Отрасли социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:13, доклад

Описание

Экономическая социология — направление социальных исследований, предполагающее анализ экономической деятельности с позиций социальной теории.
Дисциплина изучает всю совокупность социально-экономических процессов — касаются ли они рынков или государства, домохозяйств или отдельных людей.

Работа состоит из  1 файл

Отрасли социологии.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)


«Отрасли социологии»

Экономическая социология  — направление социальных исследований, предполагающее анализ экономической деятельности с позиций социальной теории.

Дисциплина изучает всю совокупность социально-экономических процессов — касаются ли они рынков или государства, домохозяйств или отдельных людей. Используются самые разные методы сбора и анализа данных, включая социологические методы. Экономическая социология опирается на специфические представления о действиичеловека, развитии хозяйства и общества.

 

Этот раздел со­циологии не является аналогом экономической теории. Это самостоятельная наука, занимающаяся изучением соци­альных явлений в экономике, причин их возникновения и воз­можных последствий.

Центральным объектом изучения является экономи­ческое поведение. Экономическое поведение — это многообразие социальных действий с целью получе­ния прибыли.

В соответствии с четырьмя стадиями воспроизводства выделяют четыре типа

экономического поведения:

распределительное, или дистрибутивное, — свя­зано с понятием собственности или контроля над ресурсами. Дистрибутивное поведение соединяет эко­номические ресурсы и людей. В результате обеспечи­вается их эффективное использование. Существует несколько моделей такого поведения. Хозяйственная модель связана с деятельностью собственников ресур­сов, агентская модель — с контролем за использова­нием чужой собственности, а функциональная — с использование чужих ресурсов в соответствии с до­говором для получения определенной выгоды;

 

 производственное — связано с комбинированием экономических ресурсов таким образом, чтобы при минимальных издержках получить максимальную прибыль;

 

обменное— предполагает действия при перемещении товаров или услуг на рынке;

 

потребительское — предполагает использование готового продукта для удовлетворения потребностей человека.

 

На данный момент можно выделить следующие течения новой экономической социологии: 

1. Социология рационального выбора 
2. Сетевой подход 
3. Новый институционализм 
4. Культурноисторический подход 
5. Этнографический подход 

1. Социология рационального выбора 
Социология рационального выбора основывается на теории социального обмена и экономических теорий рационального выбора. Концепция рационального действия индивидов переносится на поведение всей системы, состоящей из тех же самых индивидов. Идея перенести принципы методологического индивидуализма на уровень корпоративных акторов родилась в ответ на неспособность экономистов объяснить такие хозяйственные явления, как возникновение паники на бирже или отношения доверия в обществах взаимного кредитования. 

Социология рационального выбора возрождает идеи утилитаризма в социологии, который рассматривает человека как утилизатора полезности. 

Авторы 
Дж. Коулман 
Дж. Хоманс 

2. Сетевой подход 
Направление экономической социологии, формирующееся в рамках сетевого подхода, обнаруживает содержательную связь со структурной теорией обмена Марселя Мосса и Клода Леви-Стросса. В данной теории современное хозяйство представляется как совокупность социальных сетей - устойчивых связей между индивидами и фирмами, которые невозможно втиснуть в рамки традиционной дихотомии `рынок - иерархия`. Эти сети формальных и неформальных отношений позволяют находить работу, обмениваться информацией, разрешать конфликтные ситуации, выстраивать доверие. Экономические отношения, таким образом, тесно выстраиваются с социальными. 

Авторы 
М.Гранноветер 
Х.Уайт 
Р.Бёрт 
У.Пауэлл 
Д.Старк 

3. Новый институционализм 
Новый институционализм в социологии появляется в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Сетевые связи между индивидами и фирмами представляются как множественные, многозначные, подвергаемые хозяйственными агентами различным интерпретациям и оценкам. Под институтами здесь понимаются не абстрактные нормы и ценности, а формальные и неформальные правила, которые регулируют практики повседневной деятельности и поддерживаются этими практиками. В рамках американской социологии новый институционализм развивается по двум основным направлениям: культурно-ориентированному и властно-ориентированному. Во Франции активно развивается новый французский институционализм. 

Авторы 
П.Димаджио 
У.Пауэлл 
Н.Биггарт 
У.Бейкер 
Н.Флигстин 
Л.Болтански 
Л.Тевено

 


4. Культурноисторический подход 


5. Этнографический подход

 

Парсонс: основная функция экономики – адаптация общества к внешним условиям.

