Содержание:
Введение.
Понятие социального отчуждения.
Сравнительный анализ.
Влияние времени на понятие.
Отчуждение и религия.
Мнения великих людей об отчуждении.
Нравственность и отчуждение.
Отчуждение в России.
Проблемы современного общества.
Труд и отчуждение.
Заключение.
Рассматривая понятие социального
отчуждения, мы должны обратиться к
его истокам. Понять в какой момент
оно зародилось и с чего началось.
Нужно задаться вопросом – стоит
ли рассматривать отчуждение, как
феномен исторического процесса,
особо акцентируя аспект истолкования
связи исторического развития и
отчуждения. Существование и функционирование
отчуждения, по-видимому, зародилось в
давние времена, еще в философии
античности. Ее возникновение –
это осмысление философами спорных
взаимоотношений людей и общества,
возможностей и итогов его деяний.
Многие античные и христианские философы,
выходили на проблему отчуждения в
своих работах. Особенность античной
и христианской философии - это отступление
от привычной терминологии относительно
рассматриваемой проблемы, потому что
разговор тут идет о постепенном
обнаружении присутствия отчуждения.
Посмотрев на философию Нового времени,
можно заключить приобретение «отчуждением»
своего статуса. Основные мысли складываются,
как определенное философское понятие
там, где вправду тяжело не приметить присутствие
отчуждения – это исследование общественно-политической
проблематики страны и личности. И находится
она в работах философов-просветителей.
Наиболее важной идеей заявляет о себе
идея об обратном воздействии соц. университетов
и воздействие на людей. По другому говоря,
соц. университеты и взаимоотношения,
рожденные деятельностью человека, обретают
отстраненную самостоятельность и средствами
этого возможность воздействовать на
человека плохим образом. По мнению
многих источников, социальное отчуждение
характеризуется, как негативный процесс,
связанный с развитием техники, новых
технологий и культуры в целом. Развитие
европейской культуры в 20в. былo отмечено
не только усилением традиционных, но
и активным проявлением и усовершенствованием
новейших обликов соц. отчуждения, почти
не ведомым культурам прошлого. Разные
обличия соц. отчуждения взаимно проникают
один в другого, что подводит к тому, что
отчужденный субъект медленно, но довольно
прогрессивно утеривает присущиеие для
негo субъектные привычки, следовательно
и само воздействие отчуждения больше
не осoзнается им. Субъект как бы «теряется»
в социальной среде, «одевая» на себя определенную
социальную роль. По словам русского человека,
занимающегося данной проблемой А.И. Пигалева,
«электронные средства массовой коммуникации
включаются в систему вещного опосредования,
ибо возникают как её продукт и необходимый
элемент. Вещные отношения не отменяются,
но существенно модифицируются, создавая
новый, «клишированный» способ социального
контроля, как формы культуры». Но действительно
ли это проблема? Современное общество
буквально подталкивает человека к отчуждению.
А отсутствие сопротивления является
показателем позитивного восприятия.
Появление технических усовершенствований
позволяет закрыться в собственном я.
Позволяет спрятаться за экраном монитора,
и в то же время, не чувствовать себя при
этом одиноким. Одиночество и неведение
– то самое, что толкает человека на контакт.
А за его отсутствием (одиночества) выходить
из тени не обязательно. Человек зависим
от социума и, лишь на неделю выключенное
электричество, приведет к резкому уменьшению
социальной отчужденности. Конечно это
не вариант борьбы. Скорее попытка доказать,
что на 70% социальное отчуждение зависит
от техники. Отчуждение, по моему мнению,
лишь в некоторых аспектах является чем-то
отрицательным, а в целом это естественный
процесс протекающей в каждом из нас. Например,
в буддизме – это лишь форма самопознания,
к которой наоборот призывают стремиться.
Уходя в ретрит, (англ. retreat [ri'triːt] — «уединение»,
«удаление от общества», рус. лит. «затвор»)
человек пытается самосовершенствоваться.
То есть понятие социальное отчуждение
также зависит от общества, в котором оно
воспринимается. Западный подход абсолютно
отличен от восточного, что так же можно
назвать социальным отчуждением. Проблема
духовности личности, как последствие
одоления им нравственного отчуждения,
обладает долгой историей его переосмысления
в разных концепциях. В основном, нравственное
отчуждение обдумывалось в форме религии,
как отчуждение существования человека
на земле от божественного начала, его
устранение предусматривалось в соединении
с Творцом в «спасительной вере». Сам апостол
Павел в «Послании к римлянам» сказал
о природе отчуждения, как о нравственном
споре между духовным законом и законом
тела: «Ибо не понимаю, что делаю; потому
что не то делаю, что хочу, а что ненавижу,
то делаю... желание добра есть во мне, но
чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго,
которого хочу, не делаю, а злое, которого
не хочу, делаю». (Римл. 7:15,18-19). Рассмотрим
греховность, как рассматривают ее верающие
в Христа. Воскресные собрания призваны
соединять людей в единой молитве единому
Богу. Попытка приравнять всех. И, я считаю,
большим достижением религии возможность
удержания такого количества верующих
подле себя. Более того, церковь считает,
что возможность пребывания человека
в след за Адамом – иначе, грех, порочность,
ущербность, утрата «целомудринного бытия»
(С. Булгаков). Многие религии, культуры
и сообщества созданы в попытке объединения
людей. Углубившись в эту проблему, мы
увидим, что уважение чужих верований
есть проявление истинного добра. Религии
всего мира созданы для того, чтобы объединять.
