Политическая социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:18, контрольная работа

Описание

Термин «политическая социология» содержит в себе слияние двух отдельных наук. В каком же соотношении политическая социология находится с политическими науками, с одной стороны, и с социологией — с другой?

Содержание

Введение
Объект политической социологии
Предмет политической социологии
Основные понятия политической социологии
Структура политической социологии
Основные теории политической социологии
Современные проблемы политической социологии
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

работа по социологии.docx

— 41.11 Кб (Скачать документ)

В структуру политической социологии включаются конкретные формы  функционирования политических отношений  в зависимости от характера власти. Речь идет о проблемах управления и самоуправления, о побуждении людей  к творческой социально значимой деятельности.

Как никогда в современных  условиях возрос спрос на политическое предвидение, прогнозы, от четкого формирования которых в значительной степени  зависит возможность успешного  решения стоящих перед обществом  политических вопросов.

Таким образом, структура  политической социологии как науки  определяется ее предметом и местом среди других направлений научного знания. Ее теоретические и методологические основы, характеризуют состояние, тенденции  и механизм участия людей в  политической жизни общества.

 

  1. Основные теории политической социологии.

Понятия политической социологии существуют не сами по себе, а в рамках определенных теорий, представляющих собой комплексы взаимосвязанных  положений, объясняющих явления, изучаемые  данной наукой. Общепризнанные в научном  сообществе теории называют парадигмами (от греч. paradigma — пример, образец).

В XIX и в первой половине XX в. в политической социологии господствовали теории разделения властей, классовой борьбы и политической активности. Во второй половине XX в. они были заменены теориями политической системы и социального конфликта. В основе этой трансформации лежит изменение как самой политической действительности (переход автократии к демократии в большинстве стран мира), так и изменение научных представлений о ней (переход от методологического монизма к плюрализму).

Теория разделения властей исходила из противопоставления гражданского общества и государства. Отсюда идея взаимоограничения и взаимоуравновешивания отдельных институтов власти как средства против их неограниченного господства над гражданами. Возникшая на основе этой теории система представительной демократии в течение длительного времени обеспечивала контроль различных социальных слоев над деятельностью структур государственной власти. Однако трагический опыт ряда стран в первой половине XX в. (например, легальный приход к власти нацистов в Германии) заставил пересмотреть господствующие теоретические представления.

Теория политических систем. Американский ученый Гэбриэл Алмонд констатировал переход от парадигмы разделения властей к парадигме политических систем. Он предложил распространить идею разделения властей на институты не только государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), но и гражданского общества (партии, заинтересованные группы, ассоциации, средства массовой информации и т.д.). Фактически это означало переход от принципа разделения властей к принципу разделения функций между всеми политическими институтами, как государственными (официальными, конституционными), так и общественными (неофициальными, неконституционными). Используя функциональный подход к изучению политики, Г. Алмонд утверждал также, что все эти институты не просто функциональны, но и многофункциональны, т. е. участвуют в осуществлении если не всех, то, по крайней мере, нескольких функций политической системы.

Основой этой модели является не противоположность (как в модели разделения властей), а единство государства  и гражданского общества, институтов власти и институтов участия, которые  только вместе образуют политическую систему. Между этими институтами  нет непреодолимой границы. Согласно новой теории политическая система представляет собой механизм «авторитетного распределения ценностей» (Д. Истон), действующий в определенной социальной среде.

Теория социального  конфликта. Современная теория конфликтов считает социальную напряженность важнейшим условием нормального функционирования и развития любой общественной системы. Упразднить конфликты невозможно, потому что в их основе лежит дифференциация людей на группы с несовпадающими интересами, а углубление дифференциации общества — признак его прогрессивного развития. Бесконфликтное общество обречено на деградацию и гибель. Что касается непосредственно политической жизни, то конфликт составляет ее суть, так как невозможно себе представить общество, в котором были бы решены все проблемы, связанные с осуществлением и распределением власти. Борьба за распределение и перераспределение власти была и будет основой всякой политики. Более того, она является условием осуществления гражданских прав и свобод. Прекращение социальной борьбы подрывает основы демократии и ведет к авторитаризму. Конфликты способствуют изменению политических систем путем дезинтеграции и дезорганизации (упразднения) устаревших, нефункциональных институтов. Без такого «демонтажа» старых институтов невозможно создание новых, более эффективных политических институтов, необходимых для успешной адаптации политической системы к изменившимся условиям социальной среды.

 

7. Современные проблемы политической социологии.

К началу 90-х годов совокупность результатов по отдельным явлениям и процессам политической жизни, рост эмпирических исследований, расширение кругозора и фронта изучения политики позволили окончательно конституироваться политической социологии. Предметами ее изучения стали политическое сознание и политическое поведение людей, их влияние на деятельность государственных и общественных институтов и организаций, а также механизм воздействия на процессы функционирования власти.