Классики экономической социологии: Маркс, Вебер, Веблен.

Экономическая социология появилась тогда, когда началась институционализация экономических процессов. Экономическая социология изучает взаимосвязь экономии и общества.

Нэйл Смелзер. Экономическая социология изучает экономическое поведение как разновидность социального поведения (нормы, санкции, неформальные группы).

Т.И. Заславская. Экономическая социология изучает социальный механизм развития экономики. Социальный механизм – система социальных неравенств, экономическое поведение, экономические потребности и интересы.

Экономическая социология и экономика имеют один и тот же объект – экономика. Предмет экономики – экономисты изучают экономику изнутри. Абстрагируются от внешних сфер общества. Предмет экономической социологии – изучает экономические связи с другими сферами жизни общества. Экономика как подсистема жизни общества.

Экономическая социология связана с общей теоретической социологией, берет у нее понятийный аппарат. Экономическая социология не отраслевая теория, как теория опосредует взаимосвязь общей социологической теории и отраслевыми теориями.

Этапы развития экономической социологии:

1.                     Середина XIX – 20-е гг. XX в. Классический этап, теоретическая разработка. Маркс, Вебер, Веблен.

2.                     20-е гг. – 50-е гг. Накопление эмпирических данных.

3.                     50-е гг. – конец 60-х гг. Этап институционализации: экономическая социология превратилась в признанную дисциплину. Введен термин – экономическая социология (Парсонс и Смелзер – 50-е гг. Развили теорию экономических институтов)

4.                     60-е гг. – конец 70-х гг. Кризисный этап. Функциональные схемы Парсонса и Смелзера перестают объяснять те явления, которые происходят.

5.                     конец 70-х гг. – сегодняшний день. Новая экономическая социология. Тевено и Грановеттер – объяснение эмпирических данных.

Основной вклад представителей классического этапа в экономическую социологию:

1.                     Вебер. Он рассмотрел экономическое действие как не только целерациональное, но и ценностнорациональное. Уделял внимание рационализации. «Протестантская этика и дух капитализма» - рассмотрел влияние религии на развитие экономики капитализма.

2.                     Маркс. Экономический детерминизм: производственные силы + производственные отношения = базис общества (попытка объяснить общество). Исследование в рамках парадигмы конфликта: негативные последствия высокой степени неравенства общества.

3.                     Веблен. Классовые тории потребительского поведения. Ввел термин демонстративное потребление. Каждый слой низший в сових потребительских стандартах тянется к высшему => все двигаются к стандартам высшего класса.

Подразделы экономической социологии:

1.       Теория экономических институтов.

2.       Социальное неравенство в экономике.

3.       Экономическое поведение и сознание.

 

 

 

 

 

Этносоциология (этническая социология) — дисциплина, изучающая социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.

Этническая социология — часть социологии, одно из ее направлений (как и социология семьи, сельская социология и т.д.). Предметом этносоциологии является изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды[1].

Основные темы, разрабатываемые этносоциологами:

                    влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения;

                    использование и рациональное распределение трудовых ресурсов с учетом их этнической принадлежности;

                    социальная детерминированность национального самосознания, межнациональных отношений;

                    межэтнические конфликты;

                    национальные особенности ценностных ориентаций, стереотипов поведения, культурных интересов и потребностей в социальных группах;

                    этноязыковые процессы, в т.ч. билингвизм.

В этно­графической литературе под этносом (этнической общностью) принято понимать устойчивую совокупность людей, проживающих, как прави­ло, на отдельной территории, имеющей свою самобытную культуру, включая язык, обладающую самосознанием.

Этносоциология изучает весьма сложную сферу национально-этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей. К тому же они нередко бывают весьма запутанными и противоречивыми. В этих отношениях выражаются природные и социально-психологические качества этнических общностей или этносов.

Этническая общность – это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием.

Предметная область этнической социологии достаточно широкая. Это и социальная структура народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции; специфика внутрисемейных отношений у народов с учётом социальной дифференциации; тенденции в использовании языков в различных социальных группах; соотношение культур разных этнических общностей; этническое самосознание; межэтнические отношения и т. д.

Объект этносоциологии - народ-этнос в социальном многообразии. Он изучается через личность, включённую в этническую группу. Этнические группы – части общества, члены которых осознают себя носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.

