Отклоняющееся поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:14, реферат

Описание

Цель моей работы раскрыть понятие отклоняющееся поведение
Для этого необходимо решить ряд задач:
дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления;
понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев различные подходы к изучению указанной проблемы;
изучить основные меры социального воздействия
рассмотреть основные теории девиантного поведения

Содержание

Введение 2
Понятие и виды девиантного поведения 3
Аддиктивные формы отклоняющегося поведения. 7
Особенности отдельных форм девиантного поведения. 8
Меры социального воздействия. 14
Теории девиантного поведения 15
Заключение. 19
Список использованной литературы: 20

Работа состоит из  1 файл

Реферат социология готов.doc

— 114.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 

 

Введение

     Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

     Цель моей работы раскрыть понятие отклоняющееся поведение

     Для этого необходимо решить ряд задач:

  • дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления;
  • понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев различные подходы к изучению указанной проблемы;
  • изучить основные меры социального воздействия
  • рассмотреть основные теории девиантного поведения
 

        

 

     

Понятие и виды девиантного поведения

    Основой понимания отклонений служит понятие «норма». Социальная норма - исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, границу допустимого поведения людей, социальных групп, социальных организаций. Социальные нормы – это результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества.

    Позитивные  социальные отклонения являются средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. К примеру, социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные дезорганизуют систему, подрываяют основы, проявляются в формах преступности, алкоголизма, наркомании и пр.

    Границы между позитивным и негативным девиантным поведением изменяются во времени и пространстве. Кроме того, одновременно существуют различные «субкультуры» (от научных клубов до преступных группировок).

Девиантное (лат. Deviatio – уклонение) поведение -это

  1. поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе стандартам;
  2. социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе стандартам.

     Рассмотрим различные виды социальных отклонений.

    1. Первичное и вторичное отклонения.

     Первичное отклонение -отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. То есть совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым.

     Вторичное отклонение - отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

  1. Индивидуальные и групповые отклонения.
  • индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;
  • групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре.
  1. Культурные и психические отклонения. Люди часто связывают культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с психическими отклонениями. Но личностная дезорганизация совсем не единственная причина отклоняющегося поведения. Психически ненормальные личности зачастую полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения.
  1. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Выделяются качества и способы поведения, приводящие к социально одобряемым отклонениям
  • сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность рассматривается как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. К примеру интеллектуальная посредственность невозможна при для крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность совсем не обязательна для актера, спортсмена или политического лидера;
  • особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.
  • сверхмотивация. Интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности.
  • личностные качества - личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;
  • счастливый случай. Значительные достижения зачастую являются результатом не столько талантом и желанием, сколько их проявлением в определенном месте и в определенное время. 
  1. Культурно осуждаемые отклонения. Общество поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

    Общая закономерность отклоняющегося поведения - факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами отклонений. К примеру, алкоголизм способствует росту преступности.

    Существует  и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов

    Причинами девиации могут быть изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии «маргинализация» (неустойчивость, «переходность», распространение различного рода социальных патологий). Главный признак маргинализации - разрыв экономических, социальных и духовных связей. В первую очередь рвутся экономические связи и в первую же очередь восстанавливаются. Дольше всего восстанавливаются духовные связи, зависящие от «переоценки ценностей». Основной социальный источник усиления маргинализации - растущая безработица в ее явных и скрытых формах.

    Одно из самых тяжелых последствий маргинализации общества - его примитивизация, проявляющаяся в производстве, в быту, в духовной жизни.

    Другие причины девиаций связаны с распространением социальных патологий: ростом психических заболеваний, алкоголизмом, наркоманией, бродяжничеством, попрошайничеством и проституцией.