А люди, не понимая этого, объявляют инаковерцев
врагами, создавая разрозненность культур
и, порождая социальное отчуждение. Проблема
отчуждения («греховности») людей от Бога
в христианской культуре очень тесно сопряжена
со злом. Если верить общеизвестным христианско-философским
учениям социальной основой обладает
лишь, а зло, всего лишь часть небытие,
отколовшаяся часть. А.П. Скрипник говорит:«Мир
в целом – благой и прекрасный, а зло в
нем существует только относительно: в
виде недостатка, отсутствия, отрицания,
небытия. В полной картине жизни не только
неугодные вещи обладают местом, типа
грязи, гнили, уродства, но и моральное
зло в собственном смысле – грех и грешники.
Греховность и порок, дурные сами по себе,
существуют для того, чтобы укрепить веру
и добродетель». В восточных религиях
тоже призывают созерцать и воспринимать
«недостатки», как нечто неотъемлемое.
В буддизме, например, есть учение, в котором
перед верующими кладут труп человека
и они созерцают его до момента распада,
стараясь понять, что это не «отвратительный
труп», а естественное состояние, которым
не надо брезговать. Христиане воспринимают
отчуждение через легенду об изгнании
Адама и Евы из рая. На основе этого, можно
судить, что отчуждение воспринимается
людьми, как отделение от творца, и став
почти естественным состоянием индивида,
приносит страдания и разочарования в
его жизнь. Жизнь людей (нравственная
тоже) приобретает оттенок лживости, не
подлинности. Жизнь без Бога означает
грех (в данном контексте). Ужасное бытие
такого индивида отлично изобразил Достоевский
в своих рассуждениях «подпольного» человека.
Такой человек не может определиться как
личность, находится в постоянном поиске
и недоумение на счет себя самого и своего
характера. Такой человек не имеет свойств.
Разум для такого человека находится на
заднем плане, он не привык руководствоваться
им. Действует так, как ему велит скорее
конкретная ситуация. Даже обыкновенная
жизненная выгода его не прельщает. Это
исток анархического поведения. «Свое
собственное, вольное и свободное хотенье,
свой собственный каприз, своя фантазия
– вот... самая выгодная выгода». Если рассматривать
данное отчуждение «По моей воле», то с
точки зрения христианства и, кстати, Достоевского
, то это приравнивается к такому греху,
как лож. Религия, как уже говорилось выше,
при глубоком воздействие на человека
отделяет его от общества. Недопонимание
среди окружения из-за споров на тему религии
уводит во тьму, одиночество и затворничество.
Религия, при неправильном ее истолковании
подавляет собственное я и заставляет
жить по правилам. Я не осуждаю глубоковерующих
людей, а лишь привожу пример отделения
индивида от общества за счет религии.
Отстраненный от реальной жизни человек
у Достоевского не может по настоящему
любить. Взаимоотношения с Елизаветой
(жестокие и унизительные для нее) оговаривает
своей «больной совестью» и «несчастным
сознанием» (по выражению Гегеля). Отчуждение
его от Елизаветы – есть отчуждение от
всевышнего, моральных ценностей и «дешевого
житейского счастья». Абсолютное моральное
перерождение нрава индивида указан символами
«Превращение» Ф. Кафки. Его жизненные
принципы отличны от христианских у Ф.М.
Достоевского. Он (Кафка) уверен в безграничной
силе и универсальности злых порождений
в мире. Индивид должен сам прийти к творцу,
а если ему пока это непостижимо, то он
находится в отстраненном состоянии (но
все это происходит по воле Бога). Но способ,
с помощью которого человек приходит к
Богу и есть, то самое благо Божье. В.Н.
Шердаков говорит : «Миф о грехопадении,
в превратной форме, как нам представляется,
отразил тот момент социальной практики,
когда человек еще не найдя себя, уже утратил
себя же – потерял цельность, внутренне
раздвоился, в полной мере ощутил противоречие
между должным и сущим». Исходя из того,
что христианская культура направлена
на решение проблемы отчуждения, (еще Иисус
Христос говорил об этом в своей проповеди)
отдаем ей должное за попытку помочь преодолеть
страхи, отчуждение, подавление своего
греховного я и попытку настоящей реализации
сил, возможностей и духовных потребностей
человека как полноценной личности. Религиозное
отчуждение представляет собой проблему,
где субъектом философского изучения
является потребности и сама природа религии.
