Отношения к лицам пожилого возраста в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:24, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить социальные проблемы пожилых людей в современном обществе.
Задачи:
Рассмотреть особенности отношения к лицам пожилого возраста в современном российском обществе;
Охарактеризовать жизненные изменения в пожилом возрасте;
Изучить проблемы пожилых людей в современном обществе;
Провести анкетирование и проанализировать полученные данные.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические подходы к проблеме изучения социальных проблем пожилых людей……………………………………………………………6
Особенности отношения к лицам пожилого возраста в современном российском обществе……………………………....6
1.2. Жизненные изменения в пожилом возрасте……………………..12
1.3. Проблемы пожилых людей в современном обществе…………19
Изучение особенностей социальных проблем пожилых людей….….26
Характеристика испытуемых и методов исследования………..26
2.2. Анализ результатов социологического исследования………….27
Заключение………………………………………………………………….34
Литература…………………………………………………………………..36
Приложение 1……………………………………………………………….39
Приложение 2……………………………………………………………….40
Приложение 3……………………………………………………………….44

Работа состоит из  1 файл

Социальные проблемы пожилых людей.doc

— 503.00 Кб (Скачать документ)

В течение последних лет в  России, в целом, наблюдается рост потребности в социальном обслуживании, который обусловлен увеличением численности лиц пожилого возраста и инвалидов, ростом социального неблагополучия. Предполагается, что этот рост сохранится и в ближайшем будущем [3, c.157].

Вместе с тем возможности  развития системы социального обслуживания и удовлетворение возрастающих потребностей в социальных услугах в настоящее  время во многом определяются сложившимися экономическими и организационно-правовыми условиями.

В числе экономических условий  следует отметить хронический недостаток бюджетных средств. Поскольку бюджеты  формируются без учета минимальной  бюджетной обеспеченности, средства на финансирование социального обслуживания в дотационных регионах, как правило, предусматриваются не в полном объеме.

Занятые в общественных организациях – это, как правило, квалифицированные кадры: студенты и преподаватели, совмещающие деятельность в общественных организациях с основной деятельностью, пенсионеры, работники предприятий, формально числящиеся на них либо вынужденно работающие в режиме неполной занятости. Общественные организации активно вовлекают в волонтерскую деятельность подростков, обеспечивая их занятость в свободное от учебы время [5, c.67].

Таким образом, общественные организации в процессе своей социально значимой деятельности одновременно решают проблемы создания рабочих мест, развития гибких форм занятости.

Отдельной задачей является кадровое обеспечение государственной  и негосударственной систем социального обслуживания. Стандартизация социального обслуживания и привлечение негосударственных поставщиков услуг, в том числе общественных организаций, к реализации государственного и муниципального заказа неизбежно потребуют подготовки необходимых специалистов – психологов, специалистов по социальной работе и т.п. В свою очередь, это - дополнительный импульс в развитии рынка образовательных услуг.

Решение этих задач требует  скоординированной деятельности органов  социальной защиты, образования, занятости как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях с участием ученых и представителей некоммерческого сектора. Организацию данной работы следует строить на основе накопленного опыта, имеющихся ресурсов и прогноза предполагаемых последствий.

Таким образом, возникла острая необходимость в формировании нового, позитивного имиджа старости в обществе. У современного общества есть только два пути развития отношения  к пожилому возрасту: обеспечение  «доживания» или интеграция представителей позднего возраста в социум. Путь «доживания» представляет собой тупиковую ветвь. Следовательно, единственно приемлемый путь решения проблем пожилых людей – интеграция. Однако, реализовать это не представляется возможным, пока старость в современном обществе не будет реабилитирована и осуществлена реконверсия социальной ответственности в отношении старшего поколения.

 

1.2.   Жизненные изменения в пожилом  возрасте

Старение –  биологическое явление, присущее всем формам живой материи и сопровождающееся участием жизненных функций организма. Поздний возраст – заключительный период онтогенеза, ярким проявлением которого выступает действие процессов старения. Будучи связанными со всей историей индивидуального развития человека, старость и старение являются не только стадиями возрастного этапа, но и его конечными эффектами [9, c.47].

Период старости имеет ряд отличительных черт, среди которых важную роль играет прекращение трудовой деятельности или изменение её характеристик /снижение интенсивности, объёма, и т.п., переход на другую работу/. Вследствие изменения социального статуса отмечается избыток свободного времени, сужение привычного круга общения, утрата ведущей роли в семье, ослабление или изменение воспитательных функций и др. Комплекс только перечисленных факторов неизбежно вызывает нарушение жизненного стереотипа, ведёт к необходимости его смены, адаптации к новым внешним условиям, однако не только к ним.

Из геронтологических  исследований известно, что возрасту старости сопутствует ухудшение  здоровья, снижение памяти, нередко спад творческой активности, нарастание неуверенности и тревожности, мнительность, обидчивость, раздражительность, нетерпимость, иногда неуживчивость и чёрствость, появление или усиление подавленности.

