Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 20:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – провести социальный мониторинг подростковой популяции.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
- определить демографическую характеристику подростковой популяции;
- исследовать уровень и качество жизни молодежи;
- определить состояние здоровья молодежи;
- выяснить структуру образования подростков;
- выявить структуру занятой молодежи;
- посмотреть, чему посвящен досуг молодых людей;
- определить специфику правонарушений среди молодежи.
Введение…………………………………………………………………...3
1 Подростковая популяция как субкультура……………….....……5
1.1 Возрастные группы молодежи и стадии ее становления………..5
2 Социальный мониторинг подростковой популяции……..……...9
2.1 Демографическая характеристика подростковой популяции…9
2.2 Уровень и качество жизни молодежи
2.3 Состояние здоровья молодежи
2.4 Структура образования подростков
2.5 Уровень занятой молодежи
2.6 Досуг молодых людей
2.7 Специфика правонарушений среди молодежи
3 Пути решения факторов риска подростковой популяции
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1 Возрастные группы молодежи и стадии ее становления………..5
1.2
3.1
3.2
Заключение
Список использованных источников
Введение
Сегодня Россия находится на пути становления гражданского, социально развитого общества. Согласно Конституции РФ, Россия - это социальное государство, и в России высшей ценностью провозглашается человек, его права и свободы. Государство берет на себя обязанности социальной защиты всех граждан. Особое внимание социальной политики государства направлено на лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, нуждающихся в социальной помощи, менее защищенных и уязвимых.
Однако, несмотря на это, сегодня в России существует множество неразрешенных проблем. Наряду с такими проблемами как бедность, высокий уровень преступности, возросший процент инвалидизации, отмечается проблема уровня и качества жизни нации, и, прежде всего, молодого поколения.
Актуальность данной курсовой работы в том, что проблемам подростковой популяции посвящено огромное количество времени, сил и средств. Насчитывается большое число научных работ и федеральных законов на пути повышения уровня жизни и численности данной категории граждан. Эта проблема в России, как и большинство социальных проблем, носит системный характер, затрагивающий все стороны жизни молодого человека.
Кроме того, в современных условиях экономического кризиса положение молодежи становится еще более неустойчивым. Социальное неблагополучие отражается на состоянии здоровья этой социальной группы населения, у молодых людей наблюдается рост заболеваний. Велик процент молодых людей, не имеющих работу, половина работающей молодежи трудится не по той специальности, которую приобрела в процессе обучения, либо вовсе не имеет профессии. Отсюда у молодежи проявляются тревога, отчаяние, возмущение, вандализм, что говорит о наличии социальной напряженности среди молодых людей, ведущей, в свою очередь, к дальнейшему отчуждению от общества. Неудачи в социальной адаптации молодежи к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодежной преступности, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер.
Объектом курсовой работы выступает молодежь как особая социальная категория населения.
Предметом являются факторы, характеризующие подростков и специфику этой части населения.
Цель курсовой работы – провести социальный мониторинг подростковой популяции.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
- определить демографическую характеристику подростковой популяции;
- исследовать уровень и качество жизни молодежи;
- определить состояние здоровья молодежи;
- выяснить структуру образования подростков;
- выявить структуру занятой молодежи;
- посмотреть, чему посвящен досуг молодых людей;
- определить специфику правонарушений среди молодежи.
Сегодня учёные определяют молодёжь
как социально-демографическую
образования и определенной профессии, прохождения обязательной военной службы и приобретения определенного трудового и жизненного опыта.
Стоит отметить, что в научной литературе молодежь принято делить на четыре возрастные группы:
1. 14-16 лет – подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.
2. 17-19 лет – юношество. Биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения – начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учебы. Начинается разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной дифференциации среди них. В этом возрасте начинается процесс социализации – происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.
3. 20-24 года – собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу, прежде всего, составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.
4. 25-30 лет – старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.
Кроме того, в пути своего становления молодежь проходит три стадии:
Ранний
подростковый период (типичный возраст
от 12 до 14 лет) находится в средине
этапа быстрых изменений
Обычно
в раннем подростковом периоде проверяется
сексуальное поведение, но интимная
сексуальная активность обычно ограничена.
Сексуальность на этом периоде и
в среднем подростковом возрасте
часто выражается в интенсивном
чувстве любви к
Подростки мужского пола, которые будут сексуально активными в пе-риод подросткового периода, обычно начинают интимное сексуальное поведение в этом возрасте (13-14 лет). Тем не менее, они обычно не становятся “регулярно” сексуально ак-тивными, пока не достигнут биологической зрелости (16-17 лет).
Средний подростковый период (возраст от 15 до 17 лет) период развития большинства проблем поведения, определяемый во всех подростковых популяциях. Переход в эту стадию так драматичен, что кажется, что он происходят за одну ночь. Вторичные половые характеристики полностью развиваются и величина роста замедляется. Физически они более похожи на взрослых, которыми они хотят быть, и меньше на детей, которыми они были. Психологическими признаками этой стадии является развитие абстрактного мышления и развитие психологической поддержки, которая расценивается как оружие среднего этапа подросткового периода: шлем всеведения, который делает их всезнающими; жилет омнипотенции, делающий их всемогущими и щит непобедимости, позволяющий им бороться и побеждать любого.
Оружие
среднего подросткового периода
обладает двойственной функцией, обоюдоострого
меча. Оно обеспечивает поддерживающую
структуру позволяющую им эмансипироваться
и жить вне структуры, которая
кормила и поддерживала их на протяжении
большей части их жизни. К сожалению,
это также способствует развитию
ощущения бессмертия, что определяет
их опасное и деструктивное
В эту стадию большинство подростков начинает процесс освобождения от ограничений структур обеспечивающих их детство. Во многих семьях борьба за свободу проходит в конфликтах, связанных с родительским контролем и авторитетом. Часто борьба происходит вне стен дома с участием авторитетов другого уровня ( например, школы, полиции). Эти процессы эмансипации, связанные с риском и определением лимитов, благоприятствуют развитию ее или его чувства независимости и самоидентификации.
С участием подростков в этом процессе отделения от семьи они все более переходят под воздействие группы сверстников, которую они определили во время раннего подросткового этапа. В этом контексте, группа сверстников определяет правила поведения. Кроме того, эта группа подтверждает или изменяет представление подростка о самом себе (self-image). Группа сверстников часто определяется как источник многих проблем поведения из-за давления, оказываемого ею на подростка, заставляя его соответствовать ее нормам и кодексам поведения. Однако, так как эти молодые люди определяют свою группу в соответствии с их самоидентификацией и так как они участвуют в определении норм группы и ее кодах поведения, они разделяют ответственность за свои действия как внутри, так и вне группы.
Секс
и сексуальное выражение
В позднем
подростковом периоде (типичный возраст
18 + n лет) человек достигает полной
физической зрелости. В познавательном
плане они овладевают формальными
операциями и они вполне осознают
свои границы и то как их прошлое
может повлиять на их будущее. В отдаленном
становлении его или ее идентичности
и независимости, подросток позднего
периода стремиться достичь своей
экономической
Сегодня
эти цели часто откладываются
из-за получения образования и
экономических условий, что заставляет
подростка оставаться зависимым
финансово от его семьи. Внутри семьи
они переходят все более к
отношениям взрослый-взрослый со своими
родителями. Группа сверстников сохраняет
значение как детерминанта поведения.
В сексуальном плане у