Человек, слепо верующий – отчужден. Человек,
слепо отрицающий религию, отчужден не
менее. Я считаю (вслед за К. Марксом), необходимостью
борьбу с ограниченностью человечества,
а не с духовным отчуждением, к которому
относится и религия в том числе. Н. Бердяев,
например, определял религию, как «преодоление
одиночества, как выход из себя, из замкнутости
человека, оказавшегося в состоянии греха
после его грехопадения». Одиночество
(отчуждение), полагал философ, «преодолевается
потому, что есть Бог». Но это сугубо личное
мнение. Я считаю, что религия является
лишь самовнушением, которое помогает
преодолеть одиночество. Религия помогает
человеку поверить в собственные силы,
взглянуть на мир прямо, когда гнетут,
преодолеть беды и обрести поддержку практически
из неоткуда и при всем этом не брать на
себя ответственность, а сослаться «на
волю Божью». Н. Бердяев говорил, что тайна
христианства заключается в преодолении
собственного «Я», т.е. в преодолении отчуждения.
Жизненные ситуации, которые заключают
в себе боль и страдания приближают человеку
религиозное сознание. В «Трагедии одиночества»,
связанной с патологией мира (фактом существования
зла). Н. Бердяев объясняет христианство,
как возможность разрешения основной
проблемы человека – самоотчуждения,
как исхода трагической судьбы. Корни
христианства – экзистенциальные. Христианство,
как и многие иные религии, делает попытку
заменить человеку прославление «иметь»
на «быть». Христианин, на ранних стадиях
своего становления, отрицающий культуру,
развитие технологии, политические течения
своего времени, перевоплощает свою жизнь
в пустыню, но утверждает в себе личность,
как замечал К. Юнг. Он предложил человечеству
«путь Марии», а не «путь Марфы». Гейгель,
рассматривал в своих философских трудах
грехопадение Адама и Евы, как причину
падения мира и зарождение отчуждения,
нравственного и морального. Он говорил,
что человек только совершая грех, который
осуждает христианская церковь и считает
его шагом во тьму, приобретает моральные
ценности и делает выбор между добром
и злом. Внутреннюю неуравновешенность,
спор с собственным «Я» после грехопадения
(как писал апостол Павел) Гегель считал,
задатками отчуждения. Но тут же Гегель
выделяет положительный аспект возникновения
и развития морального отчуждения, которое
имеет такие характеристики, как вменяемость,
ответственность, грех, вина, чувство стыда.
У Гейгеля ,как заметил С.Н. Булгаков, религиозное
отчуждение преодолевается в философии,
так как религия для него лишь ступень
в сознании духа. Религия для многих философов
явилась хорошей платформой для формирования
мнений на счет отчуждения. Многие их труды
подкрепляются цитатами библейских текстов.
Нравственному отчуждению отводится особое
место в творчестве русского философа
Н. Бердяева. «Когда субъективный дух,
– писал он, – выходит в объективный мир,
то происходит отчуждение духа от самого
себя...». Философ заключает: «Объективация
духа в мире и истории цивилизации может
быть понята как отчуждение от человека
его духовной природы». Он выделяет 2 смысла
объективизации. Первый – отрицательный.
Объективизация, с одной стороны, обозначает
«падшесть мира», его разрозненность и
отрывность. С другой стороны – положительный.
Объективация духа устанавливает связи
в «падшем мире», познает мир в соответствии
с «падшестью». Человек проходит через
объективацию духа в культуре, в государстве,
в национальной и хозяйственной жизни
и т.д. Нравственная деятельность, часто
выражаемая в символах культуры, также
важнейшая сфера объективации духа и,
в силу этого, – отчуждение. Преодоление
нравственной отчужденности возможно
только через процесс перехода к жизни
в свободе, освобождение человека от плена
самого себя. Духовная жизнь теснейшим
образом связывается у Н. Бердяева с темой
зла и страдания. Без переживаний, унижений
и бессилия не было бы и духовности. И не
возникала бы вера в сакральный мир. Страдания
являются неотъемлемой частью духовного
развития, конфликт и недопонимание, вызывают
эмоции в человеке, которые не смогут вызвать
другие обстоятельства. Конфликт и такое
трагическое явление, как смерть, воспитывают
чувства ранее не ведомые человеку и позволяют
остановиться и все осмыслить в бесконечном
потоке жизни. Человек считается духовно
развитым, если он способен переживать
страдания и пропитывать ими себя, генерируя
в положительные качества своего естества.
Человек, познавший страдания, становится
более чувствительным, перестает игнорировать
проблемы других. Даже если он поначалу
злится и замыкается, то, когда силы
и вера покидают его, он открывается перед
человечеством. Гордыня, восхваления «Я»
подавляются и порой люди воспринимают
страдания, как награду. Пережив горе,
радость становится слаще. Как же спастись
человеку от зла и страданий в этом мире,
как искупить свой грех? Хотя есть ли смысл
в его искупление? В бескрайних мирах сансары
все теряет смысл, и лишь познание самой
природы вещей, глубокой и простой являет
смысл и цель жизни человека. Творческая
деятельность и социальная активность,
- по словам Н. Бердяева, - единственное,
что поможет человеку обрести спасение.
человек может обрести. Эта единственная
деятельность, которая рушит границы реальности
и дает возможность проявить себя. Человека
с давних пор волнуют парадоксы, которыми
наполнен мир, и каждый видит их по-своему.
Возможность донести свои домыслы до других
через творчество, есть истинная благодать.
