Подростковая популяция как субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – провести социальный мониторинг подростковой популяции.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
- определить демографическую характеристику подростковой популяции;
- исследовать уровень и качество жизни молодежи;
- определить состояние здоровья молодежи;
- выяснить структуру образования подростков;
- выявить структуру занятой молодежи;
- посмотреть, чему посвящен досуг молодых людей;
- определить специфику правонарушений среди молодежи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1 Подростковая популяция как субкультура……………….....……5
1.1 Возрастные группы молодежи и стадии ее становления………..5
2 Социальный мониторинг подростковой популяции……..……...9
2.1 Демографическая характеристика подростковой популяции…9
2.2 Уровень и качество жизни молодежи
2.3 Состояние здоровья молодежи
2.4 Структура образования подростков
2.5 Уровень занятой молодежи
2.6 Досуг молодых людей
2.7 Специфика правонарушений среди молодежи
3 Пути решения факторов риска подростковой популяции
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 30.55 Кб (Скачать документ)


 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………...3

 

  1. Подростковая популяция как субкультура……………….....……5

1.1     Возрастные группы молодежи и стадии ее становления………..5

1.2

 

 

  1. Социальный мониторинг подростковой популяции……..……...9
    1. Демографическая характеристика подростковой популяции…9
    2. Уровень и качество жизни молодежи
    3. Состояние здоровья молодежи
    4. Структура образования подростков
    5. Уровень занятой молодежи
    6. Досуг молодых людей
    7. Специфика правонарушений среди молодежи

 

  1. Пути решения факторов риска подростковой популяции

3.1

3.2

 

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня Россия находится на пути становления гражданского, социально развитого  общества. Согласно Конституции РФ, Россия - это социальное государство, и в России высшей ценностью провозглашается  человек, его права  и свободы. Государство  берет на себя обязанности  социальной защиты всех граждан. Особое внимание социальной политики государства направлено на лиц, попавших в  трудную жизненную  ситуацию, нуждающихся  в социальной помощи, менее защищенных и уязвимых.

Однако, несмотря на это, сегодня в  России существует множество  неразрешенных проблем. Наряду с такими проблемами как бедность, высокий уровень преступности, возросший процент инвалидизации, отмечается проблема уровня и качества жизни нации, и, прежде всего, молодого поколения.

Актуальность  данной курсовой работы в том, что проблемам подростковой популяции посвящено огромное количество времени, сил и средств. Насчитывается большое число научных работ и федеральных законов на пути повышения уровня жизни и численности данной категории граждан. Эта проблема в России, как и большинство социальных проблем, носит системный характер, затрагивающий все стороны жизни молодого человека.

Кроме того, в  современных условиях экономического кризиса  положение молодежи становится еще более  неустойчивым. Социальное неблагополучие отражается на состоянии здоровья этой социальной группы населения, у молодых  людей наблюдается  рост заболеваний. Велик  процент молодых  людей, не имеющих  работу, половина работающей молодежи трудится не по той специальности, которую приобрела  в процессе обучения, либо вовсе не имеет  профессии. Отсюда у молодежи проявляются тревога, отчаяние, возмущение, вандализм, что говорит о наличии социальной напряженности среди молодых людей, ведущей, в свою очередь, к дальнейшему отчуждению от общества. Неудачи в социальной адаптации молодежи к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодежной преступности, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер.

Объектом курсовой работы выступает молодежь как особая социальная категория населения.

Предметом являются факторы, характеризующие подростков и специфику этой части населения.

Цель курсовой работы – провести социальный мониторинг подростковой популяции.

В соответствии с поставленной целью  можно выделить следующие  задачи:

- определить демографическую характеристику подростковой популяции;

- исследовать уровень и качество жизни молодежи;

- определить состояние здоровья молодежи;

- выяснить структуру образования подростков;

- выявить структуру занятой молодежи;

- посмотреть, чему посвящен досуг молодых людей;

- определить  специфику правонарушений  среди молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Подростковая популяция как субкультура.

Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального  положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем  социально-экономического, культурного  развития, особенностями социализации в российском обществе. Именно по данным ученых приблизительно с 14 годов молодое лицо начинает осознавать собственные социальные права, место в обществе, свое назначение. До 18 лет практически завершается формирование основных психофизических особенностей человека, а до 24 прекращаются процессы роста человеческого организма, и формируется социальный статус лица, которое предусматривает, например, получения к этому возрасту

образования и определенной профессии, прохождения обязательной военной  службы и приобретения определенного  трудового и жизненного опыта.

Стоит отметить, что в научной  литературе молодежь принято делить на четыре возрастные группы:

1.  14-16 лет – подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.

2.  17-19 лет – юношество. Биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения – начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учебы. Начинается разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной дифференциации среди них. В этом возрасте начинается процесс социализации – происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

3.  20-24 года – собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу, прежде всего, составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.

4.  25-30 лет – старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.

Кроме того, в пути своего становления  молодежь проходит три стадии:

  1. Ранняя стадия

 

Ранний  подростковый период (типичный возраст  от 12 до 14 лет) находится в средине  этапа быстрых изменений организма - начало появления вторичных половых  признаков, ускорения роста и  когда биология становится основным фокусом проблем. В познавательном смысле у этих молодых людей имеются  воображаемые примеры; они испытывают трудности в проецировании себя в будущем. Это становится значительной проблемой, когда их просят изменить свое поведение и отложить получение  наслаждений ради какой-то отдаленной будущей цели. Хотя подросток в  раннем периоде может проверить  авторитет взрослого внутри семьи  “посмотреть что они могут  выиграть” они как правило  уступают родителям. В этом возрасте они также начинают изучать свою группу сверстников, чтобы найти  других молодых людей, чувства которых  соответствовали бы их.

 

Обычно  в раннем подростковом периоде проверяется  сексуальное поведение, но интимная сексуальная активность обычно ограничена. Сексуальность на этом периоде и  в среднем подростковом возрасте часто выражается в интенсивном  чувстве любви к идеализированному  взрослому. Подросток может относиться к этим кратковременным событиям как к “пылкой любви”. Также  подростки могут экспериментировать в свойственном им половом поведении. Это эксперименты не является выражением выбора объекта любви и не обязательно  определяет сексуальные предпочтения во взрослом возрасте.

 

Подростки мужского пола, которые будут сексуально активными в пе-риод подросткового  периода, обычно начинают интимное сексуальное  поведение в этом возрасте (13-14 лет). Тем не менее, они обычно не становятся “регулярно” сексуально ак-тивными, пока не достигнут биологической  зрелости (16-17 лет).

 

  1. Средний подростковый период

 

Средний подростковый период (возраст от 15 до 17 лет) период развития большинства  проблем поведения, определяемый во всех подростковых популяциях. Переход  в эту стадию так драматичен, что  кажется, что он происходят за одну ночь. Вторичные половые характеристики полностью развиваются и величина роста замедляется. Физически они более похожи на взрослых, которыми они хотят быть, и меньше на детей, которыми они были. Психологическими признаками этой стадии является развитие абстрактного мышления и развитие психологической поддержки, которая расценивается как оружие среднего этапа подросткового периода: шлем всеведения, который делает их всезнающими; жилет омнипотенции, делающий их всемогущими и щит непобедимости, позволяющий им бороться и побеждать любого.

 

Оружие  среднего подросткового периода  обладает двойственной функцией, обоюдоострого  меча. Оно обеспечивает поддерживающую структуру позволяющую им эмансипироваться и жить вне структуры, которая  кормила и поддерживала их на протяжении большей части их жизни. К сожалению, это также способствует развитию ощущения бессмертия, что определяет их опасное и деструктивное поведение. Они абсолютно уверены в том, что они неуязвимы: “я могу сдать  экзамен без подготовки ...”, “  могу вести автомобиль даже если и  никогда не учился этому ...”, “могу  украсть машину и меня никогда  не застукают.. “, я могу остановить пулю и она меня не убъет”, “могу  не предохраняться и не забеременею”.

 

В эту  стадию большинство подростков начинает процесс освобождения от ограничений  структур обеспечивающих их детство. Во многих семьях борьба за свободу проходит в конфликтах, связанных с родительским контролем и авторитетом. Часто  борьба происходит вне стен дома с  участием авторитетов другого уровня ( например, школы, полиции). Эти процессы эмансипации, связанные с риском и определением лимитов, благоприятствуют развитию ее или его чувства независимости  и самоидентификации.

 

С участием подростков в этом процессе отделения  от семьи они все более переходят  под воздействие группы сверстников, которую они определили во время  раннего подросткового этапа. В  этом контексте, группа сверстников  определяет правила поведения. Кроме  того, эта группа подтверждает или  изменяет представление подростка  о самом себе (self-image). Группа сверстников  часто определяется как источник многих проблем поведения из-за давления, оказываемого ею на подростка, заставляя  его соответствовать ее нормам и  кодексам поведения. Однако, так как  эти молодые люди определяют свою группу в соответствии с их самоидентификацией и так как они участвуют  в определении норм группы и ее кодах поведения, они разделяют  ответственность за свои действия как  внутри, так и вне группы.

 

Секс  и сексуальное выражение являются основными сторонами жизни во время среднего подросткового периода. Подростки девушки желающие стать сексуально активными во время своего периода подростковости обычно уже получают свой первый опыт полового общения. Как молодые люди, так и молодые женщины внезапно чувствуют сексуальность во всех аспектах своего бытия. Социальный и риск утраты здоровья связанные и с незащи-щенной половой активностью приобретают значение первостепенной важности. Эти дест-руктивные эффекты иногда уменьшаются если подросток был ознакомлен с практикой защиты до этапа среднего подросткового периода.

 

  1. Поздний подростковый период

 

В позднем  подростковом периоде (типичный возраст 18 + n лет) человек достигает полной физической зрелости. В познавательном плане они овладевают формальными  операциями и они вполне осознают свои границы и то как их прошлое  может повлиять на их будущее. В отдаленном становлении его или ее идентичности и независимости, подросток позднего периода стремиться достичь своей  экономической самодостаточности  и территориальной независимости.

 

Сегодня эти цели часто откладываются  из-за получения образования и  экономических условий, что заставляет подростка оставаться зависимым  финансово от его семьи. Внутри семьи  они переходят все более к  отношениям взрослый-взрослый со своими родителями. Группа сверстников сохраняет  значение как детерминанта поведения. В сексуальном плане у подростка  развивается способность к зрелому  типу интимных отношений, что способствует развитию фиксированных отношений.

 

 


Информация о работе Подростковая популяция как субкультура