Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:45, курсовая работа
Цель настоящей работы: рассмотреть особенности социально-педагогической работы с детьми-сиротами.
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
- изучить социальное сиротство и его особенности в современном обществе;
- исследовать особенности социализации и социально-педагогической работы с детьми-сиротами;
- рассмотреть основные положения социальной политики Республики Казахстан по отношению к детям-сиротам.
Введение
Глава 1 Социальное сиротство и его особенности в современном обществе
1.1 Сущность сиротства, его причины и пути преодоления
1.2 Характеристика социальных детей-сирот разного возраста
Глава 2 Особенности социализации и социально-педагогической работы с детьми-сиротами
2.1 Государственная политика обеспечения прав детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Социализация как процесс становления социальных отношений. Проблемы вхождения ребенка-сироты в систему социальных отношений
2.3 Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами
Заключение
Список использованной литературы
Особенности социально-педагогической работы с детьми сиротами
Название: Особенности социально- | ||||||||||
Министерство образования и науки Республики Казахстан Кафедра социальной работы социальной педагогики КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: «Особенности социально-педагогической работы с детьми сиротами» Выполнила: ст-ка гр. Проверил: преподаватель Алматы - 2008 Введение Глава 1 Социальное сиротство
и его особенности в 1.1 Сущность сиротства, его причины и пути преодоления 1.2 Характеристика социальных детей-сирот разного возраста Глава 2 Особенности социализации и социально-педагогической работы с детьми-сиротами 2.1 Государственная политика
обеспечения прав детей, 2.2 Социализация как процесс
становления социальных 2.3 Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами Заключение Список использованной литературы Настоящая работа посвящена острой, актуальной и все еще мало разработанной теме – особенностям социально-педагогической работы с детьми сиротами. В некоторых исследованиях дается сравнительная характеристика развития детей, оставшихся без родительского попечения («Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения», 1995). Авторы очерков И.В.Дубровина, Э.Ф.Минкова, М.К.Бардышевская показали, что общее физическое, психологическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличаются от развития их ровесников, растущих в семьях. Темп психологического развития замедлен, имеется ряд негативных особенностей: ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения. Все это чревато серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека. Анализ состава детского
контингента в учреждениях Наше время дало новый термин «социальное сиротство», т.к. в детских домах до 50% детей имеют родителей, лишенных родительских прав. В исследовании Л.М. Шипицыной [24,с.6-8] выделены следующие причины сиротства: - ведущей причиной является
алкоголизм и наркомания - увеличивается число
«круглых» сирот из-за - увеличение количества
недееспособных родителей, в - увеличивается число детей, рождающихся вне брака (28% от общего числа родившихся). Ежегодно из-за разводов около 470 тысяч детей остается без одного из родителей. В 2000 г. вне брака родилось 354 тысячи детей и почти 22 тысячи внебрачных детей у матерей, не достигших совершеннолетия. - отмечается рост социальной
дезорганизации семей, Указанные причины социального сиротства фиксируют лишь последствия, конечную точку в сложном пути деградации семейной системы и человеческой личности, а как следствие этого процесса - невозможность растить своих детей, снижение родительской ответственности и даже злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка. Все вышесказанное подчеркивает актуальность и большую социальную значимость обращения к данной теме. Цель настоящей работы:
рассмотреть особенности Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи: - изучить социальное сиротство и его особенности в современном обществе; - исследовать особенности социализации и социально-педагогической работы с детьми-сиротами; - рассмотреть основные положения социальной политики Республики Казахстан по отношению к детям-сиротам. Объектом исследования является сиротство как проблема современного общества. Глава 1 Социальное сиротство и его особенности в современном обществе
1.1 Сущность сиротства, его причины и пути преодоления В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия - сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Сиротство - социальное явление,
обусловленное наличием в обществе
детей, оставшихся без попечения
родителей вследствие их смерти или
лишения их родительских прав, признания
родителей недееспособными, безвестно
отсутствующими и т.д. По отношению
к ним употребляется также
понятие «дети, оставшиеся без попечения
родителей» - это сироты, или те дети,
которые не могут более оставаться
с родителями, потому что те от них
отказались, из-за болезни родителей,
лишения родителей свободы, или
пагубного или Специалисты отмечают в динамике
сиротства негативные тенденции, а
именно увеличение среди них количества
детей со сложными, комплексными видами
отклонений, с трудностями в развитии,
в обучении и поведении. Обнаружилось
качественно новое явление - так
называемое "скрытое" социальное
сиротство, когда родители вроде
бы и живы, но ведут себя так, будто
ребенок выброшен из их жизни. К ним
относят детей, проживающих в
условиях безнадзорности и беспризорности.