Бердяев показывал, что бунт – это главная
филосовская мысль, которая заслуживает
развития. Он считает, что христианской
жизнью человек не сможет оправдать
свое земное существование, но сможет
ее свободным творческим актом. Человек
и является ценностью. Христиане не поняли
это блестящее и значимое утверждение
этого философа. «Религиозная эпоха творчества,
– по профетической вере Н. Бердяева, –
есть третье откровение, откровение антропологическое,
следующее за откровением Ветхого и Нового
Завета». Он не приемлет христианских
и рамок, в которые загоняет его церковь.
В нем реальный исторический человек,
утратив статус свободного морального
существования, – отчужденный человек.
Новый «бердяевский человек» должен творить
новую жизнь, новый совершенный социальный
строй. Отчуждение человека в сфере морали
можно рассматривать, как отчуждение от
блага, как добра. Мораль – атрибутивное
качество. Бытие таково, что оно несет
в себе смысл своего оправдания и осуждения
с помощью добра и зла. Благо, как добро
всеми философами вплоть до середины XIX
века осмысливалось как такое явление,
которое полезно в отношении к потребностям
человека. Благодетель - это социальное
сокровище. Можно принять определение
понятия добра (ценности), которое давал
В.П. Тугаринов. Он определял добро как
«...поведение, которое осуществляется
с сознательной целью принести обществу
действительную пользу, способствующую
общественному прогрессу». Человеческая
жизнь причастна к добру и злу, поэтому
появляется нравственное отчуждение.
А вносится оно в результате человеческой
деятельности, деятельности отчужденной,
т.е. бытие морально отчужденного человека.
Это отчуждение не только от добра, но
и от основных конкретных форм его выражения
(совесть, долг, честь, достоинство человека,
счастье и т.д.). Проблема человеческого
отчуждения – это, противоречия между
субъективностью и объективным миром,
потребностями, интересами, жизненным
идеалом и сущим (наличным) бытием. Противоречивость
эту можно преодолеть через реализацию
потребностей индивида, главной среди
которых является потребность в поиске
нравственного смысла совершенствования
человеческого бытия. С учетом этого, сущность
основного морального противоречия, лежащего
в основе нравственного отчуждения, можно
определить следующим образом: моральное
противоречие есть противоречие между
необходимостью (потребностью) творить
доброе и невозможностью (социальной и
моральной) быть добрым. Суть того, к чему
приводит историческое движение этого
противоречия, была уже давно выражена
в приведенных выше словах апостола Павла.
Нравственное отчуждение – это неподлинное
существование, конкретные противоречия
становления и развития морального человека.
Оно выражает сложность взаимоотношений
человека и общества, которое не побуждает,
а принуждает человека действовать по
его законам и это рождает отстранение
интереса. Деление на «хочу» и «должен»
растит давление, которое может отдалить
человека. Только моральные средства не
смогут преодолеть нравственное отчуждение.
«Антиномия вот в чем, – заметил в свое
время Ницше, – поскольку мы верим в мораль,
мы осуждаем бытие». «Решение» этой антиномии
дало Ницше понять, что нужно придерживаться
нигилистического взгляда на жизнь, и
веру в постоянное непрерывное перерождение,
что отдалило его от христианства. Н. Бердяев
с позиций своего профетического христианства
одобряет критику «моралистического»
миросозерцания, развенчания идеи суверенности
«добра», обнаружения его бессилия. «Самый
злой враг для Шестова, – разъясняет Бердяев
его философию трагедии, – обоготворение
нравственного закона, кантовский категорический
императив, толстовское «добро есть Бог»».
Бердяев, как и Шестов, не за суд «добра»
над людьми, а за суд человеческий над
«добром». Объективная сторона человеческой
жизни не оправдывает этический идеализм
(в том числе и в религиозной форме), как
факт сознания. Мораль – это объединение
таких понять, как социум и правила по
которым он живет. Рассматривая стандартную
интерпретацию понятия отчуждения в работах
Руссо, Гоббса, Гегеля, Фейербаха, Маркса,
Е.В. Рязанова пишет: «Отчуждение мыслится
как состояние преодолимое: преодоление
его возможно, желательно, а может быть,
и неизбежно. По другому, «неотчужденное
состояние» возможно, как реализация объективного
идеала. Любая ситуация уже имеет изначально
заложенную в ней направленность на преодоление
отчуждения, а реализация этого замысла
возможно приведет к благополучию сознания
или первозданной гармонии. Индивид имеет
возможность преодолеть отчуждение тогда,
когда у него есть мотивация и средства
для достижения цели, а также общество
окружающее его должно выражать всяческую
поддержку и быть расположено ему содействовать.
Когда общество настроено изменить свой
строй и поддерживается эта идея каждым
ее членом. Когда оно имеет средства воздействия,
как изнутри, так и снаружи, способность
самореализоваться и о моральные устои,
сподвигающие его действовать во благо
народа тогда возможо снятие отчуждения
с народа. Не только техника разделяет
социум. Различия религиозных взглядов,
социальных жизненных укладов, индивидуальное
недопонимание между социальными слоями
общества, поколениями ведет к отчуждению,
а также к нравственному и моральному
разрыву между людьми. Проявление
отчуждения – это чувства отдаленности,
одиночества, апатии, страха, абстрагирование
от ценностей, что зачастую приводит к
трагическим последствиям, таким как алкоголизм,
наркомания, социальная деградация и в
худшем случае самоубийство. В более обобщенном
смысле эти понятия описываются в современных
словарях по социологии. Кстати, в словарях
более ранних годов такого материала нет.