С конца 80-х — начала 90-х  годов, сформировав исходную концепцию  политической социологии (пусть еще  не в полной мере совершенную), социологи  сосредоточили внимание на решении  тех вопросов, от которых, прежде всего, зависела судьба страны.

Межнациональные противоречия в самой России, их генезис и  развитие, а также учет их в деятельности политических организаций и объединений  стали предметом исследований многих социологических коллективов. Ученые пришли к выводу, что углубление межнациональных противоречий невозможно приостановить существующими средствами. Требовались совершенно новые приемы, в том числе и методы народной дипломатии. Так, при анализе трех вариантов решения национального устройства (национально-государственного, национально-территориального и национально-культурного) обнаружилась идея асимметрии национального строительства.

В условиях политической неустойчивости людей все больше стал заботить выход  из создавшейся ситуации — экономического и социального хаоса, парадоксальной и несостоявшейся многопартийности. Пришло понимание того, что демократия сама по себе ещё не гарантирует  успешного решения общественных проблем. Более того, демократия оказалась  не застрахованной от серьезных ошибок, от пороков политического популизма, от социальных просчетов, которые привели  к спаду производства, росту обнищания  людей, потере доверия к власти.

В этот период политическая социология получила прекрасный шанс: сверить свои анализы и прогнозы с результатами реальной жизни. Анализ показал, что при всех ошибках  и недостатках получены достаточно надежные результаты, свидетельствующие  о возможностях социологов делать научно обоснованные анализы и прогнозы. Эти же исследования выявили и  политическую ангажированность ряда социологических  служб, в которых опросы населения стали приобретать оттенок, далекий от науки. В адрес социологов прозвучали прямые и косвенные обвинения в том, что на опросах делаются большая коммерция и большая политика (А.И. Кравченко), что опросы общественного мнения становятся «разновидностью рэкета» (СВ. Туманов), «использование социологических данных стало своеобразной «козырной картой» в политических передачах на радио и телевидении» (М.Н. Руткевич).

Такая критическая оценка была вполне справедливой, поскольку  у многих людей социология стала  отождествляться с опросами общественного  мнения. И наконец, мощный удар по престижу социологии наносили любительские социологические  коммерческие структуры, которых, как  правило, интересовала не истина, а  желание угодить заказчику, побольше заработать денег, спекулировать на интересе к данным опросов общественного мнения.

Из других направлений  развития политической социологии следует  выделить интерес к проблемам  функционирования органов местного самоуправления, который проявился  в середине 90-х годов. В отличие  от опросов общественного мнения в этих исследованиях выяснялась действенность местных органов  власти, формы их взаимодействия с  населением, эффективность разных (в  том числе экспериментальных) видов  их организации. Были сделаны попытки  осмыслить земское движение, опыт функционирования местных органов  советской власти, особенно в 20-е  годы.

С современных позиций  местное самоуправление рассматривается  как функция объединения людей, живущих на определенной территории и пытающихся решать насущные проблемы своей жизни в условиях заданных государством прав и свобод. Но практически  всеми исследователями было отмечено, что существующая реальность отражает проблемы функционирования местной  власти как низовой ячейки государственной  власти и по сути не является формой сорганизовавшегося местного сообщества, пытающегося осуществить функции саморегуляции.

 

8. Заключение.

Центральное место в политической социологии во все большей мере начинает занимать человек, в том числе  человек политический, и как член групп, сообществ и организаций, включая политические, и через  сознание и поведение человека в  политике. В условиях демократии политическая социология за точку отсчета берет  индивида, вследствие чего значимость последнего как объекта познания возрастает.

Все сказанное позволяет  сделать вывод, что содержание политической социологии представляет исследование процессов реализации интересов  людей, политических партий и объединений, классов, наций, социальных групп, добровольных организаций по сознательному использованию  ими власти, удовлетворению их политических интересов. Политическая социология изучает  властные отношения, которые всегда направлены на защиту определенных политических сил, закрепление и развитие достигнутых  ими завоеваний, на создание новых  предпосылок для дальнейшего  упрочения их положения, достижения ими подчинения или консенсуса.

Именно при таком подходе  политическая социология сосредоточивает  свое внимание на изучении политической жизни различных структур, политических притязаний людей, классов, социальных групп, направляемых политическими  партиями, а также политических отношений  данной общественно-политической системы. Политическая социология анализирует  процессы согласования политических интересов  с объективными закономерностями общественного  развития, формы и методы предотвращения коллизий, политических катастроф и  конфронтации (вплоть до революции  как способа решения противоречий).

 

9. Список используемой литературы.

 

  1. Егорышев С.В. Основы социологии и политологии.- Уфа, 2006
  2. Политическая социология/под ред. Тощенко Ж.Т. - М., 2004
  3. Социальная политика/под ред. Волгина Н.А. - М., 2008
  4. Кравченко А.И. Политология. - М., 2007
  5. Мухаев Р.Т. Политология. - М., 2008
  6. Пугачев В.П. Введение в политологию.- М., 1999
  7. Радугин А.А. Политология. - М., 2002

 


Информация о работе Политическая социология