Если раньше речь шла о социальном
сиротстве, то это касалось только неблагополучных
семей, например, пьянствовали родители,
то сейчас к этой категории относятся
семьи из наркоманов, семьи, попавшие
в трудную жизненную ситуацию,
в том числе и семьи с
отрицательным психологическим
климатом и неблагополучной Социологи установили круг причин
возникновения социального Полное государственное
обеспечение детей-сирот и Однако если судить по результатам эмпирических исследований и данным статистики, государственное содержание и государственная опека над сиротами, куда ныне вовлечены немалые денежные ресурсы, заняты сотни тысяч человек и функционируют тысячи всевозможных учреждений, далеко не во всем эффективны и выполняют возложенные на них функции. Государство неспособно справиться с сиротством в трех самых главных и самых болевых его точках, а именно: - В период появления сиротства (неблагополучные семьи, обнищание населения, духовный кризис общества); - В период прохождения повторной социализации ребенка в госучреждении (детдом, интернат); - В постинтернатный период - на выходе из системы госопеки и начала самостоятельной жизни. Проблема сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: "отказные дети", "казенные младенцы", "рожденные, чтобы быть покинутыми", вечные новорожденные" и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы. К сожалению, с каждым годом детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране становится не меньше. По данным на 1 января 2007 года выявлено около 51 тысячи детей такой категории. Из выявленных и учтенных детей, оставшихся без попечения родителей, около 33 тысяч переданы на опеку, попечительство и патронат, около 18 тысяч детей определены в государственные учреждения системы образования, здравоохранения, социальной защиты населения. В основном это дети-сироты, подкидыши, отказные и дети, чьи родители лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы, на длительном лечении.
Из общего числа лишь чуть более 3-х тысяч (19,4%) - это «круглые сироты». Остальные 13 тысячи (80,6%) - это социальные сироты при живых родителях (дети-подкидыши, отказные дети, дети, чьи родители лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы, на длительном лечении, в розыске). Распространение явления
сиротства в нашей стране обусловлено
комплексом особых условий и процессов
в обществе, характеризующих развитие
нашей страны на протяжении XX века и
связанных с революцией 1917 г., тремя
разрушительными войнами (первая мировая,
гражданская, Великая Отечественная),
террором 20-х-30-х годов, а также
последствиями перестройки И в в XXI веке проблема детей-сирот
приобретает еще большую В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях. Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу. Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.
Наиболее существенным признаком
последних лет стало Рост числа разводов является
одним из факторов, неблагоприятно
влияющих на судьбу детей. Все больше
становится семей, где детей воспитывает
один отец. Увеличивается количество
детей, рожденных вне брака. Материальные
трудности, суженный круг внутрисемейного
общения в неполной семье негативно
сказываются на детях. Они труднее
налаживают контакты со сверстниками,
у них чаще, особенно у мальчиков,
встречаются невротические Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей. Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте. Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается. Таким образом, в числе непосредственных причин сиротства назовем следующие: - смерть одного или обоих родителей; - добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью; - принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и т.д. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. · смерть родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции. К сожалению, дети-сироты, не
имеющие положительного опыта семейной
жизни, воспитывающиеся в Каковы же пути преодоления этого трагического, ставшего масштабным, социального явления? Назовем главные: 1. Стабилизация социально- 2. Возрождение духовной культуры нации. 3. Экономическая, 4. Возрождение, развитие
и пропаганда лучших 5. Реорганизация 6. Совершенствование системы устройства детей-сирот. 1.2 Характеристика
социальных детей-сирот В исследованиях отечественных
и западных психологов дается сравнительная
характеристика детей, оставшихся без
родительского попечения. Общее
физическое, психическое развитие детей,
воспитывающихся без попечения
родителей, отличается от развития сверстников,
растущих в семьях. У них отмечаются
замедленный темп психического развития,
ряд негативных особенностей: низкий
уровень интеллектуального Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними. Рассмотрим психолого- Дошкольный возраст. Дети
дошкольного возраста в сиротских
учреждениях отличаются пониженной
познавательной активностью, отставанием
в развитии речи, задержкой психического
развития, отсутствием навыков общения,
конфликтами во взаимоотношениями
со сверстниками. Замена семьи жизнью
в учреждении оказывает наибольшее
негативное влияние на ребенка в
первые семь лет жизни. Отсутствие единственного
близкого и значимого для ребенка
взрослого, вообще дефицит общения
со взрослыми не способствуют развитию
у ребенка чувства В исследованиях Н.Н.Авдеевой
показано, что дети из СУ значительно
позже начинают узнавать себя в зеркале,
они пугаются своего отражения и
начинают плакать. Можно предположить,
что развитие чувства самоиндентичности
у детей-сирот наступает По данным Т.П.Гавриловой,
кризис трех лет протекает у этих
детей в стертой форме, запаздывает.
