Пенитенциарная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:57, доклад

Описание

Современная российская пенитенциарная система - это места предварительного заклю-чения.:
- изоляторы временного содержания (бывшие КПЗ). В них содержатся люди, подозревае-мые в совершении преступлений. Срок содержания - до 10, а по некоторым наиболее опасным видам преступлений - до 30 суток;
- следственные изоляторы (СИЗО), предназначенные для содержания обвиняемых, в том числе и тех, кто уже является подсудимым, а также осужденных, приговоры в отношении которых еще не вступили в законную силу. Кроме того, в пределах 7% от общей численности содержащихся под стражей в СИЗО могут составлять лица, осужденные на срок до 3 лет за нетяжкие преступления.

Работа состоит из  1 файл

Современная российская пенитенциарная система.doc

— 37.00 Кб (Скачать документ)

Современная российская пенитенциарная система - это места  предварительного заклю-чения.: 
- изоляторы временного содержания (бывшие КПЗ). В них содержатся люди, подозревае-мые в совершении преступлений. Срок содержания - до 10, а по некоторым наиболее опасным видам преступлений - до 30 суток; 
- следственные изоляторы (СИЗО), предназначенные для содержания обвиняемых, в том числе и тех, кто уже является подсудимым, а также осужденных, приговоры в отношении которых еще не вступили в законную силу. Кроме того, в пределах 7% от общей численности содержащихся под стражей в СИЗО могут составлять лица, осужденные на срок до 3 лет за нетяжкие преступления. 
Учреждения, исправляющие наказание: 
- исправительно-трудовые колонии (ИТК) - основной вид учреждений для лиц, лишенных свободы ИТК делятся на мужские (общего, строгого и особого, т.е. самого жесткого режима) и жен-ские (общего и строгого режима); 
- воспитательно-трудовые колонии (ВТК), предназначенные для содержания несовершен-нолетних, совершивших преступления в возрасте от 14 до 18 лет (иногда до 21 года). Существуют ВТК для мальчиков и девочек. ВТК для мальчиков имеют 2 вида режима - общий и усиленный. На усиленный режим переводятся несовершеннолетние, совершившие преступление либо неоднократ-ные грубые нарушения в ВТК общего режима; 
- тюрьмы - учреждения с наиболее суровым режимом содержания. В тюрьмах установле-но два вида режима - общий и строгий - в пределах одного учреждения; 
- исправительно-трудовые колонии - поселения - места исполнения более легкого наказа-ния, чем лишение свободы. Они делятся на три категории для осужденных за неосторожное преступ-ление; для лиц, осужденных за умышленные преступления и осужденных не более чем на 5 лет; для лиц твердо вставших на путь исправления и переведения из исправительно-трудовых учреждений (ИТУ) общего и строгого режима. 
В большинстве западных стран пенитенциарная система состоит из закрытых, полузакры-тых и открытых тюрем. При этом то, что у нас называется видом режима, предусмотрено в рамках одного учреждения, более того, мужчины и женщины отбывают наказание в изолированных секторах одного учреждения. Такая организация отбытия наказаний позволяет экономить на перевозках и не удалять осужденного слишком далеко от семьи и постоянного места жительства.

Структура российской пенитенциарной политики как динамично развивающейся системы, элементы которой находятся в различных сочетаниях, дает основание говорить по крайней мере о трех ее уровнях: нормативном, институциональном, отраслевом. Упорядоченность действующего уголовно-пенитенциарного законодательства позволяет привести понятие пенитенциарной политики к определенному единству, внутренней и внешней согласованности, логической последовательности между пенитенциарно-однородными компонентами. 
Установленная структура исправительных учреждений и наказаний, классифицирующихся по срокам заключения, мерам уголовно-правовой кары и средствам пенитенциарно-педагогического воздействия на осужденных, легла в основу пенитенциарной политики государства. 
Отраслевой уровень формирования пенитенциарной политики стал идеологической базой реформирования уголовно-пенитенциарной системы. Предметом исследования выступают представления о методологических средствах формирования пенитенциарной системы, и этот факт предполагает их изучение как по действующему законодательству, так и в историко-генетическом контексте. Так, при Петре I законодательная деятельность в совокупности с изучением правосознания осужденных привела к соединению уголовного наказания с мерами и средствами пенитенциарного воздействия на осужденных. 
Предметной областью пенитенциарных возможностей тюремной политики является исследование института пенитенциарно-педагогической деятельности. Исправление преступников в процессе их ресоциализации достигается путем пенитенциарного воздействия, посредством уголовного наказания. Вышеназванный Закон 1879 г., выдвинувший юридическую конструкцию "срочности" наказания и преследующий в качестве целей нравственное и юридическое исправление арестантов, создал теоретические представления о методологических средствах формирования системности пенитенциарного воздействия. Единство нравственного и правового воздействия на сознание лиц, подвергнутых наказанию, рассматривается в пенитенциарной политике как приоритетное. 
Таким образом, обозначена четкая граница между карательными и исправительными мерами в реализации пенитенциарной политики во второй половине XIX - начале XX в. 
Закон, устанавливая вид пенитенциарного учреждения, тем самым определяет в общих чертах объем карательных ограничений в праве, обязываний, запретов и их применение к осужденным. Этим подчеркивается очень важная функциональная особенность пенитенциарной политики, когда правовое регулирование тюремного режима тесно связано с главной функцией реализации конституционных норм исходя из цели охранения государственного строя, предупреждения преступности в местах лишения свободы. 
Анализ соотношения карательного и исправительного элементов уголовно-пенитенциарного законодательства показывает, что законодатель в истории пенитенциарной политики отдавал предпочтение формированию только карательных средств и норм. Отличие уголовно-политического периода пенитенциарной политики состоит в том, что законодатель вводит обязывающие нормы права, имеющие не только карательный, но и исправительный характер. Так, установлен совершенно новый комплекс норм права, в которых изложено содержание правил об арестантах отряда исправляющихся. Совокупность названных элементов права в их иерархической связи, обеспечивающих динамичность пенитенциарной системы, составляет то, что мы называем тюремным режимом. Изменение целевых установок пенитенциарной политики в пореформенный период вызвало необходимость введения новых элементов в институт лишения свободы, к которым законодатель относил одиночное заключение, надзор и охрану, предупреждение побега. В рассматриваемый период времени предпринимается системно-структурная реорганизация уголовно-пенитенциарного законодательства. Тем самым существенно дополняется и изменяется система пенитенциарно-педагогического воздействия на арестантов. 
В трудах известных русских юристов и общественных деятелей - А.А. Пионтковского, С.В. Познышева, Н.С. Таганцева, И.Я. Фойницкого, С.П. Мокринского, Д.В. Краинского, С.К. Гогель - анализируются весьма ценные данные о различных периодах эволюции российской пенитенциарной политики, исследуются вопросы соотношения карательного и исправительного элементов пенитенциарного воздействия на арестантов, пенитенциарно-педагогической деятельности в местах лишения свободы и осуществления их ресоциализации. И.Я. Фойницкий особое внимание обращает на меры тюремной деятельности, к которым относит тюремную работу, тюремное образование, тюремную гигиену, тюремную архитектуру. Применение этих мер предполагает, в свою очередь, определенную систему управления. "Мало того, в них именно лежит центральная часть тюремной политики"

Информация о работе Пенитенциарная система