В новых изданиях особое внимание уделяется
формам отчуждения, которыми является
индивид, лишенный сущностных характеристик.
В статье особое место отводится следующим
доминирующим понятиям, которые особо
ярко характеризуют отчуждение: Ощущение
собственной бесполезности, бессмысленности
существования; Восприятия окружающей
действительности как мира, в котором
утрачены взаимные обязательства людей
по соблюдению социальных предписаний,
разрушена институализированная культура,
не признается господствующая система
ценностей; Одиночество, ощущение не
причастности к социальным связям;
Чувство самоотчуждения, утрата своего
собственного «Я». Г. Маркузе
в "Одномерном человеке" констатирует:
"Понятие отчуждения ставится под сомнение,
когда люди отождествляют себя со способом
бытия, им навязываемым, и в нем разыскивают
удовлетворение и смысл жизни. И это отождествление
- не иллюзия, а действительность, которая,
однако, ведет к новым ступеням отчуждения.
Последнее становится всецело объективным,
и отчужденный субъект поглощается формой
отчужденного бытия. Теперь существует
одно измерение - повсюду и во всех формах".
В книге "Бунтующий человек" А. Камю
отмечает: "Первое движение ума, скованного
отчужденностью, заключается в том, что
он разделяет эту отчужденность со всеми
людьми, и в том, что человеческая реальность
страдает в своей целостности от обособленности,
отчужденности по отношению к самой себе
и к миру. Зло, испытанное одним человеком,
становится чумой, заразившей всех"
. "Существование" и "сущность"
в данном случае должны быть применимы
к человеку, как 2 важных критерия оценки.
Недостаточно просто существовать, необходимо,
чтобы человек в процессе становления
обретал сущность. В философском словаре
(на philosophydic.ru) дается такое объяснение
отчуждения: «Отчуждение – процесс, протекающий
в обществе, и, имеющий возможность преобразовывать
деятельность человека и ее последующие
процессы в самостоятельную силу, которая
имеет враждебный для человека характер.
Отчуждение рождено определенным видом
социальных отношений, при котором процессы,
протекающие между субъектами заменяются
отношениями между предметами их деятельности.
Последствие этого — фетишизация (Фетишизм)
вещественного мира. Отчуждение – главенство
общественного труда над частным, перевоплощение
субъекта в объект, которым можно управлять,
отсутствие контроля результата на производстве.
Субъективно отчуждение по отношению
к субъекту может выявиться в полном равнодушии
по отношению к другим, в чувстве брошености,
замкнутости, отсутствии интереса к ценностям,
неправильное восприятие реальности,
а именно восприятие ее, как враждебной.
Отчуждение бывает: 1) Отчуждение труда
— моральное неудовлетворение и недовольство
индивида по отношению к труду; 2) Отчуждение
условий труда— несоответствие между
потребностями и возможностями; 3) Отчуждение
практики и теории, рождающее анти социальное
поведение; 4) Отчуждение между действиями
труда; 5) Отчуждение за счет бюрократов,
по отношению к людям. Как правило, отчуждение
присуще капитализму, но может возникать
и в социализме, в проявлениях государства,
как бюрократического. Преодоление отчуждения
можно сделать – путем изменений в общественном
строе и обществе в целом. Общество должно
очеловечиться и сплотиться, но оно слишком
масштабно, что ведет к раздробленности.
Гуманизм, изгнание бюрократии, переделка
общественных устоев по средствам правильных
примеров правильного правительства.
В связи с утратой коллективизма в обществе
(еще имеющего место в СССР), с усилением
технического прогресса, человек вольно
и невольно отгораживается от общества,
вникая только в собственные проблемы
и ставя их на первое место. Поскольку
таких людей становится все больше, значит
отклика в обществе на их проблемы они
не получают. Поэтому усиливается чувство
одиночества и пустоты в мире, толкающее
людей на неблаговидные поступки. Иногда,
отчуждение в философии рассматривается
как нигилизм, как всеобщая потеря ценностей
жизни и опустошенность сознания. Высокая
ступень нигилизма обозначает одиночество,
отсутствие чувства коллективизма, но
уже осознанно, даже абсурдно, со страхом
во всех действиях. Немногие социологи
и философы не осуждают такое поведение
(А. Камю), а наоборот рассматривают его,
как преодоление собственных комплексов,
победу разума над духом и смелый взгляд
на общественный строй со всеми его трагическими
истоками, отказ от повседневности навстречу
кардинальных изменений.. По мнению
специалистов это ведет к преступным действиям
индивидов. На западе, в двадцатые
годы, ученые, посвятившие свое время изучению
социологии, практически не употребляя
термина “отчуждение”, проанализировали
такой его вид, как аномия (Р. К. Мертон,
Э. Дюркгейм). Аномия, это отношение индивида
к ценностям его культуры, частичная утрата
их значимости для него, отношение к соц.
нормам и игнорирование требований общества
к поведению в данном месте и времени.