Гордость за достижение – такое
личностное новообразование дошкольного
возраста – формируется у этих
детей дефектно. Наиболее отчетливо
проявляется недостатки развития эмоциональной
сфере. Дети с трудом различают эмоции
взрослого, плохо дифференцируют их,
имеют ограниченную способность
понимать другого, себя. Они конфликтуют
со сверстниками, не могут взаимодействовать
с ними, не замечают их бурных эмоциональных
реакций. У этих детей нарушается
представление о временных Младший школьный возраст. Дети школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сфере, часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умением и низкому качеству учения. Многие из них приходят в первый класс, значительно перерастая одноклассников. Как правило, им уже 7-8, а иногда и 10 лет. По данным исследований А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, дети 7-8 лет, пришедшие в школу из СУ, не умеют играть ни в сюжетно-ролевые игры, ни в игры с правилами, ни в игры драматизации, в которых дети импровизируют на темы любимых книг, мультфильмов, телепередач. Игры, в которые их сверстникам доставляют радость, удовольствие, недоступны им. Отсутствие игры в этом возрасте говорит об упущенных возможностях, которые вряд ли удастся восполнить. Желание обратить на себя внимание взрослого, заслужить его похвалу настолько велико у первоклассников из СУ, что оно лежит в основе готовности детей выполнять учебные задания учителя. В это время это сигнализирует об отсутствии адекватного отношения ученика к учителю, что отрицательно отражается на формировании полноценной учебной деятельности и развитии личности младшего школьника. Воспитанники СУ с раннего возраста живут в условиях дефицита общения со взрослыми. Ограниченное, большей частью групповое общение детей со взрослыми не предоставляется самостоятельности ребенку. Дети подросткового возраста.
Подростки характеризуются По данным А.Л.Лихтарникова,
у подростков, лишенных родительского
попечения, представления о счастливом
человеке и о счастье значительно
отличаются от представлений детей
из нормальных семей. Наиболее распространенными
ответами подростков из СУ показателем
счастья является: еда, сладости, игрушки,
подарки, одежда. Таким «вещные» характеристики
показывают, что даже у пятнадцатилетних
подростков игрушка является необходимым
атрибутом счастья. Обращение к
игрушке, позволяет подростку Опыт переживания одиночества подростками из СУ составляет 70%. Выход из состояния одиночества не видят только 1%, а остальные видят избавление от него в поиске друга, обретении семьи, достижении компромисса в конфликтных ситуациях, изменении эмоционального состояния. Способы такого изменения у многих подростков неконструктивны (например, выпить, покурить, пойти погулять…). При работе с подростками
из СУ следует учитывать часто
свойственное им состояние беспомощности.
Понятие «беспомощность» Юношество. Юношество характеризуются особым процессом социализации. Для них характерны следующие специфические особенности: - неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них; - нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства; - низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им; - слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним; - потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу; - неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержка с их стороны; - несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайшей цели: получить желаемое, привлекательное; - несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей ( еда, одежда, жилище, развлечения ); - низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания; - склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты. Юношество стоит на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, а с другой боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Это двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой. [14,с.66-80] В плане изучения специфических
особенностей формирования личности ребенка,
воспитывающегося вне семьи, имеют
не мало важное значения его стремления,
желания, надежды, профессиональные и
другие намеренья, т.е. его отношение
к своему будущему. Одна из обязательных
потребностей человека – определения
своего места в жизни, осознание
своей личной значимости, собственного
Я. Многие психологи подчеркивают, что
развитию личности прежде всего способствуют
осуществлению задач будущего «Направленность
личности на чрезмерно конкретное будущее
может с большой долей На каждом возрастном этапе
жизни ребенок требует особого
подхода. Переход от одного возрастного
этапа к другому 2.1 Государственная
политика обеспечения прав В настоящее время в
структуре различных Так, в структуре Министерства образования и науки Республики Казахстан находятся 722 интернатные организации для детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с охватом 79674 детей. В системе здравоохранения функционируют 26 домов ребенка с охватом 2105 детей. В системе социальной защиты функционируют 19 домов - интернатов для детей-инвалидов с охватом 1294 детей. В правоохранительной системе функционируют 18 центров временной изоляции и реабилитации несовершеннолетних с охватом 9883 детей. Деятельность этих организаций направлена на достижение единой цели: сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья воспитанников. При этом задачи вышеуказанных организаций разные и предполагают оказание социальных, медицинских, правовых и прочих услуг по определенной специфике, присущей данным организациям. Отсутствие единых подходов, скоординированности действий не позволяет реализовать защиту прав ребенка, оказавшегося по различным причинам в подобной организации. В детских домах и интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживают 18198 несовершеннолетних. Сегодня