Старение –  процесс разрушительный. Он приводит к уменьшению адаптационных возможностей организма, развитию возрастной патологии и гибели человека. По мере того как люди становятся старше, происходят заметные изменения в их внешнем виде, а также в общем физическом состоянии.

Старение – процесс очень сложный. Его проявление наблюдается на всех уровнях строения организма. Прежде всего, это уровень всего организма в целом – то, что мы наблюдаем визуально, общаясь с человеком. Со старением волосы редеют, кожа становится морщинистой и теряет эластичность, появляется сутулость и уменьшается рост, ухудшается зрение и слух, “садится” голос, становится хриплым, теряет звонкие верхние частоты, изменяется форма грудной клетки [8, c.37].

Интересы становятся более однообразными и не связанными с необходимостью значительных затрат времени и сил на мышечную или умственную работу. Недостатки, такие, как скупость, завистливость, недоверчивость, неуживчивость, которые если и проявлялись в молодости, но были вполне терпимыми для окружающих, теперь разрастаются, делаются невыносимыми.

Внимание пожилого человека всё больше заостряется  на его собственных недомоганиях и переживаниях, и он старается  заинтересовать ими всех остальных. Он с трудом и недоверием воспринимает те идеи и сведения, которые были ему не известны раньше, причём значение их, как правило, занижается. Естественно, что эти непосредственно наблюдаемые изменения во внешности и личности человека отражают глубинную перестройку его организма.

Способность организма к саморегулированию снижается, увеличивается время, необходимое организму для адаптации, и сокращения её возможный диапазон. Режим внутри организма всё чаще плохо соответствует окружающей среде.

Применительно к позднему возрасту следует различать  такие понятия, как “психическая старость” и “физическая немощность”. Первое понятие связано с особенностями изменения структуры личности старого человека, а второе – с протеканием биологических процессов в организме. Нельзя рассматривать биологическое одряхление как жёстко связанное с личностными изменениями. Нередко можно видеть молодых людей, психически преждевременно постаревших, и других, которые, несмотря на свой преклонный возраст, мало отмечены психологическим старением, поскольку их личность остаётся способной к развитию.

На ранних этапах старения человек остро переживает любые признаки старческих изменений, а в позднем возрасте часто утрачивается критическое отношение к возрастным изменениям, себе, окружающим.

История человечества знает множество попыток проведения аналогий старости и детства. Прежде всего, бросается в глаза “зеркальность” старости и детства: если детство – начало жизни, “заря”, то старость – конец, “закат”; если детский организм предельно пластичен, то старческий – в высшей степени непластичен [15, c.70].

Замечалось, что  и старика, и ребёнка отличают духовная беззаботность, слабая деятельность чувств, их “детский” уровень, гневность, склонность к плачу, смеху, болтливость, оплошность движений, нарушения в равновесии тела, неуверенная походка, отсутствие зубов, потребность в мягкой, сладкой пище, спотыкающаяся речь, дискантовые тембры голоса, отсутствие половых отправлений, неосознанность мочеиспускания и т.д.

Главное, что  роднит детство и старость, - это  то, что и ребёнок, и старик приходят к сознанию своего положения в  обществе, сравнивая себя с взрослым человеком.

Итак, ребёнок  искусственно отделён от действительности такими институтами социализации, как  попечительство, воспитание, школьное обучение и т.д. Ведь сколь бы ни было ценно детство как эпоха человеческой жизни, сколь бы ни была ценна работа личности по саморазвитию на самых ранних стадиях онтогенеза, цель её видится (и не только учёным, но и самим ребятам) в зрелости, во взрослом состоянии личности, в поре деяний.

Аналогично, хотя и по-другому, отделён от действительности и старик, причём это отделение также искусственно, ибо выход на пенсию не есть закон природы, а сформировавшийся в истории цивилизации социальный институт обеспечения старости, которая трактовалась в прошлые века, как болезнь, немощность, потеря трудоспособности.

В течение позднего возраста наблюдаются изменения  личностных свойств. Они обусловлены  возрастными особенностями пожилого человека. У стареющего человека постепенно слабеет деятельность всех органов  чувств, пропадает живость, подвижность. Интенсивно-деятельные люди становятся более пассивными. Уменьшение жизненной энергии сказывается и на эмоциональности. Отмечается, что люди, прожившие бурную, эмоционально-напряжённую жизнь, постепенно становятся более “спокойными”, находят радости в более узком кругу, иногда их жизнь становится совсем безрадостной. Сужается круг их чувств, свою любовь они концентрируют на семье, а то и на ком-то одном из её членов /единственный внук или внучка/, которой становится для них центром всех радостей жизни.

Большое значение играет перемена окружения. Например, если человек становится скупым на слова, то это нередко связано с тем, что старых друзей уже нет, а заводить новых не хватает сил и возможностей [32, c.74].

