешной, мирской жизни, чтобы
познать ее самые страшные грехи, и потом
искупить их до последней капли крови
и познать покаяние, смирение и прощение.
Как дальновидны и как пророчественно
правы были наши классики! «Умом Россию
не понять «…» В Россию можно только верить…».
Так было, так есть и так будет всегда…