Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:57, доклад
Современная российская пенитенциарная система - это места предварительного заклю-чения.:
- изоляторы временного содержания (бывшие КПЗ). В них содержатся люди, подозревае-мые в совершении преступлений. Срок содержания - до 10, а по некоторым наиболее опасным видам преступлений - до 30 суток;
- следственные изоляторы (СИЗО), предназначенные для содержания обвиняемых, в том числе и тех, кто уже является подсудимым, а также осужденных, приговоры в отношении которых еще не вступили в законную силу. Кроме того, в пределах 7% от общей численности содержащихся под стражей в СИЗО могут составлять лица, осужденные на срок до 3 лет за нетяжкие преступления.
Современная российская
пенитенциарная система - это места
предварительного заклю-чения.:
- изоляторы временного содержания (бывшие
КПЗ). В них содержатся люди, подозревае-мые
в совершении преступлений. Срок содержания
- до 10, а по некоторым наиболее опасным
видам преступлений - до 30 суток;
- следственные изоляторы (СИЗО), предназначенные
для содержания обвиняемых, в том числе
и тех, кто уже является подсудимым, а также
осужденных, приговоры в отношении которых
еще не вступили в законную силу. Кроме
того, в пределах 7% от общей численности
содержащихся под стражей в СИЗО могут
составлять лица, осужденные на срок до
3 лет за нетяжкие преступления.
Учреждения, исправляющие наказание:
- исправительно-трудовые колонии (ИТК)
- основной вид учреждений для лиц, лишенных
свободы ИТК делятся на мужские (общего,
строгого и особого, т.е. самого жесткого
режима) и жен-ские (общего и строгого режима);
- воспитательно-трудовые колонии (ВТК),
предназначенные для содержания несовершен-нолетних,
совершивших преступления в возрасте
от 14 до 18 лет (иногда до 21 года). Существуют
ВТК для мальчиков и девочек. ВТК для мальчиков
имеют 2 вида режима - общий и усиленный.
На усиленный режим переводятся несовершеннолетние,
совершившие преступление либо неоднократ-ные
грубые нарушения в ВТК общего режима;
- тюрьмы - учреждения с наиболее суровым
режимом содержания. В тюрьмах установле-но
два вида режима - общий и строгий - в пределах
одного учреждения;
- исправительно-трудовые колонии - поселения
- места исполнения более легкого наказа-ния,
чем лишение свободы. Они делятся на три
категории для осужденных за неосторожное
преступ-ление; для лиц, осужденных за
умышленные преступления и осужденных
не более чем на 5 лет; для лиц твердо вставших
на путь исправления и переведения из
исправительно-трудовых учреждений (ИТУ)
общего и строгого режима.
В большинстве западных стран пенитенциарная
система состоит из закрытых, полузакры-тых
и открытых тюрем. При этом то, что у нас
называется видом режима, предусмотрено
в рамках одного учреждения, более того,
мужчины и женщины отбывают наказание
в изолированных секторах одного учреждения.
Такая организация отбытия наказаний
позволяет экономить на перевозках и не
удалять осужденного слишком далеко от
семьи и постоянного места жительства.
Структура российской
пенитенциарной политики как динамично
развивающейся системы, элементы которой
находятся в различных сочетаниях, дает
основание говорить по крайней мере о
трех ее уровнях: нормативном, институциональном,
отраслевом. Упорядоченность действующего
уголовно-пенитенциарного законодательства
позволяет привести понятие пенитенциарной
политики к определенному единству, внутренней
и внешней согласованности, логической
последовательности между пенитенциарно-однородными
компонентами.
Установленная структура исправительных
учреждений и наказаний, классифицирующихся
по срокам заключения, мерам уголовно-правовой
кары и средствам пенитенциарно-педагогического
воздействия на осужденных, легла в основу
пенитенциарной политики государства.
Отраслевой уровень формирования пенитенциарной
политики стал идеологической базой реформирования
уголовно-пенитенциарной системы. Предметом
исследования выступают представления
о методологических средствах формирования
пенитенциарной системы, и этот факт предполагает
их изучение как по действующему законодательству,
так и в историко-генетическом контексте.
Так, при Петре I законодательная деятельность
в совокупности с изучением правосознания
осужденных привела к соединению уголовного
наказания с мерами и средствами пенитенциарного
воздействия на осужденных.
Предметной областью пенитенциарных возможностей
тюремной политики является исследование
института пенитенциарно-педагогической
деятельности. Исправление преступников
в процессе их ресоциализации достигается
путем пенитенциарного воздействия, посредством
уголовного наказания. Вышеназванный
Закон 1879 г., выдвинувший юридическую конструкцию
"срочности" наказания и преследующий
в качестве целей нравственное и юридическое
исправление арестантов, создал теоретические
представления о методологических средствах
формирования системности пенитенциарного
воздействия. Единство нравственного
и правового воздействия на сознание лиц,
подвергнутых наказанию, рассматривается
в пенитенциарной политике как приоритетное.
Таким образом, обозначена четкая граница
между карательными и исправительными
мерами в реализации пенитенциарной политики
во второй половине XIX - начале XX в.
Закон, устанавливая вид пенитенциарного
учреждения, тем самым определяет в общих
чертах объем карательных ограничений
в праве, обязываний, запретов и их применение
к осужденным. Этим подчеркивается очень
важная функциональная особенность пенитенциарной
политики, когда правовое регулирование
тюремного режима тесно связано с главной
функцией реализации конституционных
норм исходя из цели охранения государственного
строя, предупреждения преступности в
местах лишения свободы.
Анализ соотношения карательного и исправительного
элементов уголовно-пенитенциарного законодательства
показывает, что законодатель в истории
пенитенциарной политики отдавал предпочтение
формированию только карательных средств
и норм. Отличие уголовно-политического
периода пенитенциарной политики состоит
в том, что законодатель вводит обязывающие
нормы права, имеющие не только карательный,
но и исправительный характер. Так, установлен
совершенно новый комплекс норм права,
в которых изложено содержание правил
об арестантах отряда исправляющихся.
Совокупность названных элементов права
в их иерархической связи, обеспечивающих
динамичность пенитенциарной системы,
составляет то, что мы называем тюремным
режимом. Изменение целевых установок
пенитенциарной политики в пореформенный
период вызвало необходимость введения
новых элементов в институт лишения свободы,
к которым законодатель относил одиночное
заключение, надзор и охрану, предупреждение
побега. В рассматриваемый период времени
предпринимается системно-структурная
реорганизация уголовно-пенитенциарного
законодательства. Тем самым существенно
дополняется и изменяется система пенитенциарно-педагогического
воздействия на арестантов.
В трудах известных русских юристов и
общественных деятелей - А.А. Пионтковского,
С.В. Познышева, Н.С. Таганцева, И.Я. Фойницкого,
С.П. Мокринского, Д.В. Краинского, С.К. Гогель
- анализируются весьма ценные данные
о различных периодах эволюции российской
пенитенциарной политики, исследуются
вопросы соотношения карательного и исправительного
элементов пенитенциарного воздействия
на арестантов, пенитенциарно-педагогической
деятельности в местах лишения свободы
и осуществления их ресоциализации. И.Я.
Фойницкий особое внимание обращает на
меры тюремной деятельности, к которым
относит тюремную работу, тюремное образование,
тюремную гигиену, тюремную архитектуру.
Применение этих мер предполагает, в свою
очередь, определенную систему управления.
"Мало того, в них именно лежит центральная
часть тюремной политики"