в республике функционируют 6 детских деревень семейного типа, 23 дома семейного типа. Всего 17,4% из числа проживающих в них детей являются сиротами, большую часть детей, нуждающихся в защите государства, составляют социальные сироты, чьи родители лишены родительских прав, находятся в местах заключения или тяжело больны. Рост числа детей этой категории ведет к увеличению количества организаций для детей-сирот: домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д. В сравнении с 2001 годом их число возросло на 40 единиц, а число детей в них - на 63,6%. Как показывает анализ, во многих странах Западной Европы долгосрочное воспитание детей в подобных организациях уступило место их краткосрочному содержанию в специальных организациях (приютах) с последующим воссоединением ребенка со своей семьей или передачей в семью, взявшую его на воспитание. В качестве причин, послуживших резкому сокращению масштабов использования в Европе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, называют изменение взглядов на права детей в обществе, повышение стоимости воспитания на базе стационарных учреждений по сравнению со стоимостью семейного воспитания, недоверие со стороны общества и невысокие результаты работы организаций данной формы социального обеспечения. Поэтапное сокращение организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является необходимой мерой для успешной социальной адаптации детей данной категории. Действенным механизмом реализации данного процесса является устройство воспитанников в семьи граждан или создание условий, приближенных к семейным. С 1999 года по 2007 год на усыновление (удочерение) гражданам Республики Казахстан передано 20001 ребенок, родственникам-иностранцам - 347, иностранцам - 6014 детей. С 1999 года по 2007 год переданы под опеку и попечительство в семьи граждан Республики Казахстан более 31 тысячи детей. Однако в настоящее
время не определена норма о назначении
и выплаты опекунам и попечителям
пособия на содержание ребенка, оставшегося
без попечения родителей, что
сдерживает процесс передачи детей
из детских домов в семьи Одним из механизмов процесса
сокращения организаций для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, должно стать расширение
системы патроната, являющегося
формой альтернативного воспитания,
позволяющего сократить число воспитанников
детских домов. В настоящее время
патронатным воспитанием 2.2 Социализация
как процесс становления Рассматривая особенности социализации детей сирот, необходимо разобраться прежде всего в наиболее общих подходах к этому явлению. Под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности, какой – либо группы людей, организации. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируется качества личности. Для человека социальные отношения является той средой, в которой он реализует свои потребности, где он приобретает главные черты, отличающие его от других обитателей Земли. Существует два подхода
к понимании сущности социализации,
различающими представлениями о
человеке и его роли в процессе
собственного развития. Так одни исследователи
указывают, что содержания процесса
социализации определяется заинтересованностью
общества в том, чтобы его члены
успешно овладевали общественными
ролями, могли участвовать в Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы, культурные ценности общества в единстве с проявлением своей активности, саморазвитие, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, а активно участвует в процессе социализации, а влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства. Именно второй подход наиболее соответствует современному гуманистическому мировоззрению. Социализируясь, человек не только обобщается опытом, но реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и на окружающих людей. Человек не играет пассивной роли в своем социальном становлении. Он имеет определенные задатки, у него формируется индивидуальность, он активен в освоении своего социального опыта. По – этому можно говорить о том, что все люди, усваивая вроде бы одновременно общий для всех социальный опыт, делают это каждый по своему. Процесс социализации существенным
образом зависит от тех норм, принятых
в обществе, которые регулируют требования
предъявляемые обществом На социализацию человека влияют ряд факторов, требующего от него определенного поведения и активности. Первая группа – макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в определенных странах. Вторая – мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село), по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье, кино и др.) Эти факторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через микрофакторы; к ним относятся: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых происходит социальное воспитание (учебные, профессиональные, общественные, частные и др.). Влияние микрофакторов на развитие человека осуществляется через агентов социализации, т.е. лиц, во взаимодействии, с которыми протекает его жизнь (родители, братья, сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя). Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений – мир отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей. Это роль семьянина, политика, роль жителя села, города и т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Окружение человека играет громадную роль. От того, в каких отношениях с окружающей средой он находится, зависит формирование личности. Только активно и полноценно участвуя в системе социальных отношений, усваивается роли, которые приходится исполнять в жизни, вырабатывается свое отношение к этим ролям, появляется человек как социальный феномен. Подготовка человека к
реализации той или иной роли может
быть осуществлена только после представления
человека об этой роли («образ» роли).