Это ведет к отчуждению, аутизму и отклонению
поведения. Это также отсутствие, каких
либо кумиров, эталонов и стандартизации,
которая приемлема для других. Они (стандарты)
помогаю определить свое место в жизни,
отнести себя к какому либо классу и определиться
в сложных ситуациях. Можно выбрать для
себя какие-то примеры поведения, которым
считаешь необходимым соответствовать.
Без них поведение становится шатким и
колеблется между нормой и отклонением,
неуверенность во всем рождает раздражительность
и агрессию по отношению к другим людям.
Впрочем, такой исследователь, как Э. Дюркгейм
считал аномию нормальным состоянием
поведения общества. Он считал, что человек
лишенных материальных ценностей, обделенный
по своей воле, либо по воле случая, лишенный
богатства и власти вступают в неизбежный
конфликт с более успешными представителями
общества. А те, в свою очередь оправдывают
это как, «он сам выбрал свою судьбу» или
«он не достоин». В дальнейшем лишенные
всего люди неизбежно приходят к конфликту,
чтобы обрести ценности насильственным
и противоправным путем. Но Р. К. Мертон,
в своем желание докопаться до сути преступлений
и понять их причину возникновения, делает
вывод, что в каких-то конкретных ситуациях,
общественное развитие порождает конфликт,
и это единственный выход и следовательно
абсолютно адекватная («нормальная») реакция
в данной ситуации. Придерживаясь теории
аномии, он рассказывает, как некоторые
соц. структуры подталкивают человека
на преступление, по средствам давления
и нагнетания ситуации. В. Фоке (ученый
из Америки) говорит по поводу такого отчуждения,
что это полное противостояние общепринятым
стандартам, и отделение от общества. Люди
со схожими позициями находят друг друга
и образовывают группы и получается уже
не отчужденная личность, а организованное
отчуждение целой группы граждан. Эти
группировки выносят на собрания волнующие
их вопросы и решают их коллективно. Интересно
послушать рассуждения В. Фокса о безразличии
общества к человеку: он считает, что такое
безразличие общества к человеку может
породить преступления и неадекватное
поведение данного субъекта. Он обосновал,
что в преступные группировки в основном
сбиваются люди, которых отвергло общество.
Нехватка поддержки и понимания толкает
людей на группирования общественных
собраний, которые имеют возможность решить
важные вопросы данной группы. Это имеет
истоки еще в поведении данного субъекта
на ранних стадиях, таких как детский сад,
школа, как базовый институт закладывающий
базу для дальнейшего развития. В Фокс
считает, что это не обязательно ведет
к преступлению. Такое поведение способно
рождать также просто замкнутость человека,
закрытость его от общества и не желание
помоч себе. Современное искусство показывает
на своем примере, что отчуждение может
также проявлять гений человека в творчестве.
Все большее признание оно получает на
западе и в России. Великие мастера, как
Т. Манн, У. Фолкнер, К. Гамсун, Ф. Кафка,
А. Камю в литературе, М. Антониони, Ф. Феллини
в кино. Так, в творчестве Ф. Кафки работали
над темой отчуждения личности. Предметами
их обсуждения стали такие темы, как
отчуждение, неуверенность в себе и окружающий,
чувство ненужности обществу, жестокая
и нечеловечная политическая власть, бюрократизация
различных учреждений. Даная тема берет
свое начало в исследование человека,
как субъекта общественной деятельности.
Его отношение к окружающим, а именно чувство
одиночества среди себе подобных, но в
то же время непосредственная зависимость
от них. Они работали над такими темами,
в которых видна тревога за будущее общество
человечества, за его отчуждение и распад
на отдельные элементы. Подобный пример
можно увидеть в фильмах М. Антониони.
Он показывает, что связи между людьми
это случайность, они хрупкие и рушимые.
Он говорит, что данный распад имеет закономерность,
заложенную изначально, а попытка сбежать
от одиночества и от других людей в любом
случае невозможна. А. Камю, в своей
повести “Посторонний” рисует весь мир
для главного героя неясным и чуждым, вызывающим
у меня лишь отчуждение. Ему безразлично
все мирское, в том числе любовь, долг,
взаимоотношения между ним и обществом.
Это видно, в сцене, где он совершает
убийство. Оно является для него пустяком
и многие вещи скрыты для людей, видимы
только ему. Он не почитает условностей,
не лжет и не играет в игру тех, с кем контактирует,
пренебрегает лицемерием, из которого
соткана мораль формального долга. Посторонний
бродит в стороне от людей, по окраинам
жизни. Именно поэтому он вызывает тревогу
у других, страх разрушения привычного
для них миропорядка. К. Гамсун в своих
произведениях пронизывает общество одиночеством
и разрозненностью, наполняет его отсутствием
жизненного интереса. Его герои - это замкнутые
в себе личности, живущие среди таких же
затянутых пеленой загадочности и непостижимости,
не понимающих друг друга людей. Они неуютно
и неловко чувствуют себя в цивилизованном
мире и находят счастье и свободу в общении
с природой, в полном одиночестве. Хотя
тема отчуждения в искусстве сейчас весьма
социально значима и актуальна, ее художественное
открытие произошло, конечно, значительно
раньше. Известно, что К. Маркс для подтверждения
своего положения об отчуждении людей
и вещей частной собственностью ссылался
на У. Шекспира. И позже великие реалисты
(О. Бальзак, Ф.М. Достоевский) анатомировали
расчленение личности, в результате чего
возникает отчуждение в общественной
и психологической сферах. М. Горький
в 1909 г. писал: “Духовно обнищавшая, заплутавшаяся
во тьме противоречий, всегда смешная
и жалкая в своих попытках найти уютный
уголок и спрятаться в нем, личность неуклонно
продолжает дробиться и становится все
более ничтожной психически. Чувствуя
это, охваченная отчаянием, сознавая его
или скрывая от себя самой, она мечется
из угла в угол, ищет спасения...” И далее:
“Современный изолированный и стремящийся
к изоляции человек - это существо более
несчастное, чем Мармеладов, ибо поистине
некуда ему идти и никому он не нужен!”.
Х. Мураками в «Кафке на пляже» также поддерживает
тему одиночества и отчуждения. Он рассматривает
его как положительное качество героя.
С его помощью он познает самого себя и
обретает гармонию и веру. На основе большого
количества положительных примеров мировой
литературы и кинематографа «социальный
аутизм» стал входить в моду среди молодежи.
Наше государство, по моему мнению, симулирует
попытки объединения общества. А слишком
большие прорехи, такие, например, как
социальное неравноправие, пытаются прикрыть
наивными «программами, направленными
на светлое будущее нынешней молодежи».
Современное общество не дети, которых
можно обманывать такими вещами. Каждый,
при виде нынешнего положения в стране,
а именно социальной разрозненности и
доминирующей олигархии, пытается
абстрагироваться от этого, что приводит
к социальному отчуждению. В нашей стране,
в настоящее время, рассмотрение отчуждения
делиться на два вида. Первый – развитие
капитализма, пораждающего общественное
отчуждение посредствам отстраненности
от гос-ва. Второе – глобализация. Далее,
обратив свое внимание на основные сферы
деятельности России, проанализируем
такие формы отчуждения, как: 1) Отчуждение
труда является присущим капитализму.
В экономике господствуют рента, прибыль,
большое налогообложение. Переход от социализма
к капитализму рождает особые отчуждения
– между человеком и продуктом, в экономической
сфере отчуждение между различными отраслями
человеческой деятельности, ввиду активного
разделения труда и замены ручного труда
машинным. 2) Отчуждение власти от народа,
является главной проблемой нынешних
стран. Бюрократизация и полнейшая обособленность
в политических и социальных сферах рождает
классы, которые абсолютно не поддерживают
друг друга. Нагнетание межнационального
конфликта за счет формирования наднациональных
группировок, которые нацелены на разрушение
любых связей между нациями. 3) И как основная
проблема – демографический кризис, который
показывает отчуждение, как наций, так
и народов, так людей в целом друг от друга.
Компьютеризация и глобальное внедрение
техники, заменило человеческое общение
и сделало сближение людей не нужным. 4)
На духовном уровне – отчуждение от традиций
и ценностей. Коллективизм и сплоченность
ушли в прошлое. Отчуждение от истории
и отсутствие патриотизма с обилием космополитизма
делают современное общество не привязанным
к своей стране и следовательно наплевательское
отношение к ее судьбе. 5) В геополитической
сфере – огромная социальная отчужденность,
не соответствие стандартам, цивилизационное
превосходство Запада и соответственный,
не оправдываемый спрос делает эту «щель»
все больше и больше. Это делает актуальной
проблему сближение межнационального
развития. Рассмотрим отдельно трудовую
деятельность, как фактор сближения индивида
с обществом. Большую часть жизни среднестатистический
человек проводит на работе. Поэтому стоит
рассмотреть эту сферу деятельности отдельно.
Всем понятно, что главное для человека
- это «свободная осознанная деятельность».
В следствии этого, отношение индивида
к работе и труду в целом характеризует
степень отчужденности. Для каждой эпохи
характерны свои отношения к трудовой
деятельности и порядок на предприятии.
Условия труда, отношения между подчиненным
и начальником постоянно меняются с течением
времени (рабовладельческий строй с четким
разграничением правящих и трудящихся,
слияние трудовых ресурсов при социализме
и т.п.). Это зависит от политических, социальных
и культурных условий эпох. Человечность
тоже важна. Она как раз воспитывается
на традициях предшествующего поколения,
либо по средствам бунта. Поэтому, в процессе
исследования необходимо выяснить, как
и почему меняется роль и место человека
в занимаемой им нише развития трудовой
деятельности по мере развития общества.
В какой-то переломный момент человек
стал относиться к труду, как к основной
цели жизни. Это изменилось с появлением
излишка трудовой деятельности, что также
было проявлением внедрения усовершенствований
и развитием технологий. Неравенство,
которое разделяет человечество по социальному
статусу и положению, растит пропасть
между слоями населения и образуя социальное
отчуждение . Отчуждение в будущем, а именно
последние тенденции развития и преобразования
отчуждения, дающие возможность выявить
определенные возможности дальнейшего
развития и функционального роста. Проанализировав
несколько работ, имеющих социальный и
философский характер, а именно М. Кастельса,
Ю. Хабермаса, И. Валлерстайна, Н. Лумана,
И. Пригожина, можно выделить следующие
пункты: 1) Капиталистическое отчуждение
многих развитых стран, с невольным привлечением
других развивающихся стран. Это приобретает
глобальный характер и «заражение» идет
интенсивными темпами. 2) Географическое
(и следовательно) политическое отчуждение
между мировым центром и отдаленной периферией.
