Отношение студентов к проблеме кредитования малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:09, практическая работа

Описание

Предприятия малого бизнеса являются одним из важнейших сегментов рыночной экономики. Их участие в процессе формирования валового внутреннего продукта, а затем и национального дохода поистине велико.
И в самом деле, одних крупных и средних предприятий недостаточно для нормального функционирования экономики. Безусловно, такие громадные организации, как «Газпром», «Норильский никель», «Русал» и такие развитые сети, как «Седьмой континент», «Перекресток» являются опорой современной российской экономики, однако столь существенная концентрация объема ВВП в руках столь малого числа корпораций представляет собой существенную угрозу для экономики.

Содержание

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 3
1.1. Актуальность 3
1.1.1. Значимость для общества 3
1.1.2. Эксперты 4
1.1.3.Статистика и тенденции кредитования малого бизнеса 4
1.2. Проблемная ситуация 5
1.3. Степень научной разработанности 6
1.4. Цель исследования 7
1.5. Задачи исследования 7
1.6. Предмет исследования 7
1.7. Объект исследования 7
1.8. Интерпретация и операционализация 8
1.8.1. Интерпретация 8
1.8.2. Структурная операционализация 9
1.8.3. Факторная операционализация 11
1.9. Гипотезы 12
2. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 13
2.1. Методы сбора первичной социологической информации 13
2.2Место, время проведение исследования, название инструментария 14
2.3 Характеристика инструментария 15
2.4 Выборка 16
2.5 Практическая значимость исследования 17

Работа состоит из  1 файл

лаба по социологии.docx

— 296.06 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Социологическое исследование 

«Отношение студентов к проблеме кредитования малого бизнеса » 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: 

Научный руководитель: 
 
 
 
 

Москва 2010 г.

ПЛАН

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 3

    1.1. Актуальность 3

    1.1.1. Значимость для общества 3

    1.1.2. Эксперты 4

    1.1.3.Статистика и тенденции кредитования малого бизнеса 4

    1.2. Проблемная ситуация 5

    1.3. Степень научной разработанности 6

    1.4. Цель исследования 7

    1.5. Задачи исследования 7

    1.6. Предмет исследования 7

    1.7. Объект исследования 7

    1.8. Интерпретация и операционализация 8

    1.8.1. Интерпретация 8

    1.8.2. Структурная операционализация 9

    1.8.3. Факторная операционализация 11

    1.9. Гипотезы 12

2. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 13

    2.1. Методы  сбора первичной социологической  информации 13

    2.2Место, время проведение исследования, название инструментария 14

    2.3 Характеристика  инструментария 15

    2.4 Выборка 16

    2.5 Практическая  значимость исследования 17 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ  РАЗДЕЛ

1.1. Актуальность

1.1.1. Значимость для общества

       Предприятия малого бизнеса являются одним из важнейших сегментов рыночной экономики. Их участие в процессе формирования валового внутреннего продукта, а  затем и национального дохода поистине велико.

       И в самом деле, одних крупных  и средних предприятий недостаточно для нормального функционирования экономики. Безусловно, такие громадные  организации, как «Газпром», «Норильский никель», «Русал» и такие развитые сети, как «Седьмой континент», «Перекресток» являются опорой современной российской экономики, однако столь существенная концентрация объема ВВП в руках столь малого числа корпораций представляет собой существенную угрозу для экономики. Не стоит забывать и о том, что столь крупным фирмам зачастую бывает довольно трудно удовлетворить специфические потребности, формирующиеся на многочисленных обособленных сегментах рынка. Удовлетворение этих потребностей, которые, по сути, являются не просто специфическими, но зачастую и общественно значимыми, как раз ложится на плечи предприятий малого бизнеса. Не стоит так же забывать и о том, что существуют отдельные виды бизнеса, рациональное функционирование которых возможно лишь на уровне малых предприятий. Иными словами, если крупные и средние организации являются своего рода строительными блоками в фундаменте национальной экономики, то предприятия малого бизнеса играют роль того необходимого склеивающего материала, который не дает этому фундаменту развалиться.

       Следовательно, предприятия малого бизнеса являются крайне значимыми не только для экономики  в целом, что выражается в роли в формировании ВВП, но и для населения  страны, что выражается в удовлетворении того широкого спектра потребностей, который просто необходим для  нормальной жизни общества.

1.1.2. Эксперты

       В результате, по оценкам «Эксперта  РА», по итогам 2010 года совокупный кредитный  портфель МСБ вырастет на 22% (с учетом государственной поддержки), составив примерно 3 250 млрд рублей.

       «Сегодня многие банки снова начинают кредитовать малый и средний бизнес (МСБ). Однако ставки до сих пор остаются высокими, условия чересчур жесткими» – так прокомментировал ситуацию на рынке Роман Брюшков, начальник Управления корпоративных клиентов банка «ГЛОБЭКС».1

         «В 2011 году рост рынка продолжится,  – делится своими прогнозами  Владимир Шмелев. – И хотя взрывного роста рынка, характерного для 2006–2008 годов, продемонстрировано не будет, динамика сохранится положительная, обеспечивая рост на уровне не менее 20-30%». 2

       Кирилл  Тихонов, директор блока по развитию бизнеса с юридическими лицами и малым бизнесом НБ «ТРАСТ». В 2010 году сохранилась позитивная динамика роста рынка кредитования с тенденцией на увеличение объемов кредитования в следующем году. Этому способствовало изменение в настроении самих предпринимателей – после непростого для бизнеса 2009 года 2010 год характеризуется увеличением деловой активности.