Такие представления Для ребенка, который воспитывается вне семьи, микрофакторы социализации имеют другую иерархию, чем микрофакторы для ребенка, воспитывающегося в традиционных условиях семьи. Наиболее значимыми агентами социализации для него выступают коллектив, сверстники, воспитатели детского дома и т.д. При этом должно происходить социальное самоопределение – выбор детьми – сиротами своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающей их включенность в эту систему на основе сформировавшихся интересов и потребностей. Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть совершенно различные. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет окружающий социум. В связи с ограничением
социальных контактов детей-сирот
процесс их социализации затруднен.
Существенным образом он зависит
от тех норм, принятых в социальном
окружении ребенка, которые регулируют
требования к нему и обеспечивают
формирование его личности. Воспитанник
детского дома прежде всего воспринимает
складывающиеся отношения между
детьми и взрослыми в этом типе
воспитательного учреждения как
эталонные нормы отношений, при
этом в качестве такой нормы выступает
особое положение детей-сирот в
обществе, что в какой-то степени
деформирует восприятие этими детьми
других социальных норм и создает
трудности для адекватного Особое значение для социального развития ребенка имеет процесс формирования его ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального и духовного порядка. Ценностные ориентации обнаруживаются в идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Ценностные ориентации у детей-сирот существенным образом отличаются от ценностных ориентаций детей, обучающихся в обычной школе. Исследование советских психологов свидетельствуют о том, что главной ценностью они считают силу, которая способна его защитить. В процессе социализации решаются три группы задач: адаптация, автомизация и активизация личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в тоже время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. Социальная адаптация
предполагает активное приспособленние
индивида к условиям социальной среды,
а социальная автомизация - реализацию
совокупности установок на себя; устойчивость
в поведеннии и отношениях, которая
соответствует представлению Процесс социализации (включения ребенка в систему социальных отношений), даже при благоприятным стечением обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков,требующих совместных усилий взрослого и ребенка. Если сравнить процесс социлизации с дорогой, по которой должен пройти ребенок из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается четкими дорожными указателями, на ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками. Под трудностью социлизации понимается комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих трудностей является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям. Трудности овладения социальной ролью возникают чаще всего тогда, когда ребенок не информироан об этой роли, либо информация носит ложный характер, либо у ребенка нет возможностей попробовать себя в данной роли (отсутствие условий для социальных проб). Трудности социлизации могут
быть связаны и с тем, что внутри
социума наблюдается "размытость"
образов ролевого поведения (например,
стираются границы между В связи с этим у ребенка периодически с необходимостью встает задача самоопределения, как по поводу содержания самой социальной роли, так по поводу способов ее воплощения. В условиях воспитания в детском
доме трудности, с которыми сталкивается
ребенок в процессе социализации,
удваивается. Это происходит потому,
что сама организация жизнеспособности
детей в детском доме устроена
таким образом, что у ребенка
формируется преимущественно Иными словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют "быть сиротой", т.е. надеяться на покровительство, обладают "выученной беспомощностью", не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы. У детей практически нет
собственного личного пространства,
где ребенок мог бы уединиться.