Предмет этносоциологии – изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включённой в эти группы, и социальной среды. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования.

Этносоциологи в своих исследованиях используют комплексный подход, т. е. учитывают особенности не только макросреды, но и микросреды (конкретную этнокультурную обстановку в республиках). Это усложняет методологию этносоциологического исследования. Приходится соотносить методологические принципы, позволяющие изучать закономерности общественного развития, развития этнической группы и личности.

Культурологический метод: поведение людей рассматривается и объясняется через господствующие в той или иной культуре ценности и правила поведения.

Рассмотрение фактов через совместную социальную деятельность людей: в ходе этой деятельности возникают особые коммуникативные связи. Такой подход Смелзер назвал «коллективистским», он помогает понять, как люди, связанные представлениями об общем происхождении, образуют группу с целью защиты своих интересов. С помощью этого подхода анализируют соперничество, конкуренцию, конфликты.

Подход, который выявляет взаимоотношения: взаимодействия людей – это роли. Роль – поведение людей, которого ожидают от них, когда они занимают определённую позицию в группе. Роли могут быть в семье, на работе, в неформальных образованиях и т. д.

Психологический метод: объясняет поведение людей как личностей, т.е. не просто как индивидов, а людей, включённых в этническую группу в том смысле, что в их представлениях или поведении присутствует в той или иной мере этничность. Этническая идентичность, взгляды, мотивы поведения, социальные установки понимаются как результат взаимодействия личности и общества.

Функции этносоциологии:

1) Теоретико-познавательная. Мобилизация необходимого объёма знаний как одна из непременных черт научного исследования предполагает привлечение исторических и этнокультурных знаний, выявление логических, причинно-следственных, закономерных связей, формулирование специальных теорий.

2) Практико-преобразовательная. Объяснение полученных фактов, проверка гипотез, прогнозирование новых процессов и явлений, а также существующих тенденций развития. Можно выделить прогностическую функцию как самостоятельную.

3) Просветительская. В условиях конфликтов этносоциологи не раз участвовали в тренингах вместе с представителями прессы с целью выработки наиболее эффективных приёмов подачи материалов об этнических группах, участвующих в конфликтах.

 

 

Список источников.

Экономическая социология 

Сайты:

http://socialworkstud.ru

http://wikipedia. ru

 

Полный список:

1.         Вебер М. "Объективность" социально-научного и социально-политического познания //Вебер М. Избранные произведения. М., 1991, с. 345-415.

2.         Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма //Там же, с. 44-272.

3.         Смелзер Н. Дж. Социология экономической жизни //Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1972. с. 188-202.

4.         Дюркгейм в работе 1909 г. "Социология и социальные науки"

5.         Ковалевский М. М. Социология // Сочинения: В двух томах. Т. 1. СПб: Алетейя, 1997.

6.         Кареев Н. И. Основы русской социологии. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1996.

7.         Кондратьев Н. Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. М., 1991. Разд. 1 Общество и хозяйство.

8.         Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

9.         История теоретической социологии / Под ред. Ю. Н. Давыдова: В 5 т. Т. 1. М.: Наука, 1997.

10.      Антология русской классической социологии / Под ред. Д. С. Климентьева, Л. Н. Панковой. М.: 1995.

11.      Верховин В. И. Экономическая социология. М.: 1998.

12.      Генкин Б.М. Экономика и социология труда

13.      Радаев В.В. Экономическая социология

14.      Шумпетер Й.  Теория экономического развития

 

Этносоциология (этническая социология)

Литература:

Русские этносоциологические очерки / Под ред. Ю.В.Арутюняна и др. М., 1992.

 Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 1999.

Этносоциология // Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998

Гуц А. К., Паутова Л. А. Глобальная этносоциология — Либроком — 2009 г.

Полный список:

1.                     Абдулатипов Р. Национальные отношения и политика общественного согласия // Этнополитический вестник. 1995. № 2.

2.                     Авксентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология // Социологические исследования. 1996. № 12.

3.                     Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990.

4.                     Александренков Э.Г. "Этническое самосознание" или "этническая идентичность"? // Этнографическое обозрение. 1996. № 3.

5.                     Алексеев Н. Советский федерализм // Общественные науки и современность 1992. № 1.

6.                     Альтерматт Урс Этнонационализм в Европе. М.: Рос. гуманитар. ун-т, 2000.

Информация о работе Отрасли социологии