Его усиление. 3) Изменение отчуждения
в социальной и политической областях
в контексте образования, укрепления и
размножения символов и сетей общества.
4) Технические усовершенствования и их
последствия, усиления отчуждения из –
за выраженной компьютеризации, технологического
прогресса. 5) Отчуждение также вызвано
развитием медицины, биологии и генной
инженерии. Сделав это заключение приходишь
к выводу и подводишь итог, что ускорение
развития, движение вперед, рывок к победе
над природой, приводит к преобразованию
отдельных форм отчуждения в единую тенденцию,
что является (как выяснилось) обязательной
частью развития. Можно подвести итог,
что нынешнюю позицию усовершенствования
культуры запада демонстрирует уровень
социальной системы в сумме с новыми развивающимися
технологиями, которые к 20 веку только
ускорились и усовершенствовались – это
на конкретном примере, такие средства,
как интернет, всеобщая компьютеризация
техники, TV, спутниковая связь, мобильные
телефоны и т.п. когда проекты, концепции
и идеи, образованные специальными средствами,
влияющими на массовое сознание, имеют
неограниченный доступ к средствам передачи.
«В нынешних условиях, коммуникации взошли
на новый уровень своего развития, - говорит
социолог М. Маклюэн. Уничтожается пространственно-временной
фактор, и создается социально полноценное
лицо «контакт». Поэтому эту проблему
можно назвать одной из важнейших в ниши
дни. Современность диктует свои правила,
которым совершенно невозможно не подчиниться,
которые засасывают и поглощают личность
целиком, преобразовывая ее в «одну из…».
Универсализация процессов намного ускоряет
многие процессы и ведет к полному захвату
людей техническими изобретениями. Процесс
социального отчуждения, по правилам «игры»
должен ослабиться, так как появилась
техническая возможность быть кем угодно,
проживать несколько жизней, притворяться
кем захочешь и тем самым внедрять в общество
неуверенных в себе людей. Но процесс неожиданно
принял другой поворот. То, что должно
было скрепить начало «давить». В данном
положение, когда человек может получить
любую информацию почти мгновенно, он
теряет стимул к изобретению чего-то нового.
Его инстинкты творца притупляются и он
превращается в «планктон», который нацелен
лишь на поглощение готовой продукции.
Но тем не менее есть и положительные стороны
этой медали. Уровень образованности увеличился,
уменьшилась смертность (хотя уменьшилась
и рождаемость), ускорились разнообразные
процессы ( связав данную тему с архитектурой,
считаю необходимым заметить, что технические
возможно увеличились в несколько раз
и здесь ( 10 лет назад люди стояли за кульманами,
а сейчас техника позволяет целым группам
трудиться одновременно и быстро). Мы находимся
на пути образования новой культуры, экономики,
политики и философско-социологических
исследований. Платформой для нее стали:
массовая переделка языка, отторжение
языково-культурных клише, новые культуры,
которые закрутились вокруг единого центра,
обновленного новыми ценностями. А что
есть это новая ценность и кто или что
будет выполнять ее роль ? Наверное, свобода
во всех своих проявлениях ( дискурс, общение,
отношения). Это и есть проблема зарождающейся
информационно-технологической эпохи..
Эта проблема также может быть проблемой
между современным правительством (властью)
и свободой человека. В информационную
эпоху свобода коммуникации заключена
прежде всего в необходимости передачи
самих средств коммуникации, так сказать,
«из рук власти во власть рук», то есть
передачи инициативы, возможности принятия
жизненно важных решений из органов администрирования,
государственного, партийного и т.п. управления
в руки конкретных социальных субъектов
- субъектов коммуникации, того, что Хабермас
называет «коммуникативным разумом».
П. Козловски, предлагая фундаменталистский
взгляд на существо проблемы пишет, что
«теория коммуникативного действия не
в состоянии ограничить всеобъемлющее
и тоталитарное господство разума». Это
замечание может служить ещё одним подтверждением
того, что анализ процессов социальной
коммуникации необходимо проводить во
взаимосвязи с параллельно протекающими
процессами социального отчуждения. Изменение
духовной культуры находит своё отражение
как в процессах усложнения и дифференциации
форм и механизмов социальной коммуникации,
так и в формировании более сложных (а
значит и менее заметных) форм социального
отчуждения.
Список
используемой литературы:
Ф. Кафка «Превращение». Камю
А. Бунтующий человек. М., 1990.
Современный философский словарь.
Лондон, 1998;
Современная западная социология: Словарь.М.
Политиздат, 1990.
Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
Маркович М. Маркс об отчуждении.
М., 1989.
Погосян В.А. Проблема отчуждения в
Феноменологии духа Гегеля. Ереван,
1973.