В редких случаях личным пространством
может считаться стена над
кроватью, которую ребенок может
украсить по собственному усмотрению,
и тумбочка с личными вещами, порядок
и содержимое которой контролируется
воспитателем. Жизнь в детском
доме, устроена таким образом, задает
вынужденную публичность В детском доме жестко регламентирован режим проживания (когда следует вставать, принимать пищу, играть, учиться, спать и т.д.), не позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка. Таким образом, условия проживания ребенка в детском доме не дают ему возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с динамикой собственных потребностей. Это может приводить к затруднениям в формировании способностей, к не осознанию собственных актуальных состояний. Такой ребенок с трудом будет отвечать на такие важные для развития самоопределения вопросы, как: "чего я сейчас хочу?", "какой я сейчас?". В качестве компенсаторного механизма в данном случае начнет функционировать психологического слияния со средой ("Я хочу того, чего хотят от меня другие"), что ведет к утрате границ собственного "Я". Постоянное включение ребенка в систему вынужденных контактов размывает границы личного пространства, что делает принципиально невозможным уход ребенка в собственный мир для восстановления психоэмоционального ресурса. Для детей с инвертированной
направленностью психики (замкнутых,
малообщительных, истощающихся от постоянных
контактов с другими) возможность
ухода в свое пространство является
единственным способом для полноценного
энергетического Организация жизни в детском доме задает ребенку четко очерченные социально-ролевые позиции (ученика воспитанника). Ограничен как сам набор этих ролей, заданных извне, так и вариативность действий внутри этих ролей. Находясь, длительное время только в рамках этих позиций, ребенок теряет возможность к проявлению индивидуальности и свободному самовыражению, что и не позволяет ему в конечном итоге обрести опору в самом себе. Для овладения всем спектром собственной "самостоятельности" ребенку необходимо освоение ролевых ролей, которые задаются ситуацией свободного спонтанного взаимодействия, где снимается страх оценки, страх несоответствия и провоцируются творческие потенции. В детском доме игровая
деятельность детей организуется воспитателями
и чаще всего носит тот же регламентированный
характер. Большинство между взрослым
и ребенком, где взрослый задает
правила игры, сюжет, распределение
ролей и сам вступает в качестве
оценивающей фигуры, владеющей критериями
для определения результатов
игры. Присутствие воспитателя, выступающего
в роли арбитра, смещается мотив
игры с процесса на результат, выхолащивая
смысл играния, фактически превращая
его в обычную обучающую Застреванию ребенка в
инфантильной позиции способствует
особый тип взаимодействия с ним
взрослых (воспитателей, педагогов), преобладающий
в большинстве детских домов.
Такой тип взаимоотношений В одном случае при контакте с ребенком у воспитателя преобладает позитивная эмоциональная поддержка любого действия ребенка. Воспитатель использует очень много уменьшительных, ласкательных обращений, присутствует слащавая похвала, чересчур бурная радость по типу: "О! Да! Как хорошо! Замечательно! Молодец! Умница!". Такой стиль взаимодействий
может восприниматься педагогами как
проявление милосердия, гуманистического
подхода в воспитании компенсации
недостатка эмоционального тепла и
т.п. Однако все это ведет к
вытеснению негативных чувств (главным
образом агрессии) при естественном
недовольстве результатом, полученным
ребенком, а вытесненная агрессия
по всем психодинамическим законам,
в конце концов найдет ту или иную
форму проявления - от психосоматических
симптомов до реального неконтролируемого
поведения самого воспитателя. Ребенок
же застревает в инфантильной эгоцентричной
позиции. При смене данного типа
отношений на противоположный, например,
отношения доминирования Условия организации жизни
деятельности детей в детских
домах создают внешние Наиболее серьезным следствием
сиротства является утрата "базового
доверия к миру", без которого
становится принципиально невозможным
развитие таких важнейших Без этих новообразований
ребенок не может стать собственно
субъектом межличностных Слияние блокирует, а иногда
делает вовсе невозможным развитие
автономности ребенка, его инициативности
и ответственности за свое поведение.
Слияние возможно с конкретным человеком
(воспитатель, родитель, учитель и
т.д.), а также с группой людей
(хорошо известное детдомовское "мы").
В более поздних возрастах
действие этого механизма может
провоцировать формирование алкогольной,
наркотической или Можно предположить, что утрата
базового доверия к миру, неизбежно
возникающая у детей, воспитывающихся
в условиях депривации, как следствие
разрушения телесного, зрительного
и звукового контактов с Трудности социализации, как правило, порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процессам, т.е. социальный конформизм или гипертрофированную автономность, т.е. полное неприятие норм отношений, складывающихся в социуме. Вследствие последствий аномальной социализации необходимо назвать такие явления, как социальный аутизм (отстранения от окружающего мира), отставание в социальном развитии. 2.3 Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами Социальная адаптация
представляет собой один из механизмов
позволяющих личности активно включаться
в различные структурные Трудовая и бытовая
адаптации выпускников Социальная адаптация
– это непрерывный Успех подготовки детей-сирот
к самостоятельной жизни Важнейшим звеном системы, является
воспитательная работа, которая в
комплексе с учебной, помогает достичь
желаемых результатов. В ходе воспитательной
работы, таким образом, расширяется,
дополняется трудовое, нравственное,
эстетическое воздействие на ребёнка.
Система работы во внеурочное время
не должна копировать уроки СБО, у
неё свои задачи, формы и методы.