Старческая  беспомощность, внушаемость и податливость хорошо известны. Эти черты обычно связаны с сужением круга интересов до вопросов своего здоровья и сосредоточением их вокруг собственных желаний и потребностей, иногда в ущерб интересам близких, повышенными эмоциональными реакциями и высказыванием обильного количества жалоб.

Процессы обеднения  эмоциональной жизни могут носить и более тяжёлую форму, в таких  случаях внешний мир почти  совсем не интересует человека, его  чувства деградируют до физиологических  процессов: еды, сна, отправления элементарных потребностей. Настроение становится более постоянным. Люди обычно спокойны. В некоторых случаях отмечаются стойкие отклонения в каком-то определённом направлении: подавленность или возбуждённость.

Когда в старости у человека, всю жизнь отличавшегося  добротой и щедростью, возникает скупость /пресловутая скаредность пожилых людей/, люди других возрастов недоумевают, так как не понимают причин происходящих изменений. Они меньше бы поражались и больше бы оказывали практической помощи, если бы отчётливо понимали, что за бережливостью скрывается форма борьбы за независимость и свободу. Поскольку пожилые люди по различным причинам не рассчитывают уже сами заработать на непредвиденные нужды, единственный способ сохранения независимости – бережливость [34, c.80].

Часто в старости проявляется обидчивость, а реакции пожилых людей кажутся людям других возрастов несоразмерными вызвавшим их причинам, так как они не знают, что незначительные конфликты в семье или на работе у людей позднего возраста нередко в памяти восстанавливают старые, давно забытые обиды. Пожилые люди реагируют не только на данное конкретное событие, но и на сумму предыдущих обид плюс данную конфликтную ситуацию, поэтому у них развивается массированная затяжная реакция. При выраженных признаках неблагополучия может возникнуть временное болезненное состояние, например, невроз. Иногда может развиться острое психическое состояние.

В научной литературе всё более утверждается точка  зрения, согласно которой старение не может рассматриваться как  простая инволюция, угасание и регресс, скорее это продолжающееся становление человека, включающее многие приспособительные и компенсаторные механизмы.

На пожилого человека воздействует взаимно связанная  группа биологических и социальных факторов развития, результатами которой является формирование нового статуса личности позднем возрасте. В особенностях позднего возрастного этапа социализации индивидуума прослеживаются изменения в иерархии мотивов с преобладанием мотива с эстетической направленностью в качестве ведущего в деятельности. Очевидно, что люди позднего возраста вынуждены приспосабливаться не только к новой ситуации вовне, но и реагировать на изменения в самих себе.

Наряду с  процессами старения в организме  человека развиваются приспособительные  психологические механизмы, благодаря которым полноценная деятельность может продолжаться до глубокой старости. Так, например, слабеющая непроизвольная память компенсируется богатой ассоциативной или навыком записывать необходимые сведения, недостаточное распределение внимания восполняется его повышенной переключаемостью. Путь сохранения интеллекта связан с реализацией активного взаимодействия в социальной и практической сфере. Расширение социальных контактов или поддержка их на достаточно высоком уровне преодолевают у пожилых людей категоричность и косность суждений, стремление к опоре на прошлый опыт вопреки логическим построениям [38, c.103].

Люди по-разному  реагируют на свои внутренние трудности. Некоторые пожилые люди, отрицая  существование проблем, подавляют  свои стремления, которые доставляют им неудобства, и отвергают их как нереальные и невозможные. Приспособление в этом случае достигается за счёт понижения уровня притязаний. Негативной стороной является отрицание того, что требует усилий. Пожилой человек постепенно может привыкнуть к такой ориентации, действительно отказаться от необходимого и действовать так, как если бы потребности не существовало.

Многие из пожилых  людей преодолевают конфликты, пытаясь  манипулировать мнением окружения, стремясь овладеть событиями и изменить их в нужном направлении. Другие находят выход в самооправдании и снисхождении к своим слабостям. Некоторые прибегают к различным формам самообмана. Формирование у пожилых людей достаточной психической гибкости позволяет правильно понять себя и окружающих, способствует адаптации к переменам.

У пожилых людей  прослеживается тенденция поделиться своими воспоминаниями. Они охотно рассказывают о тягостных обстоятельствах  своей жизни и связанных с  ними переживаниях. Разрядка возникает  от совместно прочувствованной ситуации. Рассказывая о себе, пожилой человек становится слушателем. Подобная обратная связь помогает ему лучше разобраться в себе, поделиться тяжёлыми впечатлениями. Кроме того, собеседнику, чаще всего пожилому человеку, его беды близки, так как они сверстники – люди одного поколения. Нередко в процессе исповеди человек расстаётся с тайнами, которые требуют больших специальных усилий по их сокрытию, и это тоже способствует облегчению состояния. Очищение исповедью и признанием заключается в снятии различных форм напряжения путём разделения ноши с близким, переложения части ответственности на другого [17, c.69].

Информация о работе Отношения к лицам пожилого возраста в современном российском обществе