1.1.3.Статистика и тенденции кредитования малого бизнеса

       Рынок кредитования малого бизнеса в последние  годы показывал существенные темпы  роста (данные «Эксперт РА»).

Год Цепной темп роста, %
2009 90
2008 91
2007 106
 

       По  оценкам экспертов Европейского Банка Реконструкции и развития объем рынка кредитования малого бизнеса в России в 2012 году должен увеличиться примерно в 10 раз по сравнению с 2007 годом.

       1.2. Проблемная ситуация

       Как уверяют банкиры, они открыты  для сотрудничества с малым бизнесом. Предприниматели же это отрицают, жалуясь, что кредит им получить в  банке так сложно, что проще занять на «черном» рынке. Главной проблемой кредитования малого бизнеса банкиры называют непрозрачность российского малого бизнеса. Второй проблемой является отсутствие надежных залогов, так как большинство представителей МБ не является владельцем ликвидного имущества. Третий немаловажный фактор – недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками. Российский бизнес как таковой существует менее двадцати лет и в этих условиях далеко не всегда можно говорить о сложившихся репутациях и кредитных историях. Малого же бизнеса эта проблема касается вдвойне – небольшие предприятия, как правило, находятся на рынке существенно меньше, чем крупные, к тому же большинство из них не смогло пережить кризис 1998 года. Поэтому до последнего времени на российском рынке было очень немного устойчивых, успешных малых предприятий, имеющих кредитную историю.

       С другой стороны, сегодня далеко не у  всех кредитных организаций налажена нормальная организация работы с  малым бизнесом. Основные проблемы заключаются в неразвитости банковских технологий, зачастую не позволяющих  снизить издержки обращения на обработку  одного клиента, а также в относительно небольшой статистике кредитования, затрудняющей точную скоринговую оценку рисков, связанных с кредитованием  малого бизнеса. Как следствие даже если у банка и имеются соответствующие  программы для МБ, то довольно часто  ссуды, выдающиеся по этим программам, остаются для предпринимателей недоступными по цене.

       По  словам предпринимателей, порой гораздо  выгоднее взять в долг у ростовщика под 5-7% в месяц, чем обивать пороги банков, пытаясь получить законный кредит, реальная стоимость которого в два раза меньше ростовщической. Во всяком случае, ростовщики предоставляют ссуды моментально и без лишних вопросов, а перед кем отвечать в случае чего своим имуществом, предпринимателю часто бывает безразлично – он не воспринимает кредитную организацию как союзника и ожидает от нее в случае невозврата денег не менее жестких действий, чем от ростовщика.

1.3. Степень научной  разработанности

 

       Рынок кредитования в России сформировался  в середине 90-х годов предыдущего  века вместе с основанием банка КМБ  при поддержке и финансировании Европейского Банка Реконструкции  и Развития.

       На  сегодняшний момент история рынка  насчитывает более 15 лет, однако к  его непосредственному изучению эксперты приступили совсем недавно, буквально несколько лет назад. Именно в последние годы ведущие экономические журналы и информационные агентства стали уделять внимание проблемам кредитования малого бизнеса, а эксперты стали публиковать свои статьи. Основными изданиями, в которых освещаются эти проблемы, являются:

  • «Эксперт»
  • «РосБизнесКонсалтинг»

       Однако  следует отметить, что данная тематика не является главенствующей. Внимания ей уделяется не больше, чем проблемам  курса рубля или развития нефтедобывающей  промышленности.

       Эксперты, которые публикуют свои статьи в  этих журналах, это преимущественно  работники банков, профессионально  занимающиеся кредитованием предприятий  малого бизнеса. По мнению ведущих экспертов, объем рынка кредитования не соответствует  спросу со стороны малых предприятий  и покрывает его лишь на 10-15%. Однако к 2010 году рынок должен вырасти приблизительно в 10 раз3.

       Так же следует подчеркнуть повышенное внимание государственных экономических  органов к проблемам кредитования малого бизнеса, имеющее место в  последние полгода. В частности, неоднократные выступления Президента РФ Медведева Д.А.

1.4. Цель исследования

       Целью данного исследования является определение  мнения студентов Финансового университета о проблеме банковского кредитования малого бизнеса.

1.5. Задачи исследования

 
  1. Выяснить  мнение студентов Финансового университета о роли малого бизнеса в экономике страны.
  2. Определить мнение студентов к развитости кредитования малого бизнеса.
  3. Выяснить, мнение студентов о влиянии государства на рынок кредитования малого бизнеса.
  4. Узнать, как, по мнению студентов, требования банков влияют на развитие рынка кредитования.
  5. Выяснить, считают ли студенты, что нормативно-правовая база влияет на ситуацию на рынке кредитования малого бизнеса.
  6. Определить какие основные факторы, по мнению студентов Фин. университета, тормозящие развитие кредитования.
  7. Проанализировать собранную информацию и сделать выводы.

1.6. Предмет исследования

 

       Предметом данного исследования является отношение  студентов Финансового университета при Правительстве РФ к проблеме кредитования малого бизнеса.

1.7. Объект исследования

 

        Объектами данного  исследования являются студенты Финансового университета при Правительстве РФ.

1.8. Интерпретация и операционализация

1.8.1. Интерпретация

       Рынок – это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.

       Рынок кредитования малого бизнеса – совокупность экономических отношений между предприятиями малого бизнеса и банками, занимающимися кредитованием предприятий малого бизнеса по поводу движения кредитов малому бизнесу и платы за них, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции, а также на принципах возвратности, срочности, платности.

Информация о работе Отношение студентов к проблеме кредитования малого бизнеса