     Социология  рассматривает поведенческие девиации как социальные, которые группируются по нескольким направлениям:

     А) в зависимости от масштаба выделяют массовые и индивидуальные отклонения;

     Б) по значению последствий-негативные (вызывающие вредные последствия и создающие  опасность) и позитивные;

       В) по субъекту-отклонения конкретных  лиц, неформальных групп, официальных  структур, условных социальных групп;

     Г) по объекту-экономические, бытовые, имущественные нарушения и другие;

     Д) по длительности-единовременные и длительные;

     Е) по типу нарушаемой нормы-преступность, пьянство, наркотизм, самоубийства, проституция, хулиганство, коррупция, терроризм, расизм, геноцид, и т.д.

     Время рождает все новые формы правовых отклонений, например рэкет, организованную преступность, финансовые пирамиды, хакерство.

     Рассмотренные классификации можно дополнить  педагогическим подходом к поведенческим  девиациям. Понятие «отклоняющегося  поведения» зачастую отождествляется с понятием «дезадаптация». В свете основных педагогических задач воспитания и обучение учащихся отклоняющееся поведение школьника может носить характер как школьный, так и социальной дезадаптации.

     Школьная дезадаптация проявленияется в неуспеваемости, нарушении взаимоотношений со сверстниками, эмоциональных нарушения и поведенческие отклонения: дисциплинарные нарушения, прогулы, агрессивное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь.

     Социальная дезадаптация в школьном возрасте может проявляться в регулярном употребление пситхотропных веществ (алкоголь, наркотики), сексуальные девиации, проституция, бродяжничество, совершение преступлений.

 

Аддиктивные формы отклоняющегося поведения.

    Аддиктивное (аддикция — пагубная склонность к чему-либо) поведение- стремление изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. Данное поведение характерно для плохо адаптирующихся людей с низкой переносимостью психологических затруднений, пытающихся быстрее добиться комфортного состояния.

    Средствами этого поведения могут стать: наркотики, алкоголь, табак, азартные игры,компьютерные игры, а также полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от  жизненно важных обязанностей человека.

    Аддиктивное поведение формируется постепенно. Начало отклонения связано с пониманием того, что существует определенный  способ изменить свое психологическое состояние.Далее формируется устойчивая последовательность прибегания к средствам аддикции. Постепенно такое поведение становится привычным типом реагирования на требования реальной жизни. Одновременно включаются защитные механизмы, способствующие сохранению иллюзорного чувства психологического комфорта. В итоге аддиктивная часть личности полностью определяет поведение человека. Человек отчуждается от общества, к полноценному общению, к глубоким и долговременным межличностным   контактам такой человек не способен, даже если окружающие и стремятся к этому.

    Проблема аддиктивного поведения  включает не только анализ таких известных явлений, как наркомания и алкоголизм, но и гораздо менее исследованных — трудоголизм.

 

Особенности отдельных форм девиантного  поведения.

     К основным формам девиантного поведения  в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию, суицид.

     Преступность.

     На  динамику преступности влияет:

  • социальное положение,
  • род занятий,
  • образование,
  • нищету как самостоятельный фактор.
  • деклассирование (разрушения или ослабления связей между индивидом и социальной группой).

    Социологические исследования преступности и ее причин берут начало в работах русского статистика К.Ф. Германа (1824 г.). Мощный толчок развитию социологии преступности дала работа франко-бельгийского ученого  – математика-статистика Л.А. Кетле «Социальная физика» (1835 г.). В ней, опираясь на статистический анализ, Кетле делает вывод о том, что всякий социальный строй предполагает определенное количество и определенный порядок преступлений, вытекающих из его организации.

     Алкоголизм.

     Алкоголь – это элемент социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем.

     Подавляющее большинство опрошенных считают, что пьянство - большое зло, с другой - то же подавляющее большинство либо пьет, либо «выпивает, как все»;

     46% не хотели бы иметь среди друзей непьющего человека,

     34% обиделись бы, если бы хозяин при встрече гостей не поставил бы на стол спиртное.

     40 % опрошенных считают, что потребление  спиртного в пределах нормы безвредно и не сказывается на работоспособности,

     20% мужчин вполне допускает появление в пьяном виде на улице, в транспорте, в местах отдыха, лишь бы это не приводило к скандалам и конфликтам.

     90 % случаев хулиганства,

     90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах,

Информация о работе Отклоняющееся поведение