И, тем не менее, исходя из того, что
все звенья работы должны, быть взаимосвязаны,
следует в процессе повседневной
практической жизни детей повторять,
закреплять и расширять знания, полученные
в ходе учебного процесса, автоматизировать
имеющиеся умения и организовать
приобретение новых, формировать у
воспитанников полезные привычки, эталоны
поведения, оценочное отношение
к различным жизненным Программа по социально–бытовой ориентировке должна служить для воспитателя ориентиром при отборе материала, определении тематики, объёма и последованности работы; воспитатель должен придерживаться того же, что и учитель, уровня требований, предъявляемых к выполнению учащимися хозяйственно – бытовых и других заданий, к соблюдению их правил поведения, санитарно – гигиенических правил, т.е. он организует повседневную жизнь детей с учётом ими усвоенного, постепенно повышая уровень требований. Успеху способствует также заранее спланированная совместная деятельность учителя и воспитателя в подготовке и проведении различных мероприятий; конкурсов, праздников. Воспитатели продумывают сценарии этих праздников, вместе с воспитанниками группы, подбирают конкурсы, интересные игры, загадки, дети готовят различную выпечку, делают салаты, бутерброды и т.д., т.е. используют знания, полученные на уроках СБО. Основная цель социальной
адаптации – помочь детям приобрести
жизненный опыт, занимаясь различными
вещами деятельности, выработав у
воспитанников достаточный Можно выделить основные направления работы по социальной адаптации: - «Безопасность жизни». Дети усваивают при изучении правил поведения на дорогах и при ДТП, они учатся пользоваться электроприборами, спичками, получают понятия о легковоспламеняющихся материалах, как вести себя в близи открытых водоёмов, на льду зимой, при сигналах «Пожар»; - «Жилые помещения». Даёт детям возможность освоить приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка в доме, создание уюта, овладеть навыками пользования бытовой техникой. Для поддержания интереса детей, можно ввести постоянно действующий конкурс на «лучшую спальню», спальни проверяются каждый понедельник, итоги проводятся на линейках, по окончанию четверти, учебного года. «Лучшие спальни» награждаются. - « Культура поведения». Дети учиться правилам культурного общения со знакомыми и не знакомыми людьми, правилами поведения в общественных местах, им сообщают знания о семье и семейных отношениях. - «Одежда и обувь». Формирует у детей привычку носить удобную, чистую обувь, одежду, правильно ухаживать за ними, своевременно чинить одежду и обувь в домашних условиях и мастерских. - «Ориентирование в окружающем». Это умение ориентироваться в школьном и внешкольном пространстве – городе, в незнакомом районе, умение пользоваться транспортом, приобретать необходимые товары, обращаться в организации обслуживающие население. В освоении этого направления большое значение надо придавать экскурсиям на почту, швейную фабрику, департамент гражданства, и другие. - «Отдых и досуг». Воспитание у детей умение занимательно и интересно для себя организовать свободное время. Для этих целей в сиротском учреждении должны быть комнаты отдыха, хорошо оборудованные. - «Охрана здоровья». Привитие детям привычки соблюдать личную гигиену, режимные моменты, своевременно принимать меры, уберегающие от травматизма и распространения инфекционных заболеваний. Медиками должны проводится по возрастным группам беседы о личной гигиене, о половом воспитании, венерических заболеваний, о СПИДе. - «Питание». Это умение сервировать обеденный стол, убирать стол после приёма пищи, ухаживать за посудой, соблюдать правила поведения за столом, готовить некоторые блюда, придерживаясь санитарно – гигиенических правил и техники безопасности. Большую работу надо проводить по привитию культуры поведения в столовой, при приёме пищи, учить пользоваться ножом и вилкой. - «Природа» - дети усваивают приемы содержание животных и ухода за растениями в доме, знакомятся с лечебными свойствами растений и использованием их в быту, учатся принимать необходимые меры при стихийных бедствиях. Большое внимание уделяется экскурсиям в лес, должны проводится беседы о сезонных изменениях в природе, вестись наблюдения за этими изменениями, учить детей давать правильную характеристику погоде, изучать животный и растительный мир Казахстана. - «Наша Родина - Казахстан». Основная цель этого направления работы интерната культурная и языковая интеграция в казахстанское общество. Дети знакомятся с народной литературой, сказками, разучивают казахские и русские игры, хороводы, танцы, знакомятся с денежными единицами Казахстана, узнают о людях, чьи портреты изображены на денежных купюрах. Знакомятся с казахстанскими государственными праздниками, устройствам нашего государства, столицей Астаной, с государственной символикой. Фомы работы по этим направлениям различны, как групповые, так и индивидуальные. Главное, чтобы каждый ребёнок овладел жизненно необходимыми знаниями и умениями – познавательными коммуникативными, нравственными, эстетическими, трудовыми. В систему воспитательных занятий входят разнообразные виды практической деятельности, которые формируют знания и умения; помогающие воспитанникам находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, уметь объяснить свои действия, умение находить выходы из жизненных ситуаций. Подводим итог. В результате неблагоприятных условий, в которых ребёнок-сирота оказался по независящим от него обстоятельствам, он не может пользоваться своими социальными правами в равной мере с детьми, воспитывающимися в домашней среде. Являясь объектом воздействия со стороны ряда социальных институтов, сирота в то же время оказывается в положении у «семи нянек...». В системе объектных отношений в связи с формальным выполнением обязанностей воспитателями и педагогами детского дома, безответственной позицией собственных родителей, жёсткой силовой системой взаимодействия со сверстниками воспитанник сиротского учреждения зачастую становится жертвой воспитательных издержек. Специфическая структура взаимоотношений с социальным окружением вырабатывает в нём черты характера, затрудняющие адаптивный процесс: конформность, безынициативность, уход от решения насущных проблем, отсутствие значимых жизненных целей и т.д. В сфере субъектных отношений
характер взаимодействия с ближайшим
социальным окружением также накладывает
свой отпечаток. Выступая в этом случае
как субъект воздействия, т.е. активная,
самообразуюшая личность, сирота в
поведенческих действиях ещё
раз отчётливо демонстрирует
зависимость от своей социальной
среды, которая регламентирует его
возможности в области Таким образом, можно утверждать,
что жизненный путь ребёнка, попавшего
в сиротское учреждение, в значительной
мере предопределён на всём протяжении
и проходит под знаком пагубного
в целом воздействия Наиболее приемлемым способом
предохранить сирот от подобных последствий
общественного воспитания должно быть
приближение образа жизни в сиротских
учреждениях к образу жизни семьи.
Уместны различные варианты решений,
воспроизводящих модель семейных отношений:
семейные группы в рамках детского
дома, семейные детские дома, приёмные
семьи. Наконец, наиболее предпочтительная
форма — институт усыновления, в
рамках которого необходима правовая
либерализация, упрощающая процедуру
попадания сирот в семью или
к одиноким людям. Наряду с облегчением
этой процедуры представляется желательным
повсеместно внедрять в практику
отбора будущих родителей Представляется весьма важным,
что указанные структурные 1. Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни./ Вопросы психологии. 1996.- №4 2. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. СПБ: Речь, 2001.- 216 с. 3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 440 с 4. Дети социального риска и их воспитание./ Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. СПБ.: Речь, 2003.-144 с. 5. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: М, Просвещение, 1994.-223с. 6. Комплексное сопровождение детей-сирот./ Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. Материалы научно-практической конференции. СПБ., 2003.-93 с. 7. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М.Шипицыной и Е.И.Казаковой.-СПБ., 2000.- 108 с. 8. Корчак Я. Детский дом; уроки прошлого. М. 1990.- 9. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1966. 10. Лазутова М.Н. Республика Шкид становится Атландидой / Комсомольская правда, 1994. 21 сентября. 11. Лиханов.А. Дети без родителей: М; Просвещение, 1987.-271 с. 12. Личностное и профиссиональное самоопределение воспитанников детского дома. Уссурийск, 2002.-87 с. 13. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1991.- 223 с. 14. Мастерство психологического консультирования. ( Под редакцией А.А.Бадхена, А.М.Родиной )- СПБ, 2002.- 184 с. 15. Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: М. – 2002. – 256 с. 16. Павлова В.А. Семейная форма воспитания детей-сирот. СПБ, 2003-52 с. 17. Прихожан А.М, Толстых Н.Н. Дети без семьи: М; 1990.-160 с 18. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Работа психолога в учреждения интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей / Рабочая книга школьного психолога. М.; Просвещение, 1991.-374 с 19. Психическое развитие воспитанников детского дома./ Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской; М.: Педагогика, 1990.-264 с. 20. Раттер Майкл. Помощь трудным детям. М, 1999.-432 с. 21. Скибинский.С.Я. Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми, оставшимися без попечения родителей. Автореф.канд.дис. СПБ.-1997с. 22. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А.Галагузовой. –М 2000.-416 с. 23. Трошихина.Е.Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности и психическую адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью. Автореф.канд.дис. СПБ.-18 с. 24. Шипицына.Л.М., Иванов.Е.С., Виноградова.А.Д., Коновалова.Н.Л., Крючкова.Л.Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации.; СПБ., 1997.-160 с. 25. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Медодика работы с детьми «группы риска». М.: 2001.-128 с. 26. Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2007 года № 1245 Об утверждении Программы «Дети Казахстана» на 2007 - 2011 годы» 27. Концепция де-институализации детей-сирот и детей, оставшихс |
Информация о работе Особенности социально-педагогической